Самостоятельная работа как условие формирования у студентов профессиональных компетенций.
статья по теме
Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nizhegorodov.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Р.В. Нижегородов
ГОБ ПОУ Усманский промышленно-технологический колледж
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Самостоятельная работа обучающихся в СПО является важным видом учебной и научной деятельности студентов. Она способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
ФГОС предусматривается около 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу обучающихся.[1] В связи с этим, обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студентов должна быть эффективной и целенаправленной.
Цель – определить требования и условия, необходимые для организации самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Задачи:
- Создать условия для организации самостоятельной работы студентов;
- Способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной, учебной, научно-исследовательской и практической работы;
- Содействовать развитию и углублению профессиональных, научных и практических интересов студентов;
- Способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов.
Самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно - исследовательская, научно - исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. [3]
Самостоятельная работа реализуется:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных и практических работ;
- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;
- в библиотеке, дома, в общежитии при выполнении студентом учебных и творческих задач.
При изучении дисциплин и профессиональных модулей самостоятельная работа студентов должна представлять единство внеаудиторной, аудиторной и творческой самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач[2].
В связи с внедрением Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения актуальной стала проблема внедрения компетентностного подхода к построению воспитательно-образовательного процесса.
При этом Государственный образовательный стандарт предполагает овладение общими и профессиональными компетенциями студентами всех форм обучения в полном объеме вне зависимости от формы обучения [3, с. 161].
К примеру, Целью освоения профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» является приобретение студентами профессиональных компетенций в сфере «Землеустройство», необходимых для успешной профессиональной деятельности в современных условиях.
В процессе освоения профессионального модуля студент формирует и демонстрирует следующие общие компетенции (ОК):
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [1]
В результате студенты приобретают первоначальные знания о подготовке материалов для проектирования территорий, разработке и анализе проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, организации и технологии производства землеустроительных работ, которые соответствуют следующим профессиональным компетенциям (ПК).
ПК 2.1. Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель.
ПК 2.2. Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований.
ПК 2.3. Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства.
ПК 2.4. Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.
ПК 2.5. Осуществлять перенесение проектов землеустройства в натуру, для организации и устройства территорий различного назначения.
ПК 2.6. Планировать и организовывать землеустроительные работы на производственном участке. [1].
При этом важно понимать, что развитие общих и профессиональных компетенций не возможно без правильно организованной самостоятельной работы. Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивает отдел научно-методической работы, преподаватели колледжа, библиотека, центр информационных технологий.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Профессиональные знания - это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности.
Для методического обеспечения организации самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС и модернизации профессионального образования необходимо выполнить следующие условия:
- систематически проводить пополнение и обновление библиотечного фонда;
- организовать работу типографии для методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
- создание электронного методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся образовательного учреждения.
Выполнение этих условий позволит стимулировать процессы, направленных на методическое обеспечение и организации самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении, приведение структуры профессиональной подготовки в соответствие с актуальными потребностями рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 120701 Землеустройство - Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах учеб. пособие.- М.: Велби: Проспект, 2005. - 208 с.
- Герасименко К.М. Организация самостоятельной работы студентов / Ярославский педагогический вестник – 2010 - № 4 – Том II
- Самостоятельная работа учащихся на уроке: [Электронный документ]. - (http://www.bestreferat.ru/referat-50691.html) 17.11.2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"
В работе представлен опыт работы по теме : "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"....
Внеаудиторная деятельность студентов как способ формирования общих и профессиональных компетенций
Внеаудиторная деятельность студентов, является составной частью образовательной программы....
Педагогический проект « Самостоятельная работа как способ формирования общих и профессиональных компетенций »
педагогический проект...
Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа
В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья, 2020 г.
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в лингвистическом пространстве, статья в сборник материалов Республиканской НПК, МЗ РБ, ГАПОУ «РБМК Э.Р. Раднаев...
Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов
В науке и практике образовательной деятельность предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружен...
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ
2017 г. Республиканская НПК Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа», г. Улан-Удэ...