рабочая программа родного языка и литературы
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
и.о. директора КБГТК
____________Б.З. Абазов
«___»_________20____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.08.; ОГСЭ.07.
РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
НАРОДОВ КБР
Для специальностей СПО:
40.02.02 Правоохранительная деятельность
Срок обучения- 3 года 6 месяцев
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
Срок обучения – 2 года 10 месяцев
Форма обучения: очная
Уровень освоения: базовый.
Нальчик, 2015
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования(CПО):
40.02.02 Правоохранительная деятельность
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
Организация-разработчик:
ГКОУ СПО «КБГТК»
Разработчик:
Ортанова М.Х. – преподаватель социальных дисциплин
Рекомендована Методическим советом КБГТК
Заключение №____________ от ____ __________20__ г.
Зам. директора по ОД _____________ С. М. Кажаров
Зав. методкабинетом ______________А.А. Шогенова
МК социально-гуманитарных дисциплин, протокол № ___
« » 20 г.
Председатель: ________________ М.Х. Бербекова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 17 |
| 18 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ КБР»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования(CПО) социально-экономического профиля, обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают предмет «Родной язык и литература народов КБР» в объеме 63 часа.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родной культуры;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах родного языка; об основных нормах родного литературного языка; о кабардинском речевом этикете; текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования родного литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Приоритетным направлением является формирование речевой компетентности и приобретение определенных коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение кабардинским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с родным языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И родной язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Рабочая программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования(CПО):дисциплина относится к общеобразовательным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающая ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим opганизовывать процесс аудирования;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленной в электронном виде на различных информационных носителях;
- свободно пользоваться справочной литературой по кабардинскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования умения анализировать и интерпретировать художественный текст, которое возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя;
- воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родной культуры;
- понимания, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте;
- постижения категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях на родном языке;
- выступления на студенческих конференциях, участия в конкурсах и т.п.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры родного и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языком
норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного родного литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 93 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 63 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ КБР»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной дисциплины | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 93 |
Обязательная учебная нагрузка | 63 |
В том числе: | |
Практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа Индивидуальные занятия Доклады | 30 15 10 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ КБР»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Цели и задачи дисциплины. Устное народное творчество. Значение и жанры устного народного творчества. Нартский эпос. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Ш.Б. Ногмов и Б.М.Пачев | 4 | |||||
Тема 1.1. Жизнь и творчество Шоры Бекмурзовича Ногмова | Жизнь и творчество Шоры Ногмова, его просветительская деятельность. («Адыгэ народым и тхыдэр» | 1 | 1,2 | |||
Тема 1.2. Жизнь и творческая деятельность Бекмурзы Мишевича Пачева | Жизнь и творческая деятельность Бекмурзы Пачева ( «Уэсят») | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: «Анализ стихотворений «Уэсят». | 2 | 3 | ||||
Раздел 2. А. П. Кешоков | 7 | |||||
Тема 2.1. Жизнь и творчество Алима Пшемаховича Кешокова. | Жизнь и творчество А. П. Кешокова. Гражданская лирика («Насып», «Кхъужьей къудамэ», др.). | 1 | 1,2 | |||
Тема 2.2. Патриотическая лирика А. П. Кешокова | Патриотическая лирика («ЗэкъуэшитI», «Си фочым IэплIэ есшэкIауэ», «Телъхьэ уанэр си шым», др.). | 1 | 1,2 | |||
Тема 2.3. Прозаические произведения А. Кешокова. | Прозаические произведения Кешокова. Роман «Лъапсэ». | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Контрольная работа Сочинение. Главные персонажи в романе «Лъапсэ». | 2 | 3 | ||||
Раздел 3. Х. Х. Каширгов | 3 | 1,2 | ||||
Тема 3.1. Жизнь и творчество Хапачи Каширгова Хамашевича. | Жизнь и творчество писателя. Наиболее значимые прозаические произведения Каширгова («Лъапсэ быдэ», «Гъащ1э лъэужь», «Пшэк1ухь»). | 1 | 1,2 | |||
Тема 3.2. Роман «Насыпым и хэк1ып1э». | Роман «Насыпым и хэк1ып1э». Сюжет и композиция прозведения. Основные персонажи романа. | 2 | 1,2 | |||
Раздел 4. А. Т. Шортанов | 6 | |||||
Тема 4.1. Жизнь и творчество Аскарби Шортанова Тахировича | Жизнь и творчество писателя и драматурга. Рассказы «Псэемыблэжхэм я нып», «Атакэ нэужьым», «Л1ыгъэм и вагъуэ». | 2 | 1,2 | |||
Тема 4.2. Роман – тетралогие «Бгырысхэр». | Роман – тетралогие «Бгырысхэр». Сюжет и композиция, главные герои романа. | 2 | 1,2 | |||
Практическое занитие: | 2 | 3 | ||||
Сочинение «Шора Ногмов и Степан Солнцев». | ||||||
Раздел 5. А. О. Шогенцуков | 5 | |||||
Тема 5. 1. Жизнь и творчество поэта Шогенцукова Адама Огурлиевича | Жизнь и творчество поэта и писателя. Основные направления поэзии Шогенцукова А.(«Анэдэлъхубзэ», «Гъащ1эм и маф1э», «Iуащхьэмахуэ», др.). | 1 | 1,2 | |||
Тема 5.2. Прозаические произведения. Повесть «Уи ц1эр ф1эсщынщ». Сюжет и композиция произведения. | Прозаические произведения. Повесть «Уи ц1эр ф1эсщынщ». Сюжет и композиция произведения. | 2 | 1,2 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Конспект – доклад на тему: А.У.Шогенцуков. Жизнь и творчество писателя. | ||||||
Раздел 6. Карданов Б.М. | 3 | |||||
Тема 6.1. Жизнь и литературное творчество Карданова Буба Мациковича. | Жизнь и литературное творчество писателя. Отражение Отечественной войны в его произведениях. | 1 | 1,2 | |||
Тема 6.2. Повесть «Сэлэтым и гъуэгуанэ». Главные герои, сюжет и композиция | Повесть «Сэлэтым и гъуэгуанэ». Главные герои, сюжет и композиция. | 2 | 1,2 | |||
Раздел 7. Б.И. Куашев | 4 | |||||
Тема 7.1. Жизнь и литературное творчество Куашева Бетала Ибрагимовича. | Жизнь и литературное творчество поэта. Патриотическая лирика Куашева Б. («Уэр мыхъуам сыбгъэ дамэншэт», «Сыт сызыщышынэр?», «Индыл», «Си Хэку», др.). | 1 | 1,2 | |||
Тема 7.2. Поэма «Нэху». Главные герои, сюжет произведения. | Поэмы и баллады, их основная тематика. Поэма «Нэху». Главные герои, сюжет произведения. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Раздел 8. Керефов М.Ж. | 2 | |||||
Тема 8.1. Жизнь и литературное творчество Керефова Мухамеда Жанхотовича. | Жизнь и литературное творчество писателя. Обзор произведений писателя. | 1 | 1,2 | |||
Тема 8.2. Повесть «Адэ щ1эин мылъку хъурэ?». Сюжет произведения и язык писателя. | Повесть «Адэ щ1эин мылъку хъурэ?». Сюжет произведения и язык писателя. | 1 | 1,2 | |||
Раздел 9. Налоев А.Х. | 3 | |||||
Тема 9.1. Краткий обзор жизни и литературного творчества Налоева Ахмедхана Хамурзовича | Краткий обзор жизни и литературного творчества писателя. Повести («Бжьэ къэпщ1а») и рассказы («Псыхьэнанэ», «Лъагъуэхэмрэ гъуэгухэмрэ», «Урыху акъужь», др.). | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Раздел 10. Балкарова Ф.Г. | 4 | |||||
Тема 10.1. Жизнь и литературное творчество Балкарова Фаризата Гузеровны. | Жизнь и литературное творчество поэта. Лирика Балкаровой Ф. («Мы жэщ к1ыхьым зы гупсысэ», «Кхъужьейхэр», др.). | 1 | 1 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Контрольная работа | 1 | 3 | ||||
Творческое сочинение. «Ф1ыуэ слъагъу адыгэ тхак1уэ» | ||||||
Раздел 11. Фонетика как особый раздел науки | 3 | |||||
Тема 11.1. Фонетика . | Предмет и задачи фонетики. Гласные и согласные звуки родного языка. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в родном языке. Слог, типы слогов. Особенности родного словесногрения. Алфавит. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: | 2 | 3 | ||||
Раздел 12. Лексика. Фразеология. | 3 | |||||
Тема 12.1. Лексикология . | Лексикология как раздел языкознания. Понятие о лексикологии. Слово как предмет лексикологии. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность (полисемия) слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы и антонимы. Заимствования. Освоение заимствованных слов. Активный и пассивный запас слов. Процессы архаизации и обновления лексики. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика родного языка применительно к сферам ее употребления. Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: Контрольная работа: Диктант, с грамматическим заданием. | 2 | 3 | ||||
Раздел 13. Морфология. Словообразование. | ||||||
Тема 13.1. Словообразование и словоизменение. | Словообразование. Корень, корень, префикс, суффикс. Понятие морфемы. Способы словообразования (префиксальный, суффиксальный, префиксально - суффиксальный, аббревиация). Словообразование и словоизменение. Основа. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: Морфемный и словообразовательный анализ слова. | 2 | 3 | ||||
Тема 13.2. Предмет морфологии. Имя существительное как часть речи. | Грамматическое значение. Грамматическая категория. Части речи как основные лексико – грамматические группы слов. Принципы классификации слов по частям речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи. Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного. Категория числа имен существительных. Способы морфологического выражения единственного и множественного числа. Категория падежа как морфолого-синтаксическая категория. Способы выражения падежных форм. Типы склонения имен существительных. Способы образования имен существительных. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: Склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | 3 | ||||
Тема 13.3. Имя прилагательное как часть речи. | Имя прилагательное. Значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Полные и краткие формы прилагательных. Сравнительная степень прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Способы образования имен прилагательных. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: Способы образования прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | 3 | ||||
Тема 13.4. Глагол как часть речи. Категории глагола. | Глагол-класс слов, служащих для выражения процесса действия, состояния лица или предмета. Грамматические формы глагола. Синтаксические свойства глагола. Неопределенная форма глагола (инфинитив), как исходная форма глагол. Категория времени глагола. Категория лица глагола. Категория наклонения глагола. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: Спряжение глаголов. Морфологический разбор. | 2 | 3 | ||||
Раздел 14. Синтаксис. | 4 | |||||
Тема 14.1. Словосочетание. Предложение как основная синтаксическая единица. | Предмет и задачи синтаксиса. Понятие о словосочетании. Понятие предложения. Основные признаки, аспекты синтаксической структуры и функции предложения. Классификация предложений. Предложения двусоставные и односоставные. Понятие члена предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 1,2 | |||
Практическое занятие: «Адыгъагъэр – ар ц1ыхугъэщ». Изложение с элементами сочинения. | 2 | 3 | ||||
Диктант, с грамматическим заданием | 2 | 3 | ||||
ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ОГСЭ.07.; ОГСЭ.08. 1.ДОКЛАДЫ ПО ТЕМАМ:
2.РЕФЕРАТЫ ПО ТЕМАМ:
3.ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ:
4.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСОВ ПО ПРОЙДЕНЫМ ТЕМАМ. ВСЕГО: ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МАКСИМАЛЬНЫХ | 30 63
|
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ КБР
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Родного языка и литературы»
Оборудование учебного кабинета :
- рабочие столы - и стулья для обучающихся;
- рабочий стол и стул для - преподавателя;
- доска классная;
- комплекты учебно-наглядных пособий;
- раздаточный материал, видео и аудиозаписи;
Технические средства обучения:
- компьютеры,
- мультимедиа-система для показа презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
- Адыгэбзэмрэ литературэмрэ V-XI классхэм папщIэ программэхэр. Налшык, 2011гъ.
- КъуэщIысокъуэ Н.М. Адыгэбзэмрэ литературэмкIэ еджакIуэхэм оценкэ зэрыхуагъэув щIыкIэр. Налшык, 2000гъ.
- Абазэ А.Ч. къэбэрдей тхак1уэхэр. Налшык, 1999гъ.
- Абазэ А.Ч., Хьэк1уащэ А.Хь. Адыгэ литературэ. Хрестоматие, 11кл. Налшык, 2002гъ.
- Абазэ А.Ч., Хьэк1уащэ А.Хь. Учебник. Хрестоматие, 11кл. Налшык, 2002гъ.
Дополнительные источники:
1.Абазэ А.Ч. Къэбэрдей тхак1уэхэр.
Налшык,1999 гъ.
2.Абазэ А.Ч., Хьэк1уащэ А.Хь. Учебник,Хрестоматие,11 кл.
Налшык 2002 гъ.
3. Абазэ А.Ч., Хьэк1уащэ А.Хь. Учебник,Хрестоматие,11 кл. Налшык 2002 гъ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ КБР»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: создание устного и письменного речевого высказывания:
анализ текста и языковых единиц:
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
| тестирование устное сообщение на лингвистическую тему, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др. контрольные работы домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
| Тестирование, устное сообщение тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др. контрольные работы домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
Разработчик:
КБГТК, преподаватель гуманитарных дисциплин Ортанова М.Х.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Родной язык. 8 класс.
Рабочая программа. Родной язык. 8 класс....
Рабочая программа Родной язык 5 класс
Программа по родному(русскому) языку для 5 класса.Содержит цели и задачи, перечень тем,виды контроля,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа. Родной язык 9 класс 2019-2020 год
Рабочая программа. Родной язык 9 класс 2019-2020 год...
Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.
Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...
Образовательная программа родного языка и литературы
Образовательные программы по родному языку и родной литературе в 5, 6, 8 классах...
Образовательная программа родного языка и литературы
Образовательные программы по родному языку и родной литературе в 5, 6, 8 классах...
Образовательная программа родного языка и литературы
Образовательные программы по родному языку и родной литературе в 5, 6, 8 классах...