«Мой характер».
план-конспект урока (7 класс) на тему

Трусова Галина Евгеньевна

Цель:         

Расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_harakter.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой характер».

Цель:         

Расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;
  • способствовать осознанию собственных черт характера.

Развивающие:

  • развитие навыков самоанализа и самовоспитания;
  • сплачивать коллектив;
  • формирование и развитие толерантности, ответственности;
  • развитие культуры общения.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных основ взаимодействия людей в обществе;
  • формирование иерархии ценностей.

Оборудование:

Мячик карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат “Дерево-характер”, какрандаши.

Организация пространства:

3 стола (дети сидят по группам вокруг столов).

Ход урока

I. Организационный момент.

 Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок. Я хочу, чтобы он был не только интересным (о чем вы всегда говорите), но и полезным. Настраиваемся на серьезную и активную работу.

II. Приветствие.

Любую встречу мы начинаем с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере. Вы сидите по группам, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова, улыбаетесь и передаете мячик по кругу. Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение в классе, и мы готовы работать.

III. Беседа.

Сейчас нам Федя Макаров прочитает рассказ. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на мои вопросы.

Обсуждение:

  • Что мы узнали о мальчиках?
  • Что помогло вам это понять?
  • Какой герой нам более симпатичен. Почему?
  • Почему мальчики повели себя по-разному?

IV. Изучение нового материала.

Итак, тема урока “характер”

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • Что такое характер. Черты характера.
  • Что влияет на формирование характера.
  • Как проявляются черты характера.
  • Как характер влияет на поступки.

1. Беседа.

  • Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?
  • Влияет ли характер на его отношения с окружающими? Как?
  • Влияет ли характер на успехи в школе, жизни? Как?
  • Характер дается человеку при рождении или его формируют?

Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.

Давайте узнаем определение понятия “характер”

Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак).

  • к себе,
  • к другим,
  • к труду, деятельности (результатам труда).

Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим?

Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.

Учитель раздает карточки с перечнем черт характера

Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)

  • А какие еще вы знаете черты характера?

3. Задание “Черты характера”.

Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).

Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка № 1 с перечнем черт характера. Прочитайте, все ли слова вам понятны?

Задание: Возьмите карточку № 2 . Заполните таблицу используя карточку № 1.

4. Игра  «Душевные богатства»

Возьми карточку №3. Подчеркни какие черты твоего характера тебе помогают, а какие мешают.

честность

доброта

отзывчивость

чуткость

внимание к окружающим людям

аккуратность

нерешительный

милосердие

грусть

наглость

трусливый

жадность

мудрость

лукавство

жалость

щедрость

нежность

храбрость

терпеливость

трудолюбие

весёлый нрав

упрямство

5. Задание “Узнай черту характера”.

Дети   читают небольшое описание вымышленного человека. Остальные должны понять, о какой черте характера идет речь.

Молодцы, ребята. Вы верно назвали черты характера. Еще раз давайте скажем, как мы узнаем о чертах характера?

Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”

5. Задание “Ладошка”

На альбомном листе мы с вами нарисуем ладошку, название ладошки (чья), и на каждом пальчике напишем  одну черту вашего характера.. Всего получится 5 черт. И так  начали. А теперь собрали листы и угадаем несколько ладошек. Все мы такие умные, красивые, хорошие, аккуратные.

Физминутка

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг- скок, прыг- скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко.

Прыгай на носках легко.

6. Задание “Нарисуй сказочного героя”

Все мы любим  читать и смотреть наши любимые сказки, мультфильмы. Нарисуйте сказочного героя, на которого вы похожи по характеру. Давайте создадим коллаж из ваших рисунков . Выходим по очереди. Так, пожалуйста. Очень хорошо. Молодцы! Хорошо справились . И все мы постараемся быть похожими на сказочных героев с положительными чертами характера.

7. Дискуссия.

  • Зачем нужно знать свои черты характера?
  • Изучать, познавать себя?

Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.

Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.

  • А зачем нужно познавать других?

Знание людей поможет вам лучше строить отношения, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. А знаете ли вы своих одноклассников? Кроме плохого, что вы знаете о них хорошее? Вы посмотрите, сколько хороших и интересных ребят рядом с вами!”

V. Закрепление.

а) Обсуждение.

Как вы думаете, ребята, характер дается при рождении или формируется в течение жизни?

Кто или что формирует характер?

б) Работа с плакатом “Дерево-характер”.

 Человека можно образно представить в виде дерева.

Многое человеку дается от предков (родителей, бабушек, дедушек и др.) в наследство: здоровье, цвет глаз, волос, строение тела и многое другое, особенности поведения (одни очень подвижные, другие – менее).

Возможно, какие-нибудь свойства человека, его поведенческие особенности передаются по наследству, но все же характер воспитывают. Влияют: семья, друзья, взрослые. Ребенок может вырасти в детском доме или в подвале. Воспитывать могут по-разному: любят, заботятся, уделяют много внимания развитию ума, прививают навыки общения либо пускают все на самотек. И вы как будущие родители тоже будете воспитывать детей. Безусловно, чтобы воспитать хорошего человека, нужно самому быть хорошим человеком и уметь воспитывать. Но и это не все. Большая роль в формировании характера принадлежит самому человеку. Посмотрите на дерево. Его ствол – это суть, сила, содержание самого человека, что человек из себя представляет”.

Обсуждение пословицы:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу”.

Каков характер, таковы и поступки.

Форма жидкости зависит от сосуда, а  характер человека от его друзей.

Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением.

Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.

VI. Заключение.

а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:

“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.

Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми.

б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а)...”
“Сегодня на занятии я понял(а)...”

В жизни мне пригодится ….

Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.

Молодцы, сегодня все активно, хорошо работали. Домашним заданием будет нарисовать свое дерево-характер.

 

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка №1

Лень

Искренность

Жестокость

Сочувствие

Равнодушие

Ответственность

Грубость

Небрежность

Аккуратность

Трудолюбие

Высокомерие

Гордость

Бережливость

Зависть

Доброта

Жизнерадостность

Спокойствие

Карточка № 3

 

Как нужно относиться (Положительные черты)

Как не нужно относиться (Отрицательные черты)

Отношение к себе

К другим людям

Отношение к труду, учебе.

Карточка № 3

 

Как нужно относиться (Положительные черты)

Как не нужно относиться (Отрицательные черты)

Отношение к себе

К другим людям

Отношение к труду, учебе.

Карточка № 2

честность

доброта

отзывчивость

чуткость

внимание к окружающим людям

аккуратность

нерешительный

милосердие

грусть

наглость

трусливый

жадность

мудрость

лукавство

жалость

щедрость

нежность

храбрость        

терпеливость

трудолюбие

весёлый нрав

упрямство

Карточка № 2

честность

доброта

отзывчивость

чуткость

внимание к окружающим людям

аккуратность

нерешительный

милосердие

грусть

наглость

трусливый

жадность

мудрость

лукавство

жалость

щедрость

нежность

храбрость

терпеливость

трудолюбие

весёлый нрав

упрямство

Карточка № 2

честность

доброта

отзывчивость

чуткость

внимание к окружающим людям

аккуратность

нерешительный

милосердие

грусть

наглость

трусливый

жадность

мудрость

лукавство

жалость

щедрость

нежность

храбрость

терпеливость

трудолюбие

весёлый нрав

упрямство

Упражнение «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок мне______________________________________________

Упражнение «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок мне______________________________________________

Упражнение «Продолжи фразу»

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я понял(а)__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодняшний урок мне______________________________________________

Обсуждение пословиц:

Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу

Каков характер, таковы и поступки.

Форма жидкости зависит от сосуда, а  характер человека от его друзей.

Цена скакуна измеряется бегом, сила слона познается в схватке, а характер человека определяется поведением.

Горы и реки изменить легко, а характер человека - трудно.

 

Характер

Бабушка

Дедушка 

Мама

Папа

Активный

Бережливый

Вежливый

Веселый

Добрый

Ласковый

Надежный

Честный

Щедрый         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

"Характер - русский. Мой характер"

Слайдовая презентация к классному часу по теме "Характер - русский. Мой характер". 5 - 7 классы....

Теоретического занятия для преподавателя по теме: «Характер, акцентуации характера»

№ п\пСодержаниеСтр.1Пояснительная записка62Методический блок 2.1Цели занятия и компетенции7 2.2 Межпредметные связи102.3Оснащение занятия122.4Хронокарта132.5Мотивация143Блок контроля ис...

Развитие речевых навыков по теме «Внешность и характер» Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер».

Технологическая карта урока разработана к разделу 5g Skills учебника Starlight 7. Обучающийся сможет развить навыки устной речи и аудирования по теме «Внешность и характер»....

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...