ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ - ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
статья (11 класс) на тему
В начале второго десятилетия XXI века настало время систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Все это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий государственной власти и Церкви, семьи и всех образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_nasledie_-_osnova.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ - ОСНОВА
ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Снетков В.И., Мешкова И.А.
В начале второго десятилетия XXI века настало время систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Все это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий государственной власти и Церкви, семьи и всех образовательных учреждений.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий считает, что «сегодня особую важность приобретает совместный труд педагогов светской школы и специалистов духовных академий и духовных семинарий, священнослужителей, профессионально занимающихся педагогическими проблемами. Их теоретическая и практическая деятельность позволяет более осмысленно строить учебно-воспитательный процесс на основе святоотеческого учения о природе человека (христианской антропологии), о духовном становлении личности и психофизическом развитии ребенка, о духовных основах православной семьи и православного образа жизни. Следует разнообразить образовательные технологии, определить статус духовно-нравственного образования, его содержание, формы и методы, обосновать необходимость новой специальности «православный педагог», сформировать содержание национально-регионального компонента государственного образования, найти ответы на многие современные проблемы в творениях святых отцов и опыте Церкви».
Специфика духовно-нравственного воспитания и образования детей и студенческой молодёжи заключается в необходимости:
- интеграции научно-профессионального и духовно-нравственного образования;
- систематического духовного просвещения по наиболее актуальным вопросам современной жизни;
- развития навыков духовной безопасности;
-содействия формированию нравственной, профессиональной и жизненной позиции молодежи.
В учебно-воспитательный процесс ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж» прочно вошло духовное краеведение. Многие годы православная вера, созидательный труд и молитвенный подвиг благочестивых жителей преображали Тамбовскую землю, украшали ее величественными храмами и святыми обителями. На базе ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж» за последнее время проведены областные и межрегиональные конкурсы
«Храмы Тамбовщины», «Светочи земли Тамбовской», «Подвижники Православной Веры XX века», «Благотворители и меценаты Тамбовского края». Целью конкурсов является инициирование образовательной, исследовательской, творческой духовно-нравственной деятельности, направленной на осмысление идеалов милосердия, добра, бескорыстного служения людям.
Участников конкурсов привлекает то, что многие годы православная вера, созидательный труд и молитвенный подвиг благочестивых жителей преображали Тамбовскую землю, украшали ее величественными храмами и святыми обителями. Христианство приближало наших отцов и дедов к познанию духовной красоты, создавало незримую связующую нить времен, укрепляло единство русского народа. Научно-исследовательские работы, представленные участниками, разные по форме и содержанию, отражают православно - христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества; и убеждают, что именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.
Становится доброй традицией участие студентов колледжа в юношеских Питиримовских чтениях на базе Тамбовской духовной семинарии. Традиционный девиз этих чтений гласит: «Духовный опыт православия просвещает ум, согревает сердце, очищает душу».
Памятные даты и значимые события в жизни Православной Церкви не проходят мимо участников чтений. Живой отклик в душах и работах студентов, принявших участие в чтениях в 2013 году, вызвало празднование 200- летие со дня рождения Амвросия Оптинского.
Громадная опытность, великая сила любви, глубокая житейская мудрость дорогого батюшки Амвросия Оптинского - нашего земляка и сейчас привлекают наши сердца.
Жития святых дают человеку прочные нравственные ориентиры в окружающем его мире: учат различать истинность и ложность, добро и зло, праведность и грех. Это тот камертон, по которому можно сверять любую человеческую жизнь.
Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.
Смиренное чистое сердце приобретается большой борьбой со своими страстями, самолюбивыми желаниями и мечтами.
Велико значение святителя Питирима для Тамбовской земли. Тамбовская летопись гласит: « Преосвященный Питирим в жизни своей пас с ревностью врученное ему Богом стадо, успевая в добродетелях».
2014 год ознаменован многими значимыми событиями: 1025-летие Крещения Руси, 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, 100-летие со дня прославления святителя Питирима, епископа Тамбовского в лике святых. Именно этим событиям были посвящены IV юношеские Питиримовские чтения.
Как светоч, как маяк среди волн бушующего и волнующегося моря житейского, светит нам издали веков строгий, благочестивый образ святителя Питирима и указывает нам путь истинно христианской жизни, полной труда и подвига. Именно эта мысль прослеживается в работе студентки 3 курса колледжа отделения «Православная педагогика» Колгановой Юлии.
Святитель Питирим был преобразователем Тамбовской земли. Все годы пребывания в нашем крае он был пастырем «учительным», ревностно проповедовал в храме и вне храма. Тамбовцев покорили его проповеди. Слушая святителя, хотелось стать лучше и чище, появлялось чувство сожаления о тех злых поступках, которые ты совершил, приходила уверенность, что никогда этого больше не повторится. Проповедь давала людям силы противостоять злу.
Восемь студентов педагогического колледжа приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования «История одного храма». Победителями конкурса стали студенты колледжа. Второе место заняла работа студентки пятого курса Спириной Л. Третье место заняли работы студенток Колгановой Ю. и Улыбышевой И.
Благотворное и облагораживающее воздействие на душу человека испытали студенты колледжа, принявшие участие в Патриаршем фестивале «Песнопения христианского мира», который проходил в октябре 2013 года. Вокальная группа «Благовест» стала дипломантом данного фестиваля. Выступление вокальной группы стало традиционным на всех духовно - образовательных мероприятиях. Тепло встретили участники XVIII Питиримовских духовно-образовательных чтений студентов колледжа, которые исполнили Гимн Православию на фоне презентации патриотического содержания.
Одним из светочей земли русской является Преподобный Сергий Радонежский , 700-летие которого мы будем праздновать в 2014 г.
Велико значение Преподобного Сергия Радонежского как верного служителя святой Троицы в истории Русской церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. 10 декабря на XVIII Питиримовских духовно-образовательных чтениях прозвучало предложение : ходатайствовать о присвоении Тамбовскому Педагогическому колледжу имени Преподобного Сергия Радонежского.
Обращение к православной традиции в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Без возрождения духовной памяти не может быть духовного возрождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию
Воспитать любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на произведениях декоративно-прикладного творчества на уроках изобразительного искусства. Это док...
Формирование нравственных ценностей на основе исторического наследия
обобщающий урок истории в 5 классе "Наследие Древнего Востока" с использованием интерактивной доски, выполнением теста в программе Power Point...
Вопросы для проведения викторины «Географическое положение, культура и историческое наследие англоговорящих стран»
Вопросы викторины пригодятся для проведения внеклассных мероприятий....
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА
Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....
"КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Доклад ко дню славянской письменности....
Элективный курс «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»
Пояснительная записка Социально-экономическая ситуация современного этапа, напряжения отношения в в системе «человек и природа» делает необходимым поиски дополнительных резервов выживания населения в ...