Программа воспитательной работы "Мудрость веков"
рабочая программа (6 класс) на тему

Иванова Екатерина Юрьевна

          Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мудрость веков» для 6 класса адаптирована для обучения и воспитания детей с ОВЗ (НОДА)  и с учетом особенностей их психофизического развития.  Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, Концепцией духовно-нравственного развития школьников.

В основное содержание программы курса (1 час в неделю) входит решение проблемы         духовно-нравственного воспитания детей, как одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями, обществом и государством в целом, путем чтения и осмысления притч. Почему именно притчи являются одним из самых универсальных инструментов в поиске себя и смысла жизни? Любой человек, которого хотя бы раз хорошенько «зацепила» притча скажет вам, что эти миниатюры обладают мощнейшим зарядом, который способен не только сдвинуть с мёртвой точки человека в духовном развитии, но и полностью перевернуть мировоззрение. Удивительно, что каждый человек индивидуально для себя находит что-то новое, постигает в простоте ситуации величайшие мудрости. За потрясающей универсальностью и масштабами знаний кроется исключительная простота. Притча — это поистине универсальная, оптимизированная и экстремально заархивированная духовная информация для любого человека.

Программа рассчитана  на детей 6 класса (12-14лет), реализуется в течение 1 года.

 

Режим проведения занятий – 1 раз в неделю ( 32 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp._pr_mudrost_vekov.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

     школа-интернат «КРАСНЫЕ ЗОРИ»»

Программа воспитательной работы

«Мудрость веков»

(Духовно-нравственное  направление)

для детей 6 класса

Срок реализации – 1 год.

Притчи неизвестного происхождения                      Составила: Иванова Е.Ю.

Петродворец,2015

Притча - это одновременно и мудрость,  и путь к мудрости.

                                                                                                                                               А.Княжицкий.

Пояснительная записка

         Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями, обществом и государством в целом.  

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства Программа воспитания и социализации  учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

       С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур,  Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны,  падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно-ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой, не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Почему именно притчи являются одним из самых универсальных инструментов в поиске себя и смысла жизни? Любой человек, которого хотя бы раз хорошенько «зацепила» притча скажет вам, что эти миниатюры обладают мощнейшим зарядом, который способен не только сдвинуть с мёртвой точки человека в духовном развитии, но и полностью перевернуть мировоззрение. Удивительно, что каждый человек индивидуально для себя находит что-то новое, постигает в простоте ситуации величайшие мудрости. Притча — это поистине универсальная, оптимизированная и экстремально заархивированная духовная информация для любого человека.

За потрясающей универсальностью и масштабами знаний кроется исключительная простота. Зачастую абсурдная краткость притчи содержит настолько поразительный архив духовного знания, что человек, который просочился сознанием в идейную сферу притчи — обезоруживается перед масштабами Истины, которая, зачастую, ускользала многие годы, а может быть и десятилетия.

        Цель программы – воспитание всесторонне развитой личности, культурного, порядочного, творческого человека, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

       Задачи программы:

•        формирование способности к духовному развитию;

•        укрепление нравственности;

•        формирование основ морали;

•        формирование  нравственного самосознания личности (совести);

•        принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•        формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

•        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата,

•        осознание  ребенком ценности человеческой жизни;

•        формирование нравственного смысла учения.

•        развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•        становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•        формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

•        формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

•        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

•        формирование у обучающегося  уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•        формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

•        знакомство  с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

  Данная программа содержит познавательный, развивающий, воспитывающий компоненты.

  Познавательный компонент включает в себя ознакомление воспитанников с притчей, как важнейшего источника вековой мудрости, расширение представлений учащихся об истории, культуре и быте народов, создавших притчи.

   Развивающий компонент предполагает усовершенствование навыков чтения, устной  речи, навыка получения и систематизации информации, умения вести дискуссию на различные  темы, , расширение кругозора детей, формирование умений провести самостоятельный анализ прочитанного.

   Воспитательный компонент предполагает понимание и принятие учащимися духовных ценностей разных народов и понимание их самобытности, новое осмысление человеческой истории, что способствует воспитанию уважения к разным народам и к внутреннему миру отдельного человека, формирование умения работать в команде.

Принципы: 

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

- психологическая комфортность

Методы проведения занятий: беседа, лекция, дискуссия, тестирование,  решение проблемных ситуаций, деловая игра, презентации.

Ожидаемый результат. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
  • формирование  подбора аргументов и доказательств;

умение правильно выражать свои мысли.

  •  формирование умения работы в творческой группе;

Воспитательная программа «Мудрость веков» рассчитан на 32 часа (1 час в неделю). Возрастная группа детей – 12-14 лет.

Данная программа имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.

Данная программа составлена с учетом следующих нормативных правовых докуменов:

Конституция Российской Федерации.

Конвенция о правах ребенка.

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»,

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);

 Федеральный Государственный образовательный  стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» 

Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года № 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).

 Приказ Минобрнауки  Российской Федерации  от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06.2008 г.   № 164, от 19.10.2009 г. № 427);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 

 Концепция развития школьного филологического  образования в Российской Федерации.

Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Приказ Комитета общего и профессионального  образования Ленинградской области от 10.08.2005г. №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области».

Распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г. № 297-р «Об организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе образования Ленинградской области»;

Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г № 35.

Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз

"Об образовании в Ленинградской области"

Инструктивно-методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2015-2016 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Комитета общего и профессионального образования.

●Устав Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные  Зори».

Учебный план школы-интерната «Красные Зори» на 2015-2016 учебный год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 «МУДРОСТЬ ВЕКОВ»

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во

 занятий

Раздел 1. Введение

1.

Что такое притча

1

2.

Какие бывают притчи

1

Раздел 2. Притчи о жизни

3.

Притча о гневе и заборе с гвоздями

1

4.

Притча об обиде и картофеле

1

5.

Притча об Эхе

1

6.

Притча о себе и близких...

1

7.

Притча о сорняках

1

Раздел 3. Притчи о семейных ценностях

8.

Притча о Волшебной копейке

1

9.

Притча о хмуром человеке

1

10.

Притча о матери

1

11.

Притча о корзине

1

Раздел 4. Притчи о труде

12.

Притча о грязи

1

13.

Притча о Храме

1

14.

Притча о таксисте

1

15.

Притча о лягушатах и высокой башне

1

16

Притча о кузнеце

1

Раздел 5. Притчи о здоровье

17.

Счастье или здоровье

1

18.

Притча о табаке

1

19.

Дар богов

1

Раздел 6. Христианские притчи

20.

Притча о семенах

1

21.

Притча о Рае и Аде

1

Раздел 7. Восточные притчи

22.

Притча об одиночестве

1

23.

Почему люди кричат?

1

Раздел 8. Стихотворные притчи

24.

Притча о стакане молока

1

25.

Притча о бумеранге

1

26.

Притча о предательстве

1

Раздел 9. Современные притчи

27.

История в автобусе

28.

Притча о кофе

29.

Притча про прораба

30.

Осколки доброты

31.

Притча о кирпичах

32.

Подведение итогов. Заключительное занятие

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МУДРОСТЬ ВЕКОВ»

1. Что такое притча. Определение притчи, как литературный жанр. Возникновение притч. Отличие притч от сказок и басен.

2. Какие бывают притчи. Притчи о жизни. Притчи о семье. Исторические притчи. Библейские притчи. Мудрые притчи. Современные притчи.

3. Притча о гневе и заборе с гвоздями. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притчи (понравилась, не понравилась)

4. Притча об обиде и картофеле. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

5. Притча об Эхе. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

6. Притча о себе и близких... Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

7. Притча о сорняках. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

8. Притча о Волшебной копейке.  Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

9. Притча о хмуром человеке. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

10. Притча о матери. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

11. Притча о корзине. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

12. Притча о грязи. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

13. Притча о Храме. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

14. Притча о таксисте. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

15. Притча о лягушатах и высокой башне. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

16. Притча о кузнеце. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

17. Притча «Счастье или здоровье». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

18. Притча о табаке. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

19. Притча «Дар богов». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

20. Притча о семенах. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

21. Притча о Рае и Аде. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

22. Притча об одиночестве. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

23. Притча «Почему люди кричат?» Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

24. Притча о стакане молока. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

25. Притча о бумеранге. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

26. Притча о предательстве. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

27. Притча «История в автобусе». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

28. Притча о кофе. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

29. Притча про прораба. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

30. Притча «Осколки доброты». Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

31. Притча о кирпичах. Чтение, обсуждение притчи. В чем смысл этой притчи? Чему она научила? Отношение к притче (понравилась, не понравилась)

32. Подведение итогов. Заключительное занятие. Что понравилось, что не понравилось в данной программе. Пробуем написать притчу.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Кузьмина Р. И. Притча как условная художественная форма // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. — Фрунзе, 1990 — С. 19-37.
  • Кушнарева Л. И. Притча как жанр // Язык. Этнос. Сознание = Language, ethnicity and the mind. — Майкоп, 2003. — Т. 2. — С. 205—208.
  • Лапшин В. А. Пьесы-притчи Б. Брехта // Вестник Московского университета. Сер. Филология. — 1973. -№ 4 — С. 35-45.
  • Левина Е.Притча в искусстве XX века : Музыкальный и драматический театр, литература // Искусство XX века. В 2 т. — Н.Нвгород, 1997. Т. 2. — С.23-39.
  • Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381—387.
  • Цветков А. Возможности и границы притчи // Вопросы литературы. — 1973. — № 5. — С. 152—170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы

Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...

Рабочая программа. История средних веков. 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2»    «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...

Программа развития "Новому веку-здоровое поколение"

Подпрограмма  разработана  в  соответствии  с  Законом РФ  « Об  образовании»,  «Концепции  физического  во...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

Программа воспитательной работы классного руководителя 10-11 классов _Старшеклассник XXI века_

          В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется всё больше внимания организации воспитательной работы школы, как в нашей стране, ...

Рабочая программа воспитательной работы «Поколение 21 века»

Программа воспитательной работы «Поколение 21 века». Сроки реализации: 2 года.  Система классных,   школьных и общешкольных мероприятий, индивидуальные профилактические бесе...