Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста "Тонет-не тонет"
план-конспект по теме

Гузанова Мария Николаевна

Занимательное дело со старшими дошкольниками по оределению свойств плавучести предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад №119»

_____________________________________________________________________

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста

Образовательная область  Познавательное-исследовательское  развитие

«Тонет – не тонет»

Составила:

воспитатель старшей группы№6  

Гузанова М.Н.

Ноябрь  2016

Возрастная группа: старшя группа №6

Тема занимательной деятельности: «Тонет – не тонет».

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная,  познавательно-исследовательская,  двигательная,  речевая,  игровая,  продуктивная,  музыкальная.

Форма организации деятельности: решение проблемной ситуации,  беседа, познавательное экспериментирование.

Цель: создание условий для сравнения способности обычных предметов держаться на плаву или тонуть.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами плавучести предметов.

2.Развивать логическое мышление, наблюдательность,

3.Упражнять в умении делать выводы на основании увиденного во время эксперимента.

4. Поддерживать у детей желание экспериментировать.
5. Активизировать познавательную деятельность детей.
6. Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, наблюдение за различными состояниями воды, проведение экспериментов с водой и воздухом, чтение и заучивание стихов о воде, отгадывание загадок о воде, игры с водой, просмотр мультфильма о капитане Врунгеле.

Материал: бутылка с запиской, прозрачный контейнер  с водой на каждого ребенка, фартук и набор из предметов (ткань, салфетка, пластмассовая фигурка, пенопласт, камень, деревянный брусок) на каждого ребенка, картинки с изображением (тонущего и плавающего кораблей, изображения пера, гири, надутого и спущенного шариков, чаши и куска пластилина, два апельсина, металл и металлическая чашка, пластилин и чаша из пластилина),  запись с шумом воды, запись музыки для конструирования, запись песни «Вода – буль, буль, буль» (для физминутки), материалы для постройки кораблей (пенопласт, пластилин, бумага для парусов и зубочистки), изображения капель воды (улыбающиеся, недовольные и испуганные).

1. Мотивация деятельности.

Дети играют в группе. Звучит запись с шумом воды.

Обращаю внимание на шум воды.

- Ребята, послушайте, что это шумит?

Ответы детей.

- Интересно, где это она шумит? Может быть, кто-то кран забыл выключить?

Ответы детей.

Идем в умывальную посмотреть, не там ли бежит вода. И точно в умывальной шумит вода и бежит из крана, а в раковине лежит бутылка. Беру бутылку, закрываю кран, идем в групповую комнату и, стряхивая от воды бутылку, говорю:

-Интересно, что внутри бутылки?

Ответы детей

- И что мы будем с ней делать?

Ответы детей

-Хотите прочитать записку? Быть может тогда нам станет ясно, откуда взялась эта бутылка?

Ответы детей. Достаем записку и читаем ее.

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите определиться из чего построить корабль. Я собрал все материалы, которые у меня есть на острове, и послал их вам в коробке. Коробка с материалами на подоконнике. Капитан Врунгель.»

2.Постановка цели

-Мы можем чем-то помочь Врунгелю?

Ответы детей.

-Вот это хорошая идея  помочь капитану Врунгелю определиться из чего построить корабль. А из каких материалов вообще строят корабли?

Ответы детей

-Ребята, почему вы решили, что эти материалы подойдут для строительства корабля?

Ответы детей

- Ребята, от того как  ведет себя предмет в воде (плавает или тонет) говорят  о его плавучести. Вместе повторим  новое слово плавучесть.

Дети повторяют новое слово.

3.Совместная работа по нахождению способов деятельности 

-Интересно, а наши материалы из этой коробки плавучие?

Ответы детей.

- А как же нам узнать плавучие они или нет?

Ответы детей

- Правильно ребята, необходимо провести эксперимент. А где мы будем его проводить?

Ответы детей

-Конечно же, в лаборатории. Какие правила работы в лаборатории вы знаете?

Вика Т: без разрешения ничего не трогать руками.

Максим: Коль с водой имеем дело,

                 Рукава засучим смело.

                 Пролил воду – не беда:

                 Тряпка под рукой всегда.

                 Фартук – друг: он нам помог

                 И никто здесь не промок.

Ответы детей и надеваем защитную одежду для работы в лаборатории.

- Я предлагаю пройти в нашу мини лабораторию. Можно занять свободные места. Теперь мы с вами настоящие исследователи.  

-За осанкой мы следим все красиво мы сидим.

3.Самостоятельная работа детей.

-У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные контейнеры. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Беру 1материал  и  опускаю его в воду.

- Что произошло с  камнем?

Ответы детей.

-Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Дети проводят опыт и получают такой же результат.

- Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (Камень утонул)

- Почему утонул камень?

Ответы детей

Беру следующий предмет (деревянный брусок) опускаю в воду.

- Что произошло?

Ответы детей

- Проверьте ваши деревянные бруски. Как они будут себя вести в воде?

Дети проводят эксперимент и получают тот же результат.

-Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (дерево в воде не тонет)

-Почему дерево не тонет в воде?

Ответы детей (оно легкое)

Достаю пенопласт, пластмассу, кусочек ткани и бумагу (салфетку)  и предлагаю детям проверить плавучесть этих материалов. Дети проводят эксперименты и делают выводы, что ткань и салфетка  утонули, потому что они намокли и стали  тяжелыми, а пенопласт и пластмасса плавают, потому что они легкие. То есть плавучесть предметов зависит от их веса. Вывешиваю картинки с гирей и пером на доску под тонущим и плывущим кораблем соответственно.

-Хорошо ребята, посмотрите, что нам тут еще положил капитан Врунгель? Показываю 2 апельсина (один очищенный, второй в кожуре).

-Что это ребята?

Ответы детей

-Чем отличаются эти апельсины друг от друга?

Ответы детей.

-Интересно, что произойдет с ними в воде?

Ответы детей

-Проведем этот эксперимент в моей емкости, подойдите ко мне поближе, что бы вам было хорошо видно.

Дети подходят к экспериментальному  участку воспитателя.

-Сейчас проверим. Опускаю сначала очищенный апельсин. Он тонет. Дети делают вывод, что он тяжелый и поэтому утонул. Затем я опускаю неочищенный апельсин. Он плавает.

-Ребята, что произошло со вторым апельсином?

Ответы детей

-Почему он плавает? Ведь он же в кожуре, а значит должен быть еще тяжелее очищенного. Ведь так?

Ответы детей

-Может быть все дело в кожуре? На какое спасательное  средство похожа кожура?

Ответы детей

-А что находится внутри спасательного жилета и спасательного круга? Что их держит на воде? Почему они нам не дают утонуть?

Ответы детей

-Значит, что находится в кожуре апельсина?

Ответы детей

-Этот воздух в кожуре апельсина не дает ему  …?

Ответы детей

-Правильно ребята! Значит, плавучесть предметов от чего еще зависит?

Ответы детей

-Конечно, плавучесть предметов зависит от содержания в них воздуха.

 Вешаю картинки  сдутого и надутого шарика. Заглядываю в коробку.

- Что тут у нас еще есть?

Беру пластилин и металлический болт и, делая предположение вместе с детьми, что с ними  произойдет в воде, опускаю в воду.  Сразу видно, что пластилин и металлический болт утонули. Сразу же беру в руки чаши из пластилина и металла.

-А если я опущю в воду две вот этих чаши из пластилина и из металла, что с ними произойдет?

Дети высказывают свои предположения. Я опускаю обе чаши  в воду. Они плавают.

-Что произошло, ребята?

Ответы детей

 -Почему они плавают?

Ответы детей

-Что содержится внутри чашек?

Ответы детей

-Правильно, воздух.  Какой мы вывод можем сделать, если кусок пластилина и металла тонут, а тарелки из этих материалов нет? От чего зависит плавучесть этих материалов? Что изменилось у этих предметов (материалов)?

Ответы детей

-Правильно плавучесть материалов зависит от их формы. Молодцы ребята!

Вешаю на доску картинки с куском пластилина и чаши из него.

4. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.

- Повторим еще раз, от чего же зависит плавучесть предметов?

Ответы детей (опираясь на картинки на доске)

- Правильно ребята, плавучесть предметов зависит от их тяжести, формы и  от содержания в них воздуха. Мы свами это выяснили, делая опыты.

- Значит, только какие  материалы пригодятся Врунгелю для строительства корабля?

Показываю на плавающие предметы в моей емкости?

Ответы детей. Кладу в коробку все материалы, которые плавают.

- А вам я предлагаю сконструировать несколько разных корабликов, хотите?

Ответы детей

Но прежде чем строить кораблики, я предлагаю вам  хорошенько размяться.

Физкультминутка.

Звучит песня «Вода – буль, буль, буль».  Дети выполняют вместе со мной под нее движения в кругу.

-А теперь можно приступить к конструированию корабликов. Дети под музыку мастерят кораблики из пенопласта или пластилина, зубочистки и бумаги.

-Молодцы ребята, посмотрите, какие замечательные кораблики вы сделали. Проверим их на плавучесть.

Дети опускают кораблики в емкость с водой воспитателя. В это время снова звучит запись с шумом воды.

-Снова шумит вода?

Ответы детей

-Ой, а куда же делась коробка?

Ответы детей.

-Да, наверное, вода унесла ее обратно капитану Врунгелю. Как вы считаете, мы помогли Врунгелю?

Ответы детей

-Чем мы ему помогли?

Ответы детей

-Теперь он сможет построить корабль?

Ответы детей

-Что вам понравилось?

Ответы детей

-Что было трудно для вас?

Ответы детей

-Вы молодцы ребята, такое дело хорошее сделали – помогли человеку попавшему в беду. А вам я предлагаю на память взять себе по капельке воды. Если вы, сегодня, узнали что-то новое , и у вас все получилось и понравилось, то возьмите улыбающуюся капельку, если у вас остались вопросы – недовольную капельку, и если вам было трудно и ничего не понятно – возьмите испуганную.

Дети берут по капельке. Несколько человек объясняют свой выбор.

- Вы меня сегодня очень порадовали ребята. А теперь уберем за собой рабочие места.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

"Вот она какая осень золотая!" Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.Задачи:  учить выделять выразительные средства, характерные для муз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"

Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям  разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...