Материал конкурса "Традиции и уклад православной семьи"
методическая разработка (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 станицы Новогражданской муниципального образования Выселковский район
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитании и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя»
Тема
«Традиции и уклад православной семьи»
Выполнила учитель географии
Самченко Ольга Николаевна
353122 Краснодарский край
Выселковский район ст. Новогражданская
Ул. Ленина 2а.
ст. Новогражданская
2016 год
Цель:
Создать условия для осознания старшеклассниками необходимости изучения традиций и уклада жизни православной семьи как хранительницы духовно-нравственного опыта предков, неразрывно связанного с насущными проблемами современной семьи и вопросами молодежи, в области духовно-ценностных ориентиров.
Задачи:
- раскрыть традиции православной семьи как школы святой,
самоотверженной и жертвенной любви.
- помочь учащимся осознать важность соблюдения семейной иерархии как подобия устройства Божьего мира;
- содействовать приобщению к нравственному опыту предков в вопросах организации института семьи;
- способствовать воспитанию чувства сопричастности к проблемам современной семьи;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, критического мышления;
- создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, умения работать с различными информационными источниками, развивать критическое мышление.
Ожидаемые результаты:
- сформированность понятий о традициях и укладе жизни православной семьи, обязанностей в ней мужа и жены;
- осознание актуальности опыта православной семьи, неразрывно связанного с вопросами духовно-ценностной ориентации современной молодежи.
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора информации из разных источников, анализа и обработки полученной информации.
Подготовительный этап:
- учащиеся класса делятся на 5групп, каждая из которых, готовит презентацию согласно тематике блока- модуля программы «Семья - малая церковь» по опорным вопросам:
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в современной семье?
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье?
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи?
4. Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак.
I .Организационный момент (постановка проблемы).
- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с духовными традициями православной семьи, изучали труды выдающихся деятелей христианства, прочитали соответствующие главы Святого Писания. Напомню основные темы наших бесед, составляющие тематический блок-модуль «Семья-малая церковь:
1. «Мужчина и женщина»;
2. «Муж- глава семьи»;
3. «Чти отца и матерь свою»;
4. «Как правильно выйти замуж»;
5. «Роль женщины в сохранении здоровья нации.
Сегодня мы, опираясь на, полученные знания, попробуем создать модель идеальной семьи.
2. Актуализация базовых знаний.
- Что означает в вашем понимании слово «семья»?
- Какие семейные ценности актуальны для вас?
- Есть ли в вашей семье традиции?
- С чем они связаны?
- Какие взаимоотношения в вашей семье?
- Как вы относитесь к укладу жизни в вашей семье?
(На доске открывается схема, которую необходимо дополнить недостающими элементами)
семья
семейные реликвии
семейные традиции семейный бюджет
семейные праздники семья
семейный кодекс семейные тайны
семейный альбом
- (В процессе работы с понятиями «семья» и «семейные отношения» учащиеся определяют круг семейных взаимоотношений, их регулирование, уклад, досуг и т.д.)
- У каждого из вас на столе есть лист бумаги. Напишите на нём любое слово, которое отражало бы разные стороны семейной жизни, семейных отношений или просто относилось бы к понятию «семья».
( примерные варианты слов: кодекс, бюджет, отдых, фильм, праздники, жизнь, традиции, реликвии, тайны, альбом, бизнес, радости и т.д.)
- Семья – это не только социальная и трудовая единица. Социальное единство этим не исчерпывается. Достаточно вспомнить, что есть честь семьи, которую соблюдают все ее члены, то есть принадлежность к семье как социальному единству захватывает и душу.
(На доске цитата из Библии: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».
Быт. 2, 23 – 24)
- Как вы понимаете, выражение: «будут два одна плоть»? (ответы учеников)
- Это истина моногамии и неправда разводов. Благодать, даруемая любящим друг друга супругам в браке, никогда не может быть исчерпана, она всегда пребывает в семье и с семьей. Семья – это одно целое. Нет в семейной жизни разделенных сфер – отдельно телесной, социальной и духовной близости. Здесь одно откликается и отражается в другом, все очень связано внутренне и интимно, и любая боль одного чувствительно дает себя знать в другом. Для семьи, для семейной жизни нам дан пол, и все богатство, вся полнота и сила его впервые открывается в семье в своем высшем цветении и выражении.
- Какая общая черта присутствует во всех счастливых семьях?
- Может ли быть счастливой семья, в которой отсутствует самоотречение
ради другого супруга?
- Нужно ли готовиться к браку?
- Каким образом?
- Когда нужно начинать?
- На эти и другие вопросы нам с вами предстоит сегодня ответить.
3. Сообщение новых знаний.
- Как правило, семья начинается с заключения брака путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Законным супругам выдается свидетельство о браке. Информационный отдел нашей редакции подготовил сообщение, отражающее демографическую ситуацию в нашем районе.
( Демонстрация презентации, отражающей демографическую ситуацию в стране, области, районе, выступление 2-х учеников класса, основанное на данных полученных в интервью с работниками ЗАГСа, священнослужителями)
Выступление ученика:
Хочу обратить ваше внимание на данные демографической статистики по Октябрьскому сельскому району: за 1 квартал 2008 года полноправными жителями нашего Октябрьского района стали 165 младенцев(140 за тот же период прошлого года), из них 84 – девочки, 81 – мальчик. Продолжают быть нередкими случаи, когда родители не состоят в зарегистрированном браке, но отец ребенка желает установить отцовство. В первом квартале 2008 года в отношении 25 детей было установлено отцовство (16 за аналогичный период прошлого года). Всего за 1 полугодие этого года появились на свет 309 малышей. Очевидна, положительная динамика рождаемости, но заставляют серьезно задуматься следующие цифры: в текущем квартале было зарегистрировано 89 браков, развелись 73 пары; за 6 месяцев текущего, 2008 года зарегистрировано 182 брака, развелись148 пар. (Газета Октябрьского района «Сельский вестник» 23 апреля 2008г.)
Очевидно, что для многих брак не стал обителью счастья, так как стоит не только на любви. Это социальный институт, а потому он неизбежно имеет в основе три составляющие – власть, ответственность и эмоциональность. Для тех, кто не готов подчиняться, принимать на себя ответственность брак становится разочарованием.
Еще одна важная тенденция - стремление юношей и девушек скрепить свой союз перед алтарем. Впрочем, венчаются сегодня не только молодые. Многие люди, обретя в своей жизни религиозную веру, венчаются в достаточно зрелом возрасте, имея порою даже внуков. Но главное, что понимают молодые и немолодые люди, придя в храм для венчания, это то, что церковный брак – не магия и не гарантия благополучной жизни, а потенциал, сила и благословение для совместного несения тягот жизни.
4. Работа в группах.
- А сейчас я предлагаю вам оформить подготовленный материал в виде презентации.
(Во время практической работы учащихся звучит песня в исполнении
Л. Долиной «Погода в доме»)
Практическая деятельность школьников:
1. составление алгоритма деятельности;
2. практическая работа:
а) подготовка наглядно-графического материала;
б) оформление материалов для презентации.
- Итак, настало время представить результаты деятельности наших групп.
Сообщение учащихся 1 группы на тему: «Мужчина и женщина»
Опорные вопросы | Информационное поле |
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в семье? | - Законодательство; - Библия; - анализ проблемы в СМИ и сети Интернет; - данные социологического опроса. |
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? | - вредные привычки; - наркомания, игромания и алкоголизм; - супружеские измены; - нерациональное распределение семейного бюджета; - отсутствие в семье детей; - соперничество супругов за лидерство в семье. |
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? | - духовное единство супругов – православная вера; - самопожертвование и самоотречение; - терпение. |
4.Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. | Мужчина и женщина в браке должны смотреть не друг на друга, а в одну сторону, то есть свято исполнять свои обязанности, помня, что отчет им придется давать Господу. |
Вопросы для социологического опроса:
- Почему Господь сотворил мужчину и женщину в определенной последовательности?
- В старину родители подбирали женихов и невест своим сыновьям и дочерям. Как вы относитесь к этой традиции? Возможно ли такое в наше время?
- Каково ваше отношение к фактическому (гражданскому) браку?
- Каково ваше отношение к раннему браку?
- Каково ваше отношение к неравному браку?
- Обязательно ли брак освящать в церкви, если да, то зачем?
- Является ли любовь обязательным условием для заключения брака?
- Как вы относитесь к поговорке: «С милым рай и в шалаше»?
- Допустимы ли сексуальные добрачные отношения?
- Что такое целомудрие?
Сообщение учащихся 2 группы на тему: «Муж – глава семьи»
Опорные вопросы | Информационное поле |
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в семье? | - Законодательство; - Библия; - анализ проблемы в СМИ и сети Интернет; - данные социологического опроса. |
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? | - деспотизм мужа; - многоженство, супружеские измены; - соперничество за лидерство в семейных отношениях между мужчиной и женщиной; - физическое и психическое насилие; - отсутствие со стороны супругов должного внимания к решению семейных проблем; |
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? | - духовное единство супругов – православная вера; - самопожертвование и самоотречение; - терпение; - любовь; - отсутствие секретов друг о друга; - единство интересов. |
4.Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. | Муж – духовный глава, податель благ, защитник семьи и ответчик за судьбу каждого ее члена перед Богом и людьми. |
Вопросы для социологического опроса
- Кто должен быт в семье главным?
- Должен ли муж помогать жене в домашних делах?
- Каково ваше отношение к понятию свободная любовь?
- Каково ваше отношение к однополым бракам?
- Если между мужем и женой наступает духовное отчуждение, следует ли сохранять такой брак?
- Как вы понимаете выражение семейный крест?
- Назовите причины, на ваш взгляд, по которым брак не может быть сохранен.
- В чем различие между церковным браком и гражданским?
- Обязательно ли молодым супругам венчаться в церкви?
- Должна ли жена бояться мужа своего, а он своей жены?
Сообщение учащихся 3 группы на тему: «Чти отца и матерь свою…»
Опорные вопросы | Информационное поле |
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в семье? | - Законодательство; - Библия; - анализ проблемы в СМИ и сети Интернет; - данные социологического опроса. |
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? | - неуважительное отношение детей к родителям и родителей к детям; - эгоизм детей и родителей; - недостаток заботы и внимания со стороны детей и родителей по отношению друг к другу; - физическое и психическое насилие родителей по отношению к детям. |
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? | - соблюдение Божьих заповедей; - самопожертвование и самоотречение; - терпение; - любовь; - смирение и послушание; |
4.Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. | Любовь к родным – естественное чувство и заповедь Божья. Послушание родителям – проявление нашей любви. Взаимоотношения членов семьи; воспитание детей. Наше отношение к родителям – прообраз будущего отношения к нам наших детей. |
Вопросы для социологического опроса
- Может ли семья обойтись без детей?
- Обязательно ли крестить детей?
- Чем руководствоваться при выборе имени для своего ребенка?
- Нужно ли родителям стараться исправить собственную вину, если они видят, что дети ищут авторитет на стороне, а не в семье?
- Нужно ли детей с раннего возраста воспитывать в вере?
- Надо ли учить детей тому, чтобы они уступали своим младшим братьям и сестрам?
- Можно ли наказывать детей, если да то как?
- Как вы относитесь к преподаванию в школе предмета ОПК?
- Что значит родительское благословение?
- Нужно ли просить прощения у ребенка, если знаешь, что виноват перед ним?
Сообщение учащихся 4 группы на тему: «Как правильно выйти замуж (жениться)»
Опорные вопросы | Информационное поле |
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в семье? | - Законодательство; - Библия; - анализ проблемы в СМИ и сети Интернет; - данные социологического опроса. |
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? | - выбор будущего супруга по внешней привлекательности, красоте; - выбор спутника жизни по положению в обществе, материальному достатку; - выбор будущего супруга из корыстных соображений; - добрачные связи жениха и невесты; |
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? | - соблюдение Божьих заповедей; - смирение и послушание; - целомудрие; - ответственность; |
4.Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. | Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот, пусть все у них будет общим. |
Вопросы для социологического опроса:
- Какая разница между любовью и влюбленностью?
- Обязательна взаимная влюбленность жениха и невесты?
- Одни годами ждут большого чувства, а другие выбирают тех, кто рядом.
Кто прав?
- Может ли девушка проявлять инициативу в поиске мужа?
- Если родители уверены, что их сын или дочь вступают в неудачный брак, который будет несчастен, должны ли они помешать молодым людям?
- Как вы относитесь к сексуальным отношениям до брака?
- Должны ли жених и невеста соблюдать девственность?
- Как вы относитесь к брачному контракту?
- Можно ли считать, что брак православных с представителями других конфессий обречен на неудачу?
- В старину родители подбирали женихов и невест своим сыновьям и дочерям. Как вы относитесь к этой традиции? Возможно ли такое в наше время?
Сообщение учащихся 5 группы на тему: «Роль женщины в сохранении здоровья нации»
Опорные вопросы | Информационное поле |
1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в семье? | - Законодательство; - Послание Президента в. Путина Федеральному собранию РФ – 2006 г. - Библия; - анализ проблемы в СМИ и сети Интернет; - данные социологического опроса. |
2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? | - алкоголизм, наркомания, вредные привычки; - аборт; - чрезмерное увлечение карьерой; - отсутствие системного подхода к воспитанию и физическому развитию детей; - жестокость, сварливость, раздражительность. |
3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? | - соблюдение Божьих заповедей; - смирение и послушание; - целомудрие; - ответственность; - здоровый образ жизни. |
4.Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. | Девушка должна быть готова, с полной ответственностью, в будущем нести заботы материнства, а юноши - должны быть им опорой |
Вопросы для социологического опроса:
- Что значит быть хозяйкой дома?
- Если жена большой руководитель на работе, должна ли она подчиняться дома мужу?
- Может ли в основном муж воспитывать детей, а жена зарабатывать деньги?
- Известны ли вам примеры пагубного влияния вредных привычек родителей (курение, алкоголь) на здоровье детей?
- С какого возраста женщина должна начать подготовку к материнству?
- Следует ли женщине укреплять свое физическое здоровье через занятия спортом или достаточно быть здоровой психически и духовно?
- В чем разница между диетой и постом?
- Должна ли женщина заботиться о своей внешней красоте?
- Можно ли отдавать своих детей на воспитание бабушкам и дедушкам, няням, в закрытые пансионаты?
- Следует ли руководить кино- и телепросмотрами своих детей?
6.Подведение итогов.
- На мой взгляд, нам удалось получить общее представление об идеальной семье и вместе с тем выявить те негативные факторы, которые стоят на пути ее создания. Попробуйте сопоставить ваши рассуждения о современной семье с христианской точкой зрения на проблемы брака и семьи. Какой вывод можно сделать?
Примерные ответы учащихся:
- Очевидно, что христианское учение о семейных духовных ценностях не противоречит современному представлению об идеальной семье.
- Знакомство с православными семейными традициями помогло нам по-новому взглянуть на проблему брака, ощутить свою ответственность перед обществом за свое будущее.
- Возрождение православных семейных ценностей будет способствовать укреплению современной семьи.
- Чувствуете ли вы теперь, что семья – это действительно малая Церковь?
( ответы учеников)
- По замыслу Творца, иерархия существует во всем творении Божьем. Отсюда становится понятным, почему муж – глава семьи. Главенствовать – значит брать на себя все самое трудное. Семья является житейским крестом для ее главы. В послании апостола Павла к есефянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 23 – 25)
Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как собою пожертвовал ради тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи. Такой любви, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом, и в котором один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь. 7.Рефлексия.
- Друзья, мы с вами тоже составляем одну семью, школьную, полноправными членами которой являются ученики, педагоги, родители.
- Чем же отличается наша школьная семья от домашней и что между ними общего? (ответы учащихся)
- Все мы любим свои семьи, родственников, друзей и желаем им крепкого здоровья, добра, светлых и радостных дней. Мы желаем своим близким добра, счастья, благополучия. Сегодня я хочу научить вас одной незамысловатой детской песенке, полной глубокого духовного смысла и теплоты.
А звучит она так:
Давайте попросим Отца Бога Света
Нашим родителям долгая лета!
Долгая лета! Долгая лета!
Долгая! Долгая! Долгая лета!
- Таким образом, мы сможем пожелать долгих лет жизни родственникам, друзьям, соседям, учителям, директору нашей школы, президенту нашей великой России - всем кто нам дорог в этой жизни, кому мы обязаны всем, что имеем.
(коллективное исполнение песенки учениками класса и учителем).
Литература:
1.Домострой. М.: ОБРАЗ, 2007.
2.Карин С.Х. В мире мудрых мыслей. М.: Знание, 1962.
3.Не прерывая связь времен. Сборник методических рекомендаций и организационно-практических материалов. – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2006.
4.Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов-на-Дону. 2007.
5.Последняя крепость. Протоирей Максим Козлов. Беседы о семейной жизни – М.: Издательство храма Св. мученицы Татианы при МГУ, 2006..
6.Янушкявичус Р., Янушкявичене О., Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО – ПРЕСС, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в...
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Кл. час "Уклад семейной жизни"
Цель классного часа воспитывать человека-семьянина. Как классный руководитель мною была поставлена задача, содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям (п...
Артикуляционные уклады звуков
Презентация - ознакомление учащихся с артикуляционными укладами часто нарушаемых звуков....
Ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков
Данные материалы представленны таблицей. Поэтапное ознакомление с декоративно прикладным искусством и бытом и семейным укладом наших предков, а также сопутствующими темами творческими проектами....
Интегрированный урок литературы и обществознания «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».
Интегрированый урок обществознания и литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография,на которой меня нет"....