"КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
статья на тему
Доклад ко дню славянской письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ko_dnyu_sl.pismennosti.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогической конференции «Культурно-историческое наследие России в школьном образовании»
Педагог-библиотекарь: Громыко О.Н.
Значение славянской письменности для человека.
Здравствуйте уважаемые коллеги, педагоги, учащиеся. (Слайд 1)
Для каждого человека очень важно его прошлое- то, что привело его в большую жизнь. Жизнь человека складывается в жизнь поколения, судьбы поколений определяют судьбу целого народа. Но от человека к человеку, из поколения в поколение переходят знания, опыт и навыки – все то, что называется культурой твоего народа и составляет его историческое прошлое. (Слайд 2)
С раннего детства мы привыкаем к буквам нашего родного языка, сначала водя пальчиком по строчкам, затем изучая первые буквы, складывая их в слова. Первая самостоятельно прочитанная книжка, а с ней и желание узнавать все больше и больше, но мы редко задумываемся о том, откуда взялась азбука, а с ней и наша письменность. Не каждый из народов может похвалиться историей создания письменности, потому что в глубине столетий и времен иногда теряются сведения о создателях. Но у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам мы с точностью знаем не только время появления славянской письменности, но и тех творцов, кто создал для нас письменность. (Слайд 3)
Первая славянская азбука была создана в 863 году братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием. Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество перед самой кончиной. (Слайд 4)
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Слух о даровании Константина достиг царского дворца и он был взят ко двору, где учился у лучших учителей Византии вместе с сыном императора. У знаменитого ученого Фотия Константин изучал античную литературу. Постигал он также математику, философию, астрономию, музыку. Константина ожидало блестящее будущее при императорском дворце, но предпочел удалиться в монастырь к своему брату Мефодию, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями. (Слайд 5)
О начале славянской письменности мы узнаем из главной русской летописи – «Повести временных лет». Там говорится о том, как славянские князья обратились с просьбой к византийскому царю Михаилу, чтобы он послал учителей, которые бы смогли рассказать о книжных словах и смысле. Тогда вызвал царь к себе Константина и Мефодия и отправил их на славянскую землю. (Слайд 6) И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем родном языке. С Крещением Руси книги на славянском языке стали очень быстро распространяться и на Русской земле. При этом в «Повести временных лет» святой летописец Нестор повторяет, что славянский и русский язык - это одно и то же. Славянская письменность послужила основой для формирования единого культурного пространства славянских народов. Язык и письменность – это фундамент каждой культуры любого народа. (Слайд 7)
Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется кириллицей в память святого Кирилла (Константина). А святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных. (Слайд 8)
В этом году этот праздник мы отмечаем 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечается праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. Русский народ воздает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... Божественных писаний источник богопознания нам источивших”. (Слайд 9)
Каждый год в нашей библиотеке традиционно проводятся библиотечные уроки, посвященные празднику славянской письменности и культуры. В 2013 году к 1150-летниму юбилею славянской письменности я проводила с учащимися 3-х и 4-х классов мероприятие, на котором ребята познакомились не только с житием великих создателей азбуки, но и научились писать старорусский алфавит на бересте. (Слайд 10)
Ребята с удовольствием готовились к мероприятию, учили стихотворения, которые потом читали для своих одноклассников. Для этих занятий, совместно с учащимися была выполнена презентация, из которой ребята узнали не только о славянской письменности, но и о происхождении начиная с первых наскальных рисунков и заканчивая древними рукописными книгами. (Слайд 11)
В мае тоже запланированы библиотечные уроки ко дню славянской письменности и викторина «Знаешь ли ты историю алфавита?» Но хотелось бы познакомить детей еще с выдающимися юбилейными датами, которые непосредственно соприкасаются с письменностью – это юбилей немецкого изобретателя станка для книгопечатания Иоганна Гутенберга, 450-летие изданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем книги «Апостол» и 440-летие выхода в свет печатной книги для обучения письму и чтению «Азбука». (Слайд 12)
Русский язык – это богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших предков. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несем ответственность за то, чтобы сберечь наш могучий русский язык для грядущих поколений. (Слайд 13)
А в заключении я хотела бы прочитать стихотворение ученицы седьмого класса Евменовой Маргариты:
Вот азбука – начало всех начал
Открыл букварь - и детством так подуло
А Константин философ по ночам
Не спал, и думу думал
Шептал. Перо в чернила окунал
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого. Как Тихий океан!!! (Слайд 14)
Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-исторические особенности народов России
Презентация "Культурно-исторические особенности народов России" по географии при изучении раздела "Население" в 8 классе...
ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА
Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».
В работе представлен план-конспект урока «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий». Предмет география. Класс 8. Базовый учебник: В. Б. Пятунин Е.А. Таможняя...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Научно-практическая конференция «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи».
О работе республиканской научно-практической конференции «Культурно - историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...