Рабочая программа обществознание 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему

Залогина Татьяна Николаевна

- Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию 6-9  классы  Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования  РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа  по обществознанию

9 класс

                                                                                           

с. Ынырга 2015

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе – это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1-89 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

-Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312, с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994.

-Региональный базисный учебный план  Республики Алтай, утверждённый Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай № 512 от 15.08.2005 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Алтай»,  с изменениями, внесёнными Приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай от 25.07.11 № 1069, от 05.08.2011 № 1078.

-САНПиН 2.4.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 регистрационный № 19993.

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

- Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию 6-9  классы  Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования  РФ.

 -  Авторской программы Л.Н.Боголюбов,  Н.И.  Городецкая  Обществознание  6-9  классы  М.: «Просвещение», 2012.

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану, авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2012г), реализующие стандарты первого поколения, учебного плана МОУ «Ыныргинская СОШ» на 2015/2016 учебный год.

     Цель:  дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

   Задачи:

  • освоить на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий;
  • развивать умение публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога); использовать элементы причинно-следственного анализа; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; сравнивать, сопоставлять, оценивать объекты;
  •  содействовать воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

В программу внесены следующие изменения: 2 часа добавлены в раздел «Гражданин. Государство. Право» Один час в раздел «Права человека и гражданина» дополнительно  выделено три  часа  из резервного времени, при этом минимум часов не нарушен, определяемый примерной программой по предмету.

УМК:

  1. Боголюбов, Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 8-9 класс./ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, - М.: Просвещение, 2009. – 399 с.
  2. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Обществознание 9 класс/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова - М.: Просвещение, 2014. – 173 с.
  3. Котов О.А., Лискова Т.Е..9 класс. Обществознание. Рабочая тетрадь.  9 класс/ О.А. Котов, Т.Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2014. – 79 с.

              УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию. Считаю, что данный УМК наиболее адаптирован для учащихся: имеет простой язык, понятный обучающимся, учебники насыщены иллюстративным и дополнительным материалами, задания предполагают повторение изученного материала, развивают воображение, формируют историческое мышление ученика. Методический аппарат учебников разделен на три уровня. Это позволяет дифференцировать обучение учащихся.

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов  по разделам  темам курса. Она рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю).

График контрольных работ

Дата

Тема

1.

«Гражданин. Государство. Право»

2.

«Права человека и гражданина»

3.

«Личность и мораль»

4.

Итоговое обобщение Гражданин, мораль, право.

             

Минимум содержания учебного материала в 9 классе

Рабочая программа включает в себя разделы  Глава I . Гражданин. Государство. Право.  10 часов Роль права в жизни человека, общества, государства. Правовая (юридическая) ответственность. Правовое государство: право выше власти. Гражданское общество и государство. Конституция РФ. Глава I I. Права человека и гражданина. 14 часов. Гражданин — человек свободный и ответственный. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Частная жизнь гражданина. Труд и трудовое право. Собственность и предпринимательство. Духовная жизнь. Свобода совести. Семейное право. Социальные политические права и свободы человека. Право на образование. Глава III. Личность и мораль. 9 часов. Что такое мораль? Добро и зло. Долг и совесть. Роль морали в жизни человека и общества. Нравственные основы любви, брака и семьи. Нравственная культура.

Содержание программы

 (33 часа)

Глава 1. Гражданин. Государство. Право.  10 часов

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона. Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.

Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государства в РФ. Конституция РФ. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ

 

Глава 2. Права человека и гражданина. 14 часов

Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражданин — человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права Человека — мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

Домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.

Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя

   

Глава 3. Личность и мораль.  9 часов

Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право — величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.

Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы.

Добро и зло — основные понятия этики. Добро — выражение положительных моральных явлений. Зло — нарушение морали. Критерий морального поведения.

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль — регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.

Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья, и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье.

Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек — творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Итоговое повторение 1 час.

Нормы оценки знаний обучающихся по обществознанию

(устный, письменный ответ)

 Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или  иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;  

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;  

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

  Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся или  экзаменующийся

 -  демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

 -  делает элементарные выводы;

 -  путается в терминах;

 -  не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

 -  не может аргументировать собственную позицию;

 -  затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

 -  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся или  экзаменующийся  

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

-  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

 

Нормы оценки знаний за выполнение теста обучающихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы обучающихся по обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Гражданин. Государство. Право. 10 ч.

1.

1

Роль права в жизни человека, общества и государства.

1 ч.

2.

2

Нормы и отрасли права.

1 ч.

3.

3

Правовая ответственность.

1 ч.

4.

4

Правовая ответственность: признаки и значение.

1 ч

5.

5

Правовое государство: право выше власти.

1 ч.

6

6

Гражданское общество и государство.

1 ч.

7.

7

 Гражданское общество и государство.

1 ч.

8.

8

Конституция России.

1 ч.

9.

9

Основы конституционного строя России.

1 ч.

10

10

Урок – обобщение: Конституция РФ

1 ч.

Права человека и гражданина14 ч.

11.

1

Гражданин – человек свободный и ответственный.

1 ч.

12

2

Всеобщая декларация прав человека.

1 ч.

13

3

Международное гуманитарное право.

1 ч.

14.

4

Частная и публичная жизнь граждан.

1 ч.

15.

5

Труд и трудовое право.

1 ч.

16.

6

Собственность, предпринимательство и гражданское право.

1 ч.

17.

7

Духовная жизнь современного человека.

1 ч.

18.

8

Свобода совести.

    1 ч.

19.

9

Семейное право.

1 ч.

20.

10

Домашнее строительство.

1 ч.

21.

11

Социальные права человека.

1 ч.

22.

12

Политические права и свободы.

1 ч.

23.

13

Право на образование.

1 ч.

24.

14

Урок – обобщение: права и обязанности человека.

1 ч.

Личность и мораль 9 ч.

25.

1

Личность и личный выбор.

    1 ч.

26.

2

Что такое мораль.

1 ч.

27.

3

Добро и зло.

1 ч.

28.

4

Долг и совесть.

1 ч.

29.

5

Роль морали в жизни человека и общества.

1 ч.

30.

6

Нравственные основы брака и семьи.

1 ч.

31.

7

Нравственная культура.

32.

8

Урок – обобщение: мораль как вид социальных норм.

1 ч.

33.

1

Итоговое повторение: Гражданин, мораль, право.

    1 ч.

Контрольно-измерительные материалы

  1. Поздеев, А.В. Обществознание 9  класс/ А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2013. – 112с.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Александрова,  И.Ю. Обществознание. Интенсивный курс/ И.Ю.Александрова. – М.: ВАКО, 2009. – 134 с.  
  2. Баранов, П.А. Обществознание: учебное пособие/ П.А. Баранов. – М.: АСТ, 2014. – 281 с.
  3. Домашек,  Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2008. – 234 с.  
  4. Лозовский, Л.Ш. Практикум по обществознанию/ Л.Ш.Лозовский. – М.: Просвещение, 2005. – 123 с.
  5. Махоткина, А.В. Обществознание в схемах и таблицах/ А.В.  Махоткина,  Н.В. Махоткина. – М.: Дрофа, 2011. – 112с.
  6. Сазонова, Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г.Сазонова, Е.В.Домашек. – М.: Просвещение, 2009. – 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...