КТД в работе с активом.
методическая разработка на тему

Ладина Олеся Александровна

Коллективно -творческое дело в работе с активом.(Обучающее занятие для представителей школьного актива). Классификация, игры для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_v_rabote_s_aktivom.docx118.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 14»

г. Дзержинска Нижегородской области

Школа детского  актива

«Методика организации и

проведения КТД»

Подготовила:

старшая вожатая МБОУ «Средняя школа № 14»

Ладина Олеся Александровна

Методика проведения КТД

Задача: 

  • познакомить участников с методикой КТД.

Основные понятия:

  • коллективно творческая деятельность (далее – КТД);
  •  виды КТД.

План занятия:

  1. Методика организация КТД?
  2. Краткий словарь КТД.
  3. 10 компонентов успеха.

  1. Методика организации КТД.

Автор методика коллективно творческой деятельности – И.П. Иванов и Ф.Я. Шапиро (60-е годы XX века).

Что значит «коллективно творческое дело»? это:

 -дело, так оно несёт в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

 -коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и педагогов, то есть является общей заботой;

 -коллективное творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Схема организации КТД:

  1. Предварительная работа (выбор идеи).
  2. Коллективное планирование.
  3. Коллективная подготовка дел.
  4. Проведение КТД.
  5. Коллективное подведение итогов.
  6. Последействие.
  1. Краткий словарь КТД.

Познавательные КТД:

  • «Аукцион знаний»,
  •  «Вечер веселых задач»,
  •  «Вечер неразгаданных тайн»,
  • «Клуб кинопутешествий»,
  • «Интеллектуальный футбол»,
  • «Защита фантпроектов»,
  • викторины,
  • конкурс «Эрудитов»,
  •  «Познавательная олимпиада»…

Художественные КТД:

  • «Вечер поэзии»,
  •  «Кинофестиваль»,
  • «Конкурс сатиры и юмора»,
  • «Конкурс рисованных фильмов»,
  • «Вечер сказок»,
  • «Литературный суд»,
  • «Фестиваль видео клипов»,
  • «Картинная галерея»,
  • «Конкурс инсценированных песен»…

Спортивные КТД:

  • «Веселые старты»,
  • «День здоровья»,
  • «Играй – город»,
  • «Малые Олимпийские игры»,
  • «Спортландия»,
  • «Турнир спортивных комментаторов»…

Досуговые КТД:

  • «Летний бал»,
  • «Аукцион забав»,
  • «Рыцарский турнир»,
  • «Шумовой оркестр»,
  • «Карнавал»,
  • «Комический цирк»,
  • дискотека,
  • дни «Рекордов Гиннеса»,
  • «Я – талантлив»

3. Главные компоненты успеха.

Помните, что при организации любого творческого конкурса следует помнить 10 главных компонента успеха:

  • интересные задания;
  • красивое оформление;
  • материальное обеспечение;
  • находчивый ведущий;
  • компетентное жюри;
  • эмоциональные зрители;
  • музыкальное сопровождение;
  • исполнительные помощники;
  • подготовленные команды;
  • призы для победителей.
  1. Методика проведения игр, конкурсных программ.

Задача: 

  • познакомить детей с методикой проведения игр, конкурсных программ (далее -  КП).

Основные понятия:

  • игра, конкурс;

План занятия:

  1. Методика проведения КП.
  2. Методика проведения игры.
  1. Методика проведения КП. 

Конкурс это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.

Конкурсные программы – это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой её вид может лечь в основу конкурса. В основе любой КП лежит принцип соревновательности, состязания.

Так как цель КП – соревнование уровней мастерства детей, следовательно, они являются мощным стимулом к развитию человека, совершенствования его навыков.

Организация КП – процесс не столько сложный, сколько многоэтапный, предусматривающий учёт многочисленных деталей, проблем, вопросов. И не обязательно эти программы должны иметь в своём названии слово «конкурс», они могут называться «турнир», «бой», «поединок», «защита», «сражение», «смотр» - от этого организационный алгоритм не меняется.

Этапы подготовки КП:

  • принятие решения о проведения КП, с учётом интересов, запросов, возраста детей;
  • придумать конкурсу яркое название;
  • сформулировать конкурсные задания;
  • разработать условия и критерия конкурса;
  • определить количество участников;
  • приглашение компетентного жюри;
  • подготовка призов;
  • роль ведущих;
  • обеспеченность необходимым реквизитом;
  • определить место проведения, оформление;
  • приглашение зрителей.

В оценке результатов конкурсной программы велика роль работы жюри. Поэтому необходимо:

  • никогда не доверять судейство в программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7;
  • никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить;
  • не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.

При подготовки конкурсов подумай и реши:

  • как пригласить зрителей;
  • когда провести предварительный просмотр;
  • кого пригласить ведущим;
  • как оформить помещение;
  • где посадить жюри;
  • на чём расположить экспонаты;
  • как организовать церемонию открытия;
  • какую подобрать музыку;
  • во что будут одеты участники;
  • где жюри будет обсуждать итоги;
  • кто будет вручать приз;
  • как будет проходить  награждение и др.

точку проведения КП можно поставить лишь после того, как будет проведён анализ планов и результатов.

  1. Методика  проведения игры.

При подготовке игры, необходимо:

  1. Учитывать наличие инвентаря, условия погоды, возраст детей, количество участников, поставленные задачи.
  2. Проверить и подготовить место.
  3. Объяснить правила игры.
  4. Выбрать водящих.
  5. разделить на команды.

Полезные советы организаторам игры.

  1. Выбирая игру, главное – знать, кто , когда и где в нее будет играть.
  2. Место для каждой игры должно подходить времени суток и возрасту участников.
  3. Хорошо подготовленный игровой инвентарь – половина успеха игры.
  4. Точное объявление правил игры поможет ведущему избежать ссор и конфликтов при ведении игры и при подведении ее итогов.
  5. Самое главное все рассчитать заранее: как пригласить ребят участвовать в игре, как разделить ребят на несколько команд, как выбрать водящих, что сказать победителям и проигравшим, что пожелать судьям и болельщикам.
  6. С жюри не спорят, когда оно работает компетентно, творчески, аргументировано.
  7.  Делу – время, потехе – час. Каждой игре – свое место и время.
  8. Ведущий - зеркало игры во всем – в настроении, внешнем виде, в словах и реакции зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.
  9. Приз и награда – это возможность сделать человека лучше.
  10.  Любая игра неповторима, при соблюдении основных правил.

Коллективная творческая деятельность.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:

  • поиск;
  • целеполагание;
  • прогнозирование и планирование;
  • реализация;
  • аналитико-рефлексивная деятельность.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела

(по работам И.П.Иванова)

  1. Какими мы были?
  2. Что было хорошо? Что получилось?
  3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?
  4. Что надо сделать, чтобы было лучше?
  5. Как нам жить дальше?

Этапы проведения КТД

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ.

На этом этапе определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела. Придумываются форма, содержание, определяются цели и задачи КТД.

2 этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КТД.

Планирование КТД осуществляется в форме сбора-старта. Сначала в микрогруппах, а затем сообща решают следующие вопросы:

  • Для кого проводим?
  • На радость и пользу кому?
  • Как лучше его провести?
  • Кому участвовать – всему коллективу или отдельной микрогруппе?
  • С кем вместе?
  • Кто будет руководить?
  • Где лучше провести это дело?
  • Когда?

Ведущие общего сбора-старта ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, развивают выборы Совета Дела (если есть такая необходимость).

3 этап – Руководящий орган данного КТД уточняет предложения, конкретизирует решение сбора-старта. Разрабатывает ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕЛА.

Поощряют инициативу каждого, обращение за помощью, координируют работу, при необходимости контроль.

Подготовка КТД осуществляется по плану:

  1. Оформительская работа:
  • изготовление реквизита
  • объявление
  • реклама (радиореклама)
  • пригласительные билеты
  • оформление сцены, зала и т.д.
  1. Технические вопросы:
  • запись фонограмм
  • аппаратура
  • состояние помещения
  • регистрация
  1. Организационная работа:
  • приглашение гостей
  • организация выставок

4 этап – ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.

5 этап – АНАЛИЗ КТД – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На этом этапе здесь важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть сбор, «Огонек» и т.д.

Сначала микрогруппами, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Т.е. необходимо ответить на вопросы:

  • Что понравилось и почему?
  • Что удалось и почему?
  • Что возьмем на будущее?
  • Чему я научился?
  • Кому скажем спасибо?

6 этап – выполняются решения последнего сбора, исправляются ошибки, учитывается положительный опыт и задумывается НОВОЕ КТД.

Как видно из алгоритма КТД – вся коллективно организаторская деятельность включает в себя четыре «сами»:

  • Сами определяем цель предстоящей деятельности
  • Сами планируем
  • Сами организуем
  • Сами подводим итоги и оцениваем ее

За основу планирования необходимо взять следующие принципы:

  1. Лучше меньше, да лучше !
  2. Каждое дело с пользой – иначе зачем?
  3. Каждое дело людям – иначе зачем?
  4. Каждое дело творчески – иначе зачем?
  5. Наша цель – счастье людям

Требования к ключевым КТД

  1. Связь КТД с задачами и проблемами данного коллектива.
  2. КТД  должно выходить на все уровни коллектива (одинаково полезно и интересно младшим и старшим товарищам)
  3. КТД  должно предполагать творчество
  4. КТД  учитывает как учебную, так и воспитательную работу
  5. КТД  предусматривает все стадии – от подготовки до подведения итогов
  1. КТД должно иметь общественную направленность
  2. Ключевое дело должно предусматривать серию более мелких КТД, облегчая тем самым этап планирования тематического периода.
  3. В процессе проведения КТД должно соединять развитие всех трех сторон личности учащегося: познавательно-мировоззренческая, эмоционально-волевая и действительная.
  4. КТД должно способствовать созданию нового общественно-ценного опыта, обмен опытом, творческого применения ранее усвоенного опыта, объединение приобретенного и приобретаемого положительного опыта.

Возможно использование приемов: предварительная анкета, игровые приемы, «живая анкета», графический образ развития, личностного роста… (О.С. Газман называл это открытой педагогикой»).

Перечень конкретных КТД.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КТД

Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос.

Словарь: агитбригада, агитафиша, агиткалентарь, агитсуд, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа политического обозревателя, беседа за «круглым столом», брифинг, бюро вопросов и ответов, вахта, вечер актуальных проблем, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политическая викторина, встречи с лучшими людьми, встреча поколений, военизированная эстафета, военизированная полоса препятствий, газета стенная («живая», радиогазета, киногазета, светогазета), военизированный подход, декада художественных и документальных фильмов (диафильмов, слайдофильмов), гайдаровский рейд, диспут, день интервью, диалог поитинформаторов, десятая студия, диалог «Два взгляда»,  закладка памятника, заочное путешествие, идеологический ринг, инсценированная политинформация, « Институт общественного мнения», конкурс детских рисунков, конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»,  комплексная военная спартакиада, костер, литературно-художественный монтаж, линейка, лекция-концерт, манифестация, «машина времени», митинг, операции «Забота», «Радость людям» и др., политминутка, политинформация, программа «Взгляд», почетный караул, политлото, поход по местам боевой славы, праздник красного календаря, пресс-бой, пресс-диалог, пресс-конференция, политобзор, политбой, рассказы о забытых героях, самообзор газет и журналов, устный журнал, фестивали дружбы народов, политические песни, факельное шествие, хит-шоу, шефство над памятником (братской, могилой, мемориалом), эстафета дружбы, ярмарка солидарности.

Забота вожатого – помочь ребятам использовать те знания, которые они уже усвоили на уроках истории, обществоведения, литературы. КТД «политического» толка способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

ТРУДОВЫЕ КТД

Все чаще к эпитету «каникулярное» лето, так образно определяющему многообразию ребячьих дел, добавляется еще одно слово – «трудовой». Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, школьник растет гражданином своей страны.

Лето – благодатная пора, когда без оглядки на учебную нагрузку можно поручить детям настоящие, серьезные дела – такие, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности.

Работа на колхозном или совхозном поле, на ферме, в саду, в лесничестве – это полнокровная жизнь юного человека в большом привлекательном мире дел взрослых. Важно только позаботиться о том, чтобы этот большой мир оказался добрым к юным.

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Не обязательный пункт летних лагерных планов. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы покажем?», «Для чего мы будем делать это дело?», «Ради чего идем на поле?» и т.п.

Словарь: ателье мелкого ремонта, аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставки трудовых достижений, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, грибная «охота» (ягодная, ореховая), дежурство, день трудовых подарков лагерю, дело «по секрету», день самостоятельности, зеленый патруль, защита профессии, клуб умельцев-волшебников (юных техников, изобретателей), конкурс детского мастерства, лагерное конструкторское бюро, летопись трудовой славы, мастерская по ремонту лагерного инвентаря (игрушек, кукол), операции («Зеленая аптека», «живи книга», «Родник»), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, сбор вторсырья (семян, даров леса), трудовой час, трудовая вахта, штаб заботы о лагере, «фабрика» игрушек, экскурсия в совхоз (лесничество, на ферму, производство), эстафета трудовых дел.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КТД

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

Словарь: академия «веселых наук», аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, день оружейника (колеса), декада науки и  техники, защита фантпроектов (гипотез, «безумных» идей, имен и т.п.), интеллектуальный футбол, клуб кинопутешествий (книголюбов), конкурс переводчиков, конференция зрителей (читателей), книжный бал, краеведческий поход (экспедиция), конкурсы смекалки (эрудитов), КВН, «лестница слов», «модель будущего», обзор книжных новинок, олимпиада (познавательная), «Поле чудес», пресс-бой, разнобой, рассказ-эстафета, «съезд мечтателей», турнир всезнаек (оракулов, дикторов, «Цицеронов»), «Что? Где? Когда?», час почемучек, экскурсии познавательные, языковая «тревога».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КТД

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач лета. Операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Словарь: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, встреча с лесничими (егерями, охотниками, рыболовами, бывалыми людьми), выставка лесных даров (лесных диковинок, изделий из лесного материала, лесных букетов), встреча солнца (луны, зари), день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.), день рыбака, день птиц, день рождения Луны (Земли, Солнца), «живая картина», лагерное лесничество, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, праздник первого снопа, сюита экологических игр, экологическая карта лагеря, экологическая тропа, экологическая зона работы, экологический вестник, экологический фестиваль.

СПОРТИВНЫЕ КТД

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Словарь: аукцион, спортивный джоггинг (бег до подъема), веселые старты, веселая спартакиада, встреча с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами), декада спортивных фильмов и диафильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя), запуск моделей (планеров, бумажных змеек), зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная), защита видов спорта, звездный марш-поход, игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.п.), кросс, лагерь робинзонов, малые олимпийские игры, купание, олимпиада народных игр, ориентирование на местности, первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления спортсменов, полоса препятствий, походы (однодневные, многодневные, ночные, звездные), рыбалка (состязание), санитарный пост, санитарная викторина, санитарный патруль, спортивная информация, спортивный калейдоскоп, спортбой, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов, состязания «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», спортивные «Огонек», троеборье, «трибуна болельщиков», «турград», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, турнир сигнальщиков, туристические игра, туристический поход, товарищеские спортивные встречи, физкультминутка, шахматно-шашечный турнир, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая, шведская).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КТД

Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка, «сочинительские», актерские, режиссерские помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового  искусства, мир народного фольклора.

Словарь: авторский вечер, ателье карнавальных мод (звукозаписи), ансамбль вечер поэзии (музыки, живописи, архитектуры) вечер сказок «Жили-были», выставка картин (рисунков, репродукций, плакатов букетов), выпуск рукописных сборников (альманахов), галерея картинная, декада искусств, день эстетики,  драматизация песен (сказок, загадок, басен  т.д.), кружки эстетического профиля, карнавал литературный), КВН (музыкальный), кинофестиваль, кольцовка песен (загадок, пословиц, считалок), конкурс поэтических жанров, конкурс юмора и сатиры, конкурс поэтов – масок (буриме, рассказа с продолжением, песни, рисунка мелового), концерт («Загадка», «Ромашка», «Молния», «Подарок», «Сюрприз»), кукольный театр, олимпиада изобразительного искусства, просмотр фильмов (телепередач, спектаклей и т.д.), рисованный фильм, спевка, студия звуковых диафильмов (фотофильмов), театр пантомимы (теней, «живых» картин, мод, литературных импровизаций), театрализованный спор, фестиваль искусств, час «оперы».

ДОСУГОВЫЕ КТД

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Словарь: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.), бал Терпсихоры, базар головоломок, баталия бумажных корабликов, бюро предложений по делам развлечений, вечер легенд, вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.), вечер-путешествие, веселая дуэль, вечеринка, веселое пятиборье, взятие песочного городка, «выпускной» бал, «голубая лампа» (семейного чтения), день «рекордов Гиннесса», день веселого двора, дискотека, день веселых испытаний, день фантазера, «Ералаш», загородная массовка, «завалинки», затейник «устный, настенный), игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие), задушевный разговор, игры строительные, конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др., игровая сюита, «капустник», карнавал, клуб выходного дня, клуб коллекционеров (меломанов, любителей искусств и т.п.), конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и др.), конкурс юмора и сатиры, коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки), «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс-лето», лотерея,  музыкальный киоск, «магазин Плюшкина», массовка, музей «Заходи, глазей», «Ночь ужасов», «Огонек», парад войск будущего, пир-бал именинников, посиделки, панорама творческих дел, праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и др.), «песочный город», пресс-бой, ребусы, состязание юмористов, творческие объединения («Райкины», «чудаки»), турнир «Яблочко», рыбалка, турнир (гидов, затейников, знатоков), ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, цирк на воде, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шуточная картинная галерея, школьное кафе, шумовой оркестр, эстафета веселых экспромтов (искусств, любимых занятий), экспедиция за сказками (играми, забавами, пословицами, поговорками, загадками, обрядами, церемониалами), юморина, ярмарка забав и развлечений, ярмарка народной мудрости.

КТД С ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ НРАВСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Все модели работы с детьми летом имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.

Словарь: вечер «Расскажу о хорошем человеке», вечер этикета, вечер откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день поступков «по секрету», день рождения коллектива, день рождения лагеря, день русского хлебосольства, день этикета (мальчиков, девочек), диспут, «камертон хорошего настроения», комплексная игра, магазин без продавца, «Огонек» знакомств, «Огонек» прощания, «орлятский круг», рейд дружбы, ролевая игра нравственного характера, сбор «Я-мы-они», секретный тимуровский рейд, «фабрика смеха», эстафета соседей.

КТД В РАБОТЕ С АКТИВОМ

Делить ребят в летнем лагере, да и в школе, на актив и пассив сегодня  вряд ли имеет смысл. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Но постоянный ли, сменный ли, очередной ли актив все-таки мы в отряде и дружине выбираем. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать КТД - тренинги, творческие КТД.

Словарь КТД: «А ну-ка мы», «Арена общения» (программа творческих контактов), «Времена года» (творческие задания родившимся зимой, весной, летом, осенью); «Веер делегаций» (группа ребят импровизирует в общении друг с другом, представляя делегацию страны, планеты и т.п.); «Замещение вакантных ролей», игра в «мнения», коллективное планирование, «Огонек» - анализ дня (недели, смены), организационно  - деятельностная  игра, операция «Малыши», разговор о жизни (вольное общение), «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» (оценка друг друга), собрание-диспут,  сводный отряд актива, сбор актива.

Возможно, часть  этих КТД знакома читателю. Но каждая модель вариативна и несет свое воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практические любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками, «облегчая» или усложняя ее композицию, программу и содержание.

Мне хотелось представить читателю панораму творческих дел, изобретенных еще в 50-е годы. А сколько интересных дел ушло из памяти людей! КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые ее только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД летом. Первое – творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, на знания, умения и навыки, полученные в школе. Второе – любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребенка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребенок был нужен, нашел себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не использование роли «по бумажке». Третье – необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела. Любой «этап» КТД есть творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и воспитатели действуют сообща, если они партнеры и друзья. А если нет, возникает горечь непонимания, непризнания, своей ненужности отряду тогда смена в лагере – это безрадостный, тягостный месяц жизни, пропавшее время. Как же важно, чтобы этого не произошло, товарищ вожатый.

…Говорят, летом дети растут быстрее. И впрямь, пройдет всего несколько недель, вернется очередная лагерная смена, и не узнать ребят – загорели, окрепли, повзрослели, взахлеб рассказывают о днях, полных незабываемых впечатлений. А есть ли радость выше, чем счастье наших детей!

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО (внутри группы и между коллективами)

На сборе ШДА собираются дети из разных школ, разных станиц, но им предстоит вместе развлекаться, выполнять разные практические задания  и чтобы отдых был успешным необходимо очень быстро познакомиться. Предложенные игры помогут им быстро познакомиться.  Организаторами и ведущими выступает педагог. Он объясняет правила игры, корректирует ее ход. Игра позволяет ребятам запомнить имена друг друга, раскрывает творческие и организаторские способности.

Имя-цвет, имя-ассоциация

Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).

Мое любимое дело

Игрок называет свое имя и любимое дело. Следующий игрок сообщает свое отношение к названному делу, затем представляется и сообщает, что нравится ему. Например, первый участник говорит: «Меня зовут Андрей, и я люблю играть на гитаре». Следующий участник: «Я не умею играть на гитаре. Меня зовут Режа, я люблю играть в футбол». И так далее.

Имя в кругу

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг в центр, называет свое имя и показывает любое движение. Затем все участники одновременно повторяют его имя и движение, которое он только что показал.

Игры для детей. Игры в комнате.

Игры для детей. Игры в комнате

БИЛЬБОКЕ

Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в чашечку.

Возьмите толстую нитку или шнурок длиной примерно 40 см. Один конец приклейте липкой лентой или лейкопластырем к шарику от настольного тенниса, а другой — к донышку пластмассовой (полиэтиленовой) кружки. Ваше бильбоке готово.

Играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Ловят шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передаёт бильбоке следующему за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберёт условленное количество очков.

Развивающие игры для детей младшего школьного возраста.

Игры для игры в школе во время перемены, игры для уроков физкультуры в младших классах.

Кто больше

«Кто больше» — азартное соревнование, способствующее развитию моторики рук и ловкости. Эта малоподвижная детская игра хорошо подойдет для проведения в школе во время перемены у учеников младших классов.

Участникам раздаются веревки длиной около 1 метр. По сигналу игроки начинают завязывать на веревке узлы. Тот, кто за 1 минуту завязал больше узлов — побеждает.

Примечание. Игра начинается и прекращается строго по сигналу водящего.

Возраст: от шести лет.

Игра развивает: ловкость, моторика рук, реакция

Количество игроков: 2 и более

Необходимы вещи: веревка

Возраст: от шести лет

Зевака (Штандер)

Зевака (Штандер) — подвижная командная игра с мячом, способствующая воспитанию таких физических качеств — как быстрота реакции, ловкость и выносливость. Удобным местом проведения может быть детская площадка или спортзал.

Чертим мелом круг, на который встают все участники игры. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга. Водящий подбрасывает мяч над головой и выкрикивает имя любого из стоящих детей, который должен поймать мяч и теперь становится новым водящим. Пока мяч в воздухе — дети бросаются врассыпную.

Если водящий поймал мяч с лета, то он выкрикивает нового водящего, подкинув мяч вверх.

Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит: «Стоп!». Тогда все участники должны замереть. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал — водить будет осаленный. Промахнулся — снова води!

И в том и в другом случае все снова встают на круг и игра начинается вновь.

Игра прекращается по взаимному согласию.

Примечание. Замеревшим игрокам, в которых целятся мячом, разрешается — приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.

Бывает, что тот, кого салят, ловит мяч. В этом случае он тут же салит мячом или водящего, или любого из игроков — кто ближе стоит.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: выносливость, ловкость, реакция

Подвижность игры: подвижная

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Выше ноги от земли

Выше ноги от земли — один из вариантов игры Салки. Веселая, активная игра, развивающая выносливость и физическую силу играющих.

Выбирают водящего. Остальные разбегаются. Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли. С этой целью они залезают на какой-либо предмет или дерево, садятся, ложатся на спину, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить. Если же ноги игрока оказываются на земле, его можно осалить.

Осаленный начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: выносливость, сила

Подвижность игры: подвижная

Количество игроков: 3 и более

Хвост дракона

Хвост дракона — веселая и подвижная игра для детей от пяти лет и старше, развивающая внимание, реакцию и ловкость. В нее играют, в основном, в закрытом помещении — в большой комнате, в спортзале или раздевалке.

Количество играющих не менее 4 человек (но чем больше, тем интереснее и веселее).

Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию (как бы образуя дракона/змейку). Стоящий впереди — голова дракона, задний — хвост.

«Голова» дракона пытается поймать свой «хвост», а «хвост» должен увернуться от «головы», при этом все остальные звенья дракона/змейки не должны расцепляться.

Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится «головой». Остальные меняются местами по желанию. Игра продолжается.

Примечание. Игра не имеет определенного окончания и победителей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, ловкость, реакция

Подвижность игры: подвижная

Количество игроков: 4 и более

Пуговица

Пуговица — игра с юмором, в которой как таковых победителей нет. Участники делятся на команды по 3 человека. Ведущий объявляет, что сейчас будет конкурс, но не говорит по каким критериям будет оцениваться победитель, потому нужно очень сильно стараться. Включается музыка, участники начинают танцевать (петь, читать стихи и так далее).

В конце конкурса, ведущий проходит по командам и считает количество пуговиц на одежде. Та команда, у которой больше всех пуговиц, выигрывает.

Возраст игроков: разнообразный

Игра развивает: артистизм, раскрепощенность, фантазия

Подвижность игры: малоподвижная

Количество игроков: 6 и более

Игры -пятиминутки

Интересные, простые и короткие игры для отдыха детей.На первый взгляд кажется, что эти игры малозначительны и не серьезны. На самом деле данный блок игр очень интересен и важен в организации детского отдыха. На улице дождь. Скучно. Что делать? И тут на помощь приходят игры-пятиминутки, которые могут затянуться и на более продолжительное время.

Ха-ха-ха

Дети встают в круг. Один из них говорит «ха». Второй должен сказать «ха-ха», третий — «ха-ха-ха» и так далее по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры.

Интервью по кругу

Вожатый (педагог) бросает мяч одному из участников, называя его имя. Поймавший мяч должен ответить на вопрос вожатого и бросить мяч другому игроку, назвав его имя и задав уже свой вопрос. Вопросы должны быть короткими и доброжелательными. Если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: «Нет ответа», и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли отвечающего побывали все участники.

Расскажи сказку

Ребята сидят в кругу. Ведущий произносит первую фразу, первое предложение, которое является началом сказки. Следующий участник говорит следующее предложение, логично продолжая начатое повествование. В результате должна получиться единая сказочная история. Почему сказочная? Потому что события могут быть нереальными, волшебными.

Коленочки

Играющие сидят вплотную. Левая рука каждого участника лежит на правой коленке соседа, а правая — на левой коленке соседа справа. Если круг не замкнут, то первый и последний кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или просто поднял руку, то он убирает «ошибившуюся» руку за спину. Для повышения интереса нужно держать высокий темп в игре.

Светофор

На красный —- молчим, на желтый — хлопаем, на зеленый — топаем. Ведущий старается запутать участников, называя цвета в произвольном порядке.

Колпак мой треугольный

Ребята, мы с вами споем песню, только каждое слово поочередно мы будем заменять различными движениями. Сначала разучим слова:

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

А теперь на слово «колпак» — мы показываем рукой на голову, а само слово «колпак» не произносим.

Затем на слово «мой» ребята касаются рукой груди, а само слово не произносят. На слово «треугольный» ребята должны показать три пальца, вытянув руку вперед, а затем переводят ее на пояс.

Пою я бум

Ведущий просит повторять за ним слова и движения. «Пою я бум, чика-бум» — на первое слово — хлопок в ладоши, на второе хлопок по коленкам, потом движения повторяются. Слова:

Чика-бум — крутая песня.

Будем петь ее все вместе.

Если нужен классный шум,

Пойте с нами чика-бум.

Пою я бум, чика-бум.

Пою я бум, чика-рака, чика-рака, чика-бум.

О-е, ага, еще раз веселей.

Возможные варианты последнего слова: громче, быстрее, женственнее, мужественнее, протяжнее и др.

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет.

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет. Моторные игры

 Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

http://ped-kopilka.ru/images/img371.jpg

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» прикрепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Можно за каждую прищепку, оставшуюся у охотника, назначить штраф: петь танцевать, кричать голосом птицы или животного, рассказывать стихи и т.д. Штраф можно предъявить и «оленю».

Учебный вариант. Игру можно использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки выберут дети, как им подскажет фантазия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с активом класса

План работы можно использовать в воспитательной системе класса, распределяя обязанности между учениками....

Работа с активом 4 курса суворовцев

Статья об организации работы с активом...

Из опыта работы детского актива "Феникс"

Из опыта работы детского актива "Феникс"...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

план работы школьного актива участника РДШ

календарное планирование работы актива  на 2017-2018 учебный год...

Методическая разработка занятия (мероприятия) в рамках работы с активом обучающихся

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала учащихся, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, знакомство ребят с шефской работой в школе, мотивация на внеклассную работу ...