РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ А.З. РАХИМОВА
статья на тему
О реализации требований ФГОС НОО средствами технологии творческого развития учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_trebovaniy_fgos_noo.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Бадгиева Эльза Даниязовна, учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Нижнекамск
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
А.З. РАХИМОВА.
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который способствует формированию личности, умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике.
Классическая методика обучения очень проста: учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы - это механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет места творчеству.
Мы - учителя татарского языка и литературы работаем по технологии творческого развития А.З.Рахимова. Отличительной чертой технологии является субъект-субъектные отношения между учителем и учениками. Всеобщая занятость на уроке достигается через:
- отказ от традиционной проверки домашнего задания,
- отказа от монолога учителя,
- отказа от традиционной проработки учебного материала,
- введение обязательной оценки каждого шага на уроке.
Главное наше педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности.
Имея богатый опыт работы по этой технологии, хотим поделиться некоторыми своими наработками. Через структурный анализ урока раскроем основные трудности, с которыми мы столкнулись и опишем способы их преодоления. Урок, построенный по технологии творческого развития, состоит из трех этапов, каждый из которых состоит из четырех компонентов.
- Ориентировочно-мотивационный этап (10 мин.)
- Проверка домашнего задания. Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы, организуется выставка. На этом этапе мы учим детей отмечать не только те работы, которые выделяются своим ярким исполнением, а особенно те, которые интересны своими идеями. Дети раскрываются с интересной стороны, так рождаются новые проектные и исследовательские работы.
2. Выравнивание знаний.
Традиционная система никогда не сможет выровнять знания. Учащиеся класса неизбежно расслаиваются по успеваемости. На этой основе у одних детей развивается комплекс неполноценности, а у других - комплекс превосходства над всеми. Здесь создаются благоприятные условия для развития психических и психологических заболеваний.
Идея развивающего обучения и творческого развития заключается в уверенности в том, что все нормальные дети способны усвоить программный учебный материал. Нет сомнения, что это так. Вопрос в том, как добиться одинаково хорошего усвоения материала всеми учащимися.
По нашему мнению, этап «выравнивания знаний» помогает решению этой проблемы. Мы даем возможность каждому ученику уже в начале урока прочувствовать свои успехи и получить заряд положительных эмоций, уверенность в том, что он может, что у него все получается. Мы говорим детям: «Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте убедимся, что все находимся на одной стартовой позиции, что все усвоили предыдущий материал одинаково хорошо». Выслушиваются по одному ученику из группы, затем идет работа в паре «по плечу» или «по лицу». Этап выравнивания знаний гарантирует усвоение учебного материала всеми участниками учебного процесса. Он снимает постоянный страх, стресс, неуверенность детей.
3. Постановка учебной задачи через хорошо продуманную цепочку проблемных вопросов. Последний вопрос ставит учащихся в тупик – возникает учебная задача. Формулируя цель урока самостоятельно, учащиеся овладевают регулятивными универсальными учебными действиями. Если в начале урока каждый наш ученик проговаривает, чему он должен научиться на уроке, то, безусловно, весь урок он будет осознанно ее добиваться, а в конце урока может объяснить, чему и как научился.
4. Самооценка. Уже в начале урока, получив положительную оценку, наши ученики заряжаются на дальнейшую творческую работу. Самооценивание является сильным стимулом и сопровождает ученика на каждом, даже совсем маленьком шаге. Научить ребенка правильно оценивать свои ответы – самое трудное в работе по технологии А.З. Рахимова. Больше полугода времени уходит на то, чтобы приучить детей четко следовать критериям оценивания. Учителю приходится контролировать каждого. Уже через 2-3 месяца дети идут на взаимоконтроле или на контроле руководителя группы, 3-4 месяца основная масса детей находится на самоконтроле и лишь единицы остаются на контроле учителя. Умение правильно оценивать свои действия помогает впоследствии адекватно реагировать на оценку учителя и одноклассников. Этот момент четко прописан в ФГОС НОО – это регулятивные универсальные учебные действия.
- Операционно-исполнительский этап (30 мин.).
Ученики под нашим руководством составляют план решения учебной задачи. На этом этапе урока задача учителя-технолога умело расчленить решение учебной задачи на мелкие операции. Реализуется три принципа программированного обучения: не усвоив один шаг, нельзя переходить к следующему; немедленная проверка через групповую работу; оперативная самооценка. Мы обучаем детей способам получения знаний. На этом этапе помогает метод моделирования. Модель – своеобразная опора для ответа. Умение составлять модель, а тем более умение ею пользоваться - это познавательные универсальные учебные действия.
- Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.).
1. На этом этапе наши дети отвечают на вопросы: чему научились, как научились, для чего научились. Цель сформулирована самими детьми на первом этапе урока, пошагово контролировалась на его протяжении, поэтому этап рефлексии не вызывает затруднений. Овладевая способами рефлексии (анализом, синтезом) учащиеся овладевают регулятивными универсальными учебными действиями.
2. Домашнее задание. Обычно мы даем домашнее задание в трех вариантах и предоставляем право выбора. Обязательным для выполнения является только первый уровень (на усвоение программного материала), остальные два уровня (полу творческий и творческий) являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются лишь на основе внутренних мотивов.
3. Итоговая самооценка. Исходя из промежуточных пошаговых оценок, каждый наш ученик выводит себе итоговую оценку сам.
Еще раз хочется подчеркнуть, что технология творческого развития учащихся А.З.Рахимова способствует решение основных задач ФГОС. Эта технология гарантирует получение заданного дидактического результата и способствует становлению психического и психологического здоровья учеников. Такой эффект является результатом комфортных условий, которые мы создаем на уроке для каждого ученика.
Литература:
- Рахимов А.З. Педагогический психоанализ: методическое пособие / А.З. Рахимов. Уфа: ООО “Полиграфдизайн”, 2008. – 172 с.
- Рахимов А.З. Принципы психодидактики / А.З. Рахимов. Уфа: Полиграфдизайн, 2007. – 138 с.
- Рахимов А.З. Психодидактика / А.З. Рахимов. Уфа: Творчество, 1996. – 223 с.
- Рахимов А.З. Психодидактическая технология обучения по системе А.3.Рахимова: Технология обучения в начальной школе. Методическое пособие / А.З. Рахимов. Уфа: ООО “Полиграфдизайн”, 2007. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.
В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС
Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к лю...
Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС
В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...
Творческий проект по теме: «Здоровье сберегающие технологии как средство реализации требований ФГОС на уроках физкультуры»
1. Актуальность и практическая значимость опыта 2. Ведущая педагогическая идея опыта 3. Теоретическая база опыта 4. Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и составляющих её комп...
руководитель творческой группы по реализации требований ФГОС
С 2015 года педагогический кооллектив школы начал обучать детей по Федеральным государственным образовательным стандартам. Была сосставлена адаптированная основная общеобразовательная программа (вариа...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...
«Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение).
laquo;Реализация требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя» (удостоверение)....