Моя педагогическая концепция«Использование ИКТ на уроках математики»
статья на тему

Гаршина Лилия Владимировна

Моя педагогическая концепция«Использование ИКТ на уроках математики»

Цель: Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи:

1.       Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.

2.       Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики.

3.       Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

4.       Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.

5.       Экспериментально проверить результативность разработанной методики.

 

6.       Повысить эстетическую привлекательность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красноармейская основная общеобразовательная школа»

Эртильский муниципальный район Воронежская область

Моя педагогическая концепция

«Использование ИКТ на уроках математики»

Разработана

Гаршиной Лилией Владимировной

учителем математики I КК

2014

Цель: Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи:

  1. Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
  2. Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики.
  3. Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
  4. Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
  5. Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
  6. Повысить эстетическую привлекательность урока.

 Мы живем в мире медиа - расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного" взрыва. Соответственно, цель образования - формирование "личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа". Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, от степени актуализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Роль образования при этом заключается в воспитании и развитии творческой личности, то есть личности, способной находить

нестандартные решения в условиях постоянных перемен, чувствовать и прогнозировать

любые изменения во всех областях: экономической, социальной, политической, культурной и профессиональной. Для достижения поставленной цели необходимо изменить устоявшиеся парадигмы образования, связанные в основном с накоплением уже готовых знаний, и создавать условия для самореализации, саморазвития творческого потенциала каждой личности в процессе продуктивной деятельности.

Важными остаются вопросы: что включают в себя эти условия и каковы способы их

реализации.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель - предметник умел :

1.Обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2.Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

3.Использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4.Применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

5.Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

6.Организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

7.Самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

    Безусловно, всё вышесказанное является своего рода идеалом образовательного процесса, но учитывая специфику работы необходимо учитывать индивидуальные особенности нашей работы. Одна из них это различные формы обучения: в школе (учащиеся в группах и индивидуальное обучение) и надомное обучение. Возможность реализации информационно-коммуникационных технологий на уроках гораздо выше у обучающихся в школе, но опять же для использования всех возможных форм ИКТ надо опираться на имеющиеся у ребят навыки ,а также на индивидуальные возможности учащихся(индивидуальный дифференцированный подход), ну и естественно совместимость общения ребёнка с оргтехникой по состоянию здоровья. Что же касается внедрения  ИКТ в надомное обучение важным фактором  является социальное и материальное  положение семьи (возможность наличия компьютера).

Сегодня одним из приоритетных направлений программы развития образования является информатизация образования. Информационная технология способна обеспечить реализацию идей, заложенных в концепцию профильного обучения, и в первую очередь сформировать условия для организации личностно-ориентированного обучения.

Традиционная форма обучения не может в полной мере решить задачу качественной подготовки учеников. Необходимы такие формы обучения, которые давали бы ―новое качество образования. Одним из таких новых форм обучения является применение на уроках информационных технологий.

Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Информационная технология создает условия для самостоятельного приобретения обучающимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения, с помощью компьютера создается прекрасная наглядность,  ученик  имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий.

 Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. ―Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний, — говорил В.А. Сухомлинский.

Мне нравится придумывать и проводить нестандартные уроки в форме игр, конкурсов, состязаний, презентаций и т.п. Такие уроки и изученный на них материал, надолго запоминаются, позволяют учиться без принуждения, почувствовать вкус успеха.

 Основная идея моей деятельности как учителя математики следующая: учить математике надо так, чтобы обучающемуся захотелось изучать математику. Считаю, что это можно сделать, если обучать предмету через обобщение и систематизацию, когда постоянные сравнения сходных объектов побуждают их проводить аналогии, а затем с помощью доказательств убеждаться в верности сделанного предположения или же опровергнуть только что выдвинутую гипотезу. Систематизация знаний неотделима от  их обобщения, чем шире обобщения, тем больше отражено между ними связей и отношений, тем более широкий круг знаний объединяется в систему.

Современные дети требуют современного подхода в преподавании математики.

Современный обучающийся усваивает из всей ―информационной массы  лишь ту информацию, которая больше всего его заинтересовала. Использование компьютерных технологий позволяет увлечь его, эффективнее проводить уроки. Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную его часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность обучающегося.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее  приемлемыми методами обучения  (наряду с ИКТ) считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение),  частично-поисковые (наблюдение, синтез, анализ, абстрагирование), исследовательские  (исследовательское моделирование, проектирование).

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования ИКТ:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают меж предметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

Технологии  мультимедиа сегодня по прежнему представляют собой  одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении.  По данным исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 3/4  часть увиденного и услышанного, части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Использование ИКТ на различных этапах обучения математики.

  Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Практика работы показывает, что уроки, на которых используются ИКТ можно разделить на четыре группы:

Демонстрационные уроки. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения можно использовать материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам, а также презентации, созданные самим учителем или учащимися.

Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. На таких уроках каждый учащийся класса работает только индивидуально: или за компьютером, или письменно по карточкам. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Как правило, интерфейс таких программ интуитивно понятен, и при наличии электронного варианта теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки) оформить тест можно в течение получаса. Тесты могут проводиться как в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой), так и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с подготовкой выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Уроки моделированияЭтот тип уроков проводится в компьютерном классе. Как правило, это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии и алгебры. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают, с какой-то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели. Таких программ, к сожалению, не так много (например, пакет «Живая геометрии»).

Интегрированные уроки. Интегрированные уроки проводятся, как правило, в компьютерном классе, где учащиеся имеют доступ к компьютерам. Используя возможности MS-EXCEL, они проводят целый ряд расчётных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого либо процесса, например, вычислить площадь криволинейной трапеции, найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке и т.д.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель традиционно составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом ИКТ не заменяют учителя, а только дополняет его.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИКТ;
  • творческая проектная работа учащихся;
  • дистанционное обучение, конкурсы;
  • обязательные занятия по выбору
  • творческое взаимодействие с педагогами

    Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности.

Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности.

преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разно уровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности.

использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности.

 как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объёме и более прочно.

Практикую проведение таких  уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

   Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме он-лайн.

     Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача- систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса математики, можно осуществлять с помощью программы курса подготовки к ЕГЭ,ГИА  включающую в себя электронное пособие. Данная программа включает теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ и ГИА?

Первое - это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред( исключение составляют темы, где необходим калькулятор) Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел (например на 11), возведения в квадрат и др.

Так, после изучения теоремы Виета в 8 классе, приучаю ребят использовать ее при решении приведенных квадратных уравнений. Считаю, что в старших классах знание этой теоремы выручает на каждом шагу при решении показательных, логарифмических уравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремой Виета, то можно решать очень быстро.

Второе условие успешной подготовки - это обязательное знание правил, формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим условием подготовки  является проведение элективных курсов.

Курс "Подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Курс включает в себя три раздела: теория, задачи, ответы и комментарии.

Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно осваивать предложенный материал на занятиях спецкурса. Курс построен таким образом, что в процессе обучения, согласно учебному плану, учащиеся выполняют предложенные задачи. Учащимся дается ответ и комментарии к решению.

Внеурочная деятельность детей

В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты.

Мои ученики принимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках недели математики), в олимпиадах, в этом году мы приняли участие в нескольких всероссийских и международных олимпиадах, наши результаты в приложении 2.

Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленной целью - ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчеств,  как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Достигнутые результаты

  • Разработки нестандартных уроков (использование меж предметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
  • Проекты и презентации учащихся.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
  • "Банк тестовых заданий".
  • Использование интерактивного курса подготовки к ЕГЭ и ГИА

Мои ученики принимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках недели математики), в олимпиадах, в этом году мы приняли участие в нескольких всероссийских и международных олимпиадах, наши результаты в приложении .

Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • *  умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • *  умение работать в группе;
  • *  умение находить информацию в различных источниках;
  • *  коммуникативная компетентность;
  • *  осознание полезности получаемых знаний и умений.

Подведем итог.

Что дает учителю использование информационно-коммуникационных технологий?

  • *  экономию времени на уроке;
  • *  глубину погружения в материал;
  • *  повышенную мотивацию обучения;
  • *  интегративный подход в обучении;
  • *  возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • *  возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Литературные источники:

  1. "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ  № 20 Кнышенко Л.Н., г. Старый Оскол
  2. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
  3. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.
  6. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.
  7. Купатадзе К.Т., Сванидзе А.С. Об использовании компьютера в учебном процессе.
  8. Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»,2009-2010г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru
  2. www.ege.edu.ru
  3. http://12shkolakrs.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов педагогической техники в рамках современного урока математики

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательнос...

Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"

Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...

Педагогический проект "Применение ИКТ на уроках математики для повышения познавательной активности учащихся"

Анализ результатов методической работы школы за прошлый учебный год , позволил сформулировать следующую проблему.Проблема: снижение качества знаний учащихся на основной ступени образования.Цель ...

Педагогический проект Здоровьесберегающий подход на уроках математики при обучении школьников в ГБОУ СОШ пос. Прогресс

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопаснос...

Педагогический проект "Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения"

      Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к...

Обобщение педагогического опыта "Проблемный диалог на уроках математики"

Обобщение педагогического опыта учителя математики Тришкиной Ольги Михайловны на тему: "Проблемный диалог на уроках математики"...