Программа воспитательной работы "Мудрость веков"
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мудрость веков» для 6 класса адаптирована для обучения и воспитания детей с ОВЗ (НОДА) и с учетом особенностей их психофизического развития. Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, Концепцией духовно-нравственного развития школьников.
В основное содержание программы курса (1 час в неделю) входит решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей, как одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями, обществом и государством в целом, путем чтения и осмысления притч. Почему именно притчи являются одним из самых универсальных инструментов в поиске себя и смысла жизни? Любой человек, которого хотя бы раз хорошенько «зацепила» притча скажет вам, что эти миниатюры обладают мощнейшим зарядом, который способен не только сдвинуть с мёртвой точки человека в духовном развитии, но и полностью перевернуть мировоззрение. Удивительно, что каждый человек индивидуально для себя находит что-то новое, постигает в простоте ситуации величайшие мудрости. За потрясающей универсальностью и масштабами знаний кроется исключительная простота. Притча — это поистине универсальная, оптимизированная и экстремально заархивированная духовная информация для любого человека.
Программа рассчитана на детей 6 класса (12-14лет), реализуется в течение 1 года.
Режим проведения занятий – 1 раз в неделю ( 32 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp._pr_mudrost_vekov.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат «КРАСНЫЕ ЗОРИ»»
Программа воспитательной работы
«Мудрость веков»
(Духовно-нравственное направление)
для детей 6 класса
Срок реализации – 1 год.
Составила: Иванова Е.Ю.
Петродворец,2015
Притча - это одновременно и мудрость, и путь к мудрости.
А.Княжицкий.
Пояснительная записка
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями, обществом и государством в целом.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства Программа воспитания и социализации учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Почему именно притчи являются одним из самых универсальных инструментов в поиске себя и смысла жизни? Любой человек, которого хотя бы раз хорошенько «зацепила» притча скажет вам, что эти миниатюры обладают мощнейшим зарядом, который способен не только сдвинуть с мёртвой точки человека в духовном развитии, но и полностью перевернуть мировоззрение. Удивительно, что каждый человек индивидуально для себя находит что-то новое, постигает в простоте ситуации величайшие мудрости. Притча — это поистине универсальная, оптимизированная и экстремально заархивированная духовная информация для любого человека.
За потрясающей универсальностью и масштабами знаний кроется исключительная простота. Зачастую абсурдная краткость притчи содержит настолько поразительный архив духовного знания, что человек, который просочился сознанием в идейную сферу притчи — обезоруживается перед масштабами Истины, которая, зачастую, ускользала многие годы, а может быть и десятилетия.
Цель программы – воспитание всесторонне развитой личности, культурного, порядочного, творческого человека, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи программы:
• формирование способности к духовному развитию;
• укрепление нравственности;
• формирование основ морали;
• формирование нравственного самосознания личности (совести);
• принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,
• осознание ребенком ценности человеческой жизни;
• формирование нравственного смысла учения.
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
• формирование отношения к семье как к основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Данная программа содержит познавательный, развивающий, воспитывающий компоненты.
Познавательный компонент включает в себя ознакомление воспитанников с притчей, как важнейшего источника вековой мудрости, расширение представлений учащихся об истории, культуре и быте народов, создавших притчи.
Развивающий компонент предполагает усовершенствование навыков чтения, устной речи, навыка получения и систематизации информации, умения вести дискуссию на различные темы, , расширение кругозора детей, формирование умений провести самостоятельный анализ прочитанного.
Воспитательный компонент предполагает понимание и принятие учащимися духовных ценностей разных народов и понимание их самобытности, новое осмысление человеческой истории, что способствует воспитанию уважения к разным народам и к внутреннему миру отдельного человека, формирование умения работать в команде.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность
Методы проведения занятий: беседа, лекция, дискуссия, тестирование, решение проблемных ситуаций, деловая игра, презентации.
Ожидаемый результат. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- формирование подбора аргументов и доказательств;
умение правильно выражать свои мысли.
- формирование умения работы в творческой группе;
Воспитательная программа «Мудрость веков» рассчитан на 32 часа (1 час в неделю). Возрастная группа детей – 12-14 лет.
Данная программа имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
Данная программа составлена с учетом следующих нормативных правовых докуменов:
● Конституция Российской Федерации.
● Конвенция о правах ребенка.
●Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,
●Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
● Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования»
●Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).
● Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г. № 164, от 19.10.2009 г. № 427);
●Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
● Концепция развития школьного филологического образования в Российской Федерации.
●Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
●Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
●Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».
●Распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г. № 297-р «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области»;
●Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.
●Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз
"Об образовании в Ленинградской области"
●Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Комитета общего и профессионального образования.
●Устав Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные Зори».
●Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2015-2016 учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«МУДРОСТЬ ВЕКОВ»
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во занятий |
Раздел 1. Введение | ||
1. | Что такое притча | 1 |
2. | Какие бывают притчи | 1 |
Раздел 2. Притчи о жизни | ||
3. | Притча о гневе и заборе с гвоздями | 1 |
4. | Притча об обиде и картофеле | 1 |
5. | Притча об Эхе | 1 |
6. | Притча о себе и близких... | 1 |
7. | Притча о сорняках | 1 |
Раздел 3. Притчи о семейных ценностях | ||
8. | Притча о Волшебной копейке | 1 |
9. | Притча о хмуром человеке | 1 |
10. | Притча о матери | 1 |
11. | Притча о корзине | 1 |
Раздел 4. Притчи о труде | ||
12. | Притча о грязи | 1 |
13. | Притча о Храме | 1 |
14. | Притча о таксисте | 1 |
15. | Притча о лягушатах и высокой башне | 1 |
16 | Притча о кузнеце | 1 |
Раздел 5. Притчи о здоровье | ||
17. | Счастье или здоровье | 1 |
18. | Притча о табаке | 1 |
19. | Дар богов | 1 |
Раздел 6. Христианские притчи | ||
20. | Притча о семенах | 1 |
21. | Притча о Рае и Аде | 1 |
Раздел 7. Восточные притчи | ||
22. | Притча об одиночестве | 1 |
23. | Почему люди кричат? | 1 |
Раздел 8. Стихотворные притчи | ||
24. | Притча о стакане молока | 1 |
25. | Притча о бумеранге | 1 |
26. | Притча о предательстве | 1 |
Раздел 9. Современные притчи | ||
27. | История в автобусе | |
28. | Притча о кофе | |
29. | Притча про прораба | |
30. | Осколки доброты | |
31. | Притча о кирпичах | |
32. | Подведение итогов. Заключительное занятие |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МУДРОСТЬ ВЕКОВ»
1. Что такое притча. Определение притчи, как литературный жанр. Возникновение притч. Отличие притч от сказок и басен.
2. Какие бывают притчи. Притчи о жизни. Притчи о семье. Исторические притчи. Библейские притчи. Мудрые притчи. Современные притчи.
3. Притча о гневе и заборе с гвоздями. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притчи (понравилась, не понравилась)
4. Притча об обиде и картофеле. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
5. Притча об Эхе. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
6. Притча о себе и близких... Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
7. Притча о сорняках. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
8. Притча о Волшебной копейке. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
9. Притча о хмуром человеке. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
10. Притча о матери. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
11. Притча о корзине. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
12. Притча о грязи. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
13. Притча о Храме. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
14. Притча о таксисте. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
15. Притча о лягушатах и высокой башне. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
16. Притча о кузнеце. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
17. Притча «Счастье или здоровье». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
18. Притча о табаке. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
19. Притча «Дар богов». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
20. Притча о семенах. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
21. Притча о Рае и Аде. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
22. Притча об одиночестве. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
23. Притча «Почему люди кричат?» Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
24. Притча о стакане молока. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
25. Притча о бумеранге. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
26. Притча о предательстве. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
27. Притча «История в автобусе». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
28. Притча о кофе. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
29. Притча про прораба. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
30. Притча «Осколки доброты». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
31. Притча о кирпичах. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)
32. Подведение итогов. Заключительное занятие. Что понравилось, что не понравилось в данной программе. Пробуем написать притчу.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Кузьмина Р. И. Притча как условная художественная форма // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. — Фрунзе, 1990 — С. 19-37.
- Кушнарева Л. И. Притча как жанр // Язык. Этнос. Сознание = Language, ethnicity and the mind. — Майкоп, 2003. — Т. 2. — С. 205—208.
- Лапшин В. А. Пьесы-притчи Б. Брехта // Вестник Московского университета. Сер. Филология. — 1973. -№ 4 — С. 35-45.
- Левина Е.Притча в искусстве XX века : Музыкальный и драматический театр, литература // Искусство XX века. В 2 т. — Н.Нвгород, 1997. Т. 2. — С.23-39.
- Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381—387.
- Цветков А. Возможности и границы притчи // Вопросы литературы. — 1973. — № 5. — С. 152—170.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы
Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...
Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2» «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...
Программа развития "Новому веку-здоровое поколение"
Подпрограмма разработана в соответствии с Законом РФ « Об образовании», «Концепции физического во...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
Программа воспитательной работы классного руководителя 10-11 классов _Старшеклассник XXI века_
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется всё больше внимания организации воспитательной работы школы, как в нашей стране, ...
Рабочая программа воспитательной работы «Поколение 21 века»
Программа воспитательной работы «Поколение 21 века». Сроки реализации: 2 года. Система классных, школьных и общешкольных мероприятий, индивидуальные профилактические бесе...