Формы работы логопеда и учителя изобразительного искусства по коррекции недостатков устной и письменной речи
материал по теме
Формы работы логопеда и учителя изобразительного искусства по коррекции недостатков устной и письменной речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы работы логопеда и учителя изобразительного искусства по коррекции недостатков устной и письменной речи
Ребенок живет удивительным миром детства. Он много играет, двигается и, конечно рисует. Это естественное состояние всех детей. Умелый педагог в практике своей работы обязательно использует это умение.
Первые годы обучение, как известно, - один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка. Формируется самая молодая функция психики речь. Поэтому именно в начале обучения по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности детей, вербализации их чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально, посредством рисунка.
Сказанное подтверждается многочисленными исследованиями отечественных психологов и педагогов, согласно которым детский рисунок – своеобразный аналог речи. В частности Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью.
Рисование оказывает существенное влияние на развитие активной речи ребенка, овладение им правильным произношением звуков, развитием навыков письма.
В своем выступлении хочется подробнее остановиться на формах совместной работы логопеда и учителя изобразительного искусства.
Развитие мелкой моторики рук
Проблема развития моторики кисти руки в освоении навыка письма у детей с нарушениями речи значима и актуальна. Программа обучения детей письму не учитывает речевой патологии ребенка. Между тем учеными доказано большое влияние тренировки тонких движений пальцев рук на развитие активной речи ребенка, овладение им правильным произношением звуков, развитием навыков письма. Выполняя специальные упражнения на логопедических занятиях и уроках изобразительного искусства, дети развивают произвольную графическую активность, зрительно-моторные координации; у них формируется навык быстрого и четкого письма. Для этого используются разнообразные упражнения: «Обведи шаблон», «Выполни штриховку», «Раскрась рисунок», «Соедини точки – получи картинку» и др.
Ориентировка в пространстве листа бумаги
При обучении письму и рисованию у учащихся часто возникают затруднения в ориентировке на листе бумаги. В первую очередь ребенок должен понять, что лист — это определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. На бумаге можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку понять это трудно. Его следует научить самостоятельно переносить предметы на плоскость, читать изображения как модель реального пространства, уметь воссоздать ее в действиях с реальными предметами. Дидактические игры могут внести существенный вклад в данную работу.
Цель. Учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги, крупные шаблоны рисунка (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы рисунка небольших размеров, цветные карандаши, краски, кисточки, баночки для воды по числу детей.
Ход занятия. Педагог говорит детям, что они будут рисовать красивую картину: он — на большом листе, укрепленном на доске, а они — маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает он. Затем педагог раздает детям материал для рисунка. Сначала он рисует внизу полосу земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать нужный элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место шаблона на листе бумаги (верх, низ).
По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем дети совместно с педагогом описывают содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел — внизу земля, наверху небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево — с другой стороны. На дереве сидит птица».
Различение цветов
На логопедических занятиях, уроках рисования формируются представления о цвете. Благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора), «оцветвлять» свою речь. Как пример рассмотрим упражнение «Найди цветок для бабочки». Его цель познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, белый). Для выполнения упражнения потребуется четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый) — для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы, сомасштабные им; такие же, но меньших размеров трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей (на каждого ребенка по 2—3 цветка и по 2—3 бабочки); по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал); наборное полотно. В ходе игры педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно — она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.
В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т. д. Они спрятались, их не видно», дети повторяют.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.
«Диктант-рисование»
Интересной, на наш взгляд, формой совместной работы логопеда и учителя изобразительного искусства является так называемый «диктант-рисование».
При выполнении этого диктанта лист для рисования делится на 4 части, в каждой части рисуется то, что продиктует логопед. Первоначально диктуется только слово, например «яблоко». Дети под руководством учителя-художника рисуют (обводят по шаблону), раскрашивают или штрихуют рисунок в соответствии с требованиями и с помощью учителя. Во второй части предлагается словосочетание «яблоко на ветке», затем «яблоко на ветке яблони» и, наконец, «яблоко в траве». Затем детям предлагается не только раскрасить рисунки, но и «расцветить» речь: яблоко (большое, круглое, спелое, красное, сочное) висело (зрело) на ветке (молодой, могучей, большой, красивой, с листочками) яблони и упало в (высокую, сочную, зеленую) траву. Такой диктант проводится не только с целью развития и коррекции графомоторных функций, но и развивает слухоречевое внимание, память, формирует речевое высказывание. Этот прием в работе с учащимися весьма эффективен, к тому же он нравится детям.
Целесообразно использование в работе учителя-логопеда и учителя ИЗО арт-терапевтических приемов, которые направлены на психологическое оздоровление, коррекцию личностного развития, исправление недостатков речи учащихся.
«Что спряталось в пятнышке?»
На альбомный лист бумаги капается несколько пятен акварели, гуаши. Желательно, чтобы между пятнами было меньше пространства. Нужно, не дожидаясь высыхания, сложить лист пополам, развернуть, увидеть, на что похоже изображение, дорисовать его. Можно обвести контур фломастерами или мелками. Полученные симметричные отпечатки пятен учитель ИЗО или логопед показывает учащимся и говорит: «Пофантазируйте и угадайте, кто спрятался в пятнышке». Далее проводится беседа по получившимся изображениям.
Рисование пальчиками
Пальчиковое рисование развивает ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета, развивает мелкую моторику, воспитывает интерес к творческой изобразительной деятельности. Анализ полученного изображения развивает активный словарь ребенка.
Материал: гуашь, разлитая в баночки, блюдце (пластиковая коробочка), в которое вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, иллюстрации того, что хотим изобразить.
Дети рассматривают иллюстрацию. Далее предлагается нарисовать то, что на ней изображено. Ребенок опускает в гуашь пальчик и рисует. В творчестве детям помогает учитель ИЗО и логопед.
Иллюстрирование
Иллюстрировать можно любое произведение (сказку, рассказ, собственное сочинение). Работа начинается с прочтения произведения вслух с выразительными интонациями, подражанием голосам героев, показом книжных иллюстраций (если это литературное произведение). Рисование может быть с опорой (по шаблону), или самостоятельным, что зависит от способностей ребенка.
Главное на занятии – эмоциональное выражение учащимися своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие их творческого начала. Логопед спрашивает: «Что ты изобразил в своем рисунке-иллюстрации?»
Рисование на тему
На уроках изобразительного искусства дети часто рисуют на какую-либо тему («Весна», «Игрушки», «Праздники» и др.).
При рисовании на тему учителю изобразительного искусства, ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать. Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...»; На такое предложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Весна» лучше сказать: «Сегодня мы отправляемся в чудесное царство королевы Весны».
В конце урока неплохо провести коллективное обсуждение работ и отметить самые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке.
Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока, учитель продумывает, какие методы он будет использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку (метод стимулирования образного мышления). Поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а добиться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение стихов и отрывков художественных произведений создает определенный эмоциональный настрой, помогает учащимся им увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть цветущих яблонь, зеленых лугов, белоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из стихотворения «Весна»:
Весна, весна! Как воздух чист,
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед.
Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть весеннего ветра, ощущаем глубину неба, яркость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.
Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество, здесь упомянуты лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания. Выполняя такие творческие задания на уроках ИЗО учитель помогает тем самым в развитии связной речи учащихся. На логопедических занятиях учитель-логопед умело использует полученные знания, творческие работы детей.
Наиболее подходящей формой взаимодействия логопеда и учителя изобразительного искусства являются интегрированные занятия, проводимые регулярно, систематично, целенаправленно и в достаточном объеме. Причем предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что весьма привлекательно для детей. Рисунки учащихся используются логопедом как наглядность на логопедических занятиях.
Сказанное позволяет, рассматривать изобразительную деятельность, как способ развития связной речи, коррекции графомоторных функций, развитие лексики, коррекции нарушений письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки, МХК на 2011-2012 учебный год
План деятельностикустового методического объединения учителей изобразительного искусства, музыки, МХКна 2011-2012 учебный годМетодическая проблема (тема): «Использование передовых педагогических...
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР
Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий. ...