Консультация для родителей и воспитателей «Игры на развитие мышления и речи»
консультация на тему
Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова и строить фразы, мы вырабатываем четкость мышления, а обогащая словарный запас, — знакомим с новыми понятиями и стимулируем процесс осмысления их в системе знаний маленького человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и воспитателей «Игры на развитие мышления и речи» | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»
Консультация для родителей и воспитателей
«Игры на развитие мышления и речи»
Подготовил:
логопед
отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Незямзинова Н.А.
г. Когалым
ИГРАЯ – РАЗВИВАЕМСЯ
Наверное, нет на земле человека, который не любил бы играть. Кто-то любит шахматы, кто-то футбол или преферанс. Мы все каждый день играем свои социальные роли.
Чем же игра так привлекает нас?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: когда вы впервые начали играть? Да в самом раннем детстве. Человек учится этому тогда же, когда начинает ходить и говорить. И умение, и желание играть остается с ним на всю жизнь.
Но для взрослого игра далеко не так важна, как для ребенка. Для нас это всего лишь любимое развлечение, для него — тяжелая, утомительная работа, требующая огромного физического и умственного напряжения. Зачем же малыши с таким рвением берутся за нее?
А за тем, что именно таким образом они познают мир и учатся в нем жить, осваивают разные модели поведения, осмысливают любое новое знание, полученное от родителей и воспитателей. Игра для ребенка — это способ приспособления к нашему миру, репетиция перед взрослой жизнью. Приглядитесь, во что чаще всего играют дети, и вы увидите — они играют в нас. Крохотные малыши удивительно точно копируют поведение взрослых, интерпретируют доступным для них способом любую деятельность, любое событие. И часто их взгляд на мир и интуитивно составленное мнение гораздо ближе к истине, чем мы ожидаем, а иногда и взрослым есть чему поучиться у играющих детей.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Мышление — это процесс анализа и систематизации новой информации об окружающем мире, полученной с помощью органов чувств. Человек наделен достаточно совершенной нервной системой, чтобы мыслить, однако в отличие от способности воспринимать, данной ребенку с рождения, мышление развивается по мере накопления информации.
Мышление детей дошкольного возраста непосредственно связано с речью и с действием: осмыслить для него значит проговорить и сделать. Поэтому, развивая речь ребенка, помогая правильно употреблять слова и строить фразы, мы вырабатываем четкость мышления, а обогащая словарный запас, — знакомим с новыми понятиями и стимулируем процесс осмысления их в системе знаний маленького человека.
Развитие мышления и речи детей определяет успешность обучения в школе, умение выражать свои мысли помогает в общении. Работа над этим в игровой форме позволяет заинтересовать детей, привить желание и привычку следить за своей речью.
В этом разделе представлены игры, которые в интересной и несложной для ребенка форме будут тренировать умение систематизировать понятия, строить фразы и активизируют словарный запас.
ЛЕС, ОЗЕРО, БОЛОТО
Играют десять и более человек.
Ход игры. Начертить три круга достаточно большого диаметра (ограничить линиями три угла помещения), которые получают названия: «лес», «озеро», «болото». Игроки становятся на исходную позицию примерно на равном расстоянии от всех кругов.
Водящий называет зверя, птицу, рыбу — обитателя леса, озера или болота и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного (например, если назван волк — в круг «лес», если щука — в круг «озеро», если лягушка — в любой круг, так как лягушки живут и в озере, и на болоте, и в лесу). Побеждают те, кто ни разу не ошибся.
Условия. 1. Нельзя менять круг, в который прибежал. 2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.
ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ
Играют семь и более человек.
Инвентарь. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов — «земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при слове «земля» какое-нибудь животное, при слове «вода» — рыбу, при слове «воздух» -— птицу. Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужного названия, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим.
Условие. Названия зверей, рыб и птиц не должны повторяться.
СКАЖИ ПОСЛЕДНИМ
Играют три и более человек. Если детей много, можно разделить их на команды.
Ход игры. Игроки становятся в одну линию. Выбирается тема, например «животные». По очереди дети называют животных и делают шаг вперед. Выигрывает тот игрок или команда, который последним вспомнит название животного.
Условия. 1. Нельзя повторять названия, уже сказанные кем-то. 2. Нельзя называть детенышей уже упомянутых животных и варианты их названий, такие, как «бегемот» и «гиппопотам». 3. Игрок или команда, повторившая уже сказанное название, получает штрафное очко (игрок делает шаг назад).
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТУРНИР
Играют один или несколько человек.
Ход игры. 1. Водящий называет слово. Игроки по очереди подбирают к нему рифмы. Побеждает тот, кто назовет рифму последним. Если игроков много, можно играть двумя командами.
2. Водящий выбирает окончания строк стихотворения или сам придумывает рифмы, например: ...дорожка
...волк
...крошка
...толк.
Игрокам предлагается составить стихотворение с этими рифмами. Потом устраивают соревнование поэтов. Победителя выбирают все вместе.
3. Водящий предлагает первые строчки стихотворения, например: «Если хмурится природа. Если дождик целый день...»
Игроки должны дописать стихотворение. Побеждает лучшее.
ГОРЯЧИЙ МЯЧ
Играет четное число детей.
Инвентарь. Мяч.
Ход игры. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.
САМОЕ ДЛИННОЕ
Играют 8—10 человек, разделенных на две команды.
Ход игры. Выбирается тема, например животные. Игрокам обеих команд предлагается по очереди произносить названия животных, которые состоят из одного слога. Когда односложные слова закончатся, произносить названия из двух, трех, четырех слогов.
Побеждает команда, игрок которой назвал последнее слово с нужным количеством слогов. Возможна ничья, если дважды закончила игру одна команда и дважды — другая.
СЛОВЕСНАЯ ЦЕПОЧКА
Играют два человека и более.
Ход игры. Участники садятся в круг. Один из них говорит слово — название предмета. Каждый следующий игрок называет слово на последнюю букву предыдущего, причем повторять то, что уже было названо, нельзя. Задача игроков — не прервать словесную цепь. Тот, кто не вспомнил подходящего слова, выходит из игры.
Если слово оканчивается на «ь», «ы», «й», следующее должно начинаться с предпоследней буквы.
ОПИШИ-КА
Играют пять и более человек.
Ход игры. Водящий показывает предмет или его изображение (можно и просто назвать) и предлагает детям назвать его свойства. Игроки говорят по очереди по одному слову, не повторяя того, что уже было названо. Побеждает тот, кто скажет последнее слово.
Вариант игры. Водящий показывает два предмета и предлагает называть их общие черты или различия.
БЕГЛЕЦЫ
Играют пять и более человек.
Ход игры. Водящий рассказывает историю о том, как из книжки сбежал «вор» — пропало такое буквосочетание из многих слов. Вора поймали, и теперь нужно узнать, откуда же он сбежал. Игрокам предлагается вспомнить как можно больше слов, в которых есть такая часть, например: ворона, поворот, говорить и т. д. Дети называют слова по очереди, не повторяя тех, которые уже прозвучали. Побеждает тот, кто скажет последнее слово.
В этой же игре можно использовать слова «кот», «еж», «оса», «нос», «глаз», «сад», «еда», «очки» и т. д.
Примечание. Если дети не знакомы с правилами правописания, то можно принимать слова, подходящие по звучанию, например: сад (слышится «сат») — уСАТый.
НИ «ДА»> НИ «НЕТ»
Играют пять и более человек.
Ход игры. Участники располагаются вокруг водящего. Он обращается то к одному, то к другому игроку, задает им вопросы, подразумевающие только утвердительного или отрицательного ответа. При этом дети должны отвечать, не используя слова «да» и «нет». Если игрок ошибается или затрудняется ответить, он отдает водящему фант. После игры дети выкупают фанты, выполняя задания.
ОБЪЯСНЯЛКИ
Играют пять и более человек.
Ход игры. Группе, команде или каждому участнику предлагаются две не связанных между собой ситуации, например: «Кошка охотилась на мышь» и «На кухне сбежало молоко». Задача игроков — придумать и объяснить, как их можно связать. Побеждает команда или игрок, который придумает наиболее логичный рассказ, началом которого является одна из ситуаций, а концом — другая.
Вариант. Команды из трех-пяти человек должны связать одни и те же ситуации. Они расходятся в разные комнаты или углы и готовят рассказы. Причем каждой команде дается свое задание: одной — смешная история, другой — поучительная и т. п. Составленные рассказы можно инсценировать. Побеждает команда, история которой наиболее логична и отвечает заданию.
КОТ В МЕШКЕ
Играют пять и более человек.
Инвентарь. Непрозрачный мешок или коробка, несколько предметов, которые можно туда положить.
Ход игры. В мешок кладется один предмет, причем игроки не знают, какой. Их задача — угадать, что там, задавая только такие вопросы, на которые водящий может ответить «да» или «нет».
Правила. 1. Игроки спрашивают по порядку, причем если вопрос уже прозвучал, игрок не может выдвинуть версию, пока до него снова не дойдет очередь. 2. Если кто-нибудь задал неправильный вопрос, на который нельзя ответить «да» или «нет», то водящий не отвечает, а игрок пропускает свою очередь.
ОДИН ИЗ НАС
Играют десять и более человек.
Ход игры. Водящий задумывает одного из присутствующих и пишет его имя на листке. Участники по очереди задают ему вопросы о загаданном человеке, требующие ответа «да», «нет» или «возможно». Давать других ответов водящий не имеет права.
Тот, кто угадал, чье же имя написано на листке, выигрывает и сам становится водящим.
МЕНЯЛКИ
Играют 5—7 человек.
Ход игры. Участники садятся вокруг водящего. Он предлагает им слово, из которого можно получить другое, заменив один звук, например: гайка («чайка», «лайка», «майка» и т. д.). Игроки должны произвести такую замену.
Правила. 1. Дети называют слова по очереди. Если кто-то не может сказать нужное слово, он пропускает ход со штрафным очком. 2. Побеждает игрок, у которого нет штрафных очков.
Примечание. На начальном этапе у детей 4— 5 лет могут возникнуть сложности. Тогда водящему следует задавать наводящие вопросы, например:
«Кто летает над рекой?» или «Кто ходит с охотником в лес?» или «Что надето у вас под рубашкой?»
КТО БОЛЬШЕ?
Играют шесть и более человек, можно командами.
Инвентарь. Начерченные или вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры. Водящий показывает участникам фигуру и спрашивает: «Что может быть таким?» Игроки по очереди называют предметы. Например, если предложен круг — солнце, мяч, тарелка; если треугольник — крыша дома, колпачок гнома и т. д. Повторять уже сказанное нельзя. Побеждает игрок или команда, которая назовет последнее слово.
Правило. Игроки отвечают по очереди. Если играют команды, то внутри команд это правило тоже соблюдается.
ЛЕСНЫЕ ЖМУРКИ
Играют 7—10 человек.
Ход игры. Обозначают игровое поле. Выбирают водящего — «ночного охотника», ему завязываются глаза. Остальные участники выбирают себе животных, стараясь не повторяться. Водящий выходит на охоту и пытается поймать кого-нибудь из игроков. Они стараются увернуться от него, но только в пределах игрового поля. Если «охотник» поймал игрока, то должен угадать, каким зверем он назвался. Для этого «охотник» может задать три вопроса, требующих ответа «да» или «нет», например: «Ты ешь траву?», или «Ты большой?», или «Ты летаешь?». Если после этого водящий назовет животное, которое загадал игрок, они меняются ролями. Если нет —- водящий старается поймать кого-нибудь другого.
Правила. 1. Если водящий неправильно формулирует вопрос, игрок не отвечает на него, а говорит: «Исправься». 2. Тот, кто вышел за пределы игрового поля или переступил черту хотя бы одной ногой, считается пойманным. 3. Если водящий долго не может никого поймать, то он может сказать «Замри!», и игроки должны остановиться. В этом случае они могут приседать и отклоняться с пути «охотника», но не имеют права сходить с места.
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКИМ?
Играют шесть и более человек.
Ход игры. Участники садятся вокруг водящего. Он называет три характеристики предмета: размер, форму и цвет. Например: «Что может быть такое: большое, белое, квадратное?» Первый игрок называет предмет, который может быть таким. Потом водящий изменяет одну из характеристик, например размер, и задает тот же вопрос следующему ребенку. Если игрок не знает, право ответа переходит к следующему, а тот получает штрафное очко. Побеждает игрок, у которого нет штрафных очков.
НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ
Играют два человека и более. Если желающих много, можно командами, причем формировать их лучше всего третьим способом (см. считалки).
Ход игры. Детям описывают необитаемый остров. Потом каждой команде предлагается обсудить, что следует захватить с собой, отправляясь туда. Составляют список из пяти-шести предметов, которые игроки считают самыми важными. Потом водящий задает следующие вопросы: 1. «В чем вы будете готовить еду?»; 2. «Чем разожжете огонь?»; 3. «С чем пойдете на охоту?»; 4. «Чем вылечите ранку?».
Игроки отвечают на вопросы, называя подходящие слова из своего списка. Если ни один ответ не подходит, называют любой. Потом водящий задает последний вопрос: «Что вы будете делать со всем остальным?»
Один из игроков каждой команды отвечает на вопрос. Затем подводят итоги. Побеждает команда, в списке которой оказалось все самое необходимое. Игроки-победители признаются лучшими Робинзонами.
Материал взят из книги: 130 домашних игр для детей и родителей / авт.-сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест, 2007.— 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: некоторые игры на развитие мышления и речи ребенка 5 лет
Здесь указаны краткие рекомендации для мам в целях развития у ребенка мотивации к обучению и интеллектуальных способностей. В доступной форме показаны пути преодоления детского негативизма....
Консультация для родителей на тему "Что нужно знать о связной речи".
ВпппВВ данной консультации раскрываются основные этапы становления связной речи дошкольников, а так же даются рекомендации, как развивать связную речь....
Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек».
Консультация для родителей и воспитателей ДОО «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». ...
Консультация для родителей: "Использование технологии моделирования в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей и педагогов по теме: «Развитие речи».
Никто не сомневается в том, насколько важно для человека умение грамотно и последовательно изложить свои мысли, пересказать прочитанную книгу и увиденный фильм, внимательно выслушать собеседника...
Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи"
Знакомство родителей с приёмами мнемотехникик в развитии речи детей....
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»
Консультация для родителей«Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»...