Программа профильного лагеря
рабочая программа на тему
Программа является комплексной, включает различные направления оздоровления, воспитания, образования и отдыха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа профильного лагеря | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар – Олы"
Профильный лагерь " Остров РИО"
Программа
деятельности детского профильного лагеря
"Остров РИО"
(остров Радости, Интеллекта, Открытий)
в период с 1 июня по 21 июня 2015 года.
Автор программы:
Семёнова Светлана Николаевна,
начальник лагеря, учитель биологии
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….. 3
- ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ…………………………………....... 8
- КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………… …..12
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………. 16
- СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…….19
- ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………. 21
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………… 24
- ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………………………………….25
- ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..27
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………………………………………30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… .31
Пояснительная записка
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов (эстетических, творческих, познавательных, спортивных), о поиске «нового себя».
Лето - постоянная смена впечатлений, Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Это возможность играть и общаться с друзьями, время открытий и новых впечатлений, которые останутся на всю жизнь.
У каждого ребенка свои планы на лето, но далеко не все родители могут реализовать их и предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Отрицательно сказываются на досуг и занятость детей в каникулярное время социально – демографические (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) и социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями). Поэтому организация каникулярного времени детей и подростков позволяет решить проблему занятости несовершеннолетних и является эффективной мерой профилактики правонарушений в подростковой среде.
Каникулы – это и прекрасная возможность для творческого и интеллектуального развития ребенка, возможность заняться любимым делом, углубить и расширить свои знания, поскольку всем известно, что классно – урочная система обучения страдает нехваткой времени для более углубленного рассмотрения дополнительного учебного материала, проведения исследовательских работ и составления учебных и исследовательских проектов.
Предпринятые в последние годы Правительством Российской Федерации шаги для перехода системы образования на инновационный путь развития, затронули все образовательные учреждения. Поставленная Правительством цель по обеспечению доступности современного качественного образования может достигаться не только в течение школьного учебного года, но и в период летнего отдыха детей. Считаю, что в период летних каникул имеются благоприятные условия для решения таких задач по реализации образовательной инициативы «Наша нова школа», как
- совершенствование системы выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- усиление внимания общества к воспитательной функции
образовательного учреждения, укреплению здоровья школьников.
Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания программы детского профильного лагеря.
Ключевой идеей создания детского профильного лагеря и разработки данной программой является: раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самосовершенствовании и самореализации, обращение внимания на индивидуальные возможности и способности каждого участника; создание позитивного настроя при преодолении трудностей, овладение навыками действия в нестандартных ситуациях, раскрытие способностей ребят – реальных, потенциальных, скрытых.
Разработка данной программы организации детского профильного лагеря была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых
школьников во время летних каникул;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала
подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Основа программы – игровой проект - «Четырнадцать ключей».
Дети попадают в местность, где когда-то жили люди, у которых был замечательный город, в нём каждый трудился на благо жителей, все были счастливы, никто не болел, всё было наполнено миром, любовью и радостью. Однажды город был разрушен, в нём не осталось ни одного жителя, даже не сохранилось его название. О причине его гибели можно догадаться только по оставшимся легендам, в которых кроются секреты, спрятанные за закрытыми дверями. Детям предлагается стать новыми жителями этой местности, создать свои микрорайоны, найти и вернуть утерянный облик города. В течение всей смены ребятам предстоит построить свой новый город, для этого им будет предложено найти 14 ключей, с помощью которых будут открыты все 14 дверей, благодаря этому город будет вновь наполнен жизнью и восстановлен до полной гармонии.
В начале дня перед детьми ставится проблемная задача, для того чтобы её решить дети получают подсказки в виде различных мероприятий, инструкций и т.п. через которые формируется творческое мышление, приобретаются необходимые знания и умения для преодоления препятствия ставшего на пути. Завершающим этапом является ключевое дело Нового города. По итогам всего дня отряд получает ключ – как результат успешного решения проблемной задачи.
Целью игры является создание условий для социального становления личности ребенка, осознание себя как части общества и природы. Через открытие дверей, формируется готовность детей принимать самостоятельные решения и быть ответственными за них перед самим собой и коллективом.
Ценность сюжетно – ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, требует его активной умственной деятельности, развивает мышление и самостоятельность действий. Сюжетно-ролевая игра: знакомит детей с окружающим миром, способствует формированию гражданско-патриотических качеств через изучение истории родного края.
Данная программа актуальна и интересна тем, что в нашей стране 2015 год объявлен Годом литературы, 70 лет со дня великой победы в ВОВ, программа приурочена этим знаменательным датам, а также большое внимание уделяется здоровому образу жизни.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании творческо-познавательной и оздоровительной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в исследовательскую, информационную, интеллектуальную и игровую компетентности.
Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха. Программа позволяет каждому ребенку в соответствии с возрастом играть свою роль в этой сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра «Четырнадцать ключей» начинается с момента знакомства с детьми и продолжается 14 день до закрытия смены.
Программа является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены на базе МБОУ СОШ № 15, построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей от 11 до 16 лет.
Срок реализации программы: с 1 июня по 21 июня 2015 г.
Для определения основных направлений деятельности мы
проанализировали свои возможности: кадры, материально-техническую базу, ресурсы.
Мероприятия, проводимые в профильной смене разработаны по
направлениям:
- интеллектуальное - создание условий для расширения интеллектуальных способностей (занятия по профильным предметам);
- спортивно-оздоровительное (формирование здорового образа жизни);
- гражданско-патриотическое (формирование гражданской позиции, патриотических чувств);
- общеразвивающее (создание условий для развития творческих способностей детей).
В перспективе данная программа может быть доработана, или быть основой новой программы деятельности лагеря.
Понятийный аппарат программы
Адаптированность – уровень фактического приспособления индивида,
уровень его социального статуса и самоощущения; успешность
приспособления индивида в обществе.
Самосовершенствование – осознанное развитие у себя достойных
(нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе – освоение новых ролей.
Самореализация – раскрытие своих возможностей; осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей.
Социальный опыт – накопленный результат активного взаимодействия с окружающим миром.
Сотрудничество – совместная деятельность, в результате которой все
стороны получают ту или иную выгоду.
Сотворчество – совместное с кем-либо творчество.
Краткая характеристика участников программы
Обучающиеся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар – Олы" от 11 до 16 лет с творческой, спортивной, интеллектуальной одаренностью.
Количество участников программы – 50 человек
Основание для разработки программы
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1991.
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» – принят 28.06.95 г.
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", 24 июля 1998 года N 124-ФЗ .
- Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 февраля 2010 г. № 37 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в Республике Марий Эл".
- Приказ Министерства образования и науки РМЭ "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период 2014 г. от 21.04.2014 №451
- Приказ управления образования администрации городского округа "Город Йошкар – Ола" от 17.04.2014 № 199.
- СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период школьных каникул"
- Положение о детском профильном лагере.
Целевой блок
Цели и задачи программы реализуются через сюжетно-ролевую игру.
Цель: создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей в процессе творческой и социально-значимой деятельности.
Задачи:
1) Организовать работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом:
- воспитывать культуру поведения;
- формировать у ребят навыки общения и толерантности;
- прививать детям навыки здорового образа жизни.
- формировать информационную и коммуникативную компетентности;
- формировать активную гражданскую позицию, экологическое миропонимание, чувства патриотизма и любви к своему краю.
2) Раскрыть способности каждой личности на основе удовлетворения интересов и нереализованных ранее потребностей.
3) Привить навыки научно-исследовательской работы через сбор и обработку информации, общение с интересными людьми.
3) Приобщить детей к разнообразному социальному опыту современной жизни.
4) Сплотить детский коллектив, развить чувства коллективизма и
взаимопомощи, способствовать созданию отношений сотрудничества,
содружества и сотворчества.
5) Способствовать формированию самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
При создании программы детского профильного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К.Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев,
И. Блонский, Выготский)
5. Идея одаренности (Д.Б. Богоявленская)
Принципы программы
Программа детского профильного лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках детского профильного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип максимизации ресурсов: в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального) решения поставленных задач.
Принцип успешности – отмечать реальный успех выполненного дела
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- при развитии детского самоуправления;
- при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
- при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и
самостоятельность детей.
Принцип сочетания общечеловеческих и культурных норм и ценностей в организации жизнедеятельности детей – признание личности ребенка с ее достоинствами и потенциалом, подготовка детей к необходимости ориентации в проблемных жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, упрочение норм уважительного отношения к другим людям, к их труду и его результатам.
Принцип сочетания воспитательных и оздоровительных мероприятий – создание благоприятных условий для физического, социального, интеллектуального и психологического благополучия ребенка, поддержки, коррекции и развития его здоровья.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно - значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем - значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
Принцип безопасности- безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства.
Объективные факторы работы лагеря
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность - насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В детском профильном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности - заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения
последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно- ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Чёткий режим жизнедеятельности - максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
5. Здоровьесберегающие технологии - утренняя зарядка, спортивный час и т.д.
Ожидаемый результат:
- Оздоровление находящихся в лагере детей, содействие сохранению и укреплению их здоровья, приучение к здоровому образу жизни.
- Развитие организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Умение самим организовывать свою деятельность.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
- Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, укрепление здоровья школьников.
- Приобретение более глубоких знаний в области математики,
русского и английского языков, обществознания, химии, биологии, физики, не отображаемых в базовом курсе средней школы.
- Личностный рост участников смены.
- Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
- Сведение до минимума возможности совершения детьми правонарушений в летний период
Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как:
- Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив.
- Умение общения с взрослыми.
- Высказывание и отстаивание своей точки зрения.
- Видение ошибок и умение находить пути их исправления;
- Уважение мнения других.
Показатели и критерии оценки результативности реализации программы
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив лагеря создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Ожидаемые результаты реализации программы, основные индикаторы ее эффективности
Участники программы | Ожидаемые результаты |
Учащиеся |
|
Родители |
|
Педагоги |
|
Эффективность программы определяется системой целевых индикаторов, показателей (таблица), которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по основным направлениям
Критерии | Показатели | Индикаторы | Источники и инструментарий |
Развитие познавательного и творческого потенциала ребенка |
| высокий уровень качества знаний учащихся по математике, русскому языку, обществознанию, физике, химии, биологии, английскому языку. увеличение числа победителей и призеров конкурсов, олимпиад, конференций; | журнал посещения творческих мастерских, анкетирование детей; рейтинг мероприятий; |
Развитие личностных качеств ребёнка, подростка, способствующих повышению социальной активности, формирование бесконфликтности |
| рост социальной активности учащихся | рейтинг мероприятий, проектов; анкетирование детей, проведение тестов. |
Повышение культуры ведения ЗОЖ |
|
|
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в профильном лагере | Комфортность, удовлетворенность |
|
Мониторинг эффективности реализации программы.
№ | Методы | Ответственный | Сроки |
1 | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | Начальник лагеря | май |
2 | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. Степень включенности в различную деятельность каждого участника проекта. Выставление символов - цветопись | воспитатель, педагог-психолог | В течение смены |
3 | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. | психолог | 1 неделя июня |
4 | Тест « Я в круге» | Воспитатели | 2 неделя смены |
5 | Наблюдение | Воспитатели | В течение смены |
6 | Методика опросника | Воспитатели | 1 неделя смены |
7 | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | воспитатель, педагог-психолог | В течение смены |
8 | Тест «Патриотизм. Как я его понимаю» | Воспитатели | 2 неделя смены |
9 | Творческий потенциал и возможности ребенка. Анкета «Расскажи о себе» | психолог | 1 неделя июня |
10 | Мониторинг адаптации детей к условиям лагеря. | психолог | В течение смены |
11. | Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в лагере. Тест «Круг моего общения». | психолог | В течение смены |
Механизм обратной связи
Чтобы оценить эффективность данной программы с обучающимися лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи. Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня ребята заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Заборчик откровений – служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Забор постоянно «висит» на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый. На этом же заборе можно оценить любое мероприятие, которое проходило в лагере.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
Низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
Неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Анализ реализации программы осуществляется начальником лагеря, назначенным приказом по школе и заместителем директора по ВР.
Этапы реализации программы
- Подготовительный
Данный этап характеризуется тем, что за месяц до открытия профильного лагеря с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы;
- кадровое обеспечение смены: назначаются педагоги с педагогическим стажем, руководители групп подбираются в соответствии с профилем смены, с учетом общности интересов и психологической совместимости;
- комплектование состава участников смены: коллектив обучающихся формируется по заявлениям родителей;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования;
- проведение общего родительского собрания на тему «Летняя занятость детей»;
- проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
- формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей;
- организация психолого-педагогического сопровождения;
- разработка сценариев КТД;
- выбор и составление методических инструкций для выполнения
- творческих заданий разного направления,
- подготовка нормативного пакета документов для открытия лагеря;
- оформление информационных стендов для обучающихся, родителей;
- утверждение программ руководителем ОУ;
- размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте;
- подготовка методических материалов;
- подготовка материально-технической базы;
- разработка и утверждение графика выхода на работу, режима дня;
- медицинское обследование обучающихся;
- комплектование отрядов.
- Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению организаторских и творческих способностей;
- игровое знакомство участников смены;
- закладка основ временного детского коллектива;
- открытие смены;
- запуск программы лагеря;
- формирование органов самоуправления;
- проведение инструктажей безопасности;
- знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- начало образовательных занятий (по расписанию).
- оформление уголков отрядов.
- Основной
Основной этап включает реализацию программы. Основной
деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- включение детей в коллективно-творческую деятельность, создание условий для развития самостоятельности и творчества у детей;
- 3продолжение образовательных занятий (по расписанию);
- корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;
- корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;
- экскурсионная работа;
- проведение общелагерных мероприятий, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом;
- организация мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива;
- анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.
- Заключительный (13 - 14 дни смены)
- подведение итогов работы лагеря (наглядная демонстрация достижений детей);
- награждение наиболее активных участников смены;
- проведение итоговой диагностики и анализ результатов деятельности;
- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности детского профильного лагеря в будущем;
- выработка перспектив деятельности.
Постлагерный период
Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о последующем участии (или отказе) в тематической смене.
Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.
Представление материалов по итогам реализации программы для экспертной оценки на конкурсы летних вариативных программ, публикация материалов из опыта реализации смены и игровой модели в научно – методических изданиях и др. Обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, фестивалях научно – практических конференциях.
Основные этапы реализации программы | Ведущие направления деятельности участников | Задачи этапов | Средства и формы деятельности | Результаты деятельности |
Организационный | Адаптация; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. | Знакомство участников с возможностями детского лагеря Формирование отрядов, органов самоуправления Выявление уровня притязаний, творческого потенциала участников. Знакомство с программой смены. Планирование. | Коллективно-творческие дела. День знакомств. Планирование работы отрядов. Открытие смены. | Положительное мотивирование включения детей в деятельность; актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на деятельность, на требования детского лагеря |
Основной | Творчески-практическое; самореализация; самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная деятельность; деятельностное общение. | Обеспечение реализации программы смены. Предоставление возможностей творческой самореализации каждого участника. Включение детей в различные виды деятельности. Качественная организация совместной деятельности детей. Создание условий для физического оздоровления детей. | Интеллектуальные занятия. Тематические дни или дела по различным видам деятельности. Система «Часов здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурсные программы Коллективные творческие дела. Экскурсии | Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащение личного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимально возможные практические результаты в различных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.) |
Заключительный | Творчески-практическое; обобщающее; Демонстрация и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность. | Специально организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков; - анализ качественных изменений, происходящих с детьми. | Аналитическая работа и коллективные творческие дела в отрядах. Церемония закрытия лагерной смены. | Благополучное состояние каждого участника смены; успешная реализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностных качеств детей. |
Содержание и средства реализации программы
Содержательные блоки
Реализация программы осуществляется через конкретные мероприятия по направлениям:
- интеллектуальное - создание условий для расширения интеллектуальных способностей (занятия по профильным предметам в творческих мастерских согласно программам).
Направление, раскрывающее интеллектуальный и творческий потенциала учащихся, включает разбор олимпиадных заданий по математике, английскому языку, обществознанию, русскому языку, биологии, химии, физике всех уровней.
Образовательный процесс в лагере является продолжением учебно-воспитательного процесса, проводимого в школе, предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные принципы организации учебной деятельности
• обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья;
• создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;
• обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей
С учётом требований здоровьесберегающих технологий при организации занятий в лагере соблюдаются следующие условия:
• ежедневно проводятся 4 занятия по 40 минут,
• между занятиями – физкультурные разминки,
• ежедневно проводится спортивное занятие. Учебные дисциплины, изучаемые в лагере, зависят от профиля.
Формы: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой, интеллектуально-познавательные игры.
Ожидаемый результат: усвоение теоретических и практических знаний и навыков учащимися по профильным предметам, развитие и расширение кругозора учащихся.
- спортивно-оздоровительное (формирование здорового образа жизни);
Спортивно - оздоровительное направление связано с оздоровлением и физическим развитием детей и подростков. Это спортивная программа лагеря, в которую включены подвижные игры на свежем воздухе, спортивные игры и соревнования, легкоатлетические упражнения, оздоровительные комплексы.
Основные формы организации:
- Утренняя зарядка.
- Выполнение режимных моментов в соответствии с возрастом детей.
- Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, волейбол, бадминтон, пионербол, шахматы.
- Проведение различных соревнований и спортивных праздников.
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Ожидаемый результат: пропаганда и формирование здорового образа жизни, улучшение физического состояния учащихся, увеличение двигательной активности, укрепление физического здоровья детей.
- гражданско-патриотическое (организация мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви и бережного отношения к традициям своей Родины).
Это направление включает экскурсии, беседы, чтение книг, просмотры презентаций, фильмов и т.д.
Ожидаемый результат: формирование активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны.
- общеразвивающее (создание условий для развития творческих способностей детей - поездка в г. Казань с целью посещения музея естественных наук, экскурсия в офис заповедника "Большая Кокшага", в пожарную часть, музей полиции, посещение лаборатории биотехнологии при ПГТУ, ботанического сада, проведение конкурсов и т.д.).
Ожидаемый результат: развитие креативных способностей личности, воспитание эстетического вкуса.
Игровая модель содержания деятельности
В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры, основанная на вымысле. С первых дней пребывания в лагере подросток вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Игровой замысел опирается на потребности и склонности ребят среднего и старшего школьного возраста, учитывает их возрастные особенности.
Программа смены включает в себя отрядные дела, разработку и реализацию участниками смены проекта игровых программ, занятия в творческих мастерских, спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, работу в органах самоуправления, различные по степени сложности игры и конкурсы.
Работа трех профильных отрядов (физико-математического, гуманитарного, биологического) строится в соответствии с содержанием их программ, которые органически вписываются в деятельность всего лагеря. Это даст возможность детям проще и быстрее адаптироваться в окружающей действительности, позволит расширить круг познавательных интересов.
Из участников программы формируются отряды путешественников по «Острову РИО».
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха,
способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.
История города №
Многие цивилизации появлялись и исчезали, оставляя следы своего существования – руины зданий, настенные рисунки и фрески, древние послания на незнакомом языке.
Так и наш город, который был здесь до нас, тоже возник, процветал и, однажды, исчез с лица земли, почти ничего не оставив на память. Лишь по обрывкам писем можно догадаться, каким красивым, радушным и полным жизни он был. Люди в нем жили счастливо и помогали друг другу.
Но однажды в этот город пришли духи. Откуда они появились, никто не знает, никто и не заметил, как они заполонили город и стали подталкивать людей на поступки, которые те, не будучи под их влиянием никогда бы не совершили. Пусть и была в душах людских лень или злость, не выплеснулась бы она в такой мере, в какой стала выплескиваться под влиянием советов недобрых духов.
Город продолжал существовать, но это был уже совсем другой город, полный злости, жадности, алчности, интриг, лени и подлости. Люди перестали верить друг другу и стали предавать. Такой город не мог жить долго, он не устоял. Постепенно люди покинули его.
Приехав сюда, мы обнаружили 14 запечатанных дверей и легенды, которые оставили мудрецы этого места. Что за этими дверями неизвестно. Наша задача найти ключи от этих дверей и раскрыть их тайну. Каждый день мы будем посвящать поиску ключей. Возможно тогда, мы узнаем, что именно произошло с теми, кто был здесь до нас, сможем вновь построить Город.
А каким будет этот город? Все зависит от нас! Начиная с сегодняшнего дня, мы строители этого города. В наших руках его будущее. От нас с вами зависит, каким будет его облик, порядок и даже название. От нашего желания, талантов и усердия зависит его жизнь. Может быть, он будет веселым? Или очень интересным? А может быть сказочным? Но каким бы он ни был, мы надеемся, что каждый в нем найдет свое место, своих друзей. А главное проявит себя, покажет все, на что способен, и поможет нам создать Великий город, полный добра, дружбы и процветания
Итак, отправляемся в путешествие на «Остров РИО». На маленький когда- то обитаемый тропический островок высаживается 3 команды (племя) из отважных искателей приключений. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех ключей становится победителем.
Каждое племя вместе со своими главными вождями придумывает
название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени».
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, в больших коллективных делах лагеря. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего путешествия.
Система индивидуального оценивания
деятельности участников лагеря
В деятельности ребенка оцениваются его активность, достигнутые успехи в мероприятиях и личностное отношение к решению проблемы дня, в результате которой он получает денежное вознаграждение в виде городской валюты, которое он может потратить на получение привилегий почетного гражданина и приобретение сувенирной продукции. По итогам дня за особые достижения имя ребенка размещается на «Аллее славы».
Система коллективного оценивания
деятельности участников лагеря
На каждом этапе следования инструкциям фиксируется понимание и полнота выполнения заданий каждым отрядом, по балловой системе. За каждой открытой дверью отряд находит бонус – вознаграждение в соответствие с полученным количеством баллов. Победителем считается отряд, открывший наибольшее количество дверей.
Детское самоуправление
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Самоуправление на Острове складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.
К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников вождей в племени, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений, совета дела.
Всё племя делится на микрогруппы, по количеству поручений. Меняются поручения через 2 дня.
Группа «Досуг». Эта группа помогает вождям организовать различные
мероприятия в племени, готовиться к большим делам.
Группа «Оформитель» выпускает ежедневный листок из дневника племени.
Группа «Уют» должна внести свой вклад в оформление места сбора племени, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа «Летопись». Описать вчерашний день, красочно оформить страничку дневника-летописи племени.
Группа «Спорт». Вместе с вождями организует различные спортивные
мероприятия в племени, утренние зарядки.
Кадровое обеспечение программы
В соответствие со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Сотрудники лагеря | Наименование должностей | Управленческие функции |
Координаторы смены | заместитель директора по ВР | осуществляет общее руководство и контроль всей летней кампанией |
начальник лагеря | создает и обеспечивает условия для организации профильного лагеря | |
осуществляет контроль над процессом и результатом реализации программы профильного лагеря | ||
заместитель начальника лагеря | ||
педагог – психолог | Способствует построению эффективного взаимодействия детей и педагогов. Проводит консультации, тренинги, профилактические беседы. Осуществляет мониторинг среды | |
Кураторы отрядов | Воспитатели отрядов (из числа педагогов школы) | организовывают работу отрядов, организует работу органов самоуправления лагеря, проводит общелагерные досуговые мероприятия |
обеспечивают безопасное проведение оздоровительного процесса | ||
вносят предложения по улучшению условий проведения оздоровительного процесса, планирует и анализирует деятельность отряда, обеспечивает взаимодействие с родителями. | ||
несут ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, соблюдение норм санитарной и пожарной безопасности во время оздоровительного процесса | ||
Руководители творческих мастерских | учителя предметники, имеющие первую и высшую квалификационные категории | осуществляет специализированную педагогическую деятельность в лагере, участвует в подготовке мероприятий |
Инструктор по физической культуре | учитель физкультуры | организуют спортивно – оздоровительную работу, осуществляет специализированную педагогическую деятельность в лагере участвует в подготовке общелагерных мероприятий |
Работники кухни | осуществляют хозяйственную деятельность и материально-техническое обеспечение лагеря с дневным пребыванием детей в соответствии с должностными обязанностями | |
Сантехник | ||
Технический персонал | ||
Заместитель директора по АХЧ |
Особенности материально – технического обеспечения программы
Материально - техническая база | Применение | Источники финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты № 113, 115, 112. | Комнаты отдыха, проектная деятельность, интеллектуальная работа, практические и теоретические занятия, игровая и творческая деятельность | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, руководители творческих мастерских, технический персонал |
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | |||
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, проведение спортивных секций в случае непогоды | Материальная база школы | Учителя физкультуры |
Спортивная площадка | Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания, спортивные секции | Материальная база школы | Учителя физкультуры |
Тренажёрный зал | Занятия спортом | Материальная база школы | Учителя физкультуры |
Кабинет хореографии | Занятия спортом | Материальная база школы | Учителя физкультуры |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели |
Рекреация 1 этажа | Линейки | Материальная база школы | Начальник лагеря |
Школьная столовая | Завтрак, обед, | Местный бюджет, материальная база школы | Заведующая пищеблоком |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Материальная база школы | Медицинский работник школы |
Актовый зал | Творческие конкурсы и культурно-развлекательные мероприятия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Конференц-зал | Просмотр фильмов, презентаций, проведение конференций | Материальная база школы | Администрация лагеря |
Компьютерные классы | Пользование интернет ресурсом, мультимедийным комплексом, оргтехникой | Материальная база школы | Воспитатели |
Техническое оснащение | аудиоаппаратура, DVD, телевизоры для организации досуга, компьютеры с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийные проекторы | Материальная база школы | Администрация школы |
Левое крыло 1 этажа | Информационный центр, уголок безопасности, информационное окно жизни лагеря | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Информационно – методическое обеспечение программы
Для полной реализации программы педагоги ведут подготовительную работу по организации летнего отдыха детей в профильном лагере. Готовится методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса:
- изучается научная и методическая литература;
- разрабатываются теоретические и практические занятия;
- подбираются воспитательные мероприятия.
Нормативно- правовые условия
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1991.
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации " от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» – принят 28.06.95 г.
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", 24 июля 1998 года N 124-ФЗ .
- Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Приказ министерства образования Российской Федерации
от 13 июля 2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ Письмо
от 14 ноября 2011 г. N 18-2/10/1-7164 "Типовое положение о детском оздоровительном лагере".
- Закон РМЭ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РМЭ по организации и обеспечению оздоровления и отдыха детей в организациях отдыха детей и их оздоровления".
- Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25 февраля 2010 г. № 37 "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в Республике Марий Эл".
- Приказ Министерства образования и науки РМЭ "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период 2014 г. от 21.04.2014 № 451.
- Постановление правительства РМЭ от 3 ноября 2010 г. № 297 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений правительства РМЭ».
- Постановление правительства РМЭ от 30 декабря 2010 г. №364 «О внесении изменений в некоторые постановления правительства РМЭ".
- Программа «Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в РМЭ на 2012 – 2014 годы».
- Приказ управления образования администрации городского округа "Город Йошкар – Ола" от 17.04.2014 № 199.
- СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период школьных каникул"
- Положение о детском профильном лагере.
- Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности учреждений детского оздоровительного отдыха.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев.
- Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
- Типовая инструкция по обеспечению антикриминальной и антитеррористической защищенности детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Республики Марий Эл.
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок орга- низованных групп детей автомобильным транспортом.
- Приказы Управления образования.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей
- Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
Организационные документы
- Санитарно-эпидемиологическое заключение
- Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятиях
- Договор с органом здравоохранения на оказание медицинских услуг
- Договор на поставку продуктов
- Договор на вывоз мусора
- Штатное расписание
- Должностные инструкции
- Правила внутреннего трудового распорядка в лагере
- Документация столовой (примерное меню утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бутилированной воды)
- Медицинские книжки сотрудников лагеря
- Финансово-бухгалтерские документы
- Графики работы
- Инструкции по технике безопасности и охране труда
- Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев
- Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов)
- План эвакуации детей и взрослых
Документы по организации воспитательно-образовательного процесса
- Программа деятельности лагеря
- План-сетка воспитательно-оздоровительной работы
- План работы отрядов
- Режим дня лагеря
- Журнал распределения детей по отрядам
- Психолого-педагогическая характеристика на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Педагогические технологии, формы и методы
работы по программе
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области
профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- опросы, анкетирование;
- акции и др.
Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере
Психологическому сопровождению в лагере уделяется немаловажное значение. Познав те или иные стороны личности подростка, можно спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранить. Диагностика – это не только оценка изучения качеств личности, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой. В связи с этим предусматривается во время работы лагеря проводить психолого-педагогическую диагностику личности
ребенка и результатов деятельности педагогического коллектива по итогам проведенных мероприятий. Планируется провести следующие виды исследований:
- Входную диагностику, с целью выявления интересов подростков и предпочтительных видов деятельности;
- Промежуточную диагностику во время основного этапа работы, с целью корректировки организации деятельности;
- Итоговую диагностику, с целью выявления результатов педагогической деятельности в лагере.
Ежедневно планируется использовать тест Макса Люшера, для этого детям будет предложено создать экран настроения.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
1. Инструктажи:
- Инструктаж работников лагеря по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, профилактике детского травматизма (инженер по ОТ и ТБ)
- Вводный инструктаж с обучающимися (начальник лагеря)
- Инструктаж на рабочем месте (воспитатели)
- «Правила пожарной безопасности» (воспитатели)
- Инструктажи по ПДД, профилактике клещевого энцефалита
( воспитатели)
- «Правила при поездках в автотранспорте» (воспитатели)
- «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» (инструктор по физической культуре)
2. Ознакомление воспитанников с информационными стендами (воспитатели)
3. Игровые мероприятия, направленные на усвоение навыков безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях
4. Контроль за санитарным состоянием помещений (начальник лагеря).
Список литературы
- Должиков И. И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно - массовые мероприятия в детском лагере текст: научные статьи / И. И. Должиков. - Москва.: «Айрис - пресс», 2005 год, с. 300
- Игровые модели досуга и оздоровления детей: разработки занятий; развивающие программы; проекты; тематические смены. Авт.-сост. Е.А.Радюк.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования.-2010.- № 4.
- Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
- Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
- Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
- Савинова С. В., Савинов В. А. Ах, лето! Работа с детьми в летних
загородных и пришкольных лагерях: текст научные статьи / С. В. Савинова, В. А. Савинов . - Волгоград. : «Учитель», 2003 год , с. 150
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
- Фришман, И. И. Летний калейдоскоп игр// Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - N 4.
- Фришман, И.И. Профильный лагерь: системный взгляд // Народное образование.-2010.-№ 3.
- Школа интересных каникул./Огнева С.Г. и др. - Волгоград: «Учитель», 2007
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приложение 1
Анкета для детей (стартовая)
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравится делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я в лагере, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Приложение 2
Анкета «Уровень удовлетворенности детей по окончании смены» (первый вариант)
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- С кем из ребят ты подружился?
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
- Было ли скучно в лагере?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
- Самое важное событие в лагере? Было ли оно?
- Чему ты научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Если ты не возражаешь, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
И оставь нам автограф на память
________________________
Анкета «Уровень удовлетворенности детей по окончании смены» (второй вариант)
Дорогой друг!
Закончилась смена профильного лагеря. Нам было очень интересно работать с тобой. Надеемся, что и тебе не было скучно с нами. Ответив на эти вопросы, ты поможешь нам подвести итоги смены.
1. Из ребят мне было интересно общаться с __________________________________________________________________
2. Из взрослых мне было интересно работать с _______________________________________________________________________________________________________
3. Самые запоминающиеся мероприятия
4. Я участвовал в __________________________________________________________________
5. А ещё хотел бы поучаствовать в __________________________________________________________________6. Я научился_____________________________________
7.Мне не понравилось________________________________________
8. Хотел бы ты ещё раз попасть в профильный лагерь? Почему?_______________________________
9. Хотел бы ты продолжить общение с кем-либо после смены?__________________________________________________
10.Пригодится ли то, чему ты научился, во время службы в Армии, во время обучения в учебном заведении, в обыденной жизни?____________________________________________________________
СПАСИБО!
Приложение 3
Анкета для родителей детей в начале смены
Был ли Ваш ребенок в лагеря ранее (на 7 и более дней)? __________________________________________________________________
Перечислите 5 наиболее выраженных черт характера, присущих Вашему ребенку: __________________________________________________________________
Чем он занимается с удовольствием? __________________________________________________________________
Чем не любит заниматься? __________________________________________________________________
Какая ситуация может оказаться трудной, стрессовой?________________________________________________________
С кем предпочитает общаться Ваш ребенок (с младшими, с ровесниками, со старшими). Есть ли трудности в общении? __________________________________________________________________
Каким образом можно убедить Вашего ребенка соблюдать правила и договоренности?_____________________________
__________________________________________________________________Отношение к курению и употреблению спиртных напитков_____________________________________________________
Склонность к хулиганству и кражам________________________________________________________________________
Что Вы ожидаете от пребывания Вашего ребенка в профильном лагере?_________________________________________________________________________________________________
Разрешение на фото-, видеосъемку : да __ нет__
Приложение 4
Анкета для родителей «Уровень удовлетворенности предоставленными услугами»
(по окончании смены профильного лагеря).
1.Стали ли занятия и отдых в профильном лагере полезными для Вашего ребенка?_________________________________
2.Чему он научился или не научился?__________________________________________________________3.Есть ли у Вашего ребенка жалобы на организацию профильного лагеря? Какие?_________________________________________________________________________________________________
4.Есть ли претензии к педагогам?___________________________________________________________________________
5.Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался в профильном лагере на следующий год ?__________________________
6.Ваши предложения по совершенствованию смены профильного лагеря?________________________________________
7.Какм Вы оцениваете работу профильного лагеря в целом?____________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профильного лагеря
Цели: - организация каникулярного отдыха детей, находящихся в социально опасном положении; ...
Программа профильного лагеря "Terveh, karjalaine!"
Проект краеведческой направленности....
Программа профильного лагеря
Утверждаю...
Воспитательная программа профильного лагеря (смены) для одарённых и социально активных детей
Пришкольный лагерь ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель профильного отряда «Эрудит». В связи с ...
Программа профильного лагеря
Программа профильного лагеря «Феникс»...
программа профильного лагеря "Страна мальчишек и девчонок" (для детей 9-11 лет)
Тематическая образовательная программа оздоровительного профильного лагеря (проектная деятельность)...
Программа профильного лагеря "Властелин Умов"
Программа каникулярного отдыха...