Статья "Духовное воспитание на уроках литературы"
статья по литературе на тему

. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Именно поэтому мы все вместе должны сделать наших учеников способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовное воспитание на уроках литературы                           

           Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над  материальными.

         Там, где нет духовности, падает нравственность. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

        След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах учеников.

       Молодое поколение  верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны: что посеешь сейчас в наших учениках, то и пожнешь потом.

       Именно поэтому мы все вместе должны сделать их способными творить добро.

А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовное воспитание.

      Наиболее способствуют этому русский язык и литература.

 Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников.

      Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.

           Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

 «Илья Муромец». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».

Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

«Поучения Владимира Мономаха»:

 - ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

 - лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

          Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.

      Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных.

Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.

      При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам,  а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

      Нужно стараться подвести учеников к адекватному восприятию текста, т.е. к правильному пониманию авторской позиции,

     Русская классическая  (образцовая) литература всегда проповедовала добро.

       Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).

« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина.

       Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е. Онегина после замужества?

      М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни.

      Эту же тему продолжает Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:

  -Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.

     Такие нравственные понятия, как «вера», «милосердие», «страдание» и другие вводятся на уроках по творчеству Ф.М. Достоевского. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Учащиеся знакомятся с понятием святочного (рождественского) рассказа с его основными признаками – хронологическим и чудесным. На уроке звучат проблемные вопросы, в том числе главный: можно ли назвать счастливым финал рассказа Достоевского?

 В качестве домашнего самостоятельного чтения предлагается рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».  Обсуждая прочитанное, ребята приходят к выводу, что чудеса добра, взаимопомощи должны совершаться обычными людьми.

     Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».  Говорим о том, что главный герой, обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется что-то получить.

       На уроках по зарубежной литературе учащиеся получают представление о культурных эпохах и литературных направлениях, о роли общечеловеческих «вечных» вопросов в литературе. Произведения Данте Алигьери, Ф. Петрарки, У. Шекспира.  

    Тема подлинного искусства и красоты исследуется на уроках по повести Н.В. Гоголя «Портрет», рассказу А.И. Куприна «Гамбринус».

Диспут на тему: «Роль искусства в современном обществе», на котором ребята обсуждают следующие вопросы:

- нужны ли современному обществу талантливые люди;

- нужно ли само искусство;

- каково призвание человека искусства и какова его судьба в современном обществе;

- какие имена, произведения в современном искусстве интересны?

Понятия русского национального характера, праведника рассматриваются на уроках по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах».

 Учащиеся решают вопросы:

- что такое праведность;

- кого и почему на Руси называли праведниками;

- применимо ли это слово к героям Лескова?

Подводя итоги обсуждения, ребята делают выводы, что солдат Постников – из тех самых праведников, о которых пишет Лесков. Но писатель не идеализирует своего героя. Восхищаясь порывом человечности, любви к ближнему, вспыхнувшей в задавленном муштрой человеке, Лесков то с явной, то со скрытой иронией замечает, что окружение солдата, его начальство далеки не только от праведности, но и от человечности.

 И всё же самое ценное для автора то, что человек сохраняет «образ и подобие Божие».

 Обратить внимание учащихся на то, что вечная тема борьбы чувства и долга у Лескова приобретает неожиданное значение: это борьба долга и долга. Долга служебного, солдатского, светского с долгом человеческим, христианским.

На примере судьбы героя «Очарованного странника» Ивана Флягина мы исследуем понятия «праведничество», «странничество», поиск смысла жизни, выявляем черты русского национального характера.

На уроке создаётся проблемная ситуация: можно ли считать главного героя высоконравственным человеком и почему автор определил своего любимого героя в праведники.

 В ходе урока учащиеся пытаются дать ответы на сложные нравственные вопросы:

- можно ли оправдать убийство человека;

- в чём жизненное предназначение каждого из нас;

- можно ли простить самые страшные человеческие поступки;

- какую ответственность несёт человек перед Богом и совестью за свою жизнь?

 Размышляя над эволюцией героя «Очарованного странника», учащиеся вслед за писателем делают вывод, что путь спасения души – это путь через грехи, затем смирение и покаяние к духовному и нравственному преображению.

 Обобщая изученное на уроке, ученики называют черты русского национального характера: широту души, цельность натуры, богатую одарённость, жизненную стойкость, любовь к Родине и людям, веру в Бога, в то же время неоднозначность, непредсказуемость, стихийность.

На уроках в старших классах  рассматриваются проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, ученики исследуют самую великую духовную ценность в жизни человека – чувство любви.

 Урок по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Анализируя художественный текст, определяя позицию автора, раскрывая роль деталей в произведении, ученики выявляют типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-дружба, любовь-подчинение, любовь-приключение, любовь-зависимость, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование.

Отвечая на проблемный вопрос: «Обогащает или обедняет жизнь героя любовь?», ученики приходят к выводу, что любовь для главного героя Желткова расширяется до размеров целого мира и в своём чувстве он нравственно возвышается, становится великим.

 Такая любовь преображает душу, изменяет нравственно, что мы видим на примере главной героини.

    Анализируя пьесу М. Горького «На дне», ученики обсуждают проблемы правды и лжи в жизни человека, веры в Бога и человека, его способности.

Проблемная ситуация: что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

     Таким образом, на уроках литературы мы пытаемся достичь главной  цели: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

      Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"

Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение совре­менного качества образования на основ...

Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)

В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...

Нравственное воспитание на уроках литературы

Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литературы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ХУДОЖСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ литератуы»...