Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
рабочая программа
Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Гукова Ирина Николаевна МБДОУ детский сад №3 «Рябинка» г.Инза, Ульяновской области
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» Ф. Ницше
Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры. Известно, что музыка способна эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, что в музыкальном искусстве содержится духовный опыт человечества, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.
• Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка
• Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях
• Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор
• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания
• Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
В своей работе я провожу занятия с детьми, разработанные с учётом того, что именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребёнком народной культуры, той культуры, носителями которой являются родители ребёнка, его воспитатели, взрослые и старшие дети, составляющие ближайшее социальное окружение подрастающего малыша.
В ходе занятий детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество. Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения, рекомендованные типовой программой воспитания и обучения в ДОУ.
Результатом моей деятельности как музыкального руководителя является проведение календарных и фольклорных праздников. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию. Многолетней традицией является проведение фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Результатом работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.
Создание условий в ДОУ для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка. «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». (Р. Роллана)
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». (Платон.)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 | «Комплекс основных характеристик программы» | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Содержание программы | 6 |
1.4 | Планируемые результаты | 9 |
Раздел № 2 | «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | 9 |
2.2 | Условия реализации программы | 10 |
2.3 | Оценка образовательных результатов | 11 |
2.4 | Оценочные материалы | 12 |
2.5 | Методические материалы | 15 |
2.6 | Воспитательный компонент | 15 |
2.7 | Список литературы | 16 |
1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленностиразработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
- СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Локальные акты образовательной организации:
- Устав образовательной организации МБДОУ д/с №3 " Рябинка" Ульяновская область, г.Инза;
- Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБДОУ д/с №3 " Рябинка" Ульяновская область, г.Инза;
- Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБДОУ д/с №3 " Рябинка" Ульяновская область, г.Инза;
Направленность программы – художественная.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. К общей проблеме совершенствования методов воспитания относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. Одна из задач педагога состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Программа «Вокал» включает в себя музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие подрастающего поколения. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы. Пение развивает коммуникативные способности ребенка. В процессе совместного пения создается эмоциональная атмосфера, способствующая формированию сплоченности, сотрудничества, взаимопонимания. Преимущество совместного пения заключается в том, что при нём каждый участник вовлекается в певческий процесс. Сокрытость в общей массе (момент анонимности) создает предпосылки для преодоления чувства скованности, застенчивости, а совместное переживание настроений, переданных в песне, объединяет детей, развивает чувство коллективизма.
Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным в песнях, помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности. Для обеспечения вариативности образования, удовлетворения запросов родителей на дополнительные образовательные услуги в ДОУ и потребностей детей в занятиях вокалом, способствующих творческому развитию ребёнка, возникла необходимость создания вокального кружка.
Отличительные особенности программы является то, что все дети, желающие петь, имеют возможность заниматься. Даже если у ребёнка музыкальные и вокальные возможности очень малы, он может петь в хоре, а дети, более одаренные, имеют возможность исполнять сольные партии.
Впоследствии, в процессе занятий пением, вокальные и музыкальные способности детей с более слабым голосом развиваются, и они могут стать солистами.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Подбор репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Адресат программы. Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет. Программа составлена, с учетом психофизических, возрастных особенностей детей, участвующих в реализации данной образовательной программ.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают интересоваться предметами и явлениями, с которыми непосредственно не сталкиваются. А в 5-7 лет проявляют наибольший интерес к причинно-следственным связям между предметами и явлениями. Огромный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает сфера взаимоотношений между людьми. Идет активное формирование у детей четкого представления о Я - реальном и Я - идеальном. Самооценка в этом возрасте достаточно адекватна, чаще характерно ее небольшое завышение. Детям в этом возрасте легче оценить результат деятельности (особенно если есть возможность сравнить его с образцом), чем поведение. До сих пор для ребенка очень значима оценка взрослого, он по-прежнему стремится получить похвалу и одобрение взрослого.
В старшем дошкольном возрасте формируются высшие чувства:
-интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление);
-эстетические (чувство прекрасного, чувство героического); - моральные (чувства гордости, стыда, дружбы)
Для полноценного нравственного развития и формирования высших чувств дошкольнику необходимо общение со взрослым, в котором он узнает, осмысливает интерпретирует нравственные нормы.
в этом возрасте появляются устойчивые дружеские отношения, причем чаще ребенок выбирает в друзья сверстника своего пола.
Эмоции детей достаточно устойчивы, чаще преобладают положительные эмоции. В связи с развитием произвольности, волевых процессов дети уже умеют управлять своими эмоциями. Часть своих эмоций дети выплескивают в процессе различных видах творческой деятельности (пение, танец, музицирование, театрализованная деятельность, рисование) - это один из способов осознать их, управлять ими, а иногда и скрывать их от окружающих.
Объём программы. Программа рассчитана на 1 учебный год 36 часов
Форма обучения – очная. В ходе реализации программы используется групповой (работа в вокальной группе) и индивидуальный (одарённые дети) методы работы.
Особенности организации образовательного процесса
Психолого-педагогические условия необходимые для развития музыкально- творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста:
- Проектирование содержания занятий в соответствии с результатами диагностики музыкальных и творческих способностей;
- Реализация поэтапного, последовательного, системного представления методики развивающей у детей навыки музыкальной и песенно-творческой деятельности, координацию отдельных способностей;
- Конструирование и организация самостоятельной музыкально- творческой
деятельности детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Развивая музыкально - творческие способности детей, особенно важно использовать комплексный, интегративный психолого-педагогический подход, структура которого включает две части: первая – психолого- педагогическая диагностика креативности и эмоциональности детей; вторая часть - развитие и формирование знаний умений и навыков в огромной палитре жанров и видов фольклора.
Такой интегративный психолого-педагогический подход эффективен для формирования интереса дошкольников к музыкально - поэтическому русскому – народному творчеству и для развития мотивации, для импровизации в различных видах деятельности.
Состав группы переменный.
Режим занятий. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с третьей недели сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемой продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3940-13. Продолжительность занятия: старшие, подготовительные группы – 25-30 минут.
Дни проведения: вторник. Время проведения: 15.30 – 16.00.
Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование исполнительских навыков и устойчивого интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
- учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения
Развивающие:
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных; темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных: выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).
Воспитательные:
- поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;
- побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша
1.3 Содержание программы Учебный план
Тема занятий | Вс его | Кол- во часов | Формы аттестации контроля | ||
теоре тич. | прак тич. | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | беседа, прослушивание, наблюдение |
2 | Аттестация. Промежуточная в середине года. Итоговая в конце года.Мониторинг(в начале, середине и конце года) | 2 | 1 | 1 | тестирование, концертная деятельность |
3 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 5 | 1 | 4 | беседа, устный опрос, наблюдение |
4 | Дикция и артикуляция. | 4 | 1 | 3 | беседа, устный опрос, наблюдение |
5 | Знакомство с произведениями различных жанров: -песни из мультфильмов -песни из детских кинофильмов | 6 | 2 | 4 | беседа, устный опрос |
6 | Вокальные навыки. | 4 | 1 | 3 | беседа, устный опрос, наблюдение |
7 | Работа над песнями. | 6 | 2 | 4 | беседа, наблюдение, концертная деятельность |
8 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 6 | 1 | 5 | беседа, наглядный контроль |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | отчётный концерт | |
Итого | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Входная диагностика музыкальных данных, Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности.
- Аттестация.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена ли программа первого года обучения.
- Певческая установка. Певческое дыхание. Теория.
Понятие о певческой установке и певческом дыхании.
Правильное положение корпуса, шеи и головы во время пения. Мимика лица при пении. Основные типы дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика.
Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Упражнения, формирующие певческое дыхание «Ладошки»,
«Погончики». «Насос» и др..
- Дикция и артикуляция. Теория.
Понятие о дикции и артикуляции. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Подготовка артикуляционного аппарата к работе. Практика.
Формирование гласных и согласных звуков. Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Разучивание и использование скороговорок. Упражнения для развития мышц языка, подвижности губ, а также всего артикуляционного аппарата.
- Знакомство с произведениями различных жанров. Теория.
Прослушивание музыки из детских мультфильмов и кинофильмов.
Краткая биография авторов и композиторов.
Практика.
Беседа и анализ о настроении и характере произведений.
- Вокальные навыки. Теория.
Понятие о певческих навыках и их взаимосвязь между собой. Практика.
Приобретение навыков уверенного пения. Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Музыкальные «буквы».Скороговорки и поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта.
- Работа над песнями. Теория.
Рассказ о песне как об одной из видов музыкального искусства в интересной для детей форме, её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика.
Разучивание песен, детальная работа над фразами, трудными местами; разучивание с сопровождением и без него; доведение до уровня, пригодного для концертного выступления.
- Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория.
Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Понятие сценической культуры.
Практика.
Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Умение изобразить настроение песни в различных движениях для создания художественного образа.
- Итоговое занятие.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения программы вокального кружка дети смогут:
- Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).
- Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии.
- Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.
- Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.
- Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.
- Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
- Календарный учебный график
п/ п | месяц | Число | Время проведен ия занятия | Форма занятия | кол- во часо в | Тема занятия | Место проведен ия | Форма контроля |
1 | сеняб рь | 1 3.09, 20.09 | 15.30 – 16.00. | Беседа | 2 | Вводное занятие. | Музыкаль нй зал | беседа, прослушивание, наблюдение |
2 | Сентя брь октяб рь | 27.09, 04.10 | 15.30 – 16.00. | Практическ ая работа | 2 | Аттестация. Промежуточн ая в середине года | Музыкаль нй зал | тестированиекон цертная деятельность |
Итоговая в конце года Мониторинг (в начале, середине и конце года) | ||||||||
3 | Октяб рь, ноябр ь | 11.10, 18.10, 25.10, 01.11 08.11 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 5 | Певческая установка. Певческое дыхание. | Музыкаль нй зал | беседа, устный опрос, наблюдение |
4 | Нояб рь, декаб рь | 15.11 22.11 29.11 06.12 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 4 | Дикция и артикуляция. | Музыкаль нй зал | беседа, устный опрос, наблюдение |
5 | Декаб рь, январ ь | 13.12 20.12 27.12 10.01 17.01 24.01 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 6 | Знакомство с произведения ми различных жанров: -песни из мультфильмо в-песни из детских кинофильмов | Музыкаль нй зал | беседа, устный опрос |
6 | Январ ь, февра ль | 31.01 07.02 14.02 21.02 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 4 | Вокальные навыки. | Музыкаль нй зал | беседа, устный опрос, наблюдение |
7 | Февр аль, март, апрел ь | 28.02 07.03 14.03 21.03 28.03 04.04 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 6 | Работа над песнями. | Музыкаль нй зал | беседа, наблюдение, концертная деятельность |
8 | Апре ль, май | 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 | 15.30 – 16.00. | Беседа Практическ ая работа | 6 | Использовани е элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | Музыкаль нй зал | беседа, наглядный контроль |
9 | май | 30.05 | 15.30 – 16.00. | Практическ ая работа | 1 | Итоговое занятие | Музыкаль нй зал | отчётный концерт |
Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы
- хорошо освещенная проветриваемая учебная комната;
- музыкальный зал.
- средства ИКТ
- фортепиано;
- средства ТСО (музыкальный центр, проигрыватель, системы аудио- видео караоке, синтезатор, микрофоны, музыкальный пульт и т.д.)
- музыкальные инструменты
- музыкальная библиотека
- фонотека
- видеотека
- наглядные пособия
- наличие дидактического материала для учащихся: зеркало, тетрадь для песенных текстов, ручка, карандаш, нотная тетрадь.
Для обеспечения занятий практикуется:
- привлечение родителей: родительские собрания, беседы с родителями, участию в праздниках, фестивалях, конкурсах в роли зрителей, а также для видео и фотосъёмки для создания архива концертной деятельности юных исполнителей.
Информационное обеспечение
- наличие учебных пособий для педагога: журналы, учебники, нотные тетради; методический материал (методики педагогов-новаторов, разработки практикующих вокалистов, сценарии массовых мероприятий, конкурсных программ, викторин, музыкальных развивающих игр), вспомогательного и наглядного материала (плакаты, репродукции, рисунки, карточки).
- Единая коллекция образовательных ресурсов (http://school- collection.edu.ru/)http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/katalog.htm
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог, имеющий специальное образование, владеющий навыками музыкального творчества.
Гукова Ирина Николаевна –высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы – 38 лет, образование – Целиноградское – педагогическое училище 1985 г. Музыкальное воспитание. «Учитель музыки общеоразовательной школы и музыкальный руководитель. детского учреждения»
Оценка образовательных результатов Формы подведения итогов обучения:
За период обучения дети получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой. Для этой цели существует промежуточный контроль (участие в концертах, фестивалях, конкурсах) и итоговый контроль (творческий отчет, открытое занятие для родителей). Отчет проводится в форме концерта для родителей.
Данная программа предполагает педагогическую диагностику с последовательным наблюдением за детьми с целью:
- выявления приобретенных знаний, умений и навыков в огромной палитре жанров и видов фольклора (игра в оркестре на музыкальных инструментах, пение, танец - хоровод, театр (приобретение элементарных навыков актёрского мастерства) и т.п.)
- выявления творческих проявлений (креативности) и эмоциональности детей;
- накопления психологической устойчивости (умение выходить из конфликтных ситуаций, умения объяснить правила игры, умение общаться с детьми и взрослыми)
- корректировки освоенных знаний и навыков детьми.
- разработки индивидуальных уровней развития.
- определения психолого-педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
- самосовершенствование и гармоничное взаимодействие с другими людьми.
- Музыкально-творческие способности дети дошкольного возраста проявляют
в реализации деятельности по программе музыкально - поэтического русского народного творчества. Структура музыкальных способностей состоит из следующих компонентов: музыкального слуха и вокальных возможностей, музыкального ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости, творческих проявлений и музыкальных движений и координации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- -фото, видеозаписи;
- - дипломы, грамоты;
- - свидетельства;
- -статьи.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- - фестивали, конкурсы детского творчества
- - праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года
Оценочные материалы
Критерии диагностики освоения программы детьми 5–7 лет
При музыкальной диагностике детей в первую очередь учитывается цель программы - это развитие музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста
В процессе оценки можно использовать уровни: высокий, низкий, средний.
- Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.
- Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок
затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.
- Низкий уровень (Н) – мало эмоционален, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
Музыкальное восприятие – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).
Для соответствующего возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Оценка деятельности детей:
- В – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
- – передают только общий характер, темп и метроритм;
- – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
- Пение, подпевание В- точно пропевает мелодическую линию мелодии, подпевает знакомые мелодии. Соблюдает динамические оттенки в музыке; С- не всегда точно пропевает мелодическую линию мелодии, подпевает знакомые мелодии и соблюдает динамические оттенки в музыке; Н- не точно пропевает мелодическую линию мелодии, подпевает знакомые мелодии, не соблюдает динамические оттенки в музыке.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.); умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что– то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям В – эмоционально откликается на музыку. С – умеренно откликается на музыку.
- Н – не эмоционально выполняет движения и откликается на музыку.
- Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные “па”. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и образованности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности
пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
Степень выразительности, оригинальности оценивается педагогом в процессе наблюдения.
- В - ребёнок выполняет любое задание на фантазию оригинально и креативо, самостоятельно действует под музыку( игра, песня, танец);
- С - выполняя задание на фантазирование , применяет некоторые стереотипы; Н - ребёнок затрудняется фантазировать и выполнять какие- либо действия под музыку самостоятельно;
- Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6–8 повторений композиций вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.
- В – ребенок запоминает с 3–5 повторений по показу. С – ребенок запоминает с 6–8 повторений.
- Н – ребенок не запоминает последовательность движений или ему необходимо большое количество повторений.
- Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
- В, С –здесь норма - это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
- Н – запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность, ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего.
Координация. Ловкость движений – точность, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях);
- правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, а также в других общеразвивающих видах движений.
- В – правильное и точное исполнение ритмических композиций 3 уровня сложности.
- – исполнение ритмических композиций 2 уровня сложности.
- – исполнение ритмических композиций 1 уровня сложности
- Ритм. Способность воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
В - прохлопывает правильно точно и ритмично сложные ритмические рисунки; ритмично выполняет танцевальные движения с предметами музыкальными инструментами; ритмично двигается под музыкальное сопровождение;
- С - правильно прохлопывает или повторяет на музыкальном инструменте (например, на деревянных ложках) несложный ритмический рисунок;
- Н - ребёнок испытывает затруднение при исполнении несложных ритмических рисунков.
Методические материалы
Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности.
Если ребенок проявляет выдающиеся способности по вокалу, то для него имеется возможность заниматься не только в группе, но и индивидуально. Такие дети принимают участие не только в концертах, но и в различных фестивалях и конкурсах .
Использование современных образовательных технологий, форм, методов, приемов обучения и воспитания.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к обучению вокалу, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и певческих навыков обучающихся.Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
Использование игровых технологий.
Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую - либо одну задачу (совершенствование дикции, развитие музыкальной памяти и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать певческие навыки, сценическое мастерство и т.д.
Одни игры выполняются обучающимися индивидуально, другие – коллективно. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент занятия, коллективные – желательно проводить в конце занятия, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется творческая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.
В основе образовательного процесса лежат классические принципы работы с детьми:
Создание комфортной обстановки для ребенка: Индивидуальный подход к каждому. Положительная оценка действий педагога. Сюрпризные моменты и игры в процессе НОД.
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
личностное и профессиональное самоопределение обучающихся на основе совместной деятельности в процессе занятий.
Задачи воспитательной работы
-способствовать воспитанию уважительного отношения между членами
коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитание патриотических чувств, чувства гражданской идентичности,
любви к родному краю и малой Родине;
- способствовать воспитанию уважения к результатам личного и
коллективного труда;
- способствовать воспитанию нравственных и волевых качеств;
- способствовать воспитанию аккуратности, трудолюбия.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, социокультурное и медиакультурное воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание, профориентационное воспитание
Формы воспитательной работы
беседа, лекция, дискуссия, экскурсия, викторина, акция, сюжетно-ролевая игра,
Методы воспитательной работы
беседа, упражнение, поощрение,
Планируемые результаты воспитательной работы
-уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
-сформированное чувство патриотизма;
-уважение к результатам личного и коллективного труда;
-сформированные нравственные и волевые качества;
-воспитание аккуратности, трудолюбия.
- Список литературы
для педагога:
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
для обучающихся:
1. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011. 2. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах года. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
3. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. № 1. – с. 44-47
для родителей (законных представителей):
1.Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014
2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная палитра, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...
Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"
Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников
Консультация для воспитателей...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников
В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....
«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников
Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...