Формирование стрессоустойчивости детей в период адаптации
статья на тему

Горбунова Ирина Александровна

Первичное поступление или перевод в новое дошкольное образовательное учреждение для  всех детей является определенным адаптационным стрессом. Привыкнуть к детскому саду не  просто. Ребенок попадает в  непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми необходимо выстраивать отношения. Покинув повседневный привычный мир семьи,  он оказывается в совершенно новых условиях многоликой детской среды. Поэтому не вызывает удивления, что дошкольник с первых дней посещения, тяжело переживает разлуку с мамой, с привычным укладом жизни. Ребенок, в период адаптации, в основном, находится в  стрессовом состоянии, поэтому в данной ситуации очень важно создать условия для обеспечения ему эмоционального комфорта и развития  коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ д/сад №500 комбинированного вида  СОУ образования

Учитель-логопед Горбунова И.А.

Формирование стрессоустойчивости детей в период адаптации

Первичное поступление или перевод в новое дошкольное образовательное учреждение для  всех детей является определенным адаптационным стрессом. Привыкнуть к детскому саду не  просто. Ребенок попадает в  непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми необходимо выстраивать отношения. Покинув повседневный привычный мир семьи,  он оказывается в совершенно новых условиях многоликой детской среды. Поэтому не вызывает удивления, что дошкольник с первых дней посещения, тяжело переживает разлуку с мамой, с привычным укладом жизни. Ребенок, в период адаптации, в основном, находится в  стрессовом состоянии, поэтому в данной ситуации очень важно создать условия для обеспечения ему эмоционального комфорта и развития  коммуникативных навыков.

В нашем дошкольном учреждении-ГОУ д/с №500 комбинированного вида СОУо, мы  особое внимание уделяем формированию стрессоустойчивости детей на всех этапах воспитательно-образовательной деятельности.

В период адаптации,  в нашем д/саду,  реализуется принцип максимальной психологической комфортности для детей и их родителей по следующим направлениям:
1.Проводится комплекс психопрофилактических мероприятий, направленных на адаптацию личности ребенка к новым социальным условиям и осуществляемых последовательно и непрерывно  с учетом его индивидуальной эмоциональной регуляции.  Работа с ребенком и его семьей начинается сразу после получения путевки в учреждение. Администрация и психолог д/сада проводят серию встреч, позволяющих в дальнейшем сгруппировать детей. По результатам первичных наблюдений все дети условно делятся на 5 групп: 1.Со стабильной психологической организацией; 2.Предпочитающие дистанцию в общении (боятся шума, длительного зрительного контакта); 3.Избирательные в общении (замкнутые, нет склонности к сотрудничеству, возможна агрессия на замечания, страхи); 4.Дети с потребностью быть в центре внимания (боятся принимать самостоятельные решения, возможна агрессия , как проявление ревности); 5.Нуждающиеся в постоянном эмоциональном соучастии  (характерен пониженный фон настроения,  постоянно ждут одобрения, похвалы, обращаются за помощью). Из детей 2-5 групп формируются несколько групп риска, комплексную  работу с которыми проводят воспитатели и  квалифицированные психологи.

2.Коррекционная работа по развитию стрессоустойчивости эмоциональной сферы проводится по следующим направлениям:- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей; - обучение умению анализировать собственные эмоции; - обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

Для решения этих задач, мы в повседневную практическую работу активно внедряем упражнения  подражательно-исполнительского и творческого характера, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение литературных произведений, беседы, игры  на развитие мимики и тембровой выразительности  речи, а так же используем игровую терапию, арттерапию и сказкотерапию. Игровая терапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением и др. Мы с особой тщательностью осуществляем  подбор сюжетных игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содержание игр должно соответствовать уровню его   развития , так как только в этом случае они будут доступны и интересны  и  принесут пользу.  В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Нами успешно осуществляется, включение в работу по адаптации, театрализованной деятельности, которая позволяет  решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе и  снабжают ребенка знаниями о  правилах поведения, стимулируют формирование потребности во взаимодействии с окружающими людьми. В работе с детьми группы риска, которую проводят специалисты учреждения, мы используем терапевтические игры , которые объединены в игровой комплекс, состоящий из 10 занятий , на которых  психолог занимается устранением у детей неуверенности в себе, коррекцией страхов и тревожности, предупреждением и снижением уровня  агрессивности.

Мы всегда помним, что  ребенок, склонный по природе своей,  к подражанию, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает играть, общаться и разговаривать с детьми. В атмосфере же раздражительности, когда ребенок видит недоброжелательные лица взрослых, слышит недовольные голоса, он или не проявляет интереса к окружающему и замыкается в себе, или может выдать реакцию агрессии и нестабильного  поведения. Дети очень чувствительны, они реагируют на малейшие изменения в тоне и обращении взрослого, поэтому очень важно, чтобы и воспитатели и родители дома разговаривали с ребенком и окружающими людьми ровным и спокойным тоном, чаще обращали внимание на те положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания.  Важное значение воспитатели и психологи придают формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребенка. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок несколько раз слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Наши специалисты не скупятся на похвалу, а это окрыляет и ребенка и родителей, вызывает желание стать еще лучше, создает атмосферу плодотворного сотрудничества.

 В нашем учреждении, в период адаптации,  используется так же резонансная технология, работающая в процессе игры или предметно-практической деятельности: взрослые и дети действуют вместе, активно слушают  друг друга; действия взрослого продолжаются ребенком; действия ребенка получают одобрение взрослого, вызывая желание действовать еще и еще; слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя.

3.При психолого-педагогическом сопровождении семьи мы широкого используем на практике комплекс интегрированных средств взаимодействия всех взрослых (специалистов и родителей), являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов, так как считаем ,что только при таком подходе   работа по адаптации ребенка принесет свои реальные плоды .

 Для нас важно, чтобы родители ребенка  стали активными участниками адаптационного процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат прилагаемых усилий, ведь часто, от этого зависит насколько комфортно, уверенно и успешно, будет протекать дальнейшее пребывание ребенка в новой группе, что в будущем несомненно повлияет на результативность воспитательно-образовательной деятельности. Для этого мы работаем над повышением активности молодых  педагогов по вовлечению родителей в продуктивный диалог. Кроме этого,  постарались максимально активизировать консультативно-просветительскую деятельности специалистов по распространению среди родителей специальных педагогических и психологических знаний.  Психологи, дефектологи и логопеды оказывают информационную помощь родителям в отношении проблем  ребенка возникших в период адаптации. Также, активно ведется работа по  включению родителей в педагогический процесс.

  4.Все педагоги, постоянно , повышают профессиональную компетентность , в вопросах организации адаптации , путем  введения нового теоретического и практического материала, который помог бы детям принимать безболезненно новое окружение (незнакомых детей и взрослых), что значительно повысило уровень профессионального мастерства  всего педагогического коллектива.

Мы считаем, что комплексный подход при реализации социально-педагогических мероприятий и  применение разнообразных форм и методов в работе специалистов, позволил нам значительно улучшить результат прохождения адаптационного периода детей, значительно повысить информационную культуру родителей и профессиональную компетентность педагогов. Дошкольники научились распознавать проявления тревожности и учатся быть увереннее в себе, контролировать свои эмоции в различных ситуациях. У них явно улучшились коммуникативные навыки и возрос  уровень стрессоустойчивости, формируется  уверенность в ценности каждого человека. Между сотрудниками и родителями складываются  партнерские отношения уважения и доверия.

Педагоги создают условия для сохранения  психологического и физического здоровья детей на всех этапах пребывания в учреждении, а также при переходе к школьному обучению,  развивают свою профессиональную компетентность и личностные качества, руководитель обеспечивает успешную деятельности детей и педагогов. Таким образом, коллектив работает в инновационном творческом  режиме. Между сотрудниками и родителями складываются  партнерские отношения уважения и доверия.  Мы стремимся к тому, чтобы дети и их родители почувствовали, с первого дня пребывания у нас, что детский сад-это второй дом, в котором их любят.

  1. Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие  уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  2. Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей ( необходимо вовремя  распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.)
  3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
    людей в современных быстроменяющихся условиях.
  4. Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожност.Литература:

1.Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2

2.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79

3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

4. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 3, с.27-31

5.Журбина О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» Ростов – на – Дону. 2007 г

6. Мастюкова Е.М., Мастюкова А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под редакцией В.И.Селиверстрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с. ]

 7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.

8.Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание. 2009. - № 4, с.94-101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование стрессоустойчивости

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, при...

Лекция для родителей "Как помочь детям учиться в период адаптации"

Лекция  "Как помочь детям учиться в период адаптации" предназначена для родителей учениников, обучающихся в пятом классе. В лекции даны советы, что нужно делать, чтобы период адаптации прошел быс...

Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации

Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности: слушание, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения. Особенную радость детям доставл...

Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене

Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...

Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...