Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
статья на тему
«Здоровье - не все, но все без здоровья — ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baeva.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙВОВНЕУРОЧНОЕВРЕМЯ»
Воспитатель: Баева Н.Н.
«Здоровье - не все, но все без здоровья — ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.
В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей (в большинстве случаев среди детей «социального сиротства») имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.
Чаще всего дети группы риска и попадают в учреждения интернатного тина.
Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса школы - интерната с. Камышла является сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся.
Основными критериями здоровьесбсрегающих свойств педагогической
технологии являются:
1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень, социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств). С чего начать свою работу в данном направлении?
В первую очередь, необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту, определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий). Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога, повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональный компонент мотивации(поощрение, оценивание малейшего положительного результата, установление добрых взаимоотношений между учителем и учеником).
Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения поможет творческих подход к образовательному процессу (применение нетрадиционных, активных форм и методов на уроках и во внеурочной деятельности, например, использование информационные технологии, средства ТСО). Создание во время занятий атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Смена форм проведения во время занятий, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные занятия , особенно связанные с применением компьютерных технологий, обязательно слабым ученикам заранее нужно давать маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.
Внеклассные занятия -составная часть учебного процесса. Для воспитанника - это сложная работа, 40 минут сосредоточения, внимания и напряжения, где часто наблюдается физическая усталость. Для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно-двигательного аппарата, кистей рук и т.д. Одной из используемых и очень эффективных, является гимнастика для глаз, разработанная профессором Аветисовым Э.С. Упражнения выполняются сидя в течение 3 — 5 минут.
1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. (5-6 раз);
2. Откинувшись па спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и зачем открыть веки. (5-6 раз); 3. Руки - на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. (5-6 раз);
4. Поднять глаза кверху, сделав ими круговые движения по часовой стрелке, затем - против часовой стрелки. (5-6 раз);
5. Руки — вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх(вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы руки опустить (выдох). (4,— 5 раз).
6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 — 2 секунды, перевести взгляд на кончик носа 3-5 секунд. (6 - 8 раз);
7. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Если систематически выполнять это упражнение, то оно не займет во время занятий много времени.
Необходимым аспектом здоровьесберегающих технологий является соблюдение гигиенических требований (тепловой и световой режим, проветривание кабинета, чистота учебного помещения).
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрытьсвои творческие способности, а педагогу эффективно профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
В современном информационном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных р...
Реализация здоровьесберегающих технологий во внеурочное время
Материал содержит сообщение, презентацию к сообщению, музыку для релаксации...
Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочное время"
представлен материал по здоровьесберегающим технологиям...
Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»
Структура мастер-класса: 1. Вступление.2. Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...
Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...
" Использование компьютерных технологий во внеурочное время. Тема "Экология".
Тема экологии на дополнительных занятиях по французскому языку… Звучит немного странно, но в процессе работы в старших классах я обратила внимание, что в учебных пособиях для этой возрастной ка...
«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...