Конспект открытого занятия изостудии «Блик» (дополнительное образование) Тема: «Весна в батике. Одуванчики»
методическая разработка (7, 8 класс)

Дополнительное образование (изостудия)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vesna_v_batike.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Киреевский центр образования № 3»

муниципального образования Киреевский район

Конспект открытого занятия

изостудии «Блик» (дополнительное образование)

Тема: «Весна в батике. Одуванчики»

Учитель изобразительного искусства

И.В.Крыгина

2018 год

«Весна в батике»

Цель занятия:

• Совершенствовать навыки, приёмы при создании батика

• Углубить знания по технологии создания декоративных изделий

• Продолжить изучение истории батика

• Работать в технике холодного батика

• Ознакомиться с инструментами, приспособлениями, материалами

• Воспитывать аккуратность, внимательность, эстетический вкус

• Развивать творческую инициативу, эстетический вкус

Материалы и приспособления:

Видеоряд по данной теме, сетка кроссворда, музыкальное приложение «Звуки весны», ткань с резервным контуром, натянутая на подрамник; краски для батика; кисти из натурального волоса, различной маркировки, палитра с углублениями; баночки для воды

Звучит весенняя мелодия

1 Весна… Как радуется её приходу все живое. Звуки весны наполняют каждый уголок сознания (звучит весенняя мелодия)

Весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-жёлтого, охристого (слайд 1)

Дыханием Весны наполнена поэзия (читают стихотворения дети)


*****
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!
Иван Бунин

*****

Апрельской акварелью
Раскрашены леса,
Ручьи, берёзы, ели
И птичьи голоса.
Апрельской карамелькой
Хрустит угрюмый снег,
И верба распушилась
Вдоль оживлённых рек.
И облака роятся -
Прозрачны и легки.
И тенькает синица
Апрельские стихи.
Филиппова Е.

Весенней палитрой наполнены произведения живописи (слайд 3)

С приходом весны земля покрывается цветами Первые весенние цветы – подснежники, а самый первый цветок в лесу-печёночница (слайд 4)Особенно радует глаз яркий жёлтый одуванчик

Тема нашего занятия «Одуванчики. Весна в батике»

Поближе познакомиться с этим цветком нам помогут…(слайд5-8, дети)

Художники-живописцы часто в своем творчестве обращаются к этому не сложному цветку (слайд 9)

А так выглядит стилизация одуванчика (слайд 10)

Стилизованные мотивы цветка часто используют художники-дизайнеры для оформления интерьера (слайд11-14)

Излюбленным мотивом стал одуванчик и в батике (слайды 15-17)

Батик и его техники (слайд 18, 19)

История батика

Искусство батика зародилось в Индонезии. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На острове Ява в обиходе использовалось слово амбатик, которое переводиться, как рисовать, писать, гравировать. Наиболее известны те способы разрисовки тканей, в которых применяются различные резервирующие составы. Использовались, как правило, хлопковые ткани. Именно на острове Ява искусство батика достигло высочайшего технологического мастерства и изысканности. Рисунки были разнообразны: геометрический, растительный орнамент, мифологические сюжеты на темы Махабхараты, Рамаямы, преданий Индонезии, Бирмы, Суматры, изображение фантастических птиц и богов Востока. Индонезийский классический батик малоцветен, сама техника ограничивала его палитру, цвет перекрывался не более десяти раз. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска – индиго. Рецепты изготовления синей краски, как и сами рисунки были, величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались в ручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам – палочки с острым концом и желобком, которая создавала тонкий графический рисунок.

В приданом каждой девушки были обязательны вещи выполненные в технике батика – одежда, красочная материя ,для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

В начале XVII века в Индонезию вслед за португальцами попадают голландцы. Именно они открыли батик для Европы. Просвещённые и свободные голландцы не могли не заметить, что настенные панно индонезийцев поразительно напоминают фрески в храмах и деревянные иконы славянских народов.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», и развивался в основном в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Тбилиси, Киев.

Технике батика подвластны разные жанры:

Пейзаж и натюрморт (слайд 20)

Изображение человека (слайд 21)

Сложные фантазийные композиции (слайд 22)

На сегодняшнем занятии мы представим технику холодного батика (слайд 23)

Что же потребуется для росписи по ткани? Это… (слайды 24-26)

Подготовка ткани для батика.

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Перед росписью ткань предварительно замачивают в воде на 1-2 часа, а потом, вываривают в мыльно-содовом растворе или растворе стирального порошка 30-40 минут.

После этого ткань нужно тщательно прополоскать в тёплой, потом в холодной воде. Следует учесть, что ткань даёт усадку.

Ткани, на которых исполняется роспись, не должны иметь ткацких дефектов (узлов, петель, утолщения ниток, блесен и т.д.)

При росписи большое значение имеет ткацкое переплетение ткани, её толщина плотность ткани. От этих показателей зависит густота резерва и ширина резервной линии, которую наносят на ткань. Чем толще и плотнее ткань, тем реже должен быть резерв, шире линия, и наоборот. Наилучшими для росписи являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения.

Из хлопчатобумажных тканей для росписи рекомендуются: батист, шифон, маркизет, мадаполан, бязь, полотно, ситец.

Из искусственных тканей для росписи применяются отбеленные и светло-закрашенные ткани, изготовленные из вискозного волокон, ацетатных и триацетатных ниток. Их роспись не вызывает особенных трудностей, среди них лучше поглощают краски из вискозных волокон.

Из синтетических тканей для росписи используют капроновые. Однако краски на этих тканях растекаются плохо, кисть или тампон с краской следует подводить до самого края резервной линии, при этом могут быть пятна, ореолы, затекания краски и неравномерное покрытие плоскости рисунка краской.

Требования по технике безопасности (слайд 27)

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

1. быть крайне осторожным и аккуратным с воспламеняющимися и ядовитыми веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

2. на рабочем месте должны находится только нужные красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть этикетки с разборчивым названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

3. изготовление красильных растворов необходимо делать при открытом окне или в помещении с вытяжным шкафом.

4. необходимо быть очень осторожным при работе с резрвным раствором для горячего и холодного батика. Компоненты этих смесей сильно воспламеняющими и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны.

·

· Правила техники безопасности при работе с утюгом

9. Перед работой необходимо проверить исправность шнура;

10. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки;

11. Ставить утюг на специальную подставку;

12. Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура, чтобы шнур не перекручивался во время работы;

13. По окончанию выключать утюг;

Варианты цветовой палитры с применением образа одуванчика (слайд 28)

2 Объяснение задания

Используя кисти необходимого номера выполнить цветовое решение задуманной композиции. Следует учитывать, что цветовую заливку следует начинать с самых светлых оттенков

3 Практическая работа (выполняется самостоятельно, возможна индивидуальная помощь)

4 Итог

Организация мини-выставки

Кроссворд

Вопросы и ответы к кроссворду

#1063;то входит в состав резерва (бензин)

#1054;снова для росписи в технике «батик» (ткань)

#1087;риспособление для нанесения резервирующего состава (трубочка)

#1057;трана-родина батика (Индонезия)

#1062;веток, послуживший мотивом для этого урока (одуванчик)

Организация рабочего места.

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

- должно быть сухим, светлым, теплым

- с естественным доступом воздуха

- хорошо налаженной вентиляцией

- по площади достаточной для проведения в составе 15-20 человек.

Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения должна быть не менее 2,5 кв.м.на человека, для помещения предусматриваются форточки и фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерывах между занятиями групп.

Температура в кабинете должна поддерживаться от +17 до +20 С при влажности 40-60 %

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать иллюминисцентными лампами, они создают освещение близко к естественному свету, что очень важно при работе. Для обеспечения достаточно по мощности, не слепящего, равномерного и теневого освещения. Светильники нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга на высоте не более 2,2м. от поверхности столов. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые. В оформлении кабинета большое значение играет окраски стен.

Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

Столы надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы. Подход к рабочим местам должен быть свободным с обеих сторон. Расстояние между столами должно быть 50-80см. между рядами 1,2-1,5м. от стен и от окон 0,6-0,8м.

Расстояние между глазами учащегося и работой не должно превышать 25-30см. необходимо предусмотреть место для ВТО изделий.

В интерьере кабинета необходимо сочетать цветовое сочетание отдельных элементов, масштаба. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы таким образом, чтобы в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия в объединении дополнительного образования "Золушка"

В ходе занятияобучающиеся знакомятся  с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства, приобщаются  к народной культуре;знакомятсяс видами русского декоративно-прик...

конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"

Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...

Конспект открытого занятия по развитию творческого развития " Красавица Весна"

На данном занятии дети рисуют весну в технике изонить. На занятии использовалась презентация о весне с музыкой,   использовалась презентация по технике изонить , была веселая    музыкал...

Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.

В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок"

План - конспект открытого занятия "Знакомство с дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой по хореографии "Барвинок" разработан с целью пробудить интерес к занятиям...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...