Мультимедийные технологии и развитие познавательного интереса
статья на тему
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность, способствуют активизации и индивидуализации процесса обучения, повышению эффективности контроля знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynye_tehnologii_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya_.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мультимедийные технологии и развитие познавательного интереса
Введение
Что может заставить школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом? Во всяком случае, не принуждение. Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность школьника. Основным источником побуждения школьника к умственному труду может послужить интерес.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких научных (учебных в школе) областей, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Такая направленность характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений.
В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает и как средство живого, увлекающего ученика обучения и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности.
На формирование и развитие познавательного интереса оказывают влияние различные факторы. Не маловажную роль играет форма подачи материала.
Мультимедийная технология
Технология мультимедиа (англ. — многокомпонентная среда), позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
При такой педагогической технологии учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие во времени и пространстве»… Богатство содержательной поддержки делает урок значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет».
Мультимедийная технология на уроке
Использование мультимедийной технологии позволяет решать следующие сложные задачи преподавания:
- развитие мышления (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического);
- реализация эстетического воспитания (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
- развитие коммуникативных способностей;
- оптимизация отбора и представление изучаемого материала;
- расширение возможности использования наглядности;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности).
Направлений работы учителя истории с применением компьютерных технологий много:
- проведение уроков с использованием медиаресурсов,
- осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего,
- организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям,
- организация проектной деятельности учащихся.
Последнее направление работы является наиболее перспективным. Создается пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений, которое позволяет реализовать данный метод, стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу.
Такой вид деятельности имеет ряд преимуществ:
- и учителя, и ученики совершенствуют навыки владения персональным компьютером;
- ученики осознают практическую значимость своих знаний, видят конкретное применение результатов своего труда;
- учителю предоставляется возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя талантливым организатором, методистом, тонким психологом, авторитетным педагогом;
- пополняется методическая оснащенность кабинета истории.
Заключение
С применением мультимедийных технологий во всем их многообразии учитель получил реальную возможность организовать образовательный процесс по-новому, при помощи педагогического инструментария, адекватного требованиям сегодняшнего дня, одновременно спровоцировав познавательную активность обучающегося.
Учитель уже не сможет работать по-старому, следовать веками господствующей знаниевой парадигме. Традиционная методика «Делай, как я!», трансформирующаяся порой в «Повтори, что сказано; делай, что приказано!», уступает место характерной для нового подхода к обучению педагогике сотрудничества («Делай вместе со мной!». «Делай лучше меня!»). Вновь актуальными стали слова Джона Дьюи: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь».
Как показывает опыт, использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Они способствуют активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения эффективности контроля знаний, оптимизации труда учителя. Одновременно это и эффективный стимул обучения школьников. Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Между тем, при всех своих возможностях, компьютер остается средством повышения эффективности человеческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)
Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...
Доклад на тему: «Использование занимательных материалов и новых информационных технологий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся при обучении физике» .
Доклады, сообщения:...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
Использование Интернет технологий для развития познавательного интереса при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе...
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...
"Применение игровых технологий на уроках геометрии как средства активизации познавательной деятельности учащихся и развития познавательного интереса к предмету"
Статья посвящена игре "Геометрический кальмар"...
Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе
Применение игровых технологий в развитии познавательного интереса к химии в основной школе...