Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по теме
Цель выступления: раскрыть возможность повышения эффективности коррекционной работы по сенсорно-перцептивному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях фронтальных занятий в группе для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_korrektsii_sensorno-pertseptivnoy_sfery_u_detey_s_ovz.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования . »
Цель выступления: раскрыть возможность повышения эффективности коррекционной работы по сенсорно-перцептивному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях фронтальных занятий в группе для детей с ЗПР.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей). Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, наличие комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Гуманистическая направленность современного образования дает возможность выбора индивидуального образовательного маршрута.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья ,образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому выбор оптимального, подходящего для каждого конкретного ребенка, образовательного маршрута является первостепенной задачей, при решении которой мы не имеем права ошибиться.
В нашем учреждении дети с ОВЗ отягощенными интеллектуальной недостаточностью вводятся в систему инклюзивного образования через группы для детей с ЗПР.
Дошкольный возраст является сенситивным для включения детей с ОВЗ, так как является периодом первоначального складывания личностных механизмов поведения и становления самосознания. Дети с ограниченными возможностями, как правило, инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является немаловажной задачей работы педагога.
И на первом этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т.е. в нем выделяются свойства. Учитывая особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, и их влияние на многие сферы деятельности, коррекция восприятия является одним из приоритетных направлений.
Целью сенсорно-перцептивного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.
На основании этого выделяются следующие задачи:
- формирование у детей системы перцептивных действий;
- формирование у детей сенсорных эталонов;
- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Работа по формированию сенсорных представлений ведется по этапам.
Этапы формирования представлений о цвете, форме и величине предмета у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Этапы формирования представления о цвете предметов
1 этап – идентификация предметов по признаку цвета.
2 этап – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета.
3 этап – выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого.
4 этап – формирование словесного обозначения цвета предмета.
5 этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
6 этап – обучение передачи цвета предметов в продуктивной деятельности. Закрепление постоянного признака цвета за предметом.
7 этап – формирование представления об оттенках цвета.
Формирование представления о форме предмета
1 этап – идентификация предметов в целом.
2 этапа – идентификация предметов по форме.
3 этап – соотнесение формы предмета с эталоном формы.
4 этап – выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
5 этап – формирование умения обозначать форму предмета.
6 этап – обобщение одно– или разноцветных геометрических фигур.
7 этап – классификация по форме, без контурных эталонов.
8 этап – нахождение в окружающем мире предметов определенной формы.
9 этап – изготовление аппликаций из геометрических форм.
Формирование представлений о величине
1 этап – формирование представления о больших и маленьких предметах.
2 этап – формирование представления о длине предмета: “Длинный – короткий”
.3 этап – формирование представления о ширине: “Широкий – узкий”.
4 этап – формирование представления о высоте: “Снизу – вверх”.
5 этап – построение рядов по признаку (начиная с 3-х элементов до 10).
Отметим, что ребенок, успешно прошедший все этапы сенсорно-перцептивного развития, начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. А перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.
Таким образом, если в дошкольном возрасте, детям с ОВЗ, не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться еще в более замедленном темпе, что сделает невозможным овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте
И в заключение, хочу сказать ,что образовательная и социальная инклюзия эффективно реализуется в условиях группы для детей с ЗПР так как:
--эффективно используется профессиональный ресурс опытных специалистов и воспитателей работающих в тесном контакте;
--программное обеспечение для детей с ЗПР больше соответствует возможностям детей с интеллектуальной недостаточностью и позволяет уделить значительно больше времени для усвоения сенсорной системы эталонов;
--количество детей в группе меньшее, чем в массовой и имеется возможность работать по подгруппам ;
--предметно дидактическое оснащение изначально соответствует задачам первичного сенсорно-перцептивного воспитания детей;
--и последнее: данная схема позволяет вводить ребенка с ОВЗ в детский коллектив учреждения, постепенно, через общие физкультурные и музыкальные праздники, прогулки, с имеющейся базой сенсорно-перцептивных умений, что значительно облегчает последующее введение ребенка ,по желанию родителей, в массовую группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
коррекция двигательной сферы у детей с ОВЗ
Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.
Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...
Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...
Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Занятие с тестом «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»
Учащимся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обуче...
Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития
Сесомоторное плсобие "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей, речевых н...
Общение с природой как средство коррекции эмоционально – волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Приобщение ребенка к эмоциональному общению к природе в целом только тогда дает результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к освоению, к пониманию системы взаимосвязей, с...