Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
проект на тему
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования |
Основания для разработки проекта | Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п. 1, 27, 29, 31. Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании" №273-ФЗ. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля1998г. N 124-ФЗ) Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа" Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Редакция от 29.12.2015. Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г) |
Автор – разработчик
| Борисова Татьяна Михайловна |
Исполнители
| Педагогическое сообщество ГБОУ СОШ им. Н .Ф. Зыбанова с. Березняки муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области |
Сроки реализации | 2016-2017 |
Цель проекта | Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов |
Задачи: | 1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме. 2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса. 3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности. 4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения. 6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. 7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения. 8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе 9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ 10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования
|
Основные мероприятия проекта | 1.Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов; 2.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения; 3.Разработка форм проведения занятий и методик проведения уроков; 4.Создание «безбарьерной» среды; 5.Коррекционно-развивающая работа; 6.Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях; 7.Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». 8.Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы; 9.Социальная адаптация. . |
Объемы и источники финансирования проекта | Федеральный бюджет Муниципальный бюджет |
Система контроля | Координацию работы и контроль исполнения Проекта осуществляет администрация школы. Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы. |
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в ГБОУ СОШ им. Н.Ф. Зыбанова с. Березняки, в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
Цель и задачи проекта
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи:
1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.
7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ
10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования
Этапы реализации проекта
этап | Задачи | сроки |
Подготовительный
| Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов. | 1.01.16 – 31.05.16 |
Этап запуска проекта | На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | 1.06.16-31.08.16. |
Основной этап развертывания проекта | 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса. 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. | 1.09.16-31.05.17 |
Завершающий этап проекта | 1. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, 2. Определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения 3. Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. | 1.06.17-31.08.17 |
Ожидаемые результаты:
• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
• реализация себя в обществе;
• повышение качества жизни;
• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;
• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Показатели | Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям. | Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики. | Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. | Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого. | Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому со-провождению детей с разными образовательными потребностями. | Активное включение в образовательный процесс всех его участников. | Командные формы выработки и принятия организационных решений: м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей Функционирование разнообразных командных форм работы. |
Междисциплинарный подход. | Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП. | Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. Наличие специалистов. |
Партнерское взаимодействие с семьей. | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам | Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий
| Срок исполнения | Исполнители | |||
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение | ||||||
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов : приказы, положения, функциональные обязанности | январь | Администрация школы | |||
1.2. | Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда) | директор | ||||
1.3. | Кадровое обеспечение: -наличие в штате специалистов сопровождения, -организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы) | В течение всего периода | Директор | |||
1.4. | Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов) . | 01.01.-31.08.2016 | Заместитель директора по УВ | |||
1.5. | Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д., укрепление социального партнерства с общественными организациями | В течение всего периода | Заместитель директора по УВ | |||
1.6. | Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, - Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды; -Оснащение помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа) . | 01.01.-31.08.2016 | Администрация | |||
2. Работа с родителями | ||||||
2.1 | Анкетирование и опросы, консультации | 1.01.16-31.05.17 | Социальный педагог, педагог-психолог | |||
2.2. | Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. | 1.01.16-31.05.17 | Педагог-психолог | |||
2.3 | Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию | 1.01.16-31.05.17 | Специалисты, учителя | |||
2.4 | Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. | 1.01.16-31.05.17 | Специалисты, учителя | |||
3. Организация образовательного процесса | ||||||
Обучающиеся | ||||||
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | 1.09.16-31.05.17 | Педагог-психолог | |||
3.2 | Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | 1.09.16-31.05.17 | Классные руководители | |||
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». | 1.09.16-31.05.17 | Классные руководители | |||
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | 1.09.16-31.05.17 | Классные руководители, учителя. | |||
Учителя | ||||||
3. 5. | Индивидуальное планирование работы учителями | август | Завуч, учителя-предметники | |||
3.6 | Проведение диагностики по УУД в интегративных классах | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.7 | Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.8 | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
3.9 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.0 | Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы. | В течение года | Завуч, учителя-предметники | |||
4.1 | Методический анализ результатов и хода осуществления | Апрель-май | Завуч, учителя-предметники | |||
4.2 | Научно-методический семинар педагогов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства" | Август 2016 | Администрация школы | |||
4.3 | Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента | Август2017 | Администрация школы |
Заключение.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Литература
1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007
2. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 годhttp://kchr.ru/news/detailed/16138/
2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования http://www.niro.nnov.ru/? id=8314
3. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"
Урок по географии в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический с использованием ЭОР....
Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"
Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"
В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...
Доклад на тему: "Инклюзивное и интегрированное образование"
Автор рассматривает основные задачи и принципы коррекционно-развивающей среды, высказывает мнение о внедрении инклюзивного и интегрированного обучения....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....