Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
материал на тему

Галиева Гульшат Шарифовна

Цель индивидуального маршрута профессионального самообразования теоретически обосновать и практически подтвердить развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, собрать материал, накопленный учителями русского языка посредством Интернета, который можно использовать при объяснении тем на уроках  и внеклассных занятиях с использованием современных технологий. Освоить и внедрять новые педагогические,  информационные технологии, направленные на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения – приоритетные направления в повышении профессиональной компетенции педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мурзинская средняя

общеобразовательная  школа»

Апастовского района РТ

1.Пояснительная записка

Методическая тема школы:

Совершенствование образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и познавательную успешность обучающихся путём освоения современных педагогических технологий

Цель школы на 2015/2016 учебный год

Повышение эффективности образовательного процесса и доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина через применение современных подходов к организации учебно-воспитательной деятельности.

Индивидуальная тема: Развитие творческой активности учащихся  на уроках русского языка и литературы.

Работа начата в сентябре 2014 года, предполагается закончить в 2017 году.

                 Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы,

собрать материал, накопленный учителями русского языка посредством Интернета, который можно использовать при объяснении тем на уроках  и внеклассных занятиях с использованием современных технологий. Освоить и внедрять новые педагогические,  информационные технологии, направленные на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения – приоритетные направления в повышении профессиональной компетенции педагога.                  

Задачи:

  1. Внедрение современных технологий в преподавание русского языка и литературы  с целью развития творческих способностей, раскрытия познавательного потенциала и  формирования успешности обучающихся
  2. Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ.

           3.         Изучить методическую и научную литературу по вопросу;

           4.         Использовать компьютер и Интернет для самореализации;

           5.         Принять участие в работе сообщества учителей на портале «Сеть  

          творческих учителей»;

           6.        Продолжить инновационную деятельность в Институте психологии и образования КФУ

          7.        Посетить мероприятия своих коллег и принять участие в обмене опытом;

      8.         Провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.
  2. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий.
  3. Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  4. Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи

Формы самообразования:

 - индивидуальная – через индивидуальный план,

 - групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы


2.Изучение методической литературы

Содержание деятельности

Год реализа

ции

Форма представления результатов работы, год

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Изучение статьи Е.С.Романичевой «Порыв к высокому», «Литература в школе», №4,1990,с.91

2013-2014

Методическая разработка, 2014г.

Самоконтроль

2

Журавлева Л.И. Вводный урок «Путешествие в страну Орфографии», РЯШ, №1, 1996, С.43

Выступление на заседании МС школы,2013г.

Самоконтроль

3

Никитенко Г.Ю. игра как стредство повышения интереса к уроку русского языка, РЯШ, №1, 1991, С.8

4

Изучение книги Постниковой И.И «Просто и занимательно о русском языке»- М., Просвещение, 2006

Заседание МС школы

5

Изучение статей Мишлимович М.Я.»Урок-лекция», Иванов А.Н. «Из практики проведения урока-лекции»,«Литература в школе», №8,1987

Гусева Е. Урок-исследование с элементами дискуссии по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»: 9 кл./Е.Гусева//Литература:Прил. к газ. «Первое сентября». – 2003. -№37 (окт). С.20-21

Методическая разработка, 2014г.

Заседание МС школы

6

Изучение книги Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных  технологий»-М.:НИИ,2006 с.816

2015-2016

Методическая разработка, 2015г.

Самоконтроль

Наставник

7

Изучение статей Л.В.Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина»,  Литература в школе», №1,2007; Экспрессионизм рассказа А.Платонова «Цветок на земле» и «Неизвестный цветок», «Литература в школе», №12,2009

Самоконтроль

8

Изучение статей и презентаций по подготовке к ГИА по русскому языку передовых педагогов и лингвистов М.М. Нарушевич, Г.T. Егораевой, Л.М.Бенделеевой в Интернете на сайтах http://капканы-егэ.рф/ , http://uchimcauchitca.blogspot.ru/ 

Обмен опытом, 2015г.

Заседание МС школы

9

Изучение учебного пособия Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. Профильное обучение»- М.: Дрофа-2008.

Методическая разработка, 2015

Самоконтроль

10

Изучение статей М. М.Бельфер «Проектная деятельность учащихся по теме «Тартюф Мольера: вчера, сегодня, завтра». «Литература в школе», №9,2010,Савельевой И.Г.«Формирование исследовательских навыков в процессе изучения Произведения» Литература в школе», №3,2012,Абрамовой С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку. Русский язык в школе. – 2011. - №6,7.

Методическая разработка, 2016

Заседание МС школы

11

Изучение нормативно-правовых документов МО и МП ЧР, МОРФ, концепции ФГОС среднего звена

Обмен опытом, 2016г.

Заседание МС школы

12

Изучение и использование  педагогических технологий: ИКТ,тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение,учебный проект;

 Здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии.

Методическая разработка, 2016

Самоконтроль

3.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 

Содержание деятельности

сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Разработка рабочих программ по русскому языку в 5-11 классах, литературе в 9-11 классах.

Август-октябрь ежегодно

Рабочие программы

Заседание ШМО учителей  в августе

2

Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы

2014-2017

Конспекты уроков

Самоконтроль

3

Разработка содержания контрольных работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.

В течение года.

Материалы к/р и диктантов.

Тесты. 

Самоконтроль

4

Разработка методических материалов для учителей по русскому языку и литературе.

Разработка открытых уроков по русскому языку.

систематически

Публикация на сайте учителя

Заседание МО учителей

5

Разработка технологических карт уроков русского языка в 5 классе по отдельным темам

периодически

Заседание МО

                                 

4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол».

Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие»

Март 2015г

2016г

Открытый урок в 6 классе.

Открытый урок в 7 классе

Заседание МО учителей русского языка и литературы

2

Участие в различных конкурсах

В течение года

Методическая разработка, выступления из опыта работы

3

Публикация уроков и методических разработок на сайте учителя, выступления в рамках инновационной площадки Института психологии и образования КФУ

2015-2017гг

Публикация в различных педагогических издательствах, сетевых сообществах  и на школьном сайте

Заседание МС школы

4

Посещение уроков коллег, учителей русского языка и литературы, участие в обмене опытом.

В течение учебного года

Самоконтроль

Руководители районного  МО и ШМО

5.Участие в системе школьной методической работы

Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Участие в проведении заседаний ШМО, педсоветов, семинаров.

в течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

Рейтинговая

оценка деятельности

2

Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

В течение года, ежегодно

Результаты участия

Заседание МО школы

4

Участие в работе районных и республиканских семинаров учителей русского языка и литературы

В течение года

Анализ по итогам работы

5

Участие в неделе русского языка и литературы,

Предметное мероприятие. Конкурс чтецов

Ноябрь, декабрь

ежегодно

Разработка плана недели, мероприятий

Руководитель МО

Учителя школы

6

Вести индивидуальную работу с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительную работу с отстающими.

В течение года

ежегодно

Результаты мониторинга ЗУН

Руководитель МО

7

Ежемесячно пополнять страничку своего сайта

В течение

года

самоконтроль


  1. Этапы работы над темой

Учебные годы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Этапы работы над темой

Диагностический: изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Практический: участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий: участие и результаты на районных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Диагностический: изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта; курсы повышения квалификации.

Практический: участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях; открытый урок на муниципальном  уровне.

Обобщающий: участие и результаты на районных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Диагностический: изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта; выступление на заседании районного МО учителей русского языка и литературы.

Практический: участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях; открытый урок на районном  уровне.

Обобщающий: участие и результаты на районных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях; мастер-класс «Использование нетрадиционных форм на уроках русского языка и литературы»; консультативная помощь учителям и ученикам.

Внедренческий: принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

Рассмотрение

на РМО и ШМО

-

открытый урок для учителей русского языка и литературы, мастер-класс для учителей ШМО

открытый урок для учителей русского языка и литературы на районном уровне

Публикация

-

Публикация на сайте учителя, в сетевых сообществах

Публикация на сайте учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя русского языка и литературы.

В маршруте представлены индивидуальная тема учителя, разделы: пояснительная записка, изучение методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса,...

Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы.

Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы....

Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы

Представлен индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы...

План профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

План профессионального самообразования учителярусского языка и литературы...

План профессионального самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Поисевская СОШ» Зариповой Гульназ Амирхановны на 2015-2020 годы

План  профессионального самообразования учителя русского языка и литературыМБОУ «Поисевская СОШ»  Зариповой Гульназ Амирхановны на 2015-2020  годы...