Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего возраста "Тонет-не тонет"
план-конспект по теме
Занимательное дело со старшими дошкольниками по оределению свойств плавучести предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект познавательно-исследовательского дела для старших дошкольников | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад №119»
_____________________________________________________________________
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Образовательная область Познавательное-исследовательское развитие
«Тонет – не тонет»
Составила:
воспитатель старшей группы№6
Гузанова М.Н.
Ноябрь 2016
Возрастная группа: старшя группа №6
Тема занимательной деятельности: «Тонет – не тонет».
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, речевая, игровая, продуктивная, музыкальная.
Форма организации деятельности: решение проблемной ситуации, беседа, познавательное экспериментирование.
Цель: создание условий для сравнения способности обычных предметов держаться на плаву или тонуть.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами плавучести предметов.
2.Развивать логическое мышление, наблюдательность,
3.Упражнять в умении делать выводы на основании увиденного во время эксперимента.
4. Поддерживать у детей желание экспериментировать.
5. Активизировать познавательную деятельность детей.
6. Развивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, наблюдение за различными состояниями воды, проведение экспериментов с водой и воздухом, чтение и заучивание стихов о воде, отгадывание загадок о воде, игры с водой, просмотр мультфильма о капитане Врунгеле.
Материал: бутылка с запиской, прозрачный контейнер с водой на каждого ребенка, фартук и набор из предметов (ткань, салфетка, пластмассовая фигурка, пенопласт, камень, деревянный брусок) на каждого ребенка, картинки с изображением (тонущего и плавающего кораблей, изображения пера, гири, надутого и спущенного шариков, чаши и куска пластилина, два апельсина, металл и металлическая чашка, пластилин и чаша из пластилина), запись с шумом воды, запись музыки для конструирования, запись песни «Вода – буль, буль, буль» (для физминутки), материалы для постройки кораблей (пенопласт, пластилин, бумага для парусов и зубочистки), изображения капель воды (улыбающиеся, недовольные и испуганные).
1. Мотивация деятельности.
Дети играют в группе. Звучит запись с шумом воды.
Обращаю внимание на шум воды.
- Ребята, послушайте, что это шумит?
Ответы детей.
- Интересно, где это она шумит? Может быть, кто-то кран забыл выключить?
Ответы детей.
Идем в умывальную посмотреть, не там ли бежит вода. И точно в умывальной шумит вода и бежит из крана, а в раковине лежит бутылка. Беру бутылку, закрываю кран, идем в групповую комнату и, стряхивая от воды бутылку, говорю:
-Интересно, что внутри бутылки?
Ответы детей
- И что мы будем с ней делать?
Ответы детей
-Хотите прочитать записку? Быть может тогда нам станет ясно, откуда взялась эта бутылка?
Ответы детей. Достаем записку и читаем ее.
«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите определиться из чего построить корабль. Я собрал все материалы, которые у меня есть на острове, и послал их вам в коробке. Коробка с материалами на подоконнике. Капитан Врунгель.»
2.Постановка цели
-Мы можем чем-то помочь Врунгелю?
Ответы детей.
-Вот это хорошая идея помочь капитану Врунгелю определиться из чего построить корабль. А из каких материалов вообще строят корабли?
Ответы детей
-Ребята, почему вы решили, что эти материалы подойдут для строительства корабля?
Ответы детей
- Ребята, от того как ведет себя предмет в воде (плавает или тонет) говорят о его плавучести. Вместе повторим новое слово плавучесть.
Дети повторяют новое слово.
3.Совместная работа по нахождению способов деятельности
-Интересно, а наши материалы из этой коробки плавучие?
Ответы детей.
- А как же нам узнать плавучие они или нет?
Ответы детей
- Правильно ребята, необходимо провести эксперимент. А где мы будем его проводить?
Ответы детей
-Конечно же, в лаборатории. Какие правила работы в лаборатории вы знаете?
Вика Т: без разрешения ничего не трогать руками.
Максим: Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
Ответы детей и надеваем защитную одежду для работы в лаборатории.
- Я предлагаю пройти в нашу мини лабораторию. Можно занять свободные места. Теперь мы с вами настоящие исследователи.
-За осанкой мы следим все красиво мы сидим.
3.Самостоятельная работа детей.
-У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас прозрачные контейнеры. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.
Беру 1материал и опускаю его в воду.
- Что произошло с камнем?
Ответы детей.
-Попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.
Дети проводят опыт и получают такой же результат.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы детей (Камень утонул)
- Почему утонул камень?
Ответы детей
Беру следующий предмет (деревянный брусок) опускаю в воду.
- Что произошло?
Ответы детей
- Проверьте ваши деревянные бруски. Как они будут себя вести в воде?
Дети проводят эксперимент и получают тот же результат.
-Какой вывод можно сделать?
Ответы детей (дерево в воде не тонет)
-Почему дерево не тонет в воде?
Ответы детей (оно легкое)
Достаю пенопласт, пластмассу, кусочек ткани и бумагу (салфетку) и предлагаю детям проверить плавучесть этих материалов. Дети проводят эксперименты и делают выводы, что ткань и салфетка утонули, потому что они намокли и стали тяжелыми, а пенопласт и пластмасса плавают, потому что они легкие. То есть плавучесть предметов зависит от их веса. Вывешиваю картинки с гирей и пером на доску под тонущим и плывущим кораблем соответственно.
-Хорошо ребята, посмотрите, что нам тут еще положил капитан Врунгель? Показываю 2 апельсина (один очищенный, второй в кожуре).
-Что это ребята?
Ответы детей
-Чем отличаются эти апельсины друг от друга?
Ответы детей.
-Интересно, что произойдет с ними в воде?
Ответы детей
-Проведем этот эксперимент в моей емкости, подойдите ко мне поближе, что бы вам было хорошо видно.
Дети подходят к экспериментальному участку воспитателя.
-Сейчас проверим. Опускаю сначала очищенный апельсин. Он тонет. Дети делают вывод, что он тяжелый и поэтому утонул. Затем я опускаю неочищенный апельсин. Он плавает.
-Ребята, что произошло со вторым апельсином?
Ответы детей
-Почему он плавает? Ведь он же в кожуре, а значит должен быть еще тяжелее очищенного. Ведь так?
Ответы детей
-Может быть все дело в кожуре? На какое спасательное средство похожа кожура?
Ответы детей
-А что находится внутри спасательного жилета и спасательного круга? Что их держит на воде? Почему они нам не дают утонуть?
Ответы детей
-Значит, что находится в кожуре апельсина?
Ответы детей
-Этот воздух в кожуре апельсина не дает ему …?
Ответы детей
-Правильно ребята! Значит, плавучесть предметов от чего еще зависит?
Ответы детей
-Конечно, плавучесть предметов зависит от содержания в них воздуха.
Вешаю картинки сдутого и надутого шарика. Заглядываю в коробку.
- Что тут у нас еще есть?
Беру пластилин и металлический болт и, делая предположение вместе с детьми, что с ними произойдет в воде, опускаю в воду. Сразу видно, что пластилин и металлический болт утонули. Сразу же беру в руки чаши из пластилина и металла.
-А если я опущю в воду две вот этих чаши из пластилина и из металла, что с ними произойдет?
Дети высказывают свои предположения. Я опускаю обе чаши в воду. Они плавают.
-Что произошло, ребята?
Ответы детей
-Почему они плавают?
Ответы детей
-Что содержится внутри чашек?
Ответы детей
-Правильно, воздух. Какой мы вывод можем сделать, если кусок пластилина и металла тонут, а тарелки из этих материалов нет? От чего зависит плавучесть этих материалов? Что изменилось у этих предметов (материалов)?
Ответы детей
-Правильно плавучесть материалов зависит от их формы. Молодцы ребята!
Вешаю на доску картинки с куском пластилина и чаши из него.
4. Подведение итогов, обсуждение результата, саморефлексия.
- Повторим еще раз, от чего же зависит плавучесть предметов?
Ответы детей (опираясь на картинки на доске)
- Правильно ребята, плавучесть предметов зависит от их тяжести, формы и от содержания в них воздуха. Мы свами это выяснили, делая опыты.
- Значит, только какие материалы пригодятся Врунгелю для строительства корабля?
Показываю на плавающие предметы в моей емкости?
Ответы детей. Кладу в коробку все материалы, которые плавают.
- А вам я предлагаю сконструировать несколько разных корабликов, хотите?
Ответы детей
Но прежде чем строить кораблики, я предлагаю вам хорошенько размяться.
Физкультминутка.
Звучит песня «Вода – буль, буль, буль». Дети выполняют вместе со мной под нее движения в кругу.
-А теперь можно приступить к конструированию корабликов. Дети под музыку мастерят кораблики из пенопласта или пластилина, зубочистки и бумаги.
-Молодцы ребята, посмотрите, какие замечательные кораблики вы сделали. Проверим их на плавучесть.
Дети опускают кораблики в емкость с водой воспитателя. В это время снова звучит запись с шумом воды.
-Снова шумит вода?
Ответы детей
-Ой, а куда же делась коробка?
Ответы детей.
-Да, наверное, вода унесла ее обратно капитану Врунгелю. Как вы считаете, мы помогли Врунгелю?
Ответы детей
-Чем мы ему помогли?
Ответы детей
-Теперь он сможет построить корабль?
Ответы детей
-Что вам понравилось?
Ответы детей
-Что было трудно для вас?
Ответы детей
-Вы молодцы ребята, такое дело хорошее сделали – помогли человеку попавшему в беду. А вам я предлагаю на память взять себе по капельке воды. Если вы, сегодня, узнали что-то новое , и у вас все получилось и понравилось, то возьмите улыбающуюся капельку, если у вас остались вопросы – недовольную капельку, и если вам было трудно и ничего не понятно – возьмите испуганную.
Дети берут по капельке. Несколько человек объясняют свой выбор.
- Вы меня сегодня очень порадовали ребята. А теперь уберем за собой рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме
.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Музыка хорошего настроения"
Конспект музыкального занятия для детей 6-7 лет "Музыка хорошего настроения"...
"Вот она какая осень золотая!" Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование умения использовать в рисунках художественных свойств изобразительных материалов для создания образа природы.Задачи: учить выделять выразительные средства, характерные для муз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"
Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...