Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
статья на тему
Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социализации. Являясь духовным, интеллектуальным, культурным центром села, школа расширяет своё образовательное пространство через активное взаимодействие с социумом. Все мероприятия (День села, День колхозника, День Победы, 8 Марта, выпускные, юбилеи передовиков производства и т.д.) становятся праздниками всех селян, поскольку школа совместно с сельским Домом Культуры организует праздники с привлечением жителей села. Достаточно традиционные формы проведения мероприятий, наполненные личной заинтересованностью учеников, учителей, родителей превращают мероприятие в со-бытие – в некий процесс совместного бытия. А это, во-первых, они обогащает нравственный опыт всех субъектов (и участников, и зрителей), расширяет кругозор. Во-вторых, сценарии и декорации, созданные в соавторстве с учащимися и родителями, развивают их творческий потенциал, предоставляют возможность для совместной деятельности, а это приводит к сплочению поколений, что тоже немаловажно, когда институт семьи переживает кризис. В-третьих, при таком подходе создаются условия социализации личности ребёнка, что особенно актуально в сельском социуме, поскольку у подростка не очень много возможностей для продуктивного общения. Предлагаемая работа – результат такой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование школьного уклада жизни | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Волгина Ольга Владимировна |
Название работы | Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы (копия и компьютерная презентация на CD диске) |
Предмет преподавания | Русский язык |
Должность | Учитель |
Наименование и номер образовательного учреждения | Муниципальное общеобразовательное учреждение Кудиновская основная общеобразовательная школа |
Адрес и телефон образовательного учреждения | Ростовская область, Миллеровский район, село Кудиновка, ул. Победы, 27 |
Адрес и телефон автора | Ростовская область, Миллеровский район, село Кудиновка, ул. Ленина, 28 |
Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы
О проблемах сельской малочисленной школы в последнее время говорится много. Понятие «реструктуризация» давно вошло в обиход не только учителей, но и сельской общественности. Судьба школы в небольшом селе волнует всех жителей поселения, потому что школа на селе – это гораздо больше, чем просто образовательное учреждение. В этой статье речь пойдёт о том, каким образом при сложившихся социально-экономических условиях не потерять то лучшее, что есть в арсенале сельской школы, подготовить ученика к жизни в обществе, развить его творческий потенциал как личностное качество и не потерять духовную, культурную связь с сельским социумом, оказывая при этом на него позитивное влияние.
МОУ Кудиновская ООШ – школа с устоявшимися традициями, восьмидесятилетним опытом педагогической деятельности. В данной школе работает сплочённый коллектив профессионалов, помогающий реализоваться ученику в современном мире. Школа может гордиться медалистами, участниками и призёрами муниципальных и региональных олимпиад, творческих конкурсов, соревнований; есть учителя – победители профессиональных конкурсов («Самый классный классный», «Учитель года», лучший учитель в рамках НППО). Однако самая большая на сегодня проблема, малочисленность, заставила педагогов иначе взглянуть на те возможности сельской школы, которые способствуют личностному и творческому развитию.
Очевидно, что сельская малочисленная школа, какой и является наша, находится в трудном положении. Существующие материальные проблемы школа решить не может. Однако в том, что считается ее традиционными слабостями, мы пытаемся обнаружить некоторые перспективы развития. Во-первых, в малочисленной школе успешно внедряется личностно ориентированное образование. Во-вторых, на селе проблема взаимодействия с семьёй решается легче, здесь более устойчивый и компактный социум. В-третьих, проблема экологического образования на селе решается гораздо легче, с меньшим количеством затрат, так как союзником педагога является сама природа. Значительно более актуальна для сельской школы и проблема интегрирования содержания образования. Она может быть решена под давлением такого фактора, как ограниченность кадровых ресурсов. Один учитель вынужден вести несколько предметов, и если это творческая личность, находить возможности интеграции нескольких предметов.
Большой педагогической проблемой сегодняшнего времени для сельской школы, тормозящей личностное развитие, можно считать влияние таких отрицательных социумных факторов, как размытость нравственных ориентиров в окружающей ребёнка социальной среде, равнодушие социума, бездуховность, культурный упадок населения. Нынешнее состояние села не развивает творческий потенциал людей, так как нет духовно-нравственной основы, социальная среда не располагает к этому (отсутствие постоянного заработка у трудоспособного населения, низкий уровень жизни, алкоголизм и т.д.). Поэтому от того, какую стратегическую позицию займёт школа (педагогический коллектив, учащиеся) во взаимодействии образовательной среды школы и социума, и будет зависеть личностное развитие учащегося.
Возможность самореализоваться зависит от того, насколько у личности развит творческий потенциал как личностное качество, как способность к любой деятельности подходить творчески. Именно школа как культурно-нравственный очаг села должна запустить механизмы взаимодействия с окружающей средой. Чтобы творческий потенциал, творческие возможности учащихся и учителей раскрылись и помогли с одной стороны самореализоваться личности, с другой оказать положительное влияние на социальную среду села, необходимо, чтобы творческая деятельность приносила радость, удовлетворение и была положительно оценена обществом. Иными словами, школа во взаимодействии с социумом, должна предоставить личности возможность самореализоваться:
- возможность для продуктивной личностно значимой деятельности и сотрудничества;
- возможность для равноправного общения между субъектами образовательного процесса;
- возможность для развития ценностных ориентаций через культурную идентификацию;
- возможность выбора через признание ценности свободы, безопасности;
- возможность для успешной социализации и самоактуализации.
Реализация перечисленных возможностей в образовательной среде приведёт к развитию творческого потенциала как личностного качества.
Событийный подход к развитию творческого потенциала личности через культурную взаимосвязь с сельским социумом требует соблюдения нескольких важных условий:
- системность и регулярность проводимых мероприятий;
- события должны отражать традиции села и быть личностно и ценностно значимы для субъектов образовательной среды;
- результат подготовки к событию (творческий продукт) должен быть оценён общественностью (сельским социумом, родителями, СМИ и т.п.);
- в событии должна осуществляться индивидуальная и групповая рефлексия, позволяющая субъектам осознавать происходящие в процессы и явления.
Результативность данного подхода заключается в том, насколько личность получает моральное удовлетворение от творческой деятельности, от качества реакции со стороны социума и насколько велико желание субъекта после прошедшего события включиться в творческую деятельность снова, взять на себя инициативу, то есть насколько потребность проявить творческий потенциал станет личностно значимой и ценностной. Значимым показателем результативности использования принципов событийного подхода является положительная культурная идентификация, осознание своих культурно-исторических связей с социумом села, а это развивает чувство привязанности к малой родине. Такие субъективные проявления, как осознанный выбор нравственных, эстетических ценностей, самостоятельная творческая деятельность по созданию новых культурных ценностей, проявление потребностей в саморазвитии и самореализации являются качественными показателями в структуре личности учащихся.
Качественными показателями развития творческого потенциала учащихся при реализации событийного подхода являются:
-готовность и желание принимать участие в подготовке события;
-способность к плодотворному сотрудничеству со всеми участниками события;
- желание довести начатое до конца;
- эмоциональное выражение удовлетворения в процессе подготовки;
- поиск и предложение рациональных способов решения проблемы;
- способность к оценке качества создаваемого творческого продукта и его значимости;
- способность к анализу творческой деятельности и её результатов;
- желание не останавливаться на достигнутом, а самостоятельно проявлять творческую активность.
Особенность образовательной среды сельской школы, в отличие от городской, заключается в тесном взаимодействии с сельским социумом. Эту особенность мы используем для развития их творческого потенциала как личностного качества, способствующего формированию мировоззренческой культуры учащихся, а также положительному влиянию на социум села в целом. События школьного масштаба становятся событием для всего села, и наоборот, культурные события села не остаются без внимания школы. Таким образом, в центре образовательной деятельности находится событие, значимое как для социума, так и для школы.
Событие, на наш взгляд, отличается от мероприятия не только степенью вовлечённости в происходящее субъектов образовательной среды (учителей, учащихся, родителей), не только большей социальной и культурной значимостью, но и личностной включённостью в событие и заинтересованностью в нём, гораздо большей отдачей себя при подготовке. То есть не столько само мероприятие, а подготовка к нему мобилизует творческий потенциал субъекта. А затем общественное признание по окончании события является мощным стимулом для развития потребности творить, чтобы получать удовлетворения от того, что доставляешь людям радость. Это и является наиболее ценностным при определении результативности того или иного события. Так, например, событием в масштабах села являются выпускные балы, концерты художественной самодеятельности с участием учащихся, учителей, жителей села.
Традиционным для селян является День села. Этот праздник в сентябре 2010 года ярко продемонстрировал важность именно событийного подхода к развитию творческого потенциала учащихся. В творческую деятельность включились и учителя, и работники сельского дома культуры, и учащиеся, и родители. Сценарий подготовила творческая группа педагогов и старшеклассников. Совместно было принято решение каждому «округу» подготовить культурную программу. Решили, что казачий курень будет символизировать округ. Ребята вместе с родителями придумывали проекты куреней, искали традиционные казачьи рецепты, накрывали праздничные столы. Учитель истории организовал краеведческую группу, которая подготовила экскурс в прошлое села. Коллектив учителей приготовил концертную программу. Местные баянисты, поэты и художники продемонстрировали свои таланты: были выставлены картины, прочитаны стихи, а под аккомпанемент баянов пело, без преувеличения, всё село. Таким образом, традиционный праздник стал событием для всего села, а самое главное, не формально, а по-настоящему сблизил разные поколения селян.
Впечатлениями от праздника делились и взрослые, и дети. В сочинениях, в творческих отчётах учащиеся эмоционально высказывались о том, как необходимы такие праздники. «Честно сказать, я не ожидала, что получится так душевно. Приятно осознавать, что в нашем селе столько талантливых людей, что жителям понравились наши выступления. Бывшие выпускники, присутствовавшие на празднике, говорили, что гордятся своим селом, тем, что они родились и учились именно здесь!» - написала в сочинении одна из учениц.
Событием для всего села стал и юбилей школы, который был приурочен ко Дню учителя. Чтобы подчеркнуть значимость события, праздник решено было провести в сельском Доме культуры, куда пришли и приехали те, кто учился в школе. К подготовке юбилея были привлечены жители села, ведь большинство из них окончили именно эту школу: несли фотографии школьных лет, рассказывали о курьёзных и интересных случаях, вспоминали учителей. Ученики вместе с учителями истории, литературы и информатики, а также библиотекарем сельской библиотеки приготовили выставки фотографий всех выпусков, тематическую выставку «Школа вчера и сегодня», презентацию «Листая школьные страницы». Коллективом художественной самодеятельности была подготовлена большая концертная программа. Сюрпризом для учителей стала выставка «Письмо моему учителю». Многие не скрывали слёз, читая искренние послания учеников. (См. Приложение)
Нравственная значимость этого праздника очень велика. Во-первых, учащиеся увидели, насколько важна школа для всего села. Во-вторых, прикоснулись к истории школы. В-третьих, собирая материал об учителях-ветеранах, узнали, кто был учителями их учителей, их бабушек и дедушек, пап и мам. Уважение к прошлому, уважение к школе, к учителям – вот что вынесли ученики из праздника, об этом свидетельствуют их сочинения-отзывы.
Как уже было сказано, для маленького села культурное развитие напрямую зависит от школы, от её взаимоотношением с Домом культуры, с сельским социумом в целом. Очень важно занять в этом вопросе активную позицию. Именно событийность того или иного мероприятия формирует жизненную стратегию ученика в будущем; созидательное, а не формальное отношение к событию, способствует развитию творческого потенциала учащихся как личностного качества. Неравнодушие, заинтересованность в происходящем всего социума, положительные отзывы односельчан – для учащихся яркий пример оптимистического, творческого подхода к жизни, возможность найти прекрасное в проблемном мире.
Взаимозависимая жизнь людей в сельской социальной общности создает особые условия, в которых протекает школьная жизнь. Сельская школа, функционирующая в среде традиционной крестьянской культуры, одновременно отражает и усиливает ее специфические стороны:
личностный и открытый неформальный характер отношений между людьми, приверженность народным традициям. Благодаря школе культурный уровень села сохраняется. У сельского ребенка лишь школа и семья определяют его социализацию. Если школа и семья не создают картину мира, то ее уже ничего не создает. Это точки пересечения всех социокультурных связей. Во многих случаях сельская школа вообще задает перспективу существования села. Если в селе сильная школа, если она наполнена творческими идеями, традициями, то будущее у села есть.
Приложение
Сценарий «Юбилей Кудиновской школы.
Подготовлена компьютерная презентация «Листая школьный альбом», которая на протяжении всего сценария иллюстрирует ход мероприятия.
Фоном звучит мелодия песни «Чему учат в школе». По залу, в сторону сцены проходят мальчик и девочка. Ученик несет в руках портфели, ученица листает учебник и мечтательно вздыхает.
Ученица: Толик, посмотри какая интересная книга: о небе, звездах. Прямо волшебство какое-то!
Ученик: Да, не хватает только феи и её волшебной палочки.
Ученица: Ты что, Толя, не веришь в волшебство?
Ученик: Не-а!
Ученица: А я…верю! Вот бы сейчас стать очевидцем какого-нибудь чуда. Только вот нам это не под силу.
Ученик (замечает ключ)Таня, смотри. Этого ключа я раньше здесь не видел. Интересно, к чему же он подойдет?!
На экране появляется замочная скважина.
Ученица: Посмотри скорее, здесь замочная скважина.
Ученик: А давай попробуем открыть её вот этим ключом.
Звучит волшебная музыка.
Замок в презентации открывается и появляется книга.
Ученик: Смотри, смотри же внимательнее, на обложке здание нашей школы!
Ученица: Интересно узнать, что же скрывается под красивой обложкой.
Звучит музыкальное вступление песни «Осенние листья» (А. Пугачевой).
Страница книги перелистывается.
На фоне фотографий с открытия школы звучит песня.
Осенние листья летят и летят в саду,
Знакомой тропою я в школу свою иду.
Собрали друзей и учителей
У школы родной юбилей.
Звонок много нам звонит и звонит для всех,
Все так же как прежде мы слышим здесь детский смех.
И все двадцать лет Такой добрый свет
В душе оставляет свой след.
Фонограмма приглушается. На экране высвечивается надпись: «Нашей школе - 80 лет!»
МОНТАЖ ДЕТЕЙ (5 человек)
1.В календаре мелькают даты
Одна чудеснее другой.
Мы общей юностью богаты
И забываем возраст свой.
2. Одни – чтоб стать ещё моложе,
Другие – чтоб постарше стать,
А вместе, что всего дороже,
О нашей школе рассказать.
3.И возраст свой вы не скрывайте,
И в этом надобности нет.
Мы все ровесники – вы знайте,
Наш возраст- 80 лет!
4.Юбилей- это только начало,
Юбилеи для школы не срок,
Но ведь, сколько уже сверстало
В жизнь удачных, счастливых дорог.
5.Как хранят нас молитвы мамы,
Направляют советы отца,
Так и школа для многих стала
Путеводной звездой до конца.
Ведущий 1: С Днем рожденья, школа! Мы рады приветствовать всех вас на нашем празднике, где царит тепло домашнего очага, где всегда рады гостям, а в центре внимания – Кудиновская школа!
Ведущий 2: Сегодня у всех нас праздник. Кто-то учился или учится в школе, кто-то работал или работает в ней. Так или иначе, все жители и гости села имеют право сказать: у нас праздник.
Ведущий1: И мало того, у нас двойной праздник: мы отмечаем юбилей школы в день учителя!
Ведущий 1. И как бывает на настоящих юбилейных торжествах, перед тем как пригласить всех гостей за праздничный стол, хозяева дома предлагают им полистать семейный альбом.
Звучит песня «Загляните в семейный альбом», слайды презентации
Ведущий 1: Прошло 80 лет. И все так же гостеприимные двери нашей школы приглашают ребят в Страну знаний, несмотря на многочисленные проблемы и сложности.
Появляется Печкин.
Почтальон Печкин: Здравствуйте. Я – почтальон Печкин. Принес для школы поздравительные телеграммы и открытки. А ещё тут для вас посылочка имеется.
Ассистенты выносят на сцену огромную посылку, на которой написан адрес
школы, и указан отправитель – Родные и Близкие. Почтальон уходит .
Ведущий 2: . Интересно, что там внутри? С вашего позволения, я открою посылку.
Ведущий открывает посылку, из нее выбегают учащихся начальных классов, у пяти из них листы с буквами. Ребята встают в одну шеренгу, у них в руках буквы, из которых получается слово – «Школа».
1. Мы девчонки и мальчики,
Нашей школе шлем привет.
Лучше школы не найдете-
Обойдите хоть весь свет.
( Слайды презентации)
2.Вот дом, в котором уютно всем.
3.А это директор и мудрый и строгий,
Который ведёт нас по верной дороге,
4.Вот завуч здесь наш, не страшны ей заботы,
Под силу ей трудности школьной работы.
5.А это, друзья, познакомьтесь, учителя
1.Истории, химии, математики, биологии,
2. Вот физик, а вот литераторы,
3. Физрук, географ, учитель пения,
Имеют все ангельское терпение.
4.Учитель начальных классов и иностранного
они мастерицы: владея предметом, методикой ловко
Вселяют науки в ребячьи головки.
5.Библиотекарь, повара, технички и сторожа,
Все в ожидании сего торжества.
6. От мальчишек и девчонок мы всех поздравляем ,
Всем удачи и здоровья в этот день желаем!
Всем добра и вдохновенья,
Все: Наша школа, с Днем рожденья!
Звучит песня «Детство»
Звучит музыка. Ученики уходят со сцены.
Одновременно на сцену выходят ведущие
Ведущий 1: На нашем празднике присутствуют почетные гости. Слово предоставляется Главе Колодезянского сельского поселения Рудому Виктору Александровичу. Выступление
Ведущий 1: Нам приятно отметить, что радость юбилейного события разделили с нами коллеги и соседи - Колодезянская школа, в лице её директора Талалаевой Ольги Григорьевны. Просим Вас сказать несколько слов в адрес нашей школы. Выступление
Ведущий 2: Говорят, что с первым криком ребёнка в его душе загорается божественный огонь, и сила этого огня определяет потом всю его жизнь. Искорки своего сердца и тепло души для этого огня подарили учителя- ветераны, отдавшие всю свою жизнь детям. Сегодня среди нас присутствуют:
Рыбалкина Зинаида Ивановна
Куксина Александра Фёдоровна
Яковлева Нина Михайловна
Журбина Светлана Сергеевна
Лузанова Любовь Павловна
Ведущий 1: Уважаемые ветераны, именно вы стояли у истоков нашей современной школы. Огромное спасибо и низкий поклон за ваш самоотверженный труд.
Ведущий 2: От имени тех, кого мы называем патриархами нашей школы выступит Яковлева Нина Михайловна, учитель химии, директор школы с 1976 по 2005г.
Ведущий 1: На нашем празднике присутствует председатель Городского комитета профсоюза работников образования Рязанцева Вера Михайловна. Выступление
Ведущий 1: Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье
И в этом видеть свети благодать.
Ведущий 2: Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно,
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас.
Звучит песня «Команда молодости нашей»
Ведущий 2: Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого….Школа в нашей памяти – это светлые классы, исписанная мелом доска, потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие учителя, родительские нотации…. А как здорово звенел школьный звонок с последнего урока! Ура! Книги летели в портфель, как птицы! В раздевалке толчея! Двери школы победно гремели салютом! Школьный двор оглашался радостными криками! Ура! Уроки кончились!…А на школьном дворе роняют листья тополя…. Разгуливают осенние ветра…. Озорно пробегают школьные годы….Школьный двор…скамейка…память…воспоминания….
Ведущий 1: В этот знаменательный для всех нас день нельзя не вспомнить о тех, с кого начиналась школа и кого уже нет рядом. Помним их добрый взгляд и приветливую улыбку, уроки и роспись в дневнике.
Ведущий 2: С годами заметают листья следы на тропинке, ведущей к школе, оставленные теми, кто уже не придет сюда никогда. И в памяти навеки добрый взгляд
тех, с кем мы больше никогда не встретимся. Почтим их светлую память.
Под фоновую музыку на экран проецируются слайды фотографий ушедших
из жизни учителей.«Аве, Мария…» исполняет хор
Ведущий 1: Грустно, что из нашей жизни уходят хорошие люди.
Ведущий 2:Хорошие люди, как хорошая песня, они навсегда остаются с нами
Звучит «Журавлиная песня»
Ведущий 2: Лето 1970 года. По селу ходят слухи, что с первого сентября школа поменяет свой адрес. И действительно, 1 сентября более полутораста ребятишек перешагнули через порог новой школы.
(Кадры первых выпускников)
Ведущий 1: У нас в зале присутствуют первые выпускники новой школы. Под аплодисменты гостей мы приглашаем вас на сцену.
Ведущий 2: Какие чувства вы испытывали, зная, что вы будете учиться в новой школе. Было ли чувство зависти, сожаления, что вы оканчиваете у школу? Кто был вашим классным руководителем?
Слово предоставляется первым выпускникам новой школы.
Ведущий 2: Мы аплодируем первым выпускникам новой школы. И как полагается, дети уходят, и дети на смену приходят. Посмотрите на экран. Крепко держат за руку первые выпускники этого здания первоклассников. (Слайды)
Ведущий 1: Мы приглашаем на сцену первых первоклассников школы.
Ведущий 2: Здравствуйте, бывшие дети! Друзья, разрешите спросить у вас, а как звали Вашу первую учительницу и классного руководителя?
Выступление «Первоклассников»
Ведущий 1: Помнит ли школа выпускников?
Ведущий 2: Конечно, помнит. А помнят ли выпускники свою школу!
Ведущий 1:Присутствие выпускников на этом празднике будет для вас доказательством их любви к школе?
Ведущий 2: Конечно!
Ведущий 1:Ну, тогда…Уважаемые выпускники, у которых в этом году юбилейные выпуски, я приглашаю вас на сцену!
Выпускники читают по очереди слова :
- Дорогие наши учителя! От имени выпускников _______ года мы хотим поблагодарить - Вас за ваш нелёгкий, но благодарный труд.
- Спасибо Вам за любовь, за душевное тепло и знания, данные Вами.
- Спасибо за терпение, за умение всё понять и простить. Спасибо за то, что Вы есть.
- Мы уверены – лучшие учителя– это учителя нашей школы!
- И пусть на вашем жизненном пути будут только цветы!
- А если и шипы, то пусть они будут только от роз!
Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Ведущий 1: Жизнь продолжается. Сегодняшний день у нас в школе ознаменован не только юбилеем школы. Сегодня День Учителя!
Ведущий 2: Мы хотим вспомнить всех учителей, кто работал в стенах Кудиновской школы. (Имена)
Ведущий 1: Дорогие учителя! В этот прекрасный день, хочется ещё раз поздравить вас с праздником и пожелать вам словами Серафима Саровского: «Уподобьтесь зажженной свече, что дарует свет, горя ярким огнем, и зажигает другие свечи, не теряя собственного пламени, чтобы они тоже могли разливать свет повсюду».
Ведущий 2: Уважаемые коллеги! Несмотря на вашу ежедневную нелегкую работу, вы все равно находите время для размышлений - это источник вашей силы. Вы находите время для чтения - это основа знаний. Вы находите время для дружбы — это условие счастья. Но, время - это что-то неуловимое, и все, что происходит в жизни - это миг. Ваши благодарные ученики пишут вам письма, письма из прошлого, письма из будущего.
Стихотворение (под лирическую музыку)
Здравствуйте, родные педагоги!
В этот праздник - День учителей.
Позабудьте все свои тревоги,
И на мир смотрите веселей.
Ведь сегодня день для вас счастливый,
И ребята все, как сговорясь,
Вам несут букет цветов красивый,
И для них сиянье ваших глаз-
Лучшая награда за старанье,
Лучше, чем любая из похвал.
И у них всегда одно желанье.
Угодить, доставить радость вам.
Ради вашей искренней улыбки.
И студент, и каждый ученик
В миг исправит все свои ошибки
И в дальнейшем их не повторит,
И пусть неумолимо время мчится,
Чудес на свете, может быть, и нет.
И знаем мы, ничто не повториться
Но не забудем школьных окон свет.
Звучит песня «Школа, я скучаю…»
Ведущий 2: И еще раз с юбилеем поздравляем
Всех, кто причастен к этой школе:
Учителей – вселенских нянек,
Детей – страдальцев поневоле,
Весь персонал, что моет, кормит,
Замки меняет, лечит шишки,
Девчонку в бантиках с косичкой,
А так же – бывшего мальчишку!
Тепло сердец своих даря,
Спешите вновь гореть.
Вы не теряли время зря
И не теряйте впредь!
Ведущий 1: Действительно, нам есть чем гордиться! Из стен нашей школы вышли 15 медалистов, школа не раз занимала призовые места на различных олимпиадах и конкурсах, коллектив школы – это команда профессионалов высокого уровня. Да здравствует наша школа, наши учителя и наши ученики!
Ведущий 2: Сейчас в нашей школе из 14 учителей её выпускниками являются 9. Ведущий 1: Все выпускники, ставшие учителями, еще в школе были активны, талантливы. Творческий подход к делу, к жизни, отличал их и тогда, и сейчас.
Выступление хора учителей «От центра в стороне стояла наша школа…»
Ведущий 2: Но недаром мы - преподаватели,
Все фантазеры, актеры, мечтатели.
И невозможно нам помешать,
Хоть на минутку волшебником стать.
Звучит «Песня волшебника-недоучки»
Сценка-монолог «Незнайка»
Ведущий1: Какая бывает мечта? Ну, например, мы можем сказать: голубая мечта, заветная, необыкновенная, сказочная…
Ведущий 2: Но какая бы она ни была, без мечты человек просто не сможет жить, или жизнь его превратиться в одно серое пятно.
Ведущий 1: А сегодня мы хотим вам предложить путешествие, но не простое, а к берегам мечты! - туда, где вас ожидает радостное, прекрасное, праздничное настроение..
Звучит песня «Берега моей мечты»
УЧЕНИК: Вы для всех несете факел знаний
Тот, что не погаснет никогда.
Пусть же сбудутся все ваши пожеланья.
И исполнится заветная мечта
УЧЕНИК: Дорогие Учителя! Туристическая компания под названием «Мечтать не вредно, вредно не мечтать» и предлагает эксклюзивные туры, чтобы вы могли отвлечься от суеты реальной жизни
1. Администрации школы приготовлены путевки на необитаемый остров,
чтобы никто не тревожил и не отвлекал от отдыха.
2. Учителям-филологам предлагаем проехаться по литературным местам России: Болдино, Ясная Поляна, Алтай
3. Учителям математики мы предлагаем совершить путешествие на родину Пифагора.
4. Учителю истории - одиночное путешествие по лабиринтам египетских пирамид, а
5. Учителю географии пора давно увидеть белые пятна Земли.
6. Учителю биологии будет интересно отправиться в экспедицию по
следам профессора Паганеля.
7. А учителю иностранного языка приготовлен тур по Западной Европе.
8.Учителю химии предлагаем совершить поездку в усадьбу Менделеева.
9. Учителя изобразительного искусства командируем в трехдневное путешествие по залам Эрмитажа
10. Учителей начальной школы предлагаю отправить на счастливый остров Чунга-Чанга. 11. Учителю физкультуры – тур на родину Олимпийских игр.
12. Учителю информатики – незабываемый отдых в виртуальном мире.
Ведущий 2: В нашей жизни всякое случается,
Далеко не все мечты сбываются,
Но встречает этот праздник нас
И надежду дарит каждый раз.
Смех друзей и переборы струнные,
разговоры тихие и шумные.
Пусть приходит праздник к нам всегда
Дарит всем улыбки с пожеланием добра.
Звучит песня «Гадалка»
Ведущий 1: Я хочу в страну чудес,
Где растет до неба лес,
Где течет любви река,
Отражая облака,
Где высокая трава
Укрывает острова.
Ведущий 2: Но, к сожалению, случается так, что жизнь затягивает нас в рутину каждодневных, нескончаемых, однообразных дел, когда кажется, что нет ни одного просвета, вдруг, как яркий свет, солнечный луч эту пелену разрывает необыкновенный олень и уносит нас в свою сказочную страну, где много света, добра, тепла и любви.
Звучит песня «Лесной олень»
Ведущий 1:
Нам не найти подходящего средства
Снова вернуться в беспечное детство.
Ах, как хотелось бы мне, выйдя из дома,
Вдруг оказаться в волшебной стране:
Где всё необычно, где всё по - другому,
Где желтый кораблик плывет по реке,
Где сказка живет в золотом теремке
Где синяя бабочка кружит над полем,
Где нет ни страданий, ни грусти, ни боли.
Звучит песня «Остров детства»
Ведущий 2: (читает под лиричную музыку)
«Что школа для тебя?» - вы спросите с улыбкой.
«Мой дом, - отвечу я, - и первый, и второй.
Моя семья - не будет здесь ошибки:
Все так перемешается порой».
Опять звонок, опять мои уроки,
На перемене - шум и теснота.
Как все привычно: планы, тесты, сроки,
Журнал, конспекты, двойки, суета...
Ах, школа, школа, ты и смех и слезы,
Боль неудач и блеск моих побед.
Но я, пройдя твои шипы и розы,
Усвоила навек: ученье - свет.
Ах, школа, школа, кто хоть раз связал
Жизнь личную с твоей судьбою,
Тот навсегда останется с тобой,
Тот навсегда будет пленен тобою.
Ведущий 1.Традиционно на дне рождения виновник торжества говорит слово, поэтому я приглашаю к микрофону директора школы Балдину А.В.
Выступает директор .
Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем на сцену весь педагогический коллектив нашей школы и всех учеников как символ единства и неразрывности поколений.
Исполняется финальная песня «ГИМН ШКОЛЕ»
Через войны, пожары, века
Звон малиновый в небо летит.
Слышен звон этот издалека,
Это школьный звонок нам звенит.
Школа - это основа основ,
Это мудрости чистый родник
С каждым выпусков учеников
Продолжается русский язык.
Припев: Для нас звонят колокола,
Всех нас ждут славные дела,
И мы по золоту знамён
Напишем летопись времён.
Знаем мы, что достигли высот
Те, кто в школе учился моей.
И теперь наш с тобою черед,
Станем гордостью школы своей.
Велика наша школьная рать,
Педагогов закалка крепка,
Если будешь, ты, школа, стоять,
Не иссякнет России река.
Посмотри, мой товарищ, опять,
На созвездие учителей,
Нашей школе еще пятьдесят,
Мы вовек не состаримся с ней.
Пусть идет за весною весна,
Не погаснут ее маяки,
Ей сегодня опять не до сна,
Ждут за партами ученики.
Ведущий 1: Счастья и здоровья всем вам, гости, учителя и ученики! Мы всегда рады видеть вас в нашей школе.
Приложение
Литературно-музыкальная композиция
«Прикосновение к войне»
- Нас не нужно жалеть…
- А помнить?!
Посвящаю памяти моего деда,
славного героя Великой Отечественной войны
Климкина Алексея Михайловича
Ведущий.(Слова под музыку Э.Морриконе из кинофильма «Профессионал»)
- Стоит ли говорит о войне? И как говорить о войне? Часто получается так: о войне мы знаем немного, а вспоминаем о ней лишь к очередной дате. Нам, которым часто нет дела до тех, кто рядом, стоит ли говорить о войне? И что удивляться и возмущаться откровенной бездуховности сегодняшних подростков!
Оппонент 1: - Это не бездуховность, это просто отсутствие памяти...
Чтец 1. Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там. И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но всё же.. .всё же.. .всё же...
(А.Т.Твардовский.)
Оппонент 2.- С каждым годом всё меньше тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года, кто дошёл до Берлина, кто дожил до сегодняшних дней. Они, спасшие мир от фашизма, не стояли за ценой, добывая победу. Мы знаем об этом из кинофильмов, книг, песен, учебников. Для нас это не память, а история.
Оппонент 3.- А ветеранов память вновь и вновь возвращает в окопы и землянки, на переправу и на передовые. Память.. .она всегда с ними.
Чтец 2. Уж кажется, войну мы выпили до дна,
Она ж нас поимённо проверяет...
Из тех кровавых дней в нас целится война
И старые осколки ковыряет.
И вновь немилосердно в палаты входит боль:
-Эх, подсоби, эх, подсоби, сестрёнка!
Здесь снова канонада и партизанский бой,
А для кого-то, может,, похоронка.
Сквозь серый бинт дождя багрянится закат,
День остывает стреляною гильзой...
-«Ну, как дела, моряк?»- «Продержимся, солдат!
Нам не впервой перетерпеть и выжить.»
-«Ну что ж.. .подай костыль.»-«И ты мне помоги.»
-«Не верится, но, кажется, воскресли!»
-«Да, плохо без руки.. .»-«Да худо без ноги...»
-«Но лучше, чем без совести и чести!»
Ведь как-то разговор я слышал стороной:
«Ну, что вы про войну, мол, то и дело?»
Кому-то надоели мы с нашею войной.
Но знали б, как она нам надоела!
(Б.Щеглов «Ветераны».)
Ведущий.- Мы знаем войну, выстиранную временем. В эпоху расцвета человеческой цивилизации нас постигла страшная беда: глобальная катастрофа гуманизма, человеческой терпимости и любви к ближнему. Достойны ли мы называться внуками тех, кто не только дал нам жизнь, но и подарил мир?
Чтец 3. Торгуют на толкучке орденами,
И вся моя душа - из желваков!
Не нашими ль торгуют орденами?
Не кровью ль безымянных штрафников?
Медалями торгует барахолка.
Не верь своим глазам, она, гляди,
Торгует нержавеющим осколком,
Сидящим у тебя, солдат, в груди.
Торгуют здесь отвагой, честью, славой,
Рассветом, закопавшимся в снега,
Пылающей днепровской переправой
И высотой, отбитой у врага,
Последним вздохом и предсмертным хрипом,
И тишиной раздавленных полей,
Слезами материнскими и скрипом
Давно осиротавших костылей.
Окончена удачная торговля,
Торговец обходителен и мил...
И небеса не рухнули, как кровля,
И мёртвые не встали из могил!
Охваченный закатной позолотой
Пустой базар заполнит тишина.
Лишь в бардачке рванувшейся «тойоты»,
Как чьи-то кости, стукнут ордена.
(Ю.Каминский «Торгуют на толкучке орденами...»)
Оппонент 3.- Мы родились через много лет после войны. Но мы не хотим, чтобы тот ад когда-нибудь повторился. Мы ненавидим войну и преклоняемся перед подвигом наших дедов. Нам стыдно за наше равнодушие. Простите нас, ветераны.. .Вы не унижаетесь, требуя от нас уважения. Это мы унижаем себя равнодушием.
Чтец 4.(Текст читается под музыку песни «Журавли» Р.Гамзатова.) - Идут года, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу - подвигу народа в Великой Отечественной войне - суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда - полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими планами - всё не до них было; не до них - постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор - не до них.. .Кто же теперь наш солдат -победитель в войне или жертва войны? Неужели должно минуть ещё лет двадцать, уйти из жизни последнее поколение ветеранов, чтобы тогда-то мы смогли отдать им долг памяти и уважения. (Г.Бакланов «Высота духа».)
Чтец 5. Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть.
Я это всё почти забыл,
Я это всё хочу забыть.
Я не участвую в войне -
Война участвует во мне.
И пламя Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От той зимы, от тех снегов.
И с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был!
(Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там был».)
Оппонент 1.- Когда говоришь о войне или видишь ветерана, читаешь книгу или смотришь кинофильм, чувствуешь тяжесть на сердце: как трагично было то время! Сколько слёз и горя, боли и отчаяния! И не к очередной дате мы вспоминаем Хатынь и Краснодон, Сталинград и блокаду Ленинграда, концлагеря и Великую Победу, потому что такое потрясает на всю жизнь!
Чтец 6. (Слова под музыку песни «Дороги»)- Я помню одного убитого бойца, он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания.. .Сейчас -смерть. (В.Некрасов «В окопах Сталинграда».)
Оппонент 2. - Отрывки из произведений, письма с войны, записки из концлагерей - это говорят с нами погибшие герои.
Чтец 7. - Тебе должно быть ясно, что настоящая прифронтовая жизнь не так складна, как это мы представляем себе в гражданской обстановке. Если раньше я знал только романтику этой жизни, то сейчас я испытал и увидел всё в грубой реальной обстановке, здесь всё приходится испытать! Но воля к победе растёт с каждым днём. (М.Джалиль «Письмо другу».)
Оппонент 1.-...Почему я всё время обращаюсь к военной теме? Нельзя об этом забывать. Война всегда нас будет волновать -это такая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером. Это почётная задача - писать о людях, которые воевали. Тут уж не соврёшь, люди на войне : всегда на грани, за секунду, за полшага до смерти. (В.Высоцкий «Воспоминания».) (После этих слов звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».)
Чтец 8.- Никогда, пока не сойдёт в могилу последнее из этих поколений, никогда жители Краснодона не забудут этой ночи. Никто не спал в эту ночь: все знали, что в эту ночь казнят молодогвардейцев. Их выводили на пустырь и сажали в два грузовика. Их выводили в разные грузовики - девушек и юношей. Их сгрузили в промёрзшее помещение бани при шахте. «Молодогвардейцы» получили возможность проститься друг с другом. Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф по одному. И каждый, кто мог, успевал сказать те несколько слов, какие он хотел сказать миру. На гранях обелиска «Молодой гвардии» написаны имена всех её участников, погибших за Родину.Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова и ещё пятьдесят два имени славных героев.(По А.Фадееву.)
Оппонент 2.- Почему так щемит сердце и тяжело на душе после чтения таких книг? Нет однозначного ответа и на вопрос: зачем они, молодые, совершали это? Ведь не по чьему-то приказу они решили отдать свои жизни! Что же это за сила такая, когда каждый от мала до велика готов пожертвовать собой?! А называется это просто: любовь к Родине, к свободе и ненависть к врагу. И человек, находясь на волосок от смерти, побеждает врага силой духа!
Чтец 9.- Васков бросился к дверям, как шёл - с одним наганом. Только успел ещё гранату из кармана выхватить и в левую руку переложить. Бесполезную гранату в бесполезную руку. Рванул дверь, влетел в избу:
- Хенде хох!
А они - спали. Только один не спал: в угол метнулся, к оружию, но Басков уловил этот прыжок и почти в упор всадил в немца последнюю пулю. Немца швырнуло в стену, а старшина вдруг забыл все немецкие слова и только кричал:
- Лягайт! Лягайт! Лягайт!
И ругался чёрными словами. Самыми чёрными, какие знал. Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой тряс старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много вёрст один-одинёшенек. Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли. И повязали друг друга. Под пустым наганом аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч сам связал и заплакал. Слёзы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе и смеялся сквозь эти слёзы и кричал:
- Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А - не прошли вы.. .и сдохнете здесь, все сдохнете! (Б.Васильев «А зори здесь тихие».)
Оппонент З.(3вучит «Реквием» Моцарта)- Нет, не жестокость воспитывают в нас эти книги. А то, что называется душевной болью, скорбью, гордостью, патриотизмом, и ещё - памятью, духовной памятью.
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим,
Это надо не мёртвым -
Это нужно живым.
(Р.Рождественский «Реквием».)
Чтец 10.(3вучит «Реквием» Моцарта) - Из дневника члена подпольной организации: «Меня распинали, как Иисуса Христа. Били палками, кололи иголками.»
Надпись подпольщика в гестаповском застенке: «Судя по отношению на допросе, я буду расстрелян. Прощайте, умру честно. Никому я зла не сделал.»
Надпись на стенах концлагеря в Каунасе: «Отомстите за нас! Пускай весь мир знает и поймёт, как зверски уничтожали наших детей»
Оппонент 1. - Память войны.. .Она учит человечество, может быть, самой элементарной из истин: только не щадя жизни своей можно отстоять свободу и победить врага.
Чтец 11. - Мама, тут никто-никто не остался живой? Голос объясняет, как налетели каратели на Хатынь, как согнали всех в сарай и подожгли, а люди выбегали на пулемёты. Почти у всех, кого расстреливали вместе с детьми и кто при этом остался жив, рука изуродована. Та, которой закрывали, прижимали к земле голову ребёнка.Человек успел живым упасть с живым ребёнком. Не двигаться, не шевелиться, что бы ни происходило. Но ребёнок, он хочет встать, он сейчас заплачет, закричит. И его прижимает к земле рука отца или матери, умоляет не звать смерть. А смерть уже пришла, целится, стреляет в головку ребёнка - и в руку, которая защищает, прячет эту тёплую и светлую, как солнце, голову ребёнка. (А.Адамович «Хатынская повесть».)
Чтец 12. - Я посреди несуществующей деревни, слушаю, как чьи-то голоса считывают с невидимых таблиц имена, фамилии убитых людей, названия сожжённых деревень. Вполголоса произносимые цифры тысяч замученных. Считающий печные трубы звук Хатынских колоколов снова и снова спрашивает: «Так-вы-по-ня-ли? Так-ли-вы-по-ня-ли? Вы-по-ня-ли? По-ня-ли?» (А.Адамович «Хатынская повесть».)
Ведущий. - А может, не стоит надрывать свои души тяжёлыми воспоминаниями? Оставить всё как есть: вроде бы мир, относительный покой...
Оппонент 2. – Нет, мы должны, мы обязаны помнить, чтоб не повторилась та ужасная война, чтоб не оборвалась связь поколений, чтоб не разрывались цепочки: внук, сын, отец, дед.
Чтец 13. - Меня мог бы заменить на земле мой сын. Но если меня убьют, его не будет. Пуля, убивающая нас сегодня, уходит вглубь веков и поколений, убивая и там ещё не возникшую жизнь. (Г.Бакланов «Пядь земли».)
Чтец 14. Я убит подо Ржевом,
Тот ещё под Москвой.
Где-то, воины, где вы?
Кто остался живой?
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мёртвых проклятье
-Эта кара страшна.
Ах земля ты родная,
Вся в цветах ли, в снегу...
Я вам жить завещаю,
Что я больше могу…
(А.Твардовский «Я убит подо Ржевом».)
Чтец 15. Я не был убит на войне,
Так значит - и вправду везло мне,
Но братья стучатся ко мне:
И помни,- твердят мне,- и помни...
И помни, что были у нас
И матери наши, и дети...
Я умер в погибельный час...
А я был убит на рассвете...
А жизнь мы любили и в ней
Стремились к единственной цели,
И чем мы любили сильней,
Тем песни счастливее пели.
- Простите меня, что живу,
И я - никуда - ниоткуда.
Вы видите сны наяву.
Какое вам видится чудо?
(Аре.Тарковский «Я не был убит на войне».)
Чтец 16 исполняет песню В.Высоцкого «На братских могилах».
Ведущий. - В книгах, кино, песнях - это одна война. Но воевали наши деды и прадеды. Помним ли мы о них?
Чтец 17. (Звучит мелодия песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»)
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Чтец 18. Нам не речи хвалебные,
Нам не лавры нужны,
Не цветы под ногами,
Нам, пришедшим с войны!
Нет, не это.
Нам надо, чтобы помнили нас.
Чтец 19 рассказывает о ветеранах-земляках.
Чтец 20.(3вучит мелодия песни «День Победы»)
Носите ордена!
Они вам за победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена!
В них, как живые, лица
Солдат, что крепко спят
В земле который год...
Носите ордена,
Чтоб видели Вас люди,
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.
(А.Коваль-Волков «Носите ордена»)
Ведущий. (Звучит «Лунная соната».Все участники зажигают свечи.)
- Каждый не вернувшийся с войны мог произнести: «Если я при жизни сделал что-то важное, то этим я заслужил эту другую жизнь - жизнь после смерти» Жизнь после смерти - это и есть ПАМЯТЬ!
И только тихо ходит по земле
Босая память - маленькая женщина.
Она идёт,
Переступая рвы,
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах - то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт, покинув свой приют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают,
И обелиски кланяются в пояс.
(Е.Исаев «Суд памяти».)
Чтец 21. (Звучит мелодия песни «Журавли».) - К войне каждый относится по-своему, и сейчас услышанное тоже каждый воспримет по-своему. Мы хотели рассказать о войне то, что созвучно нашему мироощущению. Мы были искренни.
Приложение.
I Список литературы.
1 .Журнал «Литература в школе», №2-3 за 2000 год.
2.Журнал «Читаем, учимся, играем», №3 за 2001 год.
3. «Великая Отечественная война в поэзии и прозе»,т.1-2, (100 томов русской классики).
I I. Оборудование и оформление зала.
Чтецы стоят в форме клина (треугольника), в их руках свечи, которые они зажигают при чтении стиха «Суд памяти», по левую сторону - ведущий, по правую - оппоненты (3 ученика). На стене плакат с эпиграфом. На сцене перед чтецами - символический Вечный огонь, каска, гвоздики. Магнитофон, записи мелодий, гитара.
Примечание: ведущий утверждает, что молодое поколение равнодушно и бездуховно; оппоненты доказывают обратное; чтецы подтверждают цитатами ту или иную точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Развитие творческого потенциала учащихся через метод проектов»
Выступление на областном семинаре-практикуме руководителей изобразительных и декоративно-прикладных объединений и на методическом семинаре городского конкурса «Учитель года»Тема: «Развитие творч...
творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"
Творческий отчет учителя математики образвитиии творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания
. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...
Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...
Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"
содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...
Научно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий развития творческого потенциала учащихся.
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни России заставили понять, что от потребительского отношения к жизни необходимо освобождаться....
Стажерская практика .Выступление на тему: «Организация и проведение конкурсных мероприятий как условие развития творческого потенциала учащихся»
Выступление по обобщени опыта работы....