Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"
материал по теме
В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений. Большое внимание в школе уделяется профилактической работе. Для формирования правовой культуры и правового сознания подростков необходимо заниматься профилактической работой.Для повышения правовой культуры подростков и формирования их правосознания необходимо проводить целенаправленное правовое просвещение (повышение правовой грамотности детей). Этот проект - программа формирования правовой культуры подростков, которую можно применить в любой школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимый проект
на тему:
Автор: учитель истории и обществознания
Зимина Юлия Геннадьевна
Описание проблемы, на решение которой направлен проект.
В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений. Большое внимание в школе уделяется профилактической работе. Для формирования правовой культуры и правового сознания подростков необходимо заниматься профилактической работой. В основе формирования правовой культуры лежат: знание своих прав и обязанностей, знание законов, последствий за совершенные правонарушения.
Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. В юридической литературе, которая анализирует правосознание подростков с девиантным поведением, выделяют следующие особенности:
Плохая осведомленность в уголовном законодательстве - правовая практика показывают ограниченность знаний УК, отсутствие четких представлений о правовых нормах.
Подростки испытывают трудности при сопоставлении своего поведения и требований закона. Как правило, многие подростки рассматривают свой поступок как невинную шалость, а не как правонарушение.
Многие подростки очень зависимы от влияния взрослых или мнения группы. Чтобы не быть трусом, повысить свой авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.
Из этого следует, что важнейшим средством профилактики противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание.
В учебнике по педагогике сказано, правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Для повышения правовой культуры подростков и формирования их правосознания необходимо проводить целенаправленное правовое просвещение (повышение правовой грамотности детей). Этот процесс начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.
Основная цель: поиск форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы правовому воспитанию подростков, умеющим защищать свои права, не нарушать права других, анализировать свои поступки.
Задачи:
разъяснение учащимся основных положений Законов РФ (Конституции РФ, Семейного кодекса, Уголовного кодекса и др.)
развитие способностей к адекватной самооценке;
воспитание самоуважения, самовоспитания, формирование адекватного отношения к воздействию неблагоприятных факторов.
Средства:
анкетирование учащихся,
изучение детьми Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Уголовного и Семейного кодексов и других правовых актов,
организация встреч с работниками правоохранительных органов.
План реализации проекта:
Подготовительный этап: (анкетирование о знании нормативно-правовых актов, обработка материала). В нашей общеобразовательной школе было проведено анкетирование и исследование юридической грамотности учащихся. По данным проведенного опроса, мы выявили:
15 % учащихся знают основные положения Конвенции о правах ребенка;
60% учащихся знают о существовании Семейного кодекса, но назвать свои права и обязанности смогли лишь 25%;
75% учащихся известно о существовании Уголовного кодекса, назвать основные права несовершеннолетних, закрепленные в этом документе, смогли только 45%
Основной этап: (проведение профилактической и просветительской работы среди учащихся).
Следующие мероприятия:
Урочные:
- Урок права на тему: «Права несовершеннолетних»
- Ролевые игры, например: «Суд присяжных»
- Урок на тему: «Несовершеннолетние и закон»
- Олимпиада правовых знаний (8-9 классы)
- Написание сочинений – эссе на тему: «Права детей глазами ребенка» (8-9 классы)
- Защита презентаций «Права детей» (5-9 классы)
Внеурочные:
- Проведение дней профилактики (1 раз в четверть) – в школе с детьми проводят профилактическую работу (беседы, лекции, практические занятия, просмотры фильмов) представители органов системы профилактики (КДН, ОДН, ГИБДД, Управление опеки и попечительства, Отдел культуры, ЦРБ, Отдел по делам молодежи и др.)
- Проведение недели права
- Конкурсы рисунков и плакатов на тему «Права детей глазами ребенка» (6-7 классы)
-Классные часы
- Встречи с работниками правоохранительных органов
- Информационно - правовой лекторий «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»
- Классный час « Особенности применения уголовно – процессуального законодательного законодательства в отношении несовершеннолетнего» (проводит учитель обществознания с юридическим образованием)
Работа с родителями:
- Выступление учащихся с презентациями «Права ребенка» на родительском всеобуче
- Родительские собрания на тему: «Закон и ответственность», «Нравственный уроки моей семьи», «Совместная работа семьи и школы в профилактике безнадзорности и правонарушений»
- Лекторий для родителей «Права ребенка»
- Консультации для родителей проводят представители органов системы профилактики
Заключительный этап: (проводится в конце каждого учебного года)
круглый стол «Знаешь ли ты свои права», где учащиеся могут подвести итоги о проделанной работе, поделится своим мнением о полученных знаниях.
Ожидаемые результаты
Проведенное в рамках этого проекта исследование позволит оценить состояние соблюдения прав детей в общеобразовательном учреждении, определить основные направления работы образовательного учреждения по разъяснению прав и обязанностей учащихся.
Учащиеся познакомятся с Декларацией прав ребенка, Конвенцией ООН о правах ребенка и другими правовыми актами.
Использование подростков правовых знаний в реальной жизни, возможность преодолевать трудности и не совершать правонарушения.
Приложение:
«Анкета»
для учащихся
1. Что такое в вашем понимании права человека?
2.Какие права человека зафиксированы в Конвенции о правах ребенка?
3. В каких нормативно - правовых актах (законах) наиболее полно и понятно, на ваш взгляд, представлены права человека?
4.Какие из перечисленных ниже прав и свобод вы считаете наиболее значимыми для развития российского общества: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства 3) право за образование И) право на труд К) право на участие в управлении делами государства Л) свобода объединений, собраний, манифестаций К) иное
5. Какие из перечисленных ниже прав человека наиболее часто нарушаются в Российской Федерации: А) свобода совести Б) свобода слова В) свобода информации Г) свобода передвижения Д) равноправие перед законом Е) право на приобщение к родной культуре Ж) право на уважение чести и достоинства
6.Какие права детей закреплены в Семейном кодексе?
7.Какие наказания предусмотрены в Уголовном кодексе по отношению к несовершеннолетним?
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
9. С какого возраста наступает административная ответственность?
10. Назовите виды правонарушений, за которые наступает административная ответственность?
11. Какие наказания предусмотрены за преступления?
12. Нарушались ли когда- нибудь ваши права?
13.Обращались ли вы когда- нибудь за помощью, чтобы защитить свои права?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"
Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"
Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...
Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения
В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...
Практико-значимый проект "Коммуникативная культура педагога"
С помощью слова можно улучшить настроение, изменить отношения с кем-то или к чему-то, обрести уверенность самому или вселить ее. Слово – это образ. В нашем языке закреплен эффект воздействия сло...
«Подростки и правовая культура»
Правовое воспитание должно занять достойное место среди приоритетов образовательной политики в системе российского образования наряду с другими условиями для обеспечения успешной социализации....
Практико-значимый проект "Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников"
Теоретические особенности организации спортивно-оздоровительной работы в школе в соответствии с ФГОС НОО. Практическая часть. «Подвижные игры» как фор...