Практико - значимый проект. Технология Деловой игры, как средство повышения позновательной активности учащихся на уроках химии
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Как технология Деловая игра повышает познавательную активность на уроках химии
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖУРАВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Практико – значимый проект
на тему:
Технология деловой игры как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии
Выполнила: Антонова Марина Анатольевна
Учитель химии.
2012г.
Цели: раскрыть особенности технологии деловая игра как средства повышения познавательной активности на уроках химии.
Теоретическое обоснование темы исследования. Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. Одной из перспективных технологий, способствующей решению этой проблемы, является деловая игра. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она повышает познавательный интерес к химии, формирует навыки сотрудничества.
Объектом данного исследования является процесс повышения познавательной активности у школьников на уроках химии.
Предмет: использование возможностей технологии деловая игра в повышении познавательной активности.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения школьников будут целенаправленно и комплексно использоваться возможности технологии деловая игра.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1)Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого– педагогической литературе.
2)Определить возможности использования технологии деловая игра в повышении познавательной активности у школьников на уроках химии.
3)Экспериментально проверить эффективность использования технологии деловая игра в повышении познавательной активности у школьников при изучении химии.
Методологическую и основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют содержательные идеи 1 личностно – ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г.Вяткина, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина); идеи народной педагогики в связи с повышением познавательной активности у школьников ( педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского); нравственно – дидактиеские новации В.А. Сухомлинского. Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у школьника познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. « Опираясь на работы М.И. Лисиной А.М. Матюшкина и Т.Д. Сартариус, убедительно доказывающие, « что познавательная активность является формируемым качеством личности, можно определить познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обуславливающее качественные характеристики познавательной деятельности». Выделяют следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно – процессуальный и компонент социальной ориентации».[3] Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости. Эмоциональный компонент это особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания, внешнее выражение эмоций (радость-горе, увлечение – безучастность и т.д.). Волевой компонент это волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий (стремление, настойчивость, устойчивость и целенаправленность). Мотивационный компонент это мотивы, потребности, установки, интересы, цели. Содержательно – операционный компонент это объём знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить (инертный уровень, средний уровень, динамический уровень). Социальной ориентации компонент это общественная направленность познавательной деятельности, осознанность смысла самообразования и самосовершенствования. Направленность личности может быть: 1)созидательная (на дело), 2)потребительская (на получение общественного признания, оценки), 3)утилитарно – прагматическая (на себя)
Основные возможности использования технологии деловая игра. 2
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых типичных профессиональных проблемных ситуаций.
« В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама»[4] Деловые игры целесообразно проводить на этапе обобщения знаний, когда большое внимание уделяется вопросам практического использования приобретённых знаний, а также при изучении вопросов прикладного характера, в частности, основ химического производства. Рассмотрим технологию организации и проведения деловой игры по теме: Производства серной кислоты. Форма урока: деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности. Цель игры: ознакомление учащихся с промышленным получением серной кислоты.
Учебно – воспитательные задачи игры: - ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства серной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями; - показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами; - раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства; - дать представление о содержании и трудовых обязанностях технологов, лаборантов и т.д. ; - освоение учащимися группового типа деятельности, умения слушать и слышать друг друга; - активизация творческой познавательной деятельности учащихся;
Подготовительный этап.
Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме. Разрабатывает программу игры, регламент. В соответствии с интересами учащихся и 3 по числу указанных проблем формируются три группы « специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты.
«Отдел главного технолога»
1.Разработайте технологию процесса по производству серной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.
2Дайте обоснование выбору оптимальных условий обжига серного колчедана. Выявите причины поддержания оптимального температурного режима в реакторе.
3Составьте общую характеристику научных принципов производства.
4.Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.
5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу реализации готовой продукции».
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
«Центральная заводская лаборатория»
1.Дайте обоснование химизму каждой стадии производства серной кислоты в связи с технологической схемой.
2.Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI).
3. Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.
4.Предложите химизм процесса производства в зависимости от состава сырья.
5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу главного технолога»
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
«Отдел реализации готовой продукции».
1.Охарактеризуйте продукцию сернокислого производства. 4
2.Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.
3.Определите состав, и соотношение побочных продуктов процесса предложите способы их применения и переработки.
4.С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?
5.Разработайте вопросы для дискуссии «Центральной заводской лаборатории».
Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.
«Учитель избирает консультантов (6 человек) – по 2 на каждую группу «специалистов». Главная задача консультантов во время игры – организовать работу проблемной группы по заданию, подготовить ребят к оформлению и защите выступления. О дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре. Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов. Учитель с помощью консультантов готовит наборы книг, учебные таблицы, листы ватмана, писчую бумагу, цветные мелки, фломастеры, гуашь, тушь, плакатные перья, кисти, скрепки, булавки, клей.»[1]
Проведение игры.
Организационный момент игры включает в себя обсуждение в общем плане всей структуры игры и её отдельных элементов.
Каждая группа « специалистов» выделяет по одному человеку для работы в экспертной группе. Далее проводится жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получает в конверте задание – программу для групповой работы. Консультанты присутствуют в каждой группе. При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить своё выступление. При этом они предлагают следующее: внести каждому своё предложение по разработке проекта выступления, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта выступления. На завершающем этапе подготовки проекта выступления корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты. 5
В то время когда группы работают над проектом выступления, ведущий и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания.
Организация дискуссии требует от ведущего выдержки, мастерства и такта. В ходе дискуссии первым выступает ведущий, напоминая учащимся, общие установки и правила игры. Затем он предоставляет слово для выступления поочерёдно каждой группе.
Идёт обсуждение. Участники игры делают замечания, вносят поправки – высказывают своё согласие и несогласие. Эксперты выставляют оценки, используя экспертные карты
Заключительный этап.
Участники игры заполняют рефлексивные карты. Эксперты, консультанты и учитель обсуждают результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны.
Возможные диагностические карты к уроку.
Экспертная карта.
№ п/п | Ф.И. «спе циа лис та» | Грамот ность выпол нения | Привле чение допол нитель ных ма териа лов | Обоснован ность ре- шения. | Оформле- ние результатов работы | Чёткое следо- вание прави лам игры. | Оценка работы. |
Рефлексивная карта.
«Сегодня на уроке я________________________________(ф.И.): - выдвигал идеи, гипотезы, версии; - рассуждал; - работал с текстом; - решал проблемы; - анализировал материал; - обобщал, делал выводы; 6 - организовывал работу группы; - представлял результат работы в группе; Моя оценка: ________»[2]
Диагностика повышения познавательной активности у учащихся.
На первом этапе (констатирующем) проведена первичная диагностика уровня познавательной активности учащихся
На втором этапе (формирующем) проводились занятия в течение года, направленные на повышение познавательной активности с применением технологии деловая игра.
На третьем этапе (контрольном) осуществлена повторная диагностика уровня активности в классе.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности школьников выделили следующие критерии и показатели:
-когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлечённость школьника в деятельность);
-мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость)
-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)
-действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ученика)
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий
«Низкий уровень – не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в объяснении условий 7 выполнения заданий, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи учителя.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии заданий и поиске способа их выполнений. Испытывая трудности в решении заданий, учащиеся не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий их выполнения и, получив подсказку, выполняют задания до конца, что свидетельствует об интересе ученика к данной деятельности и о желании искать способы решения заданий, но совместно с учителем
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднения учащиеся не отвлекаются, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности было взято четыре задания, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность учащихся и действенный способ познания – моделирование шаростержневых молекул и составление заданий по теме. Другие два вида деятельности были направлены на восприятие образов – прослушивание рассказа учителя о строении и свойствах изучаемых веществ и рассматривание плакатов и рисунков с изображением строения веществ, с последующими ответами на вопросы»[3 ] Проведённая на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание в основном, среднего и низкого уровня познавательной активности у учащихся.
Результаты констатирующего этапа.
критерии | когнитивный | мотивацион- ный | эмоционально- волевой | действенно- практический | ||||
Показа тели | ||||||||
Низкий уровень | ||||||||
Средний уровень | ||||||||
Высокий уровень |
Полученные результаты позволяют сделать ввод, что у большинства учеников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости её повышения. С этой целью был проведён второй этап эксперимента (формирующий) с применением технологии деловая игра в течение года и третий этап контрольный.
Результаты контрольного этапа
критерии | когнитивный | мотивацион- ный | эмоционально- волевой | действенно- практический | |
Показа тели | |||||
Низкий уровень | |||||
Средний уровень | |||||
Высокий уровень |
После проведения формирующего эксперимента с проведением в течение года деловых игр уровень познавательной активности учащихся значительно вырос.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Выводы и оценки.
Деловая игра, технология проведения урока, которая нравится школьникам, они охотно включаются в работу. Учащиеся, самостоятельно работая в группах, добывали знания. Это привело к лучшим результатам в усвоении данной темы. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволила развивать творческие способности учащихся, так как моделировала окружающую обстановку, давала дополнительную информацию, побуждала интеллект к поисковой активности, разрушала психологическую инертность, активизировала работу правого полушарии. Отсюда следует, что использование деловых игр на уроках химии – необходимое условие повышения познавательной активности учащихся.
Список используемой литературы 9
1.Л.М.Брейгер. Химия. 8, 9, 11 классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004. 2.Н.Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет – викторины. – Волгоград: Учитель, 2011. 3. Интернет – ресурсы: с сайта http://charko.narod.ru>tekst/an5/1.html с сайта knowledge.allbest.ru/ 4.Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.
10 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии"
С этой статьей я выступала на Межрегиональной конференции "Школьный предмет "Химия" в инновационном учебно-воспитательном процессе".Уроки с применением ЦОР имеют коренное отличие от классической...
Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается резу...
"Инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках естествознания»
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...
Доклад "Метод проектов с использованием ИКТ, как средство повышения познавательной активности учащихся"
Выступление на ШМО учетелей производственно-трудового обучения...
Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным ...
Современные инновационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии и биологии (обобщение опыта).
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Инновационные технологии в образован...
Комментарии
Технология Деловой игры как средство повышения познавательной ак