Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР
статья
Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 293.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Фадеева Юлия Александровна, учитель – логопед
МБОУ «Средняя школа № 18»
г. Дзержинск Нижегородская область
Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР
В последние годы количество детей с ОВЗ, к сожалению, не становится меньше. Усложняется и контингент учащихся с ОВЗ. Одной из важнейших задач для учащихся с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. У большинства из них имеются стойкие нарушения речи. С каждым годом растёт тенденция нарушений письма, как правило, смешанная форма дисграфии. Дисграфия сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Процесс коррекции речи у учащихся с ЗПР может продлиться вплоть до девятого класса. С такими учащимися классические логопедические методы и приёмы зачастую малоэффективны, необходим поиск современных, инновационных методик, способствующих заинтересовать ученика, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе. С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы учащиеся активно, с интересом и увлечением работали занятиях логопеда, видели плоды своего труда и могли их оценить. ФГОС для обучающихся с ОВЗ ставит специальные условия получения образования детьми с ОВЗ. Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении, внедрения различных инновационных технологий, арт-технологий, одним из видов которой является куклотерапия. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушением поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Анализ существующих отечественных и зарубежных публикаций показал, что автора термина «куклотерапия» определить сложно. Однако известно, что сама практика лечения куклами существует достаточно давно. Сейчас куклотерапию практикуют во многих странах мира: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции. В Россию куклотерапия пришла лишь в конце 20 века.
1984 - Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л. П. Успенская | Предложили использовать перчаточные куклы в работе с детьми для устранения заикания |
1990 - И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова | Разработали свою коррекционную методику лечения детей – невротиков, которую назвали «драматической психоэлевацией» |
1995 - А.Э. Греф | Является автором программы «Доктор – кукла» (метод психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями, находящимися в больнице и в хосписе) |
1998 - Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева | Выпустила много книг, в которых рассказала об изготовлении специальных кукол для домашнего театра |
2006 - А.Ю.Татаринцева | Представила варианты использования кукол в работе специалистов |
И, конечно, это далеко не исчерпывающий список использования кукол в педагогике, психологии, коррекционной педагогике, психотерапии. В логопедии, а именно, при коррекции недостатков устной и письменной речи у обучающихся начальных классов, этот опыт не представлен. Меня заинтересовал вопрос применения куклотерапии в практической деятельности учителя – логопеда. Результатом поиска новых форм и методов обучения учащихся с ЗПР в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий. Работа по куклотерапии проходит в три этапа. Первый этап - самый важный этап куклотерапии. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. Однако важно понимать, что в терапии куклами исцеляет не сама кукла – клочок бумаги, а работа с ней. Нет ничего важнее процесса творения новой жизни, пусть и сказочной. Только кукла, сделанная вручную от начала до конца самим ребёнком, годна для куклотерапии с ним. На втором этапе мы оживляем куклу и делаем её настоящим другом, с которым можно общаться. На третьем этапе перемещая куклу, ученик делает различные движения пальцами, которые заняты в это время куклой. Именно мелкая моторика считается важнейшим элементом логопедической коррекции. Некоторые специалисты приравнивают ее и к упражнениям по развитию речи. Мною разработана система упражнений и заданий при изучении раздела «Парные согласные» - подбор русских народных сказок (по насыщенности заданными звуками), загадок, стихотворений - изготовление презентаций - мнемотаблиц, заданий
- кукол
- постановка сказок (текст адаптируется с учётом речевых возможностей учащихся)
Система таких заданий способствует развитию жизненной компетентности учащихся. Они учатся применять полученные знания и навыки в условиях учебного и повседневного общения. Таким образом, я представила свой опыт работы по использованию элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.
Литература:
1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - Издательство: Просвещение, 1993.
2. Гребенщиков Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. - Изд – во: Речь, 2007.
3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - Изд – во: Речь, 2011.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии . - Санкт-Петербург, 2008.
5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. - М.:ЦГЛ, 2006.
6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. - Изд – во: Когито – Центр. 2010.
7. Копытин А.И. Методы арт – терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. - Изд – во: Когито – Центр. 2012.
8. Киселёва М.В. Арт – терапия в работе с детьми. - Изд – во: Речь, 2007.
9. Капская А.Ю., Е.Д. Мирончик Е.Д. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. - Изд – во: Речь, 2007.
10. Мириллова Т.Л. Коррекционно – речевое кукловедение. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает еще больша...
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
Календарно-тематическое планирование по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ.
Представлены планы работ по коррекции устной и письменной речи учащихся с ОВЗ....
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
В книге собран богатый практический материал по коррекции нарушений письменной речи....
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...
Педсовет. Выступление на тему: "Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. году Коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».
ПедсоветВыступление на тему:"Реализации программ с учащимися 1 – 5 классов в 2019-2020 уч. годуКоррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной ре...