Рабочая программа 9 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей обществоведческого цикла протокол от «__» июня 2011г. № ___ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора МБОУ «СОШ №40»
_______ _______________ (подпись) | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от «29» августа 2011 г.№ 1 | УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «СОШ №40» от «29» августа 2011г. №___ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Обществознание» 9 «Ж» класс Составила: Кравцова В.А.
Старый Оскол
2011
Пояснительная записка (к рабочей программе по обществознанию, 9 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государствен ного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 года и авторской программы А.И. Кравченко. «Обществознание». М.: Русское слово, 2009. Она рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Цель:
Формирование у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции.
Задачи:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции;
- развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта, применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.
Используемый учебно-методический комплект:
Программа А.И. Кравченко. «Обществознание». М.: Русское слово, 2009. Учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс- М.: Русское слово, 2008 И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс- М.: Русское слово, 2011 Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010 г.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
За письменные работы: Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80% Оценка "3" - 41-60%
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействия с другими людьми;
- сущность общества, как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека, как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделяя их общие черты и различия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Подготовка к ГИА | Плановые сроки прохождения | Примечание |
9 «Ж» | |||||
Раздел Ι. Политическая сфера. (14 часов) | |||||
1 | Власть | 1 | Составить схему «Ветви власти» | 06.09 | |
2 | Власть | 1 | Работа со схемой «Ветви власти» | 13.09 | |
3 | Государство | 1 | Составить схему «При знаки госу дарства» | 20.09 | |
4 | Государство | 1 | Составить таблицу Функции государства» | 27.09 | |
5 | Национально-государственное устройство. | 1 | Составить синквейн «Сепаратизм», таб лицу «Этапы формирова ния Единой Европы» | 04.10 | |
6 | Формы правления. | 1 | Составить словарик те мы, схему «Формы правления» | 11.10 | |
7 | Политические режимы | 1 | Составить схемы «По литические режимы», «Структура парламента» | 18.10 | |
8 | Гражданское общество и правовое государство Тест №1 по теме: «Государство» | 1 | Составить схемы «При знаки граж данского общества», таблицу «Этапы раз вития изби рательного права» | 25.10 | |
9 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Составить схемы «Признаки правового государст ва», | 01.11 | |
10 | Голосование, выборы, Референдум | 1 | Составить синквейн «Референ дум» | 15.11 | |
11 | Голосование, выборы, референдум | 1 | Составить схему «Формы уча стия граждан в политиче ской жизни страны» | 22.11 | |
12 | Политические партии | 1 | Составление схемы «Политические партии» | 29.11 | |
13 | Политические партии | 1 | Групповые письменные задания по карточкам «Программа партии» | 06.12 | |
14 | Обобщающее повторение. Тест №2 по теме: «Политическая сфера общества» | 1 | Выполнение проблемных, тестовых за даний. Поня тийный дик тант | 13.12 | |
Раздел ΙΙ. Человек и его права. (12часов) | |||||
15 | Право | 1 | Составить схему «Функ ции права», таблицу «Соци альные нормы» | 20.12 | |
16 | Право | 1 | Таблицу «Права и обязанно сти», кластер «Правовая культура» | 27.12 | |
17 | Закон и власть | 1 | Составить схему «Структура Фед- го Собра ния» | 17.01 | |
18 | Закон и власть | 1 | Составить табли цы «Состав и функции правительст ва» | 24.01 | |
19 | Конституция. | 1 | Составить схему «Структура Конституции РФ», таблицу «Классифи кация кон ституцион ных прав» Работа с текстом КонРФ | 31.01 | |
20 | Право и имущественные отношения. | 1 | Составление трудового договора Ра бота с Кодек сом законов о труде РФ | 07.01 | |
21 | Потребитель и его права. | 1 | Составить словарик те мы | 14.02 | |
22 | Потребитель и его права. | 1 | Работа с законом «О защите прав потребителя» | 21.02 | |
23 | Труд и право. | 1 | Работа с текстом ТК РФ и конституции РФ | 28.02 | |
24 | Право вые ос новы брака и семьи | 1 | Работа с Семейным кодексом РФ (по предло женным за даниям). Составить таблицу «Права ребёнка» | 06.03 | |
25 | Право наруше ния и ви ды юри дической ответст венности | 1 | Решение ситуативных задач. Составить схему «При знаки преступления», сравнитель ную таблицу «Уголовное и гражданское правонару шение» | 13.03 | |
26 | Обобщающее повторение. Тест №3 по теме: «Человек и его права» | 1 | Тестирова ние с разны ми уровнями сложности | 27.03 | |
Раздел ΙΙΙ. Духовная сфера. (8 часов) | |||||
27 | Сущ ность и строение челове ческой культуры | 1 | Составить синквейн «Культура», схему «Эле менты куль туры» Работа с дополнительным текстом | 03.04 | |
28 | Культурные нормы | 1 | Составление схемы «Культурные нормы» Составить словарик темы | 10.04 | |
29 | Формы культуры | 1 | Составить схемы «Фор мы культу ры», «Виды групп» | 17.04 | |
30 | Религия | 1 | Составить таблицу «Ви ды религий» | 24.04 | |
31 | Искусство | 1 | Составить схему «Струк тура изобразительного искусства», таблицу «Критерии произведений искусства» | 01.05 | |
32 | Образование | 1 | Составить таблицу «Формы об разования» | 08.05 | |
33 | Наука Тест №4 по теме: «Духовная сфера общества» | 1 | Работа с дополнительным материалом | 15.05 | |
34 | Обобщающее повторение по всему курсу. | 1 | Тестирование по уровню сложности. Защита творческих проектов. Работа с основными понятиями | 22.05 |
Содержание
Раздел 1. Политическая сфера (11 часов)
Тема 1. Власть (1 час)
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 2. Государство (2 часа)
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 3. Национально-государственное устройство (1 час)
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно и многонациональные государства.
Тема 4. Формы правления (1 час)
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Тема 5. Политические режимы (1 час)
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Тема 6. Гражданское общество и правовое государство (1 час)
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.
Тема 7. Голосование, выборы, референдум (1 час)
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Тема 8. Политические партии (1 час)
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Раздел 2. Человек и его права (11 часов)
Тема 9. Право (2 часа)
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Тема 10. Власть и закон (2 часа)
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.
Тема 11. Конституция России (1 час)
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Тема 12. Право и имущественные отношения. (1 час)
Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.
Тема 13. Потребитель и его права (1 час)
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Тема 14. Труд и право (1 час)
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 15. Право, семья, ребенок (1 час)
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 16. Преступление (2 часа)
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Раздел 3. Духовная сфера (8 часов)
Тема 17. Что такое культура (1 час)
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Тема 18. Культурные нормы (1 час)
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 19. Формы культуры (1 час)
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 20. Религия (1 час)
Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.
Тема 21. Искусство (1 час)
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Тема 22. Образование (1 час)
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 23. Наука (1 час)
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.
Формы и средства контроля
- Промежуточный контроль (тестирование) Тест №1 «Государство» Тест №2 «Политическая сфера общества» Тест №3 «Человек и его права» Тест №4 «Духовная сфера общества»
- Фронтальный опрос
- Мини-исследования
- Составление сравнительных таблиц
- Графические работы (схемы)
- Самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.
- Составление тема тических творческих рассказов на основе ис пользования нескольких источников
- Работа с документами
Перечень учебно- методических средств обучения
Основная литература:
- Учебник А.И. Кравченко. Обществознание. 9 класс- М.: Русское слово, 2008 И.С. Хромова.
- Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс-М.: Русское слово, 2011 Поздеев А.В.
- Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.–М.:ВАКО, 2010 г. ПоздеевА.В
- Программа куса обществознания для 8-9 классов. Кравченко А.И. Русское слово 2009 г.
Сайты в помощь учителю:
Название сайта | Электронный адрес |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | |
Белгородский региональный институт ПКППС | |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнала «Вестник образования» |
Дополнительная литература:
- Баранов П.А. Обществознание: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса. 2011 г.
- Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА в 3-х книгах. – М.: АСТ: Астрель 2009 г.
- Махоткин А.В., Махоткина Н.В Обществознание в таблицах и схемах. 2011г.
- Чернышова О.А. Обществознание. Подготовка к ГИА. Легион.2007 г.
- О.А. Котова. ГИА -2011: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й класс М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 9 класс. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007 г.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 1997г.
- Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах. СПб, 2008 .
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Экран
- Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание.
- Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В.
- Учебное электронное издание «Обществознание»
- Учебное электронное издание «Экономика и право 9-11 классы»
Тест по теме: «Государство»
А1 К организационной подсистеме относится: 1) государство
2) нация
3) класс
4) идеология
А 2 Что является функцией исполнительной власти? 1) создание законов
2) разработка государственного бюджета
3) осуществление правосудия
4) разработка предвыборных программ
А 3. Для консервативной идеологии характерно признание 1) ценностей традиций, преемственности
2) классовой борьбы в качестве двигателя истории
3) государственной собственности как основы экономики
4) имущественного равенства
А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это 1) политический режим
2) форма правления
3) форма административного устройства
4) государственный суверенитет
А 5. Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков? 1) консервативной
2) либеральной
3) социал-демократической
4) радикальной
А 6. К отличительным признакам правового государства относится 1) наличие армии и полиции
2) разделение и независимость ветвей власти
3) деятельность по поддержанию общественного порядка
4) суверенитет государства
А 7. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное? 1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.
2) В государстве действует единая система законодательства.
3) В составе государства выделены только административно-территориальные единицы.
4) Высшие органы государства формируются выборным путем
А 8. Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.
Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан. 1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
А 9. Функцией государства является 1) разделение властей
2) суверенитет
3) поддержание общественного порядка
4) наличие государственного аппарата
А 10. Верны ли суждения о государстве? А В любом государстве существует верховенство права.
Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 11. Любое государство характеризуется 1) верховенством права
2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом
4) соблюдением прав человека
А 12. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.
Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждений
4) оба суждения не верны
А 13. Государство в отличие от политической партии 1) имеет сформулированные цели своей деятельности
2) является объединением людей
3) создает правовые нормы
4) является институтом подсистемы
А 14. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно 1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов
2) стоит на защите частных интересов граждан
3) имеет политического лидера и правящую партию
4) разрабатывает и реализует определенную политику
А 15. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства? 1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества 2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей 3) обеспечение законности и правопорядка 4) отстаивание государственных интересов на международной арене.
В 1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме:
Государственная власть в РФ
Президент РФ
Федеральное Собрание РФ
……………
Суды РФ
Ответы к тесту по теме: «Государство»
№ задания | ответ |
А1 | 1 |
А 2 | 2 |
А 3 | 3 |
А 4 | 4 |
А 5 | 1 |
А 6 | 2 |
А 7 | 3 |
А 8 | 1 |
А 9 | 3 |
А 10 | 2 |
А 11 | 2 |
А 12 | 1 |
А 13 | 3 |
А 14 | 1 |
А 15 | 4 |
В 1 | правительство РФ |
Тест по теме: «Политическая сфера общества»
А1. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
1) концентрация власти в руках выборных органов
2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации
4) развитое гражданское общество
А 2. Конституция РФ была принята
1) Федеральным Собранием
2) думским комитетом
3) Государственным Советом
4) всенародным референдумом
А 3. Любую политическую партию характеризует
1) широкий круг сторонников
2) наличие в партийных рядах членов правительства
3) близость политических позиций
4) критика правительственного курса
А 4. Отличительным признаком тоталитарного режима является
1) монополия на власть одной политической партии
2) обязанность граждан подчиняться законам
3) невмешательство государства в дела гражданского общества
4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе
А 5. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) государственном контроле средств массовой информации
2) финансировании органов местного самоуправления
3) приоритете частной формы собственности
4) политическом и идеологическом многообразии А 6. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы
1) мажоритарной
2) пропорциональной
3) прямого делегирования
4) многопартийной
А 7. Одной из ведущих черт демократического режима является
1) наличие одной партии, сросшейся с государством
2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан
3) гарантированность прав и свобод человека законами государства
4) наличие органов судопроизводства
А 8.Нацеленность на завоевание политической власти – это
1) принцип деятельности парламента
2) ведущая задача профсоюза
3) особенность политической культуры
4) цель деятельности политической партии
А 9. Что относится к институтам политической системы?
1) политические организации, главной из которых является государство
2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
4) совокупность различных по своему содержанию политических идей
А 10. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства
1) унитарное государство
2) президентская республика
3) парламентская республика
4) федеративное государство
А 11. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является
1) федерация
2) конфедерация
3) унитарное государство
4) республика
А 12. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
1) выборы являются всеобщими и равными
2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе
3) голосование на избирательных участках является тайным
4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий
А 13. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?
1) концентрация власти в руках выборных органов
2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации
4) высокая степень развитости гражданского общества
А 14. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)
1) наличие разветвленной системы законов
2) существование средств массовой информации
3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
4) гарантии свободы средств массовой информации
А 15. К признакам понятия «политический режим» относится
1) форма государственного правления
2) структура высших органов государства
3) территориальное устройство государства
4) степень реализации прав и свобод личности
А 16. Демократический режим характеризуется
1) господством исполнительной власти
2) защитой прав и свобод граждан
3) командно-административными методами управления
4) господством одной обязательной идеологии
А 17. Признаком любой политической партии является
1) стремление к завоеванию политической власти
2) долговременность объединения
3) оппозиционный характер деятельности
4) стремление к утверждению единой идеологии
А 18. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.
Б. Одной из функций политической партии, является идеологическая.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения не верны
В 1. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ | ||
А) | голосование осуществляется по партийным спискам | 1) | мажоритарная |
Б) | победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников | 2) | пропорциональная |
В) | распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов | ||
Г) | голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов. |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а | б | в | г |
В 2. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ | ||
А) | разделение государственных властей | 1) | тоталитарный |
Б) | господство единой общеобязательной идеологии | 2) | демократический |
В) | политический плюрализм | ||
Г) | широкий круг прав и свобод граждан | ||
Д) | всесторонний контроль государства за жизнью общества |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а | б | в | г | д |
В 3. Установите соответствие между : к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) | процесс разработки, принятия и реализации политических решений | 1) | политическая система |
Б) | правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы | 2) | политическая коммуникация |
В) | механизм формирования и осуществления политической власти | 3) | политическое управление |
Г) | распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом. | 4) | политические нормы |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответы к тесту по теме: «Политическая сфера общества»
№ задания | ответ |
А 1 | 2 |
А 2 | 4 |
А 3 | 3 |
А 4 | 1 |
А 5 | 4 |
А 6 | 1 |
А 7 | 3 |
А 8 | 4 |
А 9 | 1 |
А 10 | 2 |
А 11 | 2 |
А 12 | 4 |
А 13 | 2 |
А 14 | 4 |
А 15 | 4 |
А 16 | 2 |
А 17 | 1 |
А 18 | 2 |
В1 | 2121 |
В2 | 21221 |
В3 | 3412 |
Тест по теме: «Человек и его права»
А 1. Нормы права, в отличие от норм морали,
1) регулируют общественные отношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в форме официальных документов
А 2. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к
1) видам юридической ответственности
2) видам правоотношений
3) источникам права
4) принципам права
А 3 Принципом демократического судопроизводства является
1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения
2) гласность судебного разбирательства
3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях
4) возможность отстранения судей Президентом
А 4. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?
1) на презумпцию невиновности
2) на участие в общественной организации
3) на свободу слова
4) на участие в выборах Президента
А 5. Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?
А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.
Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 6. В системе источников современного российского права приоритет имеют
1) указы Президента РФ
2) постановления Правительства РФ
3) правовые прецеденты
4) законы РФ
А 7. Среди перечисленных правонарушений административным является
1) производство контрафактных видеокассет
2) дача взятки чиновнику
3) присвоение чужого изобретения
4) неоплаченный провоз багажа
А 8.Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения
1) уполномоченного по правам человека
2) суда
3) милиции
4) Министерства юстиции
А 9. Верны ли следующие суждения о правах граждан?
А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 10. Отрасль частного права
1) избирательное право
2) экологическое право
3) финансовое право
4) предпринимательское право
А 11. Верны ли следующие суждения о правовых актах?
А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.
Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 12. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?
А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.
Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 13.Нормы, определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержится в
1) Гражданском кодексе
2) Уголовном кодексе
3) Административном кодексе
4) Трудовом кодексе
А 14. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?
1) с момента рождения
2) с момента получения паспорта
3) с момента наступления совершеннолетия
4) с начала трудовой деятельности
А 15. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение.
1) стоимость полученного наследства
2) степень родства с наследодателем
3) дееспособность гражданки М.
4) имущественное положение гражданки М.
А 16. Верны ли следующие суждения о праве?
А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.
Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 17. Гражданка М. обратилась в суд с жалобой на нарушение ее права на получение квартиры, но суд отказался принять эту жалобу к рассмотрению. Верховный Суд, в который обратилась гражданка, также отказался удовлетворять ее требование. Каких данных вам не хватает, чтобы определить - правовое это государство или нет?
1) есть ли в данном населенном пункте свободные квартиры
2) сколько лет стоит гражданка М. в очереди на получение квартиры
3) каков состав семьи гражданки М.
4) действительно ли было нарушено право гражданина на получение квартиры
А 18. Противоправными обычаями называются обычаи, которые
1) распространены в малой первичной группе
2) не соответствуют системе социальных ценностей общества
3) сохранились как пережиток родо – племенных отношений
4) распространены среди людей одной этнической общности
А 19.Когда возникают правовые отношения?
1) при возникновении разногласий
2) с момента возникновения юридических фактов
3) в момент обращения в суд
4) при возникновении ссоры
А 20. Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?
1) право на двойное гражданство
2) право на занятие предпринимательской деятельностью
3) право определять и указывать свою национальность
4) право на гражданство своей страны
А 21. Совокупность юридических норм, регулирующих государственное управление, образует
1) экономическое право
2) конституционное право
3) административное право
4) обязательное право
А 22. Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?
1) присяжные заседатели
2) адвокат
3) судья
4) уполномоченный по правам человека
А 23. В ведении федеральных органов власти находится
1) защита прав и свобод человека и гражданина
2) разработка конституций субъектов Федерации
3) система органов государственной власти республик
4) вопросы местного самоуправления
А 24. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?
1) Административного
2) Трудового
3) Кооперативного
4) Гражданского
А 25. Верны ли следующие суждения о дееспособности?
А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.
Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить по достижении лицом совершеннолетия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
А 26. Какой из перечисленных источников права является главным в РФ?
1) законы РФ
2) постановления Верховного Суда РФ
3) Конституция РФ
4) постановления Конституционного Суда РФ
В 1. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ | ПРАВООТНОШЕНИЯ | ||
А) | В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей. | 1) | Административное |
Б) | Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины. | 2) | Гражданское |
В) | Строители заключали договор на строительство дачного дома с гражданином М. | ||
Г) | Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
а | б | в | г |
Ответы к тесту по теме: «Человек и его права»
№ задания | ответ |
А 1 | 4 |
А 2 | 3 |
А 3 | 2 |
А 4 | 4 |
А 5 | 3 |
А 6 | 4 |
А 7 | 4 |
А 8 | 2 |
А 9 | 3 |
А 10 | 4 |
А 11 | 1 |
А 12 | 3 |
А 13 | 4 |
А 14 | 1 |
А 15 | 2 |
А 16 | 3 |
А 17 | 4 |
А 18 | 2 |
А 19 | 2 |
А 20 | 4 |
А 21 | 3 |
А 22 | 2 |
А 23 | 1 |
А 24 | 2 |
А 25 | 2 |
А 26 | 3 |
В1 | 1221 |
Тест по теме: «Духовная сфера общества»
А 1. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) влияние на все сферы общественной жизни
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) выявление законов человеческой психики
4) образное восприятие окружающего мира
А 2. Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3) процесс и результат духовного производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
А 3. Многообразие культур служит в современном мире проявлением
1) национальной изолированности
2) национальной дифференциации
3) культурного застоя
4) культурной глобализации
А 4. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) обеспечения развития отдельных отраслей производства
4) образное восприятие окружающего мира
А 5. Общим для научного и художественного творчества является
1) стремление к осмыслению действительности
2) обоснованность предположений
3) стремление к достоверности
4) формирование чувства прекрасного
А 6. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом
Б. Общество может существовать, не создавая культуру.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 7. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов | % от числа опрошенных | |
2004 | 2005 | |
Определенно да/ скорее да | 23 | 18 |
Ни да, ни нет | 20 | 22 |
Скорее нет/ определенно нет | 50 | 50 |
Затруднились ответить | 7 | 10 |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.
2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования
3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.
4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования
А 8. Под культурой в наиболее широком смысле понимается
1) уровень развития науки и техники
2) совокупность всех достижений человека
3) уровень образованности населения
4) все жанры искусства
А 9. Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?
1) массовой
2) народной
3) экранной
4) элитарной
А 10. Произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре
1) экранной
2) народной
3) массовой
4) духовной
А 11. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется
1) правдоподобностью результатов
2) созданием художественных образов
3) ясностью и целостностью выражения
4) созданием материальных ценностей
А 12. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?
1) программирование развития общества
2) разработка новых средств коммуникации
3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле
4) прогнозирование социальных последствий реформ
А 13 Какой из перечисленных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки?
1) борьба за соблюдение авторских прав
2) неоднозначность последствий научных открытий
3) появление новых научных направлений
4) стремление к научной истине
А 14. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования
1) дошкольное общее образование
2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование
3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование
4) основное, профессиональное образование
А 15. Экстенсивный путь развития образования состоит в
1) увеличении разнообразия типов образовательных учреждений
2) слияния нескольких учебных дисциплин в одну
3) повышение качества образовательных услуг
4) увеличении количества дисциплин, изучаемых в школе
А 16. Гуманитаризация образования предполагает
1) особое внимание к социальным дисциплинам
2) унификация требований к оборудованию школ
3) разнообразие типов образовательных учреждений
4) учет возможностей и интересов ребенка
А 17. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Специфическим свойством религии является связь с миром переживаний человека.
Б. Специфическим свойством религии является вера в сверхъестественное.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 18. Верны ли следующие суждения, характеризующие культурно-мировоззренческую функцию современной науки?
Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в
А. формировании представлений человечества об окружающем мире.
Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 19. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
Самообразованием можно заниматься для
А. заочного приобретения образования
Б. повышения индивидуального уровня культуры
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 20. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного
1) имеют авторство
2) предусматривают широкое тиражирование
3) обладают жанровым разнообразием
4) используют систему художественных образов
А 21. Искусство, наука, образование охватываются понятием
1) духовная культура
2) общественный прогресс
3) индустриальное общество
4) социальная стратификация
А 22. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.
Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А 23. К основным функциям школы как социального института относится
1) развитие научных знаний
2) социализация личности
3) создание новых рабочих мест
4) углубление социальной дифференциации
В 1. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ | ||
1) | стремление к достоверности | А) | наука |
2) | обоснованность предположений | Б) | искусство |
3) | субъективность | ||
4) | образное отражение реальности |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 |
В 2 . Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ | ||
А) | Приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя | 1) | самообразование |
Б) | Претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов | 2) | самопознание |
В) | Познание личностью самого себя, своего Я, своих возможностей, качеств | 3) | самореализация |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А | Б | В |
Ответы к тесту по теме: «Духовная сфера общества»
№ задания | ответ |
А 1 | 4 |
А 2 | 3 |
А 3 | 2 |
А 4 | 4 |
А 5 | 1 |
А 6 | 4 |
А 7 | 3 |
А 8 | 2 |
А 9 | 4 |
А 10 | 2 |
А 11 | 2 |
А 12 | 3 |
А 13 | 2 |
А 14 | 2 |
А 15 | 4 |
А 16 | 1 |
А 17 | 3 |
А 18 | 1 |
А 19 | 3 |
А 20 | 2 |
А 21 | 1 |
А 22 | 3 |
А 23 | 2 |
В 1 | А А Б Б |
В 2 | 132 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...