НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Математика, с её прикладной способностью, имеет широчайший диапазон для обучения и воспитания, а также и для мотивации обучающихся.

В данной статье доказывается прикладная значимость математики в гуманитарных науках. Приводятся примеры междисциплинарного использования математики.

В статье делается акцент на необходимость создания концепции системы упражнений междисциплинарного характера, пересмотра рабочих программ, по которым можно реально обращаться к прикладной математике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

«Воспитание математикой» - это один из вопросов, рассматриваемых разделом Концепции развития российского математического образования: «Развитие системы образования». Действительно, математика, с её прикладной способностью, имеет широчайший диапазон для обучения и воспитания, а также и для мотивации обучающихся.

В данной статье доказывается прикладная значимость математики в гуманитарных науках. Приводятся примеры междисциплинарного использования математики.

В статье делается акцент на необходимость создания концепции системы упражнений междисциплинарного характера, пересмотра рабочих программ, по которым можно реально обращаться к прикладной математике.

Борьба со сложностью обучения математике и преподавание её в нужном ключе является повседневной задачей, как для школьного учителя математики, так и для преподавателя высшего учебного заведения. Некоторые авторитетные учёные, в том числе Крайнер в [1] считает, что поле математического образования переехал к лучшему пониманию этой сложности. Рост математического образования как научной области можно рассматривать как непрерывный процесс, имеющий не только глубокие наработки, но и глубокое понимание сложности обучения.

Нужно понимать, что математика играет важнейшую роль не только в обучении детей, но и в их воспитании. Именно школьная математика, со своей строгостью и логичностью позволяет выпускнику определиться с будущей профессией. Ведь известно, что прикладные способности математики имеют широчайший диапазон. Именно это и является одним из преимуществ данного предмета. Разносторонность математики, а точнее её умение прикладываться ко всем остальным наукам может облегчить учителям борьбу со сложностью её преподавания. Если конкретнее, то именно с помощью прикладной составляющей математики должна осуществляться мотивация учащихся.

Для этого должны создаваться концепции системы упражнений междисциплинарного характера. Более того, нужно не оставлять без внимания ни одну область, на которую в той или иной мере повлияла математика. Здесь на помощь своим коллегами должны приходить педагоги других предметов, например, литературы, истории, искусствоведения и т.д. Причём в первую очередь именно гуманитарных наук. Может показаться это необычным, но именно данное обстоятельство и сыграет роль «культурного шока» для учащихся. Более того, именно такой подход позволит школьникам создать целостную картину о мире.

Ученикам сразу понятно, что физика и химия связаны с математикой, но многие из них считают данные предметы ещё сложнее и неинтересными, иные считают себя так называемыми «гуманитариями». В связи с этим и нужно подходить к прикладной значимости математики в гуманитарных науках.

Например, математика и живопись - это единое целое! Математика соблюдает пристрастие к точности, к строгому дисциплинарному мышлению. Но ещё в начале XIX века считали самой гуманитарной наукой, и до сих пор её называют искусством. Исторически, математика играла важную роль в изобразительном искусстве, в частности при изображении перспективы, подразумевающем реалистичное изображение трехмерной сцены на плоском холсте или листе бумаги. При этом в наше время считается, что математика и изобразительное искусство – диаметрально противоположные вещи. Однако, это далеко не так, хотя и очевидной роли она в значительной части современных работ не играет, но находятся индивидуумы, которые применяют математические принципы создания своих произведений, как это делали значительные фигуры в изобразительном искусстве, как например, Леонардо Да Винчи. Он провозглашал, что достоверности нет там, где не прикладывалась математика. Ему вторил и Кант в ещё более грубой формулировке: «В каждой науке столько науки, сколько в ней математики», с ним соглашался Вернадский, говоря, что наука начинается там, где мы начинаем к объектам подходить с числом и мерой».

Если обратиться ещё к раннему времени, то нельзя не вспомнить Пифагора и созданную им математическую теорию музыки. И вообще, музыка пропитана математикой, как и математика полна поэзии и музыки [2]. А открытый Пифагором «Закон консонанса» в наибольшей степени является подтверждением выше сказанному.

На самом деле здесь можно останавливаться долго и много. Как уже было сказано выше, на помощь должны приходить и коллеги по мировой художественной культуре и литературе. Они должны рассказать о применении «золотого сечения» в множестве написанных картин, например, « Моно Лиза» Леонардо да Винчи, а также о его применении в стихотворных рифмах, например, А.С. Пушкина в стихотворении «Надпись на стене больницы».

И это только несколько примеров междисциплинарного использования математики. На самом деле их в разы больше. Можно затронуть и биологию, и историю, которые активно используют статистические данные, обработка которых – есть сплошная математика.

 Проблема здесь не в наличии связей между математикой и другими дисциплинами, а сколько тот момент, что это в той или иной мере прописано в современных программах ФГОС, но в нужной степени не осуществляется.

Основная проблема для педагогов – это нехватка времени. Для этого нужны пересмотр рабочих программ и переход на новый уровень образования. Так как время не стоит на месте, а дети растут и развиваются быстрее, чем учителя. Сейчас учителям приходится идти на многие ухищрения, чтобы удержать внимание ребёнка. Обращаясь к прикладной части математики это легче было бы сделать.

 Список использованной литературы:

1. Krainer, K. (2003). Teams, communities and networks // Journal of Mathematics Teacher Education, №6, 2003. – С.93–105

2. Волошинов А.В. Математика и искусство. 2 издание. – Москва, «просвещение». – 2000, с. 230.

© Гилёв Д.В., Матвеева М.П.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий

Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....

по математике для учащихся класса после школьного образования с умеренной степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа составлена для учащихся класса послешкольного обучения (17-18 лет) с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Итоговый прикладной проект «Особенности изучения геометрии в 5-6 классах в условиях модернизации школьного образования»

Зная о трудностях, которые возникают у учащихся при изучении систематического курса геометрии, появляется необходимость совершенствования методики обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя вн...

самые необходимые бланки в работе школьного Совета профилактики

В материале размещены: план работы Совета профилактики, тематический план, постановление, объявление, уведомление о том, что ребенок поставлен на внутришкольный учет...

Необходимость горячего питания в школьной столовой

Объяснения родителям для чего необходимо питаться в школьной столовой....

Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.

В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....