Программа профильного лагеря
рабочая программа по биологии на тему
Программа профильного лагеря «Феникс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilnogo_lagerya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я начал с удовольствием следить за жизнью птиц
и в своей простоте удивлялся, как это каждый
джентльмен не делается орнитологом».
Чарльз Дарвин
Есть мнение, что птицы – самое заметное и яркое проявление жизни на Земле. Действительно, пернатые – замечательный объект для изучения, для развития слуха, зрения, наблюдательности, воли, силы, выносливости, воспитания эстетических чувств. Птицы живут повсюду, они, как правило, ведут дневной открытый образ жизни, их мир разнообразен – на Земле существует почти 10 000 видов птиц, в России — около 800. Многие пернатые обладают красивой окраской, интересной формой тела, сложным поведением, издают чудесные звуки. А чего стоит их способность летать! Именно на птицах, как на модельном объекте, начала развиваться экология как наука. Птицы – один из важнейших элементов экологических систем и привлекательный для людей компонент биоразнообразия. Людям и птицам одинаково необходима здоровая окружающая среда. Обеспечивая сохранение мест обитания птиц, люди сохраняют живую природу в целом.
Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания является экологический лагерь. В лагерях ежегодно в самое благоприятное для изучения природы время года непосредственно в природной среде отдыхает большое количество детей. В настоящее время в отечественной педагогике все чаще рассматриваются вопросы программирования и организации экологических лагерей, формы и методы их работы.
В настоящее время существует большое количество методических пособий для педагогов, родителей и воспитателей, цель которых рассмотреть отдельные методы и формы экологического образования и воспитания.
В 60-е - 80-е годы в литературе по педагогике были достаточно детально рассмотрены вопросы организации детских пионерских лагерей, где упор делался на идеологическое и трудовое воспитание, поэтому в данной литературе не учтена специфика экологических лагерей. К тому же при организации лагерей необходимо учитывать изменение экономической ситуации в стране, а так же новейшие достижения педагогов.
Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.
Интенсивность педагогического процесса в профильном лагере “Феникс” позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в экологическом образовании детей.
Профильный лагерь предусматривает использование различных форм экологического образования (экскурсии, наблюдения, экологические игры и т.д.) - это делает реализацию программы высокоэффективной.
Программа профильного эколагеря “Феникс” носит характер научно-исследовательского, рассчитана на занятия спортивной орнитологией.
Программа рассчитана на контингент детей среднего и старшего школьного возраста. Продолжительность программы 12 дней.
Программа носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Изюминка нашего лагеря - это сочетание теоретических знаний закрепляемых практической работой в природе. То есть, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальный разбор объекта или предмета исследований (теория); практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: орнитологические наблюдения). Опять же, на лицо преимущества лагеря в природе – полученные теоретические знания закрепляются на практике. Это способствует возникновению и постановки проблемных вопросов у учеников, которые им ненавязчиво помогает сформулировать педагог и предлагает заняться научным исследованием данного вопроса.
Цель профильной смены заключается в формировании научно-познавательного интереса к природе у школьников, активном полезном отдых на природе с элементами обучения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: полноценный активный отдых школьников, развитие научно-исследовательского интереса школьников, экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности; профессионального ориентирования.
Программа профильного лагеря «Феникс»
Руководители программы: Бородуля Александра Александровна, учитель биологии-химии; Данченко Людмила Сергеевна, учитель биологии-географии.
Место проведения: загородный лагерь «Искорка»
Срок выполнения программы: 12 дней
1. Цель программы: формирование научно-познавательного интереса к природе у школьников. Активный полезный отдых на природе с элементами обучения.
1.2. Задачи:
- полноценный активный отдых школьников;
- развитие научно-исследовательского интереса школьников;
- экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
- формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- изучение признаков высокой организации птиц и приспособленности к полету, к жизни в определенном местообитании, сложного поведения птиц;
- изучение разнообразия птиц местного края и их приспособленности и различных способах питания;
- развитие у учащихся понимания сложных сезонных явлений в природе;
- выявление зависимость между поведением животных и изменениями окружающей среды;
- развитие экологического мышления, умение вести наблюдение в природе; проводить анализ наблюдений и учет данных, умение делать выводы, развивать творческие способности учащихся.
1.3. Формы работы
1. Научно-исследовательская деятельность учащихся;
2. Беседа в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
3. Консультации в работе на индивидуальном уровне, с малой группой и всей группой;
4. Экскурсии;
5. Обсуждение итогов дня в работе со всей группой.
Программа занятий по орнитологии:
день | Теория | Практика |
1 | Особенности птиц как объектов наблюдения. Приемы наблюдения и определения птиц в природе. | Игра «Интересно о птицах» |
2 | Количественный учет птиц | Экскурсия «Определение и количественный учет птиц в природе» |
3 | Видовая демонстративная песня и ее биологическое значение. Групповое пение и дуэты. Голосовая имитация и пересмешничество. Сроки пения. | Игра: «Узнай птицу по голосу». Экскурсия «Знакомство с пением птиц». |
4 | Неголосовое «пение» | Экскурсия «Воздушные игры и токование птиц» |
5 | Питание птиц | Экскурсия «Питание лесных птиц» |
6 | Гнезда, яйца, птенцы птиц широколиственного леса | Экскурсия в лес «Птицы широколиственного леса» |
7 | Гнезда, яйца, птенцы смешанного леса | Экскурсия в лес «Птицы смешанного леса» |
8 | Гнезда, яйца, птенцы птиц хвойных лесов | Экскурсия в лес «Птицы хвойных лесов» |
9 | Гнезда, яйца, птенцы птиц суходольного луга | Экскурсия на луг «Птицы суходольного луга» |
10 | Гнезда, яйца, птенцы птиц побережий водоема и заливных лугов. | Экскурсия «На побережьях водоемов и в заливных лугах» |
11 | Гнезда птиц в постройках человека | Поиск гнезд в постройках на территории лагеря. Игра «Помоги птице найти своё гнездо с птенцами» |
12 | Подведение итогов, проделанной работы. | Оформление отчета по практике. |
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- получение базового минимума знаний и умений для проведения самостоятельных небольших научно-исследовательских работ;
- составление списка и описание птиц местного края;
- составление мини-определителя птиц, гнезд, яиц, птенцов;
- составление экологической тропы;
- составление фотоальбома «Птицы Брянской области»;
- выпуск газеты, содержащий краткий отчет о проделанной работе и советы по охране окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профильного лагеря
Цели: - организация каникулярного отдыха детей, находящихся в социально опасном положении; ...
Программа профильного лагеря "Terveh, karjalaine!"
Проект краеведческой направленности....
Программа профильного лагеря
Утверждаю...
Воспитательная программа профильного лагеря (смены) для одарённых и социально активных детей
Пришкольный лагерь ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель профильного отряда «Эрудит». В связи с ...
программа профильного лагеря "Страна мальчишек и девчонок" (для детей 9-11 лет)
Тематическая образовательная программа оздоровительного профильного лагеря (проектная деятельность)...
Программа профильного лагеря
Программа является комплексной, включает различные направления оздоровления, воспитания, образования и отдыха....
Программа профильного лагеря "Властелин Умов"
Программа каникулярного отдыха...