ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса «Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Программа предназначена для подготовки ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zinchenko_natalya_aleksandrovna.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия,с. Тундутово.
Предмет:русский язык
Класс: 11
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 11 класса
«Исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ)
ЗАПИСКА
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занят. |
Дата провед. |
Тема занятия | к-во час. | форма занятия |
11 класс – 34 часа | ||||
1 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. | 1 | лекция | |
2 | Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 1 | работа с тестами А1 | |
3 | Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. | 1 | работа с тестами А1 | |
4 | Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. | 1 | ||
5 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора) | 1 | практикум А2, А11 | |
6 | Тропы. Умение находить их в тексте. | 1 | работа с тестами В1 | |
7 | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | работа с тестами В1 | |
8 | Правила образования форм слов разных частей речи. | 1 | практикум А3 | |
9 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | исслед.работа А10, В2 | |
10-11 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 2 | самост.работа А10 | |
12-13 | Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. | 2 | практикум А12 | |
14-15 | Правописание корней и приставок. | 2 | практикум А13, А14 | |
16-17 | Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. | 2 | исслед.работа А15 | |
18 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). | 1 | тренинг А16 | |
19 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. | 1 | работа с тестами А17 | |
20-21 | Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. | 1 | исслед.работа А18 | |
22-23 | Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности. | 2 | самост.работа | |
24 | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. | 1 | тренинг А5, В3 | |
25 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. | 1 | практикум А8 | |
26 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. | 1 | практикум А9, В4 | |
27 | Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | 1 | тренинг А5 | |
28 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. | 1 | практикум А5, А19, А20 | |
29 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. | 1 | практикум А4 | |
30 | Синтаксическая синонимия. | 1 | самост.работа А26 | |
31 | Знаки препинания в простом предложении. | 2 | работа с тестами А19,А20, А22 В5, В6 | |
32 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | практикум А23, А24 | |
33 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях | 1 | практикум А25 | |
34 | Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | 1 |
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
- Таблицы
- видеопрезентации
- Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" для учащихся 11 класса....
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...
Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»
г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №24» г. СаранскИконникова И.М.Пояснительная записка Элективного курса для 9 ...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"
Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"
Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...