«Мой характер».
план-конспект урока (7 класс) на тему
Цель:
Расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_harakter.docx | 37.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой характер».
Цель:
Расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
- способствовать осознанию собственных черт характера.
Развивающие:
- развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
- сплачивать коллектив;
- формирование и развитие толерантности, ответственности;
- развитие культуры общения.
Воспитательные:
- воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
- формирование иерархии ценностей.
Оборудование:
Мячик карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат “Дерево-характер”, какрандаши.
Организация пространства:
3 стола (дети сидят по группам вокруг столов).
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок. Я хочу, чтобы он был не только интересным (о чем вы всегда говорите), но и полезным. Настраиваемся на серьезную и активную работу.
II. Приветствие.
Любую встречу мы начинаем с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере. Вы сидите по группам, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова, улыбаетесь и передаете мячик по кругу. Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение в классе, и мы готовы работать.
III. Беседа.
Сейчас нам Федя Макаров прочитает рассказ. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на мои вопросы.
Обсуждение:
- Что мы узнали о мальчиках?
- Что помогло вам это понять?
- Какой герой нам более симпатичен. Почему?
- Почему мальчики повели себя по-разному?
IV. Изучение нового материала.
Итак, тема урока “характер”
Сегодня на уроке мы узнаем:
- Что такое характер. Черты характера.
- Что влияет на формирование характера.
- Как проявляются черты характера.
- Как характер влияет на поступки.
1. Беседа.
- Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
- Влияет ли характер на его отношения с окружающими? Как?
- Влияет ли характер на успехи в школе, жизни? Как?
- Характер дается человеку при рождении или его формируют?
Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.
Давайте узнаем определение понятия “характер”
Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак).
- к себе,
- к другим,
- к труду, деятельности (результатам труда).
Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим?
Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.
Учитель раздает карточки с перечнем черт характера
Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)
- А какие еще вы знаете черты характера?
3. Задание “Черты характера”.
Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).
Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка № 1 с перечнем черт характера. Прочитайте, все ли слова вам понятны?
Задание: Возьмите карточку № 2 . Заполните таблицу используя карточку № 1.
4. Игра «Душевные богатства»
Возьми карточку №3. Подчеркни какие черты твоего характера тебе помогают, а какие мешают.
честность доброта отзывчивость чуткость внимание к окружающим людям аккуратность нерешительный милосердие грусть наглость трусливый | жадность мудрость лукавство жалость щедрость нежность храбрость терпеливость трудолюбие весёлый нрав упрямство |
5. Задание “Узнай черту характера”.
Дети читают небольшое описание вымышленного человека. Остальные должны понять, о какой черте характера идет речь.
Молодцы, ребята. Вы верно назвали черты характера. Еще раз давайте скажем, как мы узнаем о чертах характера?
Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”
5. Задание “Ладошка”
На альбомном листе мы с вами нарисуем ладошку, название ладошки (чья), и на каждом пальчике напишем одну черту вашего характера.. Всего получится 5 черт. И так начали. А теперь собрали листы и угадаем несколько ладошек. Все мы такие умные, красивые, хорошие, аккуратные.
Физминутка
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг- скок, прыг- скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко.
Прыгай на носках легко.
6. Задание “Нарисуй сказочного героя”
Все мы любим читать и смотреть наши любимые сказки, мультфильмы. Нарисуйте сказочного героя, на которого вы похожи по характеру. Давайте создадим коллаж из ваших рисунков . Выходим по очереди. Так, пожалуйста. Очень хорошо. Молодцы! Хорошо справились . И все мы постараемся быть похожими на сказочных героев с положительными чертами характера.
7. Дискуссия.
- Зачем нужно знать свои черты характера?
- Изучать, познавать себя?
Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.
Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.
- А зачем нужно познавать других?
Знание людей поможет вам лучше строить отношения, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. А знаете ли вы своих одноклассников? Кроме плохого, что вы знаете о них хорошее? Вы посмотрите, сколько хороших и интересных ребят рядом с вами!”
V. Закрепление.
а) Обсуждение.
Как вы думаете, ребята, характер дается при рождении или формируется в течение жизни?
Кто или что формирует характер?
б) Работа с плакатом “Дерево-характер”.
Человека можно образно представить в виде дерева.
Многое человеку дается от предков (родителей, бабушек, дедушек и др.) в наследство: здоровье, цвет глаз, волос, строение тела и многое другое, особенности поведения (одни очень подвижные, другие – менее).
Возможно, какие-нибудь свойства человека, его поведенческие особенности передаются по наследству, но все же характер воспитывают. Влияют: семья, друзья, взрослые. Ребенок может вырасти в детском доме или в подвале. Воспитывать могут по-разному: любят, заботятся, уделяют много внимания развитию ума, прививают навыки общения либо пускают все на самотек. И вы как будущие родители тоже будете воспитывать детей. Безусловно, чтобы воспитать хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком и уметь воспитывать. Но и это не все. Большая роль в формировании характера принадлежит самому человеку. Посмотрите на дерево. Его ствол – это суть, сила, содержание самого человека, что человек из себя представляет”.
Обсуждение пословицы:
“Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу”.
Каков характер, таковы и поступки.
Форма жидкости зависит от сосуда, а характер человека от его друзей.
Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением.
Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.
VI. Заключение.
а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:
“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.
Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми.
б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а)...”
“Сегодня на занятии я понял(а)...”
В жизни мне пригодится ….
Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.
Молодцы, сегодня все активно, хорошо работали. Домашним заданием будет нарисовать свое дерево-характер.
Карточка №1 Лень Искренность Жестокость Сочувствие Равнодушие Ответственность Грубость Небрежность Аккуратность Трудолюбие Высокомерие Гордость Бережливость Зависть Доброта Жизнерадостность Спокойствие | Карточка №1 Лень Искренность Жестокость Сочувствие Равнодушие Ответственность Грубость Небрежность Аккуратность Трудолюбие Высокомерие Гордость Бережливость Зависть Доброта Жизнерадостность Спокойствие | Карточка №1 Лень Искренность Жестокость Сочувствие Равнодушие Ответственность Грубость Небрежность Аккуратность Трудолюбие Высокомерие Гордость Бережливость Зависть Доброта Жизнерадостность Спокойствие |
Карточка № 3
| Как нужно относиться (Положительные черты) | Как не нужно относиться (Отрицательные черты) |
Отношение к себе | ||
К другим людям | ||
Отношение к труду, учебе. |
Карточка № 3
| Как нужно относиться (Положительные черты) | Как не нужно относиться (Отрицательные черты) |
Отношение к себе | ||
К другим людям | ||
Отношение к труду, учебе. |
Карточка № 2
честность доброта отзывчивость чуткость внимание к окружающим людям аккуратность нерешительный милосердие грусть наглость трусливый | жадность мудрость лукавство жалость щедрость нежность храбрость терпеливость трудолюбие весёлый нрав упрямство |
Карточка № 2
честность доброта отзывчивость чуткость внимание к окружающим людям аккуратность нерешительный милосердие грусть наглость трусливый | жадность мудрость лукавство жалость щедрость нежность храбрость терпеливость трудолюбие весёлый нрав упрямство |
Карточка № 2
честность доброта отзывчивость чуткость внимание к окружающим людям аккуратность нерешительный милосердие грусть наглость трусливый | жадность мудрость лукавство жалость щедрость нежность храбрость терпеливость трудолюбие весёлый нрав упрямство |
Упражнение «Продолжи фразу»
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодняшний урок мне______________________________________________
Упражнение «Продолжи фразу»
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодняшний урок мне______________________________________________
Упражнение «Продолжи фразу»
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодняшний урок мне______________________________________________
Обсуждение пословиц:
Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу
Каков характер, таковы и поступки.
Форма жидкости зависит от сосуда, а характер человека от его друзей.
Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением.
Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.
Характер
Бабушка
Дедушка
Мама
Папа
Активный
Бережливый
Вежливый
Веселый
Добрый
Ласковый
Надежный
Честный
Щедрый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""
Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...
"Характер - русский. Мой характер"
Слайдовая презентация к классному часу по теме "Характер - русский. Мой характер". 5 - 7 классы....
Теоретического занятия для преподавателя по теме: «Характер, акцентуации характера»
№ п\пСодержаниеСтр.1Пояснительная записка62Методический блок 2.1Цели занятия и компетенции7 2.2 Межпредметные связи102.3Оснащение занятия122.4Хронокарта132.5Мотивация143Блок контроля ис...
Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».
Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...