консультации для родителей и воспитателей
консультация на тему

Ходова Татьяна Владимировна

консультации для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx108.57 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

"Как правильно общаться с ребенком"

Вам, родителям, кажется, что вы всегда правильно ведете себя по отношению к ребенку. Но порой вы ошибаетесь.

Вот несколько простых правил, которые Вам не мешало бы усвоить.

Самое главное, безусловное правило: любите своего ребенка!

Правило 1: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило 2: Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3: Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Правило 5: Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его выслушать.

Правило 6: Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!

Правило 7: Максимально удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др.

Правило 8: Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно  выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 9: Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.

Правило 10: Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, чтобы они были гибкими — родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Правило 11: Правила и последствия должны формулироваться одновременно.

Правило 12: Следует применять санкции, а не наказание.

Пожалуйста, дорогие мамы и папы, примите к сведению эти рекомендации и правильно общайтесь с ребенком.

 

Роль матери и отца в воспитании ребенка.

 

                                                                                                                     

Любить - значит утверждать

неповторимое существование

                                                                                                    другого человека.

 

С.Л. Рубинштейн

 

 

     Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

         Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины.

    Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении.

- Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

- Ловушка нормальности, или «все как у людей»- отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.

- Ловушка подарка (« Я ему все покупаю, что захочет») – игнорирование личностного общения.

     Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: « Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: « Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

     Идеальный вариант - когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты - мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию. Отец –  такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели женского и мужского поведения.

При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты.

-  Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок- воспитатель себя.

-  Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.

- На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей - в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

    Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей; наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей (вредные привычки); проживание в семье тяжело больного человека.

     Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

-  уверенность в своих силах и самодостаточность;

- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

-  способность разграничить ошибку и свою личность.  

Выразительное чтение как элемент развития связной речи.

 

Важнейшее качество звучащей речи – ее выразительность. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе. Что же считать выразительностью речи? «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» (Н.С. Рождественский).

Следовательно, выразительное чтение воспитателя — это, с одной стороны, способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой — способ развития и совершенствования чувств ребенка.

Существует две стороны воспитания выразительности речи:

 1) естественная выразительность повседневной детской речи;

2) произвольная, осознанная выразительность при передачи заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребенком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения). Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить. Более сложно сформировать выразительность произвольную.

 В младших группах у детей необходимо поддерживать простоту и непосредственность исполнения.

В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства (радость, удивление, неудовольствие), которые они многократно пережили в своем опыте.

В старших группах требования возрастают: дети должны уже выражать более разнообразные и тонкие чувства (нежность, тревогу, печаль, гордость и др.), следует формировать умение слышать выразительность речи других, т. е. анализировать на слух некоторые качества речи (как было прочитано стихотворение - весело или грустно, шутливо или серьезно и т. д.). Развитие выразительности в повседневной жизни ребенка. Нужно показать ему: - как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей; - дружелюбно просят о чем-то товарища; - ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.

 В таких играх, как «Телефон», «Встреча куклы», «Магазин», «Почта», во время экскурсий закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма («Поздоровайтесь негромко, приветливо»,— напоминает воспитатель перед входом в библиотеку), игры и хороводы, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями: «Коршун и наседка», «Ладушки», «Идет коза рогатая».

Развитие выразительности на занятиях.

В младших группах можно использовать игровое упражнение: - кукла выполняет необходимые действия: правильно берет указку, становится к картине боком, громко называет изображенное на картине и др. (игровые действия с игрушкой выполняет воспитатель).

В старших группах используется такой прием: включение показа отдельных навыков речевого общения в игру «Так или не так?». Правильные действия дети оценивают красной фишкой, поднимая ее, чтобы видели все, неправильные --черной. Исходным приемом является образец выразительного чтения. Но чтобы дети не копировали его бездумно, чтобы формировать творческую индивидуальность чтения, образец чтения дополняется объяснениями и указаниями воспитателя.

В старших группах преобладают приемы, рассчитанные па творческое использование их детьми. Например, воспитатель вместе с детьми дает элементарную характеристику персонажам, что помогает ребенку подыскивать подходящие интонации («Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково, но она притворяется»).

  Более сознательно отнестись к выбору выразительных средств помогают детям вопросы. Очень важно чтобы они были конкретными (Какой голосок у Маши? С каким чувством говорит эти слова Катя? Объясните, что сейчас переживает Надя? Каким бы голосом вы передали ее слова? Почему одни и те же слова сказки нам приходится говорить разным голосом?) Возможны оценочные вопросы (Что бы ты хотел исправить в своем пересказе?).

 В театрализованной деятельности ребенок использует еще и другие средства передачи сценического образа — мимику, жест, позу, походку.

Активный прием — творческие задания.

Варианты таких заданий разработаны Л. С. Фурминой:

Задания. 
1. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка: 
Козлятушки, ребятушки, 
Отомкнитеся, отворитеся, 
Ваша мать пришла, 
Молочка принесла... 
2. Произнести следующие стихи то удивленно, то насмешливо, то недоумевая: 
Кумушка, послушай! 
Вправду, кроме шуток, 
Открывают школу 
Для утят-малюток. 
3. Произнести фразы: «Уколола кошка лапку», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза. 
4. Предложить детям попросить у товарища игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии они ее попросили: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т. п. 
5. Предложить детям задавать вопросы от лица трех медведей — Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают. 
6. Воспитатель вызывает двух детей и предлагает им исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т. д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.

Задания. 
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по их выбору. 
2. Предложить детям от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зайцу, медведю, волку. 
3. Предложить детям ловить бабочку или муху от лица различных персонажей. 
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному. 
Очень эффективен прием-чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, шутки, например: «Ножки, ножки, где вы были?--За грибами в лес ходили».

 В младших группах чтение сопровождается игровыми действиями и движениями детей, способствующими естественности, как бы непроизвольности интонаций. Например, движения ребенка руками при словах: «Шу, полетели! На головку сели!» —вызывают у него радость в голосе, улыбку; движение пальчиками, изображающими рога, помогает появлению интонации шутливой угрозы в голосе и соответствующей мимики (сказка «Коза рогатая»). Велика роль оценки. Следует поощрять желание ребенка исправить, улучшить свой ответ, прочитать по-другому.

Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения (для выступления перед малышами на празднике; для подарка маме, бабушке и т. д.). Большую роль в воспитании выразительности речи играют: Орфоэпия чтеца.

 Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры его речи. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д. — [сваиво], [иво], [сиводн'], [булъшнъ], [скушнъ], [што], [щаст'], [катацъ], [смиjоцъ] и т. д Сила голоса чтеца. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от содержания произведения. 
Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Например, сначала мы ровным негромким голосом произнесем: Ударяй тихонечко: Стук-стук-стук. И тогда услышишь нежный звук. 
Дальше голос крепнет и становится громким: 
Ударяй сильнее: Стук-стук-стук. И тогда услышишь громкий звук. (В. Орлов.) 
Расстановка логических ударений способствует точности и выразительности речи. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении. Есть четыре способа выделить слово: - более замедленным произношением; - усилением голоса; - изменением высоты голоса; - паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

Задания:

1) прослушать предложение и выделить голосом главное слово;

2) выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказанная мысль;

3) прочитать стихотворение, делая логические ударения и т.д.

 Темп речи.

Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Например, стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» читается очень неторопливо: 
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего. Но совсем в другом темпе, быстро и задорно, читается его же «Песенка друзей»: 
Красота! Красота! Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая! 
Паузирование. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Вот как надо расставить паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»: 
«Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./ 
— Подснежник,— /радостно/ говорит она. —/Откуда?/ Где вы его взяли?/ 
— Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.—/ Это тебе/ подарок./ 
Мама берет рюмку с цветком./ 
— Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила». 
В первом предложении паузы помогают создать картину происходящего: взгляд женщины рассеянно скользит по столу и неожиданно останавливается на цветке. Во втором предложении паузы оттеняют смену настроения героини: ею овладевает радостное удивление. В третьем и в последнем паузы также передают настроение: гордость сына тем, что он смог обрадовать мать, и задумчивую нежность матери. 
Чаще всего мы пользуемся паузами и при передаче напряженности в отдельных местах рассказа или стихотворения: паузами мы подчеркиваем эту напряженность. 
Постановке пауз учат стихи В. В. Маяковского: поэт так дробит стихотворные строчки, что читающий и слушающий воспринимают каждое слово поэта: 
Кенгуру.// 
Смешная очень:/ 
Руки / вдвое короче.// 
Но за это у ней/ 
Ноги / вдвое длинней. 
(В. Маяковский)

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Интонационную выразительность ребенок усваивает почти инстинктивно. По наблюдениям психологов, ребенок уже в раннем возрасте, еще не понимая смысла обращенной к нему речи, оценивает общий характер ее интонации (оценивает чувство как положительное или отрицательное) и соответственно реагирует на нее. 
Интонационная выразительность – целостное явление, в ней выделяются компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм, мелодика, тембр. Именно интонация организует устную речь в целом. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение (грусть, радость, тревогу и т.д.), его отношение к описываемому (ирония, уважение и т.д.). 

Задания:

- произнеси предложение с повествовательной интонацией;

- с радостью; - с удивлением, сомнением и т.д.

 Артикуляционные упражнения. Развитие речевого дыхания с опорой на рисунок, изображающий различные «звуковые волны». Их форма постепенно усложняется, что дает возможность увеличивать продолжительность речевого выдоха. Гласные звуки, согласные звуки ([в], [ф], [с], [з], [ж], [ш], [х], [м], [л], [н], [р]) произносятся плавно, на одном выдохе. Согласные звуки ([й], [п], [б], [т], [д], [ц], [к], [г], [ч], [щ]) произносятся тоже на одном выдохе, но прерывисто. 

Литература: 
Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г. А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М., 1981г. О.И. Лазаренко «Диагностика и коррекция выразительности речи», М., 2009г. 

Советы логопеда

родителям будущих первоклассников

http://pandia.ru/text/80/031/images/image001_241.gifhttp://pandia.ru/text/80/031/images/image002_154.jpg http://pandia.ru/text/80/031/images/image003_137.gif
  Для любого нормального родителя его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребенок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему все большие требования. 
  Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы. 
  Школа безжалостно расставляет детей по рангу, и малейшая несостоятельность ребенка может вытолкнуть его из благополучной группы, успевающих во всем учеников, на обочину, что в дальнейшем может пагубно отразиться на нервно-психическом состоянии этой еще маленькой, но личности и привести к другим проблемам социального, психологического характера. 
  Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может, в свою очередь, порождать нежелательные личные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т. д. 
  Развитие речи ребенка начинается с младенчества и активно продолжается весь дошкольный период. Это связано с деятельностью нервной системы человека и, в первую очередь, с ростом и развитием головного мозга. Но речь не может развиваться вне общения, особенно вне речевого общения. Поэтому так важно с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, подкрепляя свою речь интонацией, мимикой, жестами, ритмом. Заражаясь речевой и эмоциональной активностью родителей, малыш старается подражать им. Это уже проявляется в период активного гуления на 3 – 4 мес. жизни, а затем еще более ярко на этапе лепета с 6 мес. до 1 года. На первом году жизни у ребенка появляется способность понимать простейшие высказывания взрослого, возникает пассивная речь, т. е. ее понимание.

На втором году жизни происходит переход ребенка к активной речи. Он начинает произносить первые слова и простейшие фразы, у него развивается речевой слух, т. е. способность различать звуки на слух. На третьем году жизни малыш не только интенсивно накапливает словарь, в его арсенале примерно 1000 слов, но и овладевает грамматическим строем, т. е. способностью изменять слова по числам, падежам. К концу дошкольного возраста словарный запас детей составляет 3 - 4 тысячи слов. Они практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. У них появляется связная, развернутая, грамматически оформленная, монологическая речь, позволяющая беседовать, рассуждать на любые темы, пересказывать рассказы, придумывать их по картинкам, придумывать свои фантазийные «истории» и т. д.

  Данная краткая характеристика периодизации речевого развития приведена с целью обращения внимания родителей на нормативы речевого развития и для возможности сравнения состояния речи своего ребенка с нормой.

  У родителей могут возникнуть основания для беспокойства относительно отклонений в речевом развитии ребенка уже на первом году его жизни. Не стоит откладывать визит к специалистам – неврологам, логопедам до достижения ребенком 3 - 5 лет. Чем раньше будут выявлены те или иные нарушения и их причины, тем, во-первых, легче они преодолимы, во-вторых, раннее обращение к специалистам может помочь в предупреждении появления других нарушений.

  Чаще всего родители оценивают речь своего ребенка по состоянию звукопроизношения. Это, безусловно, очень важный показатель! Если в 3 года ребенок не произносит правильно большинство звуков в речи и посторонние не понимают его, есть повод для беспокойства и скорейшего обращения к специалистам. Так как очень часто нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков выступают не изолированно, а сопровождаются нарушениями восприятия и различения звуков на слух, нарушениями слоговой структуры слова, недостатками в понимании и употреблении слов, трудностями в построении предложений и т. д.

  Данные нарушения, как правило, не проходят сами по себе и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению письменной речи (чтению и письму). При чтении ребенку будет очень трудно овладевать навыком слияния букв в слоги, слогов в слова, целостного воспроизведения слова с выделением ударной гласной, при этом смысловая сторона слова может быть совсем не понята. А если ребенок попытается читать предложения? Ошибок и трудностей возникнет гораздо больше. Они будут проявляться и на письме: пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание нескольких слов или раздельное написание частей одного слова; неверное выделение границ предложения и т. д. Но, еще опаснее тот факт, что речевые нарушения могут ухудшить, в целом, способность к обучению.

  Нарушения произношения отдельных звуков, конечно же, можно исправлять в любом возрасте, но желательно обратиться за консультацией к логопеду своевременно в 4-5 лет, чтобы правильно выявить причины этих нарушений и дальнейшую тактику работы над их преодолением, если специальная помощь будет необходима. Опираясь на личный опыт работы, могу отметить, что у многих детей нарушения звукопроизношения без логопедической помощи самостоятельно не проходят, и с годами процесс закрепления правильно поставленных звуков осложняется тем, что человек привыкает к своим звукам-заменителям, а перестраивать уже автоматизированную работу своего слухового и артикуляционного аппарата достаточно сложно.

  Подытоживая вышесказанное, следует еще раз выделить проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание. 

  Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик»-мальчик, «девотька, деатька»-девочка, «тиифон, тиихон»-телефон, «пубики, пупики»-кубики, «каваада»-сковорода, «катоська, катотька»-картошка, «кипитики, тититики»-кирпичики, «ф(ш)апоф(ш)ки»-сапожки, «касий»-красный, «атаму сьта»-потому что). 

  Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «ма»-маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка, «исипед, сипед, апед»-велосипед, «авада, ада»-сковорода, «атуа»-температура, «фон»-телефон, «деи»-делает, «синя»-машина). 

  Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; «ко-ко»-яйцо, «чик-чик»-клюв (показывает, что им клюют); «тяй или чай»=чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями «ууу, ввв» или без звукоподражаний-самолет; «кутитя»-крутится=юла; такая горит=лампочка; «вот там» с показом на окно=дерево). 

   Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «мами, мамом, с мами»-с мамой; «капает апатом»-копает лопатой, «нога иглуськи»-много игрушек; «скадёт пиамидки»-складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка»-девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лёт титотьки, лёт водитьки»-поливает цветочки, поливает водичкой; «касий фтаны»-красные штаны; «он упава»-колесо упало, «ису &деевы»-в лесу растут деревья).

  Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т. д.

   Нежелание слушать сказки, стихи.

  Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.

  Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.

  Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.

  Нарушение общения.

  Эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях, но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться к специалисту – логопеду. Родители, конечно же, могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.

  Логопед может помочь точно определить комплекс речевых проблем ребенка, выделить в нем самое слабое звено, дать оценку изменениям в его речевом развитии.

  И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать родителям терпения в совместной кропотливой работы со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.

http://pandia.ru/text/80/031/images/image004_91.jpg

«Звуки разные нужны, звуки разные важны»

Фонематический слух – это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребенок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.

Слово обозначает какой-то предмет, его качества или действия. Слово – это то, что мы можем представить.

Постарайтесь выучить это определение с ребенком, тогда он сможет четко различать и объяснять, что такое слово и что такое звук.

Звуки бывают разными. Гласные – их можно петь. Другие согласные – большинство из них протенуть невозможно. Например: П, Т, В, Н, К, Л. Многие делают ошибку, когда их называют Пэ, Тэ, Вэ, Нэ, Кэ, Лэ…. Создается впечатление, что звук длинный. На самом деле тянется не согласный звук, а гласный. Поэтому, знакомя детей с согласными, произносите их без призвука гласного, коротко – так, как мы их произносим в конце слова (доМ, коТ, соК).

Главная задача – научить ребенка узнавать эти согласные в начале и в конце слов. Для некоторых ребятишек подобное задание бывает довольно сложным. Большинство согласных могут звучать как твердо, так и мягко. Произнесите и внимательно вслушайтесь в звуки Л, М, Т в следующих словах: лодка – лимон, маска – миска, тапка – тяпка.

Поиграйте с ребенком в игру: «Где чей домик?»

Звучание согласного зависит от стоящего рядом гласного. С гласными А, У, О, Э, Ы слышится твердое звучание, с гласными Я, Ю, Е, Ё – мягкое. Поверьте, различать твердость и мягкость согласных очень важно. Подобный навык поможет избежать вашему будущему ученику множества грамматических ошибок.

Нарисуйте с ребенком два домика, один – с синей крышей, а другой – с зеленой, и много разных предметных картинок. Те картинки, которые начинаются на твердый согласный, вы поселите в домик с синей крышей, а картинки с мягким согласным – в домик с зеленой крышей. Предложите ребенку правильно провести стрелочки от картинки к домику.

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно.

На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:

• во-первых, упущенного времени не вернуть; 
• во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию; 
• в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
• в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
• в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом

Характеристика речи детей

от 2 до 3 лет.

Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол).
Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.
Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).

От 3 до 4 лет.

Словарь. В три года словарный запас составляет слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова. 
Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.
Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.

От 4 до 5 лет.

Словарь. К четырем годам словарь детей достигает слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии. 
Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.
Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.

От 5 до 6 лет.

Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до . В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.). 
Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи. 
Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.

От 6 до 7 лет.

Словарь. Словарный запас увеличивается до . 
Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. 
Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

Семинар-практикум

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

·  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·  Объединить усилия для развития и воспитания детей;

·  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

·  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

·  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

1.3. Направления работы педагога с родителями

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

·  Консультативно–просветительская работа

·  Коррекционно-обучающая работа

·  Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

·  Ознакомление с результатами логопедического обследования.

·  Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.

·  Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.

·  Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.

·  Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.

·  Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.

·  Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.

·  Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

·  Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.

·  Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.

·  Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.

·  Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

·  Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.

·  Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.

·  Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.

·  Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.

·  Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

·  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!

·  Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!

·  Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

·  Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

·  Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!

·  То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

·  Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Памятка родителям по выполнению заданий логопеда

Уважаемые родители!

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был умным, способным, грамотным, здоровым! Для этого необходим союз воспитателя, логопеда, психолога и Вас – родителей.

Давайте совместно всюду и везде следовать правилам:

1.  Закрепляйте все задания в игровой форме.

2.  Каждый даже маленький успех ребенка поощряйте, радуйтесь успехам.

3.  Занимайтесь ежедневно по 10 – 15 минут.

4.  Начинайте домашние задания с артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальчиков. Гимнастику нужно проводить 2 – 3 минуты, количество упражнений 3 – 5, обязательно перед зеркалом.

5.  Учите ребенка вслушиваться в речь окружающих, находить определенные звуки в словах, пословицах, загадках.

6.  Чистоговорки, стихи, рассказы и пересказы помогают закрепить поставленные звуки.

7.  Везде контролируйте поставленные звуки в речи ребенка, дети не всегда слышат свои дефекты.

8.  Больше заучивайте стихов, учите пересказывать содержание текста.

9.  Не допускайте высмеивания речи ребенка.

10.  Выполняйте все рекомендации логопеда, в том числе посещение врачей.

11.  Используйте правильную речь: говорите спокойно, размеренно, не пропуская звуки, окончания, предлоги.

Помните: Ваша речь – пример для ребенка.

Консультация для родителей «Вредные привычки у дошкольников»

Вы уже родитель, но признайтесь, что когда-нибудь, да сосали в задумчивости карандаш или грызли ногти, кусали кончики прядей волос…. Может быть, это дело давно минувших лет? Но точно так же делает ваш ребенок, и это вас тревожит.

Многие думают, что вредные привычки – это курение и алкоголизм, однако круг этот намного шире. Вредные привычки – это ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Некоторые действия ребенок выполняет неосознанно, производя довольно неприятное внешнее впечатление у окружающих. Некоторые ребята теребят волосы или мочку уха, нарочито сутулятся, шаркают ногами при ходьбе, хватают соседа за рукав или пуговицы, ковыряют в носу, употребляют слова-паразиты и т.д. Причина их появления – недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Воспитание, помимо всего прочего, состоит и в формировании культурных навыков. Правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Профилактика таких вредных привычек – привитие ребенку полезных навыков: соблюдения правил этикета, аккуратности, опрятности, организованности.

Существуют привычки другого порядка: сосание пальца, губы, одежду или края постельного белья, раскачивание головой, грызение ногтей. Чаще они наблюдаются у детей, которых с рождения воспитывали в строгости, чрезмерной требовательности, такие ребята испытывали дефицит внимания со стороны родителей. В обстановке недостаточной ласки и впечатлений ребенок предоставляется сам себе. Испытывая страх или одиночество, он ищет успокоения и отвлекается при помощи немногих доступных ему действий: манипулирует частями своего тела, сосет палец, теребит волосы и т.д. дитя сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений ищет в самом себе. Однако, такие однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания и угрожают задержкой психического развития.

Нежные прикосновения родительских рук, поцелуи, укачивания во время засыпания младенца предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка в физиологическом и психологическом планах. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ возникает взамен любящих рук. Такая самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя такое явление, как онанизм.

Если вредная привычка сформировалась, то родители должны бороться с ней, с привычкой, а не с ребенком. Конфликт может возникнуть если вы будете прямолинейно настаивать. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов, за которыми может скрываться тяжелое потрясение.

Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. Увлекая дитя интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить внутренние переживания. Борьба с вредной привычкой – это борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.

 

Семинар – практикум для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей».

Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей.

Задачи: 

1. Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнения.

2. Научить родителей использовать, различные предметы в выполнение упражнений.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях.

Используете ли вы дома игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развиваем пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья»

2) массаж прижимающий

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1) Упражнения с мячом - ежиком

2) Упражнения с прищепками

3) Упражнение с грецким орехом

5) Упражнения с пробками

6) Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания».

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя по лепке.

Конспект по лепке из пластилина по мотивам народных игрушек  «Лошадки» (весёлая карусель).

Программное содержание:

 Изобразительные задачи: учить детей передавать в лепке характерные особенности лошадки: туловище и ноги на основе цилиндра.

 Творческая задача: создать условия для творчества детей по мотивам народных игрушек  «Лошадки» .

 Техническая задача: закрепить умение делить пластилин на неравные части; формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра) .

 Коррекционная задача: развивать мелкую моторику руки, внимание, восприятие.

 Воспитательно –эстетическая задача: познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора – характерными элементами и цветосочетаниями.

 Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек; беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые – глиняные, расписные».

Материалы и оборудование:

1. У учителя по лепке: иллюстрации- дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.),  пластилин, дощечка, стека.

2. У детей: дощечки, пластилин.

Ход занятия:

1 часть. Вступительная.

Логопед читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка».

-После проводится пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, пять,

                                                                                 Вышли пальчики гулять…»

Учитель по лепке:

-Ребята, сейчас мы с вами будем лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею гнули, словно лебеди, хвост трубой, грива по шее волной, меж ушей – челка… »

Предлагается детям ещё раз рассмотреть дымковскую игрушку – лошадку (или её изображение) – и определить, каким способом её лучше слепить. Уточняются ответы детей и советую попробовать слепить лошадку так, как делают это народные умельцы.

- Сначала нужно создать исходную форму – цилиндр. Для этого раскатываем пластилин прямыми движениями ладоней. Один конец цилиндра больше, чем на половину длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части делаем из одной части шею с головой, а из другой – ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец цилиндра слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как и передние.

Предлагаю долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно сделать их отдельно: скатать жгутики и сплести из них хвост и гриву. Лошадку можно украсить кружочками. Для этого раскатываем прямы ми движениями ладоней шар, а затем сплющиваем его. Стекой можно нарисовать полосочки. Можно полосочки сделать из пластилина, раскатав тонко-тонко жгутики.

Показываю основные способы лепки и побуждаю детей к самостоятельному творчеству.

Логопед: - А сейчас встанем  и проведем физминутку.

Физминутка на стих Ирины Токмаковой «Рыбка»

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу.

Мышкин к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Не следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка где ты спишь?

Пальчиковая гимнастика: (проводит логопед)

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание;

 

2.Вращение кистями рук;

3.Выгибание кистей рук;

 

4.Соприкосновение подушечек пальцев «Пальчики здороваются»

                 

2 часть. Основная.

Логопед: - А давайте вспомним стихотворение про Лошадку.

Учитель по лепке - по ходу занятия помогаю детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

3 часть. Заключительная.

Молодцы! У вас у всех получились красивые лошадки!

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ – НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ»

Цель семинара-практикума:

Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
  • показать  различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

План семинара:

1. Сообщение о роли пальчиковых игр в развитии ребенка.

2. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

3. Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики.

4. Выдача памяток воспитателям.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

“Рука является вышедшим наружу 
Головным мозгом” 
И. Кант

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.            

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

Задача специалиста - логопеда – донести до воспитателей значение игр на развитие мелкой моторики. Для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Ежедневная пальчиковая гимнастика (со стихами, скороговорками, звуками). Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с воспитателями проводится игротренинг) .

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики.

На столах представлено всё многообразие пособий и литературы, которое поможет развить мелкую моторику у дошкольников от 3-х до 7-ми лет. Пособия собраны из речевых уголков в группах, а также из кабинета логопеда.

Памятка

Уважаемые воспитатели!

 В речевом уголке каждой группы должны быть представлены различные материалы и пособия для развития мелкой моторики с учетом возраста детей:

- приспособления для самомассажа кистей и пальцев рук;

- карточки с картинками на тему «Пальчиковая гимнастика»;

- игры с пуговицами (например, «Пуговичная мозаика»);

- игры с сыпучими материалами (например, сухой пальчиковый бассейн);

- игры с крышками от бутылок (например, «Лыжники»);

- игры с прищепками (например, «Покорми рыбок»);

- игры с бусинами, макаронами;

- пальчиковый театр;

- трафареты для обводки, штриховки и т.д.;

- различные по структуре материалы (мех, ткань, кожа, пластик, дерево и т.п.) для развития сенсорных ощущений;

- толстые нитки для выкладывания рисунков на бархатной бумаге;

- шнуровки;

- бисерография;

- пластилин; восковые мелки;

- счетные палочки и образцы фигур с ними;

- геометрические фигуры и образцы фигур с ними;

- графические диктанты для детей постарше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"

Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....

Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».

Консультация для родителей и воспитателей ДОО        «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». ...

Консультация для родителей и воспитателей «Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»

Основа технологии БОС – сеансы (уроки), на которых ребенок и взрослый с помощью БОС видит и слышит, как работает его организм. БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру. Игра – это сигнал ...

Консультация для родителей и воспитателей «Игры на развитие мышления и речи»

Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова ...

Консультация для родителей и воспитателей : "Значение сенсомоторного воспитания"

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....

Консультация для родителей и воспитателей "Что такое межзубный сигматизм"

Консультационный материал о признаках и причинах межзубного сигматизма у детей...

Консультации для родителей и воспитателей

Материалы для подготовки  воспитателем занятий в детском саду....