Формирование стрессоустойчивости детей в период адаптации
статья на тему
Первичное поступление или перевод в новое дошкольное образовательное учреждение для всех детей является определенным адаптационным стрессом. Привыкнуть к детскому саду не просто. Ребенок попадает в непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми необходимо выстраивать отношения. Покинув повседневный привычный мир семьи, он оказывается в совершенно новых условиях многоликой детской среды. Поэтому не вызывает удивления, что дошкольник с первых дней посещения, тяжело переживает разлуку с мамой, с привычным укладом жизни. Ребенок, в период адаптации, в основном, находится в стрессовом состоянии, поэтому в данной ситуации очень важно создать условия для обеспечения ему эмоционального комфорта и развития коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_stressoustoychivosti_detey_v_period_adaptatsii.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ д/сад №500 комбинированного вида СОУ образования
Учитель-логопед Горбунова И.А.
Формирование стрессоустойчивости детей в период адаптации
Первичное поступление или перевод в новое дошкольное образовательное учреждение для всех детей является определенным адаптационным стрессом. Привыкнуть к детскому саду не просто. Ребенок попадает в непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми необходимо выстраивать отношения. Покинув повседневный привычный мир семьи, он оказывается в совершенно новых условиях многоликой детской среды. Поэтому не вызывает удивления, что дошкольник с первых дней посещения, тяжело переживает разлуку с мамой, с привычным укладом жизни. Ребенок, в период адаптации, в основном, находится в стрессовом состоянии, поэтому в данной ситуации очень важно создать условия для обеспечения ему эмоционального комфорта и развития коммуникативных навыков.
В нашем дошкольном учреждении-ГОУ д/с №500 комбинированного вида СОУо, мы особое внимание уделяем формированию стрессоустойчивости детей на всех этапах воспитательно-образовательной деятельности.
В период адаптации, в нашем д/саду, реализуется принцип максимальной психологической комфортности для детей и их родителей по следующим направлениям:
1.Проводится комплекс психопрофилактических мероприятий, направленных на адаптацию личности ребенка к новым социальным условиям и осуществляемых последовательно и непрерывно с учетом его индивидуальной эмоциональной регуляции. Работа с ребенком и его семьей начинается сразу после получения путевки в учреждение. Администрация и психолог д/сада проводят серию встреч, позволяющих в дальнейшем сгруппировать детей. По результатам первичных наблюдений все дети условно делятся на 5 групп: 1.Со стабильной психологической организацией; 2.Предпочитающие дистанцию в общении (боятся шума, длительного зрительного контакта); 3.Избирательные в общении (замкнутые, нет склонности к сотрудничеству, возможна агрессия на замечания, страхи); 4.Дети с потребностью быть в центре внимания (боятся принимать самостоятельные решения, возможна агрессия , как проявление ревности); 5.Нуждающиеся в постоянном эмоциональном соучастии (характерен пониженный фон настроения, постоянно ждут одобрения, похвалы, обращаются за помощью). Из детей 2-5 групп формируются несколько групп риска, комплексную работу с которыми проводят воспитатели и квалифицированные психологи.
2.Коррекционная работа по развитию стрессоустойчивости эмоциональной сферы проводится по следующим направлениям:- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей; - обучение умению анализировать собственные эмоции; - обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Для решения этих задач, мы в повседневную практическую работу активно внедряем упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение литературных произведений, беседы, игры на развитие мимики и тембровой выразительности речи, а так же используем игровую терапию, арттерапию и сказкотерапию. Игровая терапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением и др. Мы с особой тщательностью осуществляем подбор сюжетных игр, способствующих адаптации ребенка к своему окружению. Содержание игр должно соответствовать уровню его развития , так как только в этом случае они будут доступны и интересны и принесут пользу. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Нами успешно осуществляется, включение в работу по адаптации, театрализованной деятельности, которая позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе и снабжают ребенка знаниями о правилах поведения, стимулируют формирование потребности во взаимодействии с окружающими людьми. В работе с детьми группы риска, которую проводят специалисты учреждения, мы используем терапевтические игры , которые объединены в игровой комплекс, состоящий из 10 занятий , на которых психолог занимается устранением у детей неуверенности в себе, коррекцией страхов и тревожности, предупреждением и снижением уровня агрессивности.
Мы всегда помним, что ребенок, склонный по природе своей, к подражанию, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает играть, общаться и разговаривать с детьми. В атмосфере же раздражительности, когда ребенок видит недоброжелательные лица взрослых, слышит недовольные голоса, он или не проявляет интереса к окружающему и замыкается в себе, или может выдать реакцию агрессии и нестабильного поведения. Дети очень чувствительны, они реагируют на малейшие изменения в тоне и обращении взрослого, поэтому очень важно, чтобы и воспитатели и родители дома разговаривали с ребенком и окружающими людьми ровным и спокойным тоном, чаще обращали внимание на те положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания. Важное значение воспитатели и психологи придают формированию позитивной «Я-концепции» каждого ребенка. Для этого необходимо, чтобы в течение дня ребенок несколько раз слышал слова одобрения и поддержки, чтобы он чувствовал свою значимость, проживал ситуацию успеха. Наши специалисты не скупятся на похвалу, а это окрыляет и ребенка и родителей, вызывает желание стать еще лучше, создает атмосферу плодотворного сотрудничества.
В нашем учреждении, в период адаптации, используется так же резонансная технология, работающая в процессе игры или предметно-практической деятельности: взрослые и дети действуют вместе, активно слушают друг друга; действия взрослого продолжаются ребенком; действия ребенка получают одобрение взрослого, вызывая желание действовать еще и еще; слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя.
3.При психолого-педагогическом сопровождении семьи мы широкого используем на практике комплекс интегрированных средств взаимодействия всех взрослых (специалистов и родителей), являющихся заинтересованными участниками образовательного и воспитательного процессов, так как считаем ,что только при таком подходе работа по адаптации ребенка принесет свои реальные плоды .
Для нас важно, чтобы родители ребенка стали активными участниками адаптационного процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат прилагаемых усилий, ведь часто, от этого зависит насколько комфортно, уверенно и успешно, будет протекать дальнейшее пребывание ребенка в новой группе, что в будущем несомненно повлияет на результативность воспитательно-образовательной деятельности. Для этого мы работаем над повышением активности молодых педагогов по вовлечению родителей в продуктивный диалог. Кроме этого, постарались максимально активизировать консультативно-просветительскую деятельности специалистов по распространению среди родителей специальных педагогических и психологических знаний. Психологи, дефектологи и логопеды оказывают информационную помощь родителям в отношении проблем ребенка возникших в период адаптации. Также, активно ведется работа по включению родителей в педагогический процесс.
4.Все педагоги, постоянно , повышают профессиональную компетентность , в вопросах организации адаптации , путем введения нового теоретического и практического материала, который помог бы детям принимать безболезненно новое окружение (незнакомых детей и взрослых), что значительно повысило уровень профессионального мастерства всего педагогического коллектива.
Мы считаем, что комплексный подход при реализации социально-педагогических мероприятий и применение разнообразных форм и методов в работе специалистов, позволил нам значительно улучшить результат прохождения адаптационного периода детей, значительно повысить информационную культуру родителей и профессиональную компетентность педагогов. Дошкольники научились распознавать проявления тревожности и учатся быть увереннее в себе, контролировать свои эмоции в различных ситуациях. У них явно улучшились коммуникативные навыки и возрос уровень стрессоустойчивости, формируется уверенность в ценности каждого человека. Между сотрудниками и родителями складываются партнерские отношения уважения и доверия.
Педагоги создают условия для сохранения психологического и физического здоровья детей на всех этапах пребывания в учреждении, а также при переходе к школьному обучению, развивают свою профессиональную компетентность и личностные качества, руководитель обеспечивает успешную деятельности детей и педагогов. Таким образом, коллектив работает в инновационном творческом режиме. Между сотрудниками и родителями складываются партнерские отношения уважения и доверия. Мы стремимся к тому, чтобы дети и их родители почувствовали, с первого дня пребывания у нас, что детский сад-это второй дом, в котором их любят.
- Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
- Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей ( необходимо вовремя распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научить управлять собой в различных ситуациях.)
- Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
людей в современных быстроменяющихся условиях. - Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожност.Литература:
1.Борякова Н.Ю.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. - № 2
2.Закрепина А. Социальное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание. 2009. - № 11, с.72-79
3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
4. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 3, с.27-31
5.Журбина О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» Ростов – на – Дону. 2007 г
6. Мастюкова Е.М., Мастюкова А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под редакцией В.И.Селиверстрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с. ]
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.
8.Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья//Дошкольное воспитание. 2009. - № 4, с.94-101
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Формирование стрессоустойчивости
Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья и непременным условием социальной стабильности. Нарастающие учебные нагрузки влияют на нервную систему и психику подростков, при...
Лекция для родителей "Как помочь детям учиться в период адаптации"
Лекция "Как помочь детям учиться в период адаптации" предназначена для родителей учениников, обучающихся в пятом классе. В лекции даны советы, что нужно делать, чтобы период адаптации прошел быс...
Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации
Музыкальные занятия направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности: слушание, подпевание и пение, музыкально-ритмические движения. Особенную радость детям доставл...
Проблемы адаптации пятиклассников. Работа психологической службы с детьми в период адаптации в среднем звене
Презентация о деятельности психологической службы в период адаптации учеников 5-х классов в средней школе...
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...
Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности о...