Мультимедийные технологии и развитие познавательного интереса
статья на тему

Анисимов Алексей Викторович

Использование мультимедий­ных средств повышает качество и эф­фективность обучения истории, раз­вивает учебную деятельность, способствуют акти­визации и индивидуализации процесса обуче­ния, повышению эффективности контроля зна­ний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийные технологии и развитие познавательного интереса

Введение

Что может заставить школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность школьника. Основным источником побуждения школьника к умственному труду может послужить интерес.

Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких научных (учебных в школе) областей, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Такая направленность характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений.

В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает и как средство живого, увлекающего ученика обучения и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности.

На формирование и развитие познавательного интереса оказывают влияние различные факторы. Не маловажную роль играет форма подачи материала.

Мультимедийная технология

Технология мультимедиа (англ. — многокомпонентная среда), позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

При такой педагогической технологии учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие во времени и пространстве»… Богатство содержательной поддержки делает урок значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет».

         


Мультимедийная технология на уроке

Использование мультимедийной технологии позволяет решать следующие сложные задачи преподавания:

  • развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);        
  • реализация эстетического воспитания (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
  • развитие коммуникативных способностей;

- оптимизация отбора и представление изучаемого материала;

- расширение возможности использования наглядности;

- обеспечение побудительных мотивов  (стимулов), обусловливающих   активизацию    познавательной   деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации,    вкрапления    игровых    ситуаций,    возможности управления, выбора режима учебной деятельности).

Направлений работы учителя истории с применением компьютерных технологий много:

- проведение уроков с использованием медиаресурсов,

- осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего,

- организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям,

- организация проектной деятельности учащихся.

Последнее направление работы является наиболее перспективным.  Создается пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений, которое позволяет реализовать данный метод, стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.

Такой  вид деятельности имеет ряд преимуществ:

- и учителя, и ученики совершенствуют навыки владения персональным компьютером;

- ученики осознают практическую значимость своих знаний, видят конкретное применение результатов своего труда;

- учителю предоставляется возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя талантливым организатором, методистом, тонким психологом, авторитетным педагогом;

- пополняется методическая оснащенность кабинета истории.

Заключение

С применением мультимедийных технологий во всем их многообразии учитель получил реальную возможность организовать образовательный процесс по-новому, при помощи педагогического инструментария, адекватного требованиям сегодняшнего дня, одновременно спровоцировав познавательную активность обучающегося.

Учитель уже не сможет работать по-старому, следовать веками господствующей знаниевой парадигме. Традиционная методика «Делай, как я!», трансформирующаяся порой в «Повтори, что сказано; делай, что приказано!», уступает место характерной для нового подхода к обучению педагогике сотрудничества («Делай вместе со мной!». «Делай лучше меня!»). Вновь актуальными стали слова Джона Дьюи: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь».

Как показывает опыт, использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Они способствуют активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения эффективности контроля знаний, оптимизации труда учителя. Одновременно это и эффективный стимул обучения школьников. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Между тем, при всех своих возможностях, компьютер остается средством повышения эффективности человеческой деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...

Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе

Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе...