Теоретического занятия для преподавателя по теме: «Характер, акцентуации характера»
методическая разработка по психологии на тему

Субботина Елена Викторовна

№ п\п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

6

2

Методический блок

 

2.1

Цели занятия и компетенции

2.2

 Межпредметные связи

10

2.3

Оснащение занятия

12

2.4

Хронокарта

13

2.5

Мотивация

14

3

Блок контроля исходного уровня знаний

 

3.1

Вопросы фронтального опроса

15

4

Информационный блок

 

4.1

Методические рекомендации к изложению нового материала

 

 

План

16

 

Примерный текст лекции

17

5

Блок контроля эффективности обучения

 

5.1

Задания в тестовой форме

 

6

Домашнее задание

 

7

Литература

 

8

Приложения

 

8.1

Эталоны ответов в вопросам фронтального опроса

 

8.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_2_met.razrabotka.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение № 1)

теоретического занятия для преподавателя

 по теме:

«Характер, акцентуации характера»

Учебная дисциплина: _ОП.09 Психология 

Специальность:   34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс:   2       Семестр:    3

Работу составила

Преподаватель

Субботина Е.В.

Москва

 2017

РАССМОТРЕНА  

СОГЛАСОВАНО

Методическим Советом

Протокол № ____

от «    » ____________ 201__г.

Методист_______ /Е.В.Карпова/                                                                                              

                           

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ     ______________О.Е.Фричинская

           «___» _________ 2017г

Составитель:

Субботина Е.В. преподаватель  первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»(Обособленное подразделение №1)

Рецензенты:

Психомахова А.Р., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» (ОП №1)

        

№ п\п

  1. Содержание

Стр.

1

  1. Пояснительная записка

6

2

  1. Методический блок

2.1

Цели занятия и компетенции

7  

2.2

 Межпредметные связи

10

2.3

  1. Оснащение занятия

12

2.4

Хронокарта

13

2.5

Мотивация

14

3

Блок контроля исходного уровня знаний

3.1

  1. Вопросы фронтального опроса

15

4

  1. Информационный блок

4.1

  1. Методические рекомендации к изложению нового материала

  1. План

16

  1. Примерный текст лекции

17

5

  1. Блок контроля эффективности обучения

5.1

  1. Задания в тестовой форме

6

Домашнее задание

7

Литература

8

Приложения

8.1

  1. Эталоны ответов в вопросам фронтального опроса

8.2

                                                    Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине по ОП.09. Психология  теме «Характер, акцентуации характера»

В соответствии с рабочей программой целью данного практического занятия является ознакомление студентов с понятием «характер», «акцентуация характера», помощь в осознании своих особенностей и черт характера, развитие навыков самоанализа и самовоспитания, выявление  акцентуаций характера  у себя, решение ситуационных задач по определению типа акцентуации.

Занятие по теме «Характер, акцентуации характера» является продолжением темы « Психологические особенности личности», на  котором  мы уже познакомились с понятием  личности, структурой,  развитием и мотивацией  личности. Изучили современные подходы к изучению темперамента, основные концепции темперамента, психологическую структуру темперамента, основные психофизиологические свойства и типы темперамента и их психологические характеристики.

На предыдущем занятии по теме «Психологические особенности личности» студенты получили опережающие задания в виде докладов по теме урока, что позволяет развивать информационно- познавательную компетентность, формировать навык самообразования, развивать интерес к психологии как науке.

Методическая разработка содержит следующие части:  методический блок с указанием целей,  межпредметных связей,  хронокартой, мотивацией; блок контроля исходного уровня знаний с указанием примерных вопросов для фронтального опроса; примерным текстом лекции; блок контроля эффективности обучения, содержащий задания в тестовой форме, позволяющие и преподавателю, и студентом выявить те разделы лекции, в усвоении которых возникли трудности. В конце занятия предусмотрена рефлексия, которая позволяет студентам  оценить степень достижения целей, проанализировать причины затруднений, возникших на занятии.

Тема: «Характер, акцентуации характера»

Учебная дисциплина: Психология

Форма проведения: практическое занятие

Тип занятия: комбинированное занятие

Время: 90 мин.

Место проведения занятия: кабинет психологии

Цели занятия:

 Учебные: 

студент должен знать:

  1. Определение понятий « Личность», «Характер», «Акцентуация характера»
  2. Структуру личности;

студент должен уметь

  1. Давать психологическую оценку личности;
  2. Решать ситуационные задачи

Развивающие:

  1. Развивать способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;
  2. Развивать речь с использованием терминологии принятой в психологии, аргументированно отвечать на вопросы;
  3. Развивать логическое мышление, способность к сравнению;
  4. Развивать информационно- познавательную компетентность, формировать навык самообразования;
  5. Развивать интерес к психологии  как к науке;

Воспитательные:

  1. Развивать интерес студентов к изучаемому вопросу и актуальности темы;
  2. Продолжить воспитывать заинтересованное отношение к учебе, активность и самостоятельность на занятии;

  1. Конечные цели обучения и воспитания по теме сформулированы в виде профессиональных и общих компетенций.

                   

1. Общие компетенции

Компетенции

  • Способность  самостоятельно работать с информацией
  • Готовность выступать перед аудиторией
  • Готовность взаимодействовать и сотрудничать с другими студентами и преподавателем
  • Готовность использовать новые информационные технологии и современные методы, приемы, средства передачи и хранения информации

        

Оснащение:

Материальное: 

Техническое: компьютер с мультимедийным проектором.

Методическое: 

-задания в тестовой форме.

                                 

     

Основные этапы

Содержание этапов занятия

Методы и приемы обучения

Средства обучения

Время

1.

Организационный момент

- проверка присутствующих и готовность учащихся к занятию;

2 мин

2.

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний о личности, темпераменте

Изложение с элементами беседы

10

мин

3.

Актуализация и коррекция  опорных знаний

Актуализация знаний о карбоксильных производных органических веществ

Проверка качества усвоения материала, изученного на предыдущем уроке

Фронтальный опрос

10 мин

4.

Изложение нового материала

Изложение основных понятий и терминов. Знакомство с  понятиями « Характер», «Акцентуация характера»

Лекция с элементами беседы, тест, решение практических задач.

Тест практические задачи

45 мин

5.

Проверка эффективности усвоения материала

Тестирование

(2 варианта по 15 вопросов)

Самостоятельная работа

Тестовые задания

15 мин

6.

Самопроверка результатов тестирования, обсуждение   вопросов, вызвавших затруднение

Проверка результатов тестирования

Самопроверка результатов тестирования

8 мин

7.

Прохождение теста-опросника  

Решение кроссворда

Самостоятельная работа

Задание с кроссвордом

5 мин

8.

Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов

Обсуждение, повторение и закрепление нового материала.

Итоговый, дифференцированный опрос

6 мин

9.

Домашнее задание

Объяснение ключевых моментов домашнего задания

1 мин

Больной В., 57 лет эмпатичный, очень жалостливый, предпочитает дружеские контакты. Скромный, застенчивый, не уверен в себе. Легко становится подозрительным и настороженным в неблагоприятных ситуациях, Проявляет беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений неэффективности и даже опасности лечения.

Задание:

Выберите рациональный способ общения.

Эталон ответа: Если человек боится и тревожится,  его  необходимо успокоить. При этом хороши и близкая дистанция (интимная, менее 45 см) и тихий, ласковый, но уверенный голос и физический контакт (можно приобнять пациента, погладить его руку). Можно использовать и некоторые вербальные психотерапевтические приемы, например, повтор последних слов в предложении больного, обращенного к вам или переформулировать своими словами то, что говорит пациент. Повторяя слова больного, вы даете ему понять, что разделяете его беспокойство, понимаете его беспокойство и принимаете его как личность.

Перед нами пациент с тревожной акцентуацией характера.

                                                       

Вопросы фронтального опроса (ответы см. приложение №1)

1.Дайте определение личности

Эталон ответа: Личность –это человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей в обществе.

В чем сущность гуманистической теории личности по А.Маслоу (кратко)?

Эталон ответа: Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Что такое темперамент?

Эталон ответа:  Темпера́мент— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Какие типы темперамента вы знаете?

Эталон ответа: 

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик— быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Как темперамент человека влияет на его болевой порог?

Эталон ответа: 

У  холериков и меланхоликов низкий порог болевой чувствительности по отношению к сангвиникам и флегматикам. Таким образом, даже не очень интенсивные боли у меланхолика приводят к снижению активности, вялости, заторможенности. А холерики при болевых ощущениях не могут сидеть на месте, их поведение импульсивно. Флегматики и меланхолики легче переносят режим ограничения подвижности, чем холерики сангвиники.

                                     Информационный блок

План лекции:

  1. Понятие «характер»
  2. Понятие «темперамент»
  3. Свойства характера
  4. Черты характера
  5. Акцентуации характера
  6. Сообщение на тему: «Биография Карла Леонгарда»
  7. Сообщение на тему: «Биография Андрея Евгеньевича Личко»
  8. Классификация акцентуаций по Леонгарду
  9. Классификация акцентуаций по Личко

Как мы уже говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями организма человека и психодинамическими свойствами его нервной системы. Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Выдающийся советский психолог Л.С.Выготский указывал, что «темперамент есть наличная предпосылка, а характер - конечный результат воспитательного процесса»

Сегодня мы поговорим о характере, о факторах, которые влияют на его формирование.

«Характер» – слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже значение его несколько изменилось и стало означать «черта», «примета», «признак», «особенность». Мы употребляем слово «характер», когда хотим оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения. (Не о случайных: трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным и грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная. Кроме того, мы употребляем слово «характер», когда идет речь о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных способностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека.

 Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания. Влияния эти являются: общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера. Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

 Свойства  характера

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. 

Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

 Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. 

Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. 

Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

 

Черты  характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую  группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Термин «акцентуированная личность» предложил К. Леонгард в 1968

Сообщение на тему: «Биография Карла Леонгарда»

http://onevroze.ru/wp-content/uploads/2015/01/628.jpgРодился он в 1904 году в Эдельфельде, расположенном в Баварии. В детстве Карл Леонгард мечтал стать юристом, но постепенно главным его увлечением стала медицина. После окончания университета он выбрал направлением своей трудовой и научной деятельности психиатрию. Первым местом его работы в 1931 году стала психиатрическая клиника в Габерзее. Через год Карл Леонгард становится ее главным врачом. Однако в 1936 году он оставляет этот пост и переходит во Франкфуртскую университетскую клинику нервных болезней и вскоре получает научную степень. В 1944 году он уже внештатный профессор этого университета. Затем Карл Леонгард становится профессором психиатрии и неврологии в Медицинских академиях в Эрфурте и Берлине. В 1957 году он начинает работать в клинике «Шарите».

Преподавая в университетах, Карл Леонгард не оставляет свою частную практику. Помимо нее, он занимается научными исследованиями, итогами которых становятся очерки и статьи. Больше всего внимания он посвящает шизофрении. В его трудах можно найти классификацию и клинику этой болезни. Леонгарда охотно принимают в национальные и международные научные сообщества, зачастую он становится их почетным членом, несмотря на то что некоторые его научные изыскания не находят одобрения среди других ученых. Например, его попытка выделить циклоидный психоз в отдельное заболевание. Тогда как официально были признаны только депрессивный психоз и шизофрения. Немецкий психиатр Карл Леонгард также изучал детскую шизофрению. Он считал, что симптомы этой болезни проявляются уже в детстве. В этот же период жизни человека можно поставить такой диагноз. Дополнительно он описывал нарушения развития интеллекта.

На основе изучения расстройств настроения Леонгардом был написан научный труд «Акцентуирование личности». В нем он разбил акцентуации по типам и описал их. Дополнительно дал характеристику каждому типу на примере характеров литературных героев. 

Андрей Евгеньевич Личко использовал опросник  Леонгарда для определения акцентуаций характера у подростков.

Сообщение на тему: «Биография Андрея Евгеньевича Личко»

http://www.psychologos.ru/images/lichko_1376382792.jpg

Андрей Евгеньевич Личко (8 ноября 1926 — 6 августа 1994) — советский психиатр, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962)[1]. Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.

С 1965 по 1985 г. был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие

Самой известной модификацией теста Леонгарда является методика Ганса Шмишека. Ганс (Ханс) Шмишек – немецкий конфликтолог. В 1970 году он предложил опросник «Краткая анкета для оценки акцентуированных личностей». А кцентуации характера, определяемые по ней, соответствуют классификации Леонгарда. 

  1. Классификация акцентуаций по Леонгарду ( раздаточный материал)

Немецкий психолог Карл Леонгард разделял все черты характера на основные и дополнительные. Основные – это стержень личности. Они ответственны за ее психическое здоровье. Если одна из этих черт усилена (акцентуирована), то она определяет поведение человека. При воздействии на нее неблагоприятных факторов может развиться патология.

Группа

Тип акцентуации

Характеристика

Типы акцентуаций, относящиеся к темпераменту, как к природному образованию

Эмотивный

Добрый, сострадательный, гуманный, ценит близких друзей, миролюбивый, исполнительный, имеет обостренное чувство долга. Но при этом отличается боязливостью, слезливостью и стеснительностью.

Аффективно-экзальтированный

Общительный, влюбчивый, отличается хорошим вкусом, внимательный к близким, альтруистичный, способен на высокие чувства. Но при этом склонен к панике, теряется в условиях стресса, подвержен сменам настроения.

Аффективно-лабильный

Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости.

Тревожный

Дружелюбный, верный, исполнительный, самокритичный. Настроение часто снижено, робкий, не отстаивает свои интересы, нуждается в поддержке.

Дистимический (гипотимный)

Добросовестный, серьезный, немногословный, высоко ценит друзей. Но при этом индивидуалист, замкнут, склонен к пессимизму, пассивен.

Гипертимный

Общительный, оптимистичный, активный, выносливый, трудолюбивый, не теряет контроль в стрессовых ситуациях. Легкомысленен, редко доводит начатое до конца. Не терпит одиночества и строгого контроля.

Типы акцентуаций, относящиеся к характеру, как к социальному образованию

Возбудимый

Отличается перепадами настроения и бурными вспышками гнева. В спокойном состоянии заботливый, добросовестный, аккуратный. Во время вспышек гнева плохо контролирует свое состояние, раздражителен.

Застревающий

Ответственный, стрессоустойчивый, упорный, выносливый, предъявляет к себе и другим высокие требования. Но при этом подозрительный, обидчивый, занудный, ревнивый, несколько конфликтный. Не терпит, когда кто-то другой претендует на его место.

Педантичный

Аккуратный, строго придерживается правил, надежный, добросовестный, миролюбивый. Но часто отмечаются занудливость, брюзжание, не работе – бюрократизм.

Демонстративный

Артистичный, харизматичный, общительный, имеет развитую фантазию, стремится к лидерству. Но при этом тщеславен и склонен ко лжи, эгоистичен. Не терпит, когда ему не уделяют внимания, страдает, если его авторитет подорван.

Типы акцентуаций, относящиеся к личности в целом

Экстравертированный

Общительный, дружелюбный, внимательный, исполнительный, всегда готовый выслушать, не претендует на лидерство. Но при этом болтлив, легкомысленен, легко попадает под чужое влияние, склонен к необдуманным импульсивным поступкам.

Интровертированный

Принципиальный, сдержанный, погруженный в свой внутренний мир, морально развит, отличается богатой фантазией. Но при этом замкнутый, упрямый, отстаивает свою точку зрения, даже в том случае, если оказывается неправ. Не терпит вмешательства в его личную жизнь.

  1. Классификация акцентуаций по Личко

Советский психиатр Андрей Личко рассматривал акцентуации, как временные усиления черт характера, которые могут появляться и исчезать в детском и подростковом возрасте. При этом он признавал возможность сохранения акцентуаций на всю жизнь и перехода их в психопатии. Поскольку Личко считал акцентуации пограничным вариантом между нормой и психопатией, то его классификация основана на типах психопатий.

Тип акцентуации

Характеристика

Гипертимный

Веселый, активный, оптимистичный, уверенный в себе, стремится к лидерству, находчивый, предприимчивый. Минусы: легкомысленный, неусидчивый, невнимательный, не достаточно ответственно относится к своим обязанностям, бывает раздражителен.

Лабильный

Хорошо развита эмпатия, чувствует эмоции окружающих и их отношение к себе. Испытывает сильные перепады настроения по незначительным поводам. Нуждается в поддержке близких.

Циклоидный

Циклически меняющиеся спады и подъемы настроения. Периодичность составляет несколько недель. В периоды подъема общительный, энергичный, радостный, энергичный. В период спада – апатичный, раздражительный, грустный.

Астено-невротический

Дисциплинированный, аккуратный. Отмечается повышенная психическая утомляемость, которая делает человека раздражительным и чрезмерно заботящимся о своем здоровье.

Психастенический (тревожно-мнительный)

Интеллектуально развит. Склонен к размышлениям, самоанализу, оценке своих действий и поступков окружающих. Завышенная самооценка сочетается с нерешительностью. В кризисные моменты может совершать необдуманные поступки. Минусы: мелочен, деспотичен, склонен к развитию навязчивых действий.

Сензитивный (чувствительный)

Высокая чувствительность к радостным и пугающим моментам. Послушный, усидчивый, ответственный, спокойный, предъявляет высокие моральные требования к себе и другим. Минусы: малообщителен, мнителен, плаксив, тяжело адаптируется в новом коллективе.

Эпилептоидный (инертно-импульсивный)

Стремится к лидерству, любит устанавливать правила, пользуется авторитетом у руководства и среди сверстников. Хорошо переносит условия жесткой дисциплины. Минусы: может обижать слабых, устанавливает жестокие порядки, раздражительный.

Шизоидный (интровертированный)

Замкнутый, предпочитает одиночество или общение со старшими. Минусы: равнодушен, не способен проявлять сочувствие и сопереживать.

Неустойчивый

Общительный, открытый, обходительный, стремится к развлечениям. Минусы: лень, нежелание работать и учится. Склонен к потреблению алкоголя, наркотиков, к азартным играм.

Истероидный (демонстративный)

Артистичный, импульсивный, инициативный, общительный, любит внимание, стремится занять лидирующее положение, но не способен добиться авторитета. Минусы: эгоцентричен, склонен ко лжи. Поведение отличается неестественностью и наигранностью.

Конформный

Отсутствует критичность и инициативность, склонен подчинятся мнению со стороны. Стремится не отличаться от остальных членов группы. В угоду группе может совершать неблаговидные поступки, при этом склонен оправдывать себя.

Паранояльный

Характерные черты развиваются к 30 годам. В детстве проявляет себя как подросток с эпилептоидной или шизоидной акцентуацией. Самооценка значительно завышена, появляются идеи о своей исключительности и гениальности.

Эмоционально-лабильный

Страдает от частых и сильных перепадов настроения, нуждается в поддержке,

http://uslide.ru/images/9/15743/960/img14.jpg

Для закрепления знаний студентам предлагаются задания

                            в виде ситуационных задач

Задача№1 Больной в., 26 лет очень эмоциональный, восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем, фантазер. Пренебрежительно относится к болезни. Забывает выпивать лекарства, не является на процедуры. Легко нарушает режим и врачебные рекомендации. Надеется на то, что «все само собой обойдется». Демонстрирует желание получить от жизни все, несмотря на болезнь.

Задания

  1. Определите тип акцентуации.
  2. Выберите рациональный способ общения.

Эталон ответа.Пациент имеет гипертимную акцентуацию характера. Цель-убедить пациента в необходимости строгого соблюдения предписаний врача. В общении с таким пациентом важно подчеркивать необходимость выполнение назначений врача, акцентировать внимание на последствиях отказа от лечения, тщательно контролировать прием лекарственных препаратов. Важно показать, что одного оптимистического взгляда на будущее недостаточно для выздоровления. Необходимо заинтересовать пациента в процессе лечения. Можно призвать к участию родных и близких пациента.

Залача№2

Больной В., 57

 

 

 

1.Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппентейтер, В.Я. Романова. М., 2000.- С. 585-663.

2.Личко А.Е. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппентейтер, В.Я. Романова. М., 2000.- С. 667-753.

    Преподаватель предлагает студентам кратко сформулировать, что нового они узнали на данном занятии; были ли достигнуты, по их мнению, цели занятия; что больше всего запомнилось и что, наоборот, показалось неинтересным; с какими трудностями они столкнулись в ходе этого занятия; преподаватель  стимулирует студентов к анализу причин неудач и затруднений.

Подводя итоги занятия, преподаватель характеризует и оценивает работу группы в целом, выставляет отметки студентам, принимавшим активное участие в беседе по ходу лекции и в выполнении заданий для закрепления.

Список рекомендуемой литературы для преподавателя

1.О.С. Габриелян: «Химия. Методическое пособие 10 класс» Москва

.Дрофа.2010г

2.Н.Н. Гара: «.Уроки химии 10» Москва. Просвещение. 2009г

Список рекомендуемой литературы для студентов

1. Чернобельская Г.М. Химия § 20.1-20.3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Карбоновые кислоты-органические вещества, молекулы которых содержат

одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным

радикалом.

2.Карбоксильная группа сочетает в себе две функциональные группы -

карбонил и гидроксил, взаимно влияющие друг на друга:

В этой сложной функциональной группе соединены друг с другом две простые

кислородсодержащие группы: карбонильная >С=О и гидроксильная (или окси-

группа) –ОН; отсюда и происходит название – карбоксильная группа.

В группе -С=О атом углерода несет частичный положительный заряд и

притягивает к себеэлектронную пару атома кислорода в группе–ОН.При этом

электронная плотность на атоме кислорода уменьшается, связь ослабляется.

В свою очередь, группа -ОН «гасит» положительный заряд на группе С=О.

3. Карбоновые кислоты классифицируют по двум структурным признакам.

По числу карбоксильных групп кислоты подразделяются на:

-одноосновные ( муравьиная, уксусная кислоты)

-многоосновные ( щавелевая, лимонная)

По характеру углеводородного радикала различают кислоты:

предельные (муравьиная, уксусная кислоты)

непредельные (акриловая, олеиновая)

ароматические( бензойная,салициловая)

4. СnH2n+1COOH или СnH2nO2

5.Низшие карбоновые кислоты — жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С

повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде и их плотность

уменьшаются, а температура кипения повышается. Высшие кислоты, начиная с нонановой твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.

6.Наличие карбоксильной группы предполагает ряд общих свойств карбоновых

кислот. Это прежде всего кислотность. Карбоновые кислоты, как правило,

слабые кислоты. Даже самые сильные из них (винная, щавелевая) сравнимы

лишь со слабой неорганической сернистой кислотой.

Для карбоновых кислот типичны обычные реакции неорганических кислот, например, в реакции со

щелочами, карбонатами, оксидами образуются соли. Карбоновые кислоты обладают также особыми

свойствами.

7.2HCOOH + Mg=(HCOO)2Mg + H2

8.СH3COOH +СaO=(CH3COO)2Ca + H2O

9.СH3–COOH + NaOH=СH3–COONa + H2O

10.СH3CH2COOH + NaHCO3 = CH3CH2COONa + H2O + CO2

11.CH3––СОOH+ CH3ОН=CH3-СО-OCH3+H2O

Приложение 2

Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме

1 б

2 г

3 в

4 г

5 б

6 в

7 г

8 г

9 г

10 в

11 б

12 а


Критерии оценки знаний.

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.
  2. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «не только из учебников, но и подобранные самостоятельно»,правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
  3. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
  4. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
  2. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.

Допускает частичные ошибки.

Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.

Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Железы внутренней секреции»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Железы внутренней секреции», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 060501 Сестринское ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Развитие эволюционных взглядов до Дарвина».

Это пособие для преподавателя медицинского училища. Составлена с использование технологии критического мышления   через чтение и письмо....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Сущность жизни. Уровни организации жизни».

Данное пособие для прподавателя медицинского училища по специальности сестринское дело.  Изучаемы материал поделён на учебные элементы, содержит хронокарту, задания для аудиторной  самостоят...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине "Биология" по теме: "Постэмбриональное развитие"

Методическая разработка  предназначена для подготовки к теоретическому занятию по изложению нового материала, обобщению и систематизации вопросов размножения. Методическая разработка способствует...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ТЕМА: «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ПОНЯТИЕ О ПРЕДЕЛЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей СПО работающих на 1 курсе....