Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР
статья

Фадеева Юлия Александровна

Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx293.39 КБ

Предварительный просмотр:

Фадеева Юлия Александровна, учитель – логопед

МБОУ «Средняя школа № 18»

г.  Дзержинск Нижегородская область

Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР

В последние годы количество детей с ОВЗ, к сожалению, не становится меньше. Усложняется и контингент учащихся  с ОВЗ.  Одной из важнейших задач для учащихся с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью.  У большинства из них имеются стойкие нарушения речи. С каждым годом растёт тенденция нарушений письма, как правило, смешанная форма дисграфии. Дисграфия  сопровождается большим количеством орфографических ошибок.  Процесс коррекции речи у учащихся  с ЗПР может продлиться вплоть до девятого класса. С такими учащимися классические логопедические методы и приёмы зачастую малоэффективны,  необходим поиск современных, инновационных методик, способствующих  заинтересовать ученика, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.                                                                                                                            С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы учащиеся активно, с интересом и увлечением работали занятиях логопеда, видели плоды своего труда и могли их оценить.                                                                                               ФГОС для обучающихся с ОВЗ ставит специальные условия получения образования детьми с ОВЗ. Концепция нового образования  требует системно-деятельного подхода в обучении, внедрения различных инновационных технологий, арт-технологий,  одним из видов которой является куклотерапия.                                                                               Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.                                               Анализ существующих отечественных и зарубежных публикаций показал, что автора термина «куклотерапия» определить сложно.  Однако известно, что сама практика лечения куклами существует достаточно давно.                                                                     Сейчас куклотерапию практикуют во многих странах мира: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. В Россию куклотерапия пришла лишь в конце 20 века.

1984 - Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская

Предложили использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания

1990 -  И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова

Разработали свою коррекционную методику лечения детей – невротиков, которую назвали «драматической  психоэлевацией»

1995 - А.Э. Греф

Является автором программы «Доктор – кукла» (метод психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимися в больнице и в хосписе)

1998 -  Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева

Выпустила много книг, в которых рассказала об изготовлении специальных кукол для домашнего театра

2006 -  А.Ю.Татаринцева

Представила варианты использования кукол в работе специалистов

И, конечно, это далеко не исчерпывающий список  использования кукол в педагогике, психологии, коррекционной педагогике, психотерапии.                                                                              В логопедии, а именно, при  коррекции недостатков устной и письменной речи у обучающихся начальных классов, этот опыт не представлен.                                                               Меня заинтересовал вопрос применения куклотерапии в практической деятельности учителя – логопеда. Результатом поиска новых форм и методов обучения учащихся с ЗПР в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.                                                                                                                            Работа по куклотерапии проходит в три этапа.                                                                             Первый этап - самый важный этап куклотерапии. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.                                                                                            Однако важно понимать, что в терапии куклами исцеляет не сама кукла – клочок бумаги, а работа с ней. Нет ничего важнее процесса творения новой жизни, пусть и сказочной.                              Только кукла, сделанная вручную от начала до конца самим ребёнком, годна для куклотерапии с ним.                                                                                                                          На втором этапе мы оживляем куклу и делаем её настоящим другом,  с которым можно общаться.                                                                                                                                                      На третьем этапе перемещая куклу, ученик делает различные движения пальцами, которые заняты в это время куклой. Именно мелкая моторика считается важнейшим элементом логопедической коррекции. Некоторые специалисты приравнивают ее и к упражнениям по развитию речи.                                                                                                              Мною  разработана система упражнений и заданий при изучении раздела «Парные согласные»                                                                                                                                                                          - подбор русских народных сказок (по насыщенности заданными звуками), загадок, стихотворений                                                                                                                                                            - изготовление презентаций                                                                                                                                  - мнемотаблиц, заданий

 и1 001   к1 016

и2 001   и5 001   и6 001

     - кукол

 - постановка сказок (текст адаптируется с учётом речевых возможностей учащихся)

Система таких заданий способствует развитию жизненной  компетентности учащихся.  Они  учатся применять полученные знания и навыки в условиях учебного и повседневного общения.                                                                                                                          Таким образом,  я представила свой опыт работы по использованию элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.

Литература:

1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. -  Издательство: Просвещение, 1993.

2. Гребенщиков Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. -  Изд – во: Речь, 2007.

3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. -  Изд – во: Речь, 2011.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Игры в сказкотерапии . - Санкт-Петербург, 2008.

5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. -  М.:ЦГЛ, 2006.

6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. -  Изд – во: Когито – Центр. 2010.

7. Копытин А.И. Методы арт – терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. -  Изд – во: Когито – Центр. 2012.

8. Киселёва М.В. Арт – терапия в работе с детьми. -  Изд – во: Речь, 2007.

9. Капская А.Ю., Е.Д. Мирончик Е.Д. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. -  Изд – во: Речь, 2007.

 10. Мириллова Т.Л. Коррекционно – речевое кукловедение. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.

11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, п...

Календарно-тематическое планирование по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ.

Представлены планы работ по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ....

Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

В книге собран богатый практический материал по коррекции нарушений письменной речи....

Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...

Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...