Особенности организации коррекционно-воспитательной работы в период адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»
статья

В статье представлен опыт работы по адаптации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР). Обозначена структура основных компонентов диагностического обследования навыков поведения и воспитанности обучающихся для проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Предназначена педагогам, работающим в коррекционном образовательном учреждении, будет полезна молодым специалистам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_v_period_adaptatsii.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации  

коррекционно-воспитательной работы в период адаптации

детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР)

в условиях ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

Концепция ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»: «Всесторонняя коррекция, обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи и проблемами в развитии осуществляется на уровне дошкольного и начального (I ст.) общего образования. Обеспечивает развитие основ физического, духовно-нравственного, психо-интеллектуального состояния ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию в ученические коллективы классов основного общего образования.

В структуре центра функционируют 2 подразделения:

- Дошкольное отделение санитарного типа. Дети 4-5 лет с ОВЗ (ТНР)

- Школьное отделение. Дети 6-7 лет с ОВЗ (ТНР) 1-4кл.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. Плавный переход из стен дошкольного отделения санаторного типа в новую образовательную среду центра меняет привычный распорядок дня детей. Школьный режим дня требует мобилизации сил ребенка, его готовность к учебно-воспитательному процессу, принятию четких требований правил и норм поведения, дружеских взаимоотношений со сверстниками, сопричастность к детскому коллективу уже не дошкольной группы, а 1 класса школьного отделения. Следовательно, целеполаганием коррекционно-воспитательной работы является:

- Адаптация к школьной жизни

- Формирование детского коллектива

- Обучение навыкам поведения и самообслуживания

- Становление духовно-нравственных и патриотических качеств личности

- Работа с родителями обучающихся

Для детей с проблемами в развитии и тяжелыми нарушениями речи в системе центра действует служба психолого-медико-педагогического сопровождения, которая выступает как комплексная технология поддержки и помощи каждому ребенку и его родителям в решении задач развития, коррекции речи, обучения, воспитания, социализации. Организовано единое коррекционное пространство, которое способствует оптимизации адаптации, устранению речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов, мотивации, формированию коммуникативной деятельности обучающихся. Тесное сотрудничество медицинского персонала, психологов, учителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, социального педагога максимально раскрывает возможности каждого ребенка.

Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, вхождения его в культуру общества. Без воспитания невозможно вооружить детей умением читать, писать, считать. Воспитатель является организатором пространства взросления детей. Именно он, работая с детьми с подъема до отбоя в условиях центра круглосуточного пребывания, создает климат эмоционального благополучия, добивается эффективной реализации воспитательного воздействия в каждом из моментов режима дня. Находясь с детьми, воспитатель всегда держит в поле зрения каждого ребенка. Осуществляя индивидуальный подход, укрепляет положительные качества, исправляет недостатки с учетом индивидуальных особенностей личности, без которых невозможен действенный процесс воспитания. При своевременном вмешательстве и умении правильно направить вектор педагогического воздействия можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Ребенок должен почувствовать и осознать, что здесь его ждут, понимают, любят, заботятся о его здоровье и безопасности. Ему обязательно окажут помощь, если что-то не получается. Но педагогу нельзя забывать, что помощь должна быть обучающего, организующего и направляющего характера. Ребенок должен понять и захотеть найти выход или решение, используя для этого имеющиеся у него возможности. Иначе волевых усилий для преодоления трудностей у него не будет завтра, если их не воспитывать сегодня.

Для достижения успешной адаптации детей обозначу основные компоненты, необходимые в коррекционно-воспитательной работе:

1. Целевой 

а) цели и задачи, реализуемые ежедневно (ежедневное планирование по всем режимным моментам с записью индивидуальной работы с ребенком по привитию и развитию ЗУН и учебных действий, включая артикуляционную гимнастику и логопедические игры)

б) цели, реализуемые в конкретных видах деятельности и ситуациях, ключевых общешкольных делах (календарно-тематическое планирование-сетка по основным направлениям воспитательной работы и дням недели)

Направления:

- Нравственно-патриотическое воспитание.

- Здоровье. Здоровый образ жизни и основы безопасности жизнедеятельности.

- Трудовое воспитание.

- Эстетико-экологическое воспитание.

- Внеклассное чтение.

- Развитие психических процессов

- Досуг. Клуб выходного дня.

Воспитательная работа ведется в соответствии с требованиями национального проекта «Программа духовно-нравственного воспитания», «Программа воспитания школьников» (уровень начального школьного образования), целевые установки реализуются по рекомендации данных программ.

2. Диагностический (проводится изучение воспитанности и психо-физиологических особенностей и возможностей, наблюдение и диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, его эмоциональное реагирование, диагностика развития санитарно-гигиенических навыков и самостоятельности, культуры здорового образа жизни; изучаются интересы, способности, возможность включения в кружковую, общественно полезную деятельность, спортивную секцию; диагностика межличностных отношений (методика Р.Жиля), социометрическая матрица; используется методика определения мотивов учения (М.Гинзбург); диагностика уровня школьной тревожности (методика Филлипса). Проводится индивидуальное тестирование по адаптации с целью выявления отношения ребенка к школе, игре, детям и взрослым. Выявляются проблемные дети, которые нуждаются в психологической помощи или повышенном внимании со стороны педагогов и родителей. Таким детям оказывается своевременная психолого-педагогическая помощь с применением коррекционно-развивающих методик.

Для родителей проводятся: анкетирование, тестирование, консультации со специалистами, индивидуальные беседы, даются методические рекомендации по воспитанию ребенка, родительские собрания, привлечение к жизни класса и школы, используется методика изучения удовлетворённости родителями работой образовательного учреждения.

3. Содержательный (отбор тематики программного материала, логопедические задания, воспитательные занятия, тематические беседы, экскурсии, прогулки-наблюдения, проектная и исследовательская деятельность, чтение и обсуждение сказок, произведений детских писателей и др.)

4. Технологический (используются педагогические технологии: ситуативный практикум, технология КТД, творческие задания, сюжетно-ролевые игры, этический тренинг, «круглый стол», конкурсы, викторины, интерактивные беседы; проводятся предметные недели по логопедии, психологии, русскому языку, математике, окружающему миру, экологические акции и проекты, мероприятия с методом «погружения» в историческую эпоху, проект «Музей в чемодане», ИКТ, компьютерный класс).

Коррекционно-развивающие площадки: «Русская изба», «Самоделкины» (ручной труд), логоритмика, сказкотерапия, студия танца и ритмики, комната боевой славы, комната коммуникативного развития и социализации, шашки, шахматы, спортивная секция по футболу.

Здоровьесберегающие технологии: Дни здоровья, комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминутки, динамические перемены, дидактические подвижные игры, прогулки, экскурсии, занятия по ЗОЖ, инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения, консультации врача, «Азбука правильного питания», спортивные праздники, соревнования, эстафеты.

5. Результативный (проводится сравнительный анализ уровня сформированности навыков поведения. По результатам сравнительных графиков прослеживается положительная динамика уровня сформированности навыков поведения. Проводится социометрический анализ; оценка воспитанности (индивидуально), анализ тестирования по адаптации (индивидуально); анализ коррекционно-воспитательной работы, участие и успехи в классных, общешкольных мероприятиях, областных и Всероссийских конкурсах. Наши достижения: грамоты и дипломы победителей Всероссийских конкурсов «Талантливые дети России», «Мой успех», «Арт-талант» детского творчества, Международный конкурс «Лисенок» и др. Благодаря сотрудничеству педагогического, медицинского, логопедического, психологического, социального сопровождения наши дети успешно адаптируются, повышается уровень формирования навыков поведения, учебных действий и усвоения программного материала. Таким образом, мы проектируем индивидуальный образовательный маршрут. Это путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в центре «Логос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

«Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста"

Лепка – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идёт от тех первобытных времён, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом...

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...

Методическая разработка «Особенности методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении детей младшего школьного возраста». «Пластилиновая живопись».

В настоящее время психолого-педагогическая наука все больше внимания уделяет проблемам формирования мелкой моторики рук у детей. Доказано, что сенсомоторное развитие является главным фактором гармонич...