Практико-значимый проект: «Природа - наш дом».
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Природа - наш дом».
2. Автор проекта: Бурмистрова Ю.А.
7. Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный. информационно- практико - ориентированный
8. Направление деятельности проекта: экологического воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
9. Цель: развитие экологической культуры у детей
10. Краткое содержание проекта:
1. изучение разнообразия экологической среды;
2. накопление информации об уровне экологического благополучия окружающего мира;
3..создание детской экологической тропы в ДОУ;
4. обучение дошкольников умениям беречь окружающий мир;
5.организация интегрированных занятий по экологии;
6. организация работы площадки простейшего экспериментирования;
7. создание родительского клуба: «На встречу природе»
8.создание эколого-краеведческой комнаты.
11. Место проведения:_________________________________________________.
14. Количество участников проекта: 35 человек . (18 детей, 2 воспитателя. 15 родителей).
15. Возраст детей: 5-6лет
16. Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях)
17. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• повышение экологической культуры дошкольников, формирование навыков экологически нравст венного поведения;
• расширение кругозора воспитанников;
• развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
• развитие творческого мышления у детей;
• организация работы «Уголка живой природы» в группе;
• преобразование предметно-развивающей среды группы (сюжетно-ролевая игра, наглядный дидактический материал);
• оптимизация сотрудничества с родителями;
• вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка укрепление заинтересованности родителей сотрудничестве с детским садом.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
∙ развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
∙ воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
∙ формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
∙ Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
∙ Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
∙ Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
∙ Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
∙ создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
∙ повышение экологической грамотности педагогов;
∙ обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;
∙ экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми в каждой возрастной группе:
∙ посезонное планирование занятий;
∙ создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
∙ организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
∙ чтение художественной литературы;
∙ совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей, акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
∙ выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
∙ игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
∙ создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы.
Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
∙ Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, уголки релаксации и т.д.
Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются с живыми организмами и ухаживают за ними, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием.
Под руководством увлеченных своим делом специалистов дети занимаются в изостудии, театральной студии, музыкальной и других. В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
Проводятся экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:
∙ экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.
∙ малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем и др.
∙ мини-стадион и игровые площадки.
Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей его средой, поэтому задача работников детского сада и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление. С этой целью разработана система оздоровительной работы для каждой возрастной группы. Она включает закаливающие процедуры, элементы дыхательной гимнастики и точечного массажа, ходьбу босиком по массажным коврикам и по «комбинированной дорожке», музыкотерапию и ароматерапию и др. Систематически проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья.
Для расширения возможностей двигательной активности воспитанников в детском саду создан мини-стадион, включающий: беговую дорожку, волейбольную, футбольную и баскетбольную площадки, яму для прыжков, спортивные модули и «дорожку здоровья».
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В.А.Сухомлинский.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ:
Первый этап: накопление информационной базы.
1. «Дары осени» (сбор природного материала на прогулке).
2. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».
Занятия:
Цикл занятий по изоэкологии:
1. «На лесной полянке» ( материал —желуди, каштаны).
2.«Кто живет в лесу?» (конструирование из шишек).
3.«Золотая осень» (аппликация из осенних листьев).
.
Цикл занятий «Осень в зеркале искусства»:
«Художники об осени», «Писатели о природе осенью».
3.Экологическое воспитание:
1.Занятие: «Лекарства из растений»
2.Выставка «Чудеса природы».
12Совместная деятельность детей и родителей:
1. Изготовление карточек с изображением растений и элементов дизайна для оформления выставки в «Уголке природы» в группе.
2. Разработка эскизов костюмов лекарственных растений.
Открытое занятие для родительского клуба: «Дары осени».
Второй этап.
Наблюдения в природе и работа в повседневной жизни
- Цикл наблюдений 6 «Изучаем жизнь природы зимой»
- . Разработка и оформление календаря наблюдения за птицами.
Экологическое воспитание:
1.Оформление «Уголка природы» элементами детского дизайна.
2.. Участие детей в подготовке материально - технической базы для выступления на собрании родительского клуба.
.- Занятия:
1. Школа юных экологов.
2. Изоэкология: «Рассказы о природе», Изготовление книжек-малышек (2 занятия). «Лесная аптека на службе у человека».
Совместная работа с родительским клубом:
«Разработка карты лекарственных растений п. Лесного и его окрестностей»
Образоварилыиые проекты
Экологическое воспитание
Цикл занятий: «Животные зимой», «Поменяемся местами» (интегрированное занятие: экологическое воспитание + театрализованная деятельность), «Поможем птицам и зверям» фотосъемка сюжетов для доклада, «Как помочь зимой животным?»(выступления родителей)
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей:
1.Оформление сюжетной композиции для центра простейшего экспериментирования: «Живые ёжики» (проращивание овса)
2. Разучивание инсценировки : «В мире животных» (предварительная работа к досугу)
3.Изготовление костюмов лекарственных трав. Животных(предварительная работа к досугу
Третий этап.
Наблюдения в природе и повседневной жизни:
- Цикл наблюдений: «Изучаем жизнь природы весной»
- Оформление картотеки наблюдений
Занятия:
1.Изоэкология.
«Кому нужна вода?»
«Жаворонки»(изготовление «жаворонков» из теста и выпечка на кухне детского сада)
2. Досуг «День птиц».
3.Интегрированные занятия: «Прогулки в лес», «Как вести себя в лесу», «Лес просыпается»
4. Досуг: «День земли».
Работа с родителями:
- Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему: «Птицы».
- Оформление материала «Фотогаллерея» по экологическому воспитанию.
Изготовление макета: « Наш поселок-зеленый край»
Выращивание рассады. - Оформление эколого-краеведческой комнаты с использованием материалов проекта (карта лекарственных трав, фотогаллерея, рисунки, поделки, макет: «Наш поселок-зеленый край».
Заключительные мероприятия проекта:
- Интегрированное занятие: «Наш поселок-зеленый край» (дети + родители).
- Семейные традиции в изучении родного поселка с использованием фотоматериалов; оформление цветника детского сада рассадой летников, выращенной детьми и родителями.
- Выставка рисунков: «Лесной край».
- Проведение экскурсии в эколого – краеведческую комнату и уголок «Наши любимцы» (попугаи, черепахи, морская свинка, лягушка, золотая рыбка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"
Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
Практико - значимый проект. Технология Деловой игры, как средство повышения позновательной активности учащихся на уроках химии
Как технология Деловая игра повышает познавательную активность на уроках химии...
практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....
Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"
Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...
Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"
В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений. Большое внимание в ...
Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»
Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...