по математике для учащихся класса после школьного образования с умеренной степенью умственной отсталости
рабочая программа по теме
Данная рабочая программа составлена для учащихся класса послешкольного обучения (17-18 лет) с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.matematika_psh_kl.docx | 40.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО _____ /______________/ ФИО Протокол №_______от «___» _________20__г. | «согласовано» заместитель директора по УВР ____ /_________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г | «утверждено» Директор ГКУ ДДИ «Южное Бутово» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Козлевой Татьяны Валентиновны,высшая квалификационная категория
по _предмету «Математика»_
для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
(для внутреннего пользования)
Государственное казённое учреждение
Детский дом-интернат «Южное Бутово»2014 – 2015 уч. год
Содержание:
- Паспорт рабочей программы ______________________________________
- Пояснительная записка __________________________________________
- Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебными навыками по математике:
3.1. в ПШ классе________________________________________________
- Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по математике:
в ПШ классе_________________________________________________
- Перечень учебно–методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса______________________________________
- Перечень материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса__________________________________________
1.Паспорт рабочей программы.
Тип программы:
Программа для детей с умеренной умственной отсталостью, проживающих в учреждениях социальной защиты населения города Москвы.
Статус программы: Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа разработана с целью определения содержания данного предмета, системы математических знаний и умений, необходимых для применения в социально-практической деятельности, с учетом интеллектуальных особенностей старших школьников.
Назначение программы:
Для воспитанников ГКУ ДДИ «Южное Бутово», коррекционно-развивающая образовательная программа по математике обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
Категория обучающихся:
Учащиеся ПШ класса ГКУ Детского дома-интерната для умственно-отсталых детей «Южное Бутово »города Москвы.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 100 часов;
Форма обучения: очная.
Режим занятий:2часа в неделю.
2. Пояснительная записка
Математика является одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Особенностью программы по математике является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение в новых ситуациях предметно - практической, трудовой и учебной деятельности, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности воспитанников.
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня знаний, овладение материалом прошлых лет, постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности, личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности; вырабатывает навыки контроля и самоконтроля; развивает точность измерения и глазомер;умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» - класс послешкольного обучения составлена на основании следующих нормативно–правовых документов:
1. Приказа ДСЗН города Москвы № 1891 от 16.08.10 «Об утверждении учебных планов общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детских домах – интернатах для умственно отсталых детей Департамента социальной защиты населения города Москвы».
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. – М. :Владос, 2010.
3. Программа для детских домов – интернатов для умственно – отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей – инвалидов» / под редакцией Худенко Е. Д. – М. : АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
4.Программа социальной реабилитации детей-инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов 5-9 классы. Авторы: БаряеваЛ.Б.,Худенко Е.Д. – М. :АНМЦ «Развитие и коррекция», 2008.
5. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. - Москва, 1984.
6. Учебного плана общего образования детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, проживающих в детском доме – интернате для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы» от 27 августа 2012 года.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья кжизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками на основе математических знаний, умений, навыков.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
-дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
-использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
-воспитание у учащихся целенаправленной деятельности, умение планировать свою деятельность,осуществлять контроль и самоконтроль;
-воспитание трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в обществе, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Математика» является -урок.
Формы контроля: устный фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, текущий контроль, письменные работы (самостоятельные работы).
Основные технологии обучения:
-личностно-ориентированные;
-деятельностный подход
-уровневая дифференциация;
-информационно-коммуникативные;
-здоровьесберегающие;
-игровые.
Методы обучения:словесные,практические,наглядные
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения математики в ПШ классе.
Учащиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:
- способами получения двузначных, трехзначных чисел -100,1000;
-разрядными единицами (единицы, десятки, сто) и их соотношения;
-единицами длины (миллиметр, сантиметр, метр, километр);
-единицами измерения скорости – км/ч
-расчет расстояния, скорости, времени
-единицами измерения площади
-единицами массы (грамм, килограмм, центнер, тонна);
-единицами времени (век, год, месяц, неделя, сутки, утро, день, вечер, ночь, час, минута, секунда) ;
-правила умножения и деления на 10, 100;
-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия(со скобками и без них);
-геометрические фигуры, геометрические тела;
-периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- окружность, диагональ, радиус;
-инструменты - транспортир, циркуль;
-калькулятор;
-масштаб 1:2, 1:5, 1:10;
-римская и арабская нумерация
Учащиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:
-считать разрядами и единицами до 1000
-образовывать, читать и записывать, сравнивать числа в пределах 1000
-выделять и называть разрядные единицы
-раскладывать на разрядные слагаемые числа в пределах 1000,определять кол-во единиц, десятков, сотен в числах;
-выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;
-читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
-считать, пересчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000;
-выполнять сравнение чисел в пределах 1000;
-владеть счетом от заданного числа
-читать и записывать римские цифры и числа от 1 до 20
-с помощью учителя выполнять умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1000;
-с помощью учителя выполнять умножение разрядных единиц на 10 в пределах 1000;
-закреплять приемы увеличения чисел в 10 раз в пределах 1000;
-выполнять умножение разрядных единиц на круглые десятки в пределах 1000;
-закреплять приемы умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся 0;
-выполнять умножение разрядных единиц на 100 в пределах 1000;
- закреплять приемы деления на однозначное число чисел, заканчивающихся 0;
- делить многозначные числа на однозначное число;
-решать составные задачи в 2-3арифметических действия;
-решать задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием;
-различать между собой взаимно перпендикулярные и параллельные прямые;
-с помощью и самостоятельно строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, используя знаки;
-называть элементы куба, бруса (прямой параллелепипед);
-выделять, показывать на геометрическом материале грани, ребра, вершины этих тел;
-выполнять с помощью и самостоятельно начертание тел в тетради и на доске;
-практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1;
-осуществлять проверку арифметических действий с помощью калькулятора.
Планируемые результаты освоения универсальными учебными действиями
Личностные универсальные учебные действия:
1.Положительно относиться к урокам математики
2.Понимать необходимость уроков математики.
3.Стать более успешным в учебной деятельности.
4.Принятие образца «Хорошего ученика».
5.С заинтересованностью воспринимать учебный материал.
6.Мотивировать свои действия.
7.Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности.
8.Самостоятельно оценивать собственную деятельность.
9.Знание и ориентация на выполнение основных моральных и этических норм.
10.Осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.
11.Осознавать смысл, оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.
12.Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
13.Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
14.Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
15.Сравнивать различные точки зрения.
16.Считаться с мнением другого человека.
17.Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.
18.Придерживаться основных правил и норм здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
3.Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
4.Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.
5.Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.
6.Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.
7.Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.
8.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.
9.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
10.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2.Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3.Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.
4.Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.
5.Различать оттенки лексических значений слов.
6.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
7.Использовать схемы,демонстрационные таблицы, индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты, макеты и т. д. для решения поставленных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.
2.Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.
3.Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними общение.
4.Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.
5.При помощи педагога формулировать свою точку зрения.
6.Самостоятельно формулировать свою точку зрения.
7.Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
8.Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.
9.Удерживать логику повествования на заданную тему.
10.Осуществлять взаимоконтроль.
11.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
4.Тематическое планирование, планируемые результаты овладения учебными навыками по математике в ПШ классе.
Календарно-тематические планирование по математике – ПШ класс
( 2 часа в неделю ) 2014-2015 уч .год
№ | Тема (содержание) | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Примечание | |
Базовые понятия | Универсальные учебные действия | |||||
1. | Нумерация чисел в пределах 1000 | 6 | Единицы, десятки, сотня, тысяча Однозначные числа, двузначные числа, трехзначные числа | -считать разрядами и единицами до 1000 -образовывать, читать и записывать, сравнивать числа в пределах 1000 -выделять и называть разрядные единицы -раскладывать на разрядные слагаемые числа в пределах 1000 | ||
2. | «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд» | 5 | Единицы, десятки, сотня, тысяча Однозначные числа, двузначные числа, трехзначные числа | -владеть прямым (обратным) счетом в пред.100,1000 -владеть счетом от заданного числа -определять кол-во единиц, десятков, сотен в числе - сравнивать числа между собой - складывать и вычитать двузначные, трехзначные числа в пределах 1000,без перехода через разряд -получать 1000,путем сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел -решать примеры и задачи -самостоятельно выполнять предъявленные задания | ||
3. | «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» | 6 | Единицы, десятки, сотня, тысяча Однозначные числа, двузначные числа, трехзначные числа | -владеть прямым (обратным) счетом в пред.100,1000 -владеть счетом от заданного числа -определять кол-во единиц, десятков, сотен в числе - сравнивать числа между собой - складывать и вычитать двузначные, трехзначные числа в пределах 1000,с переходом через разряд -получать 1000,путем сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел -решать примеры и задачи -самостоятельно выполнять предъявленные задания | ||
4. | «Римская нумерацияПрактическая работа» | 4 | Римская нумерация, арабская нумерация, цифры-числа, месяцы | -читать и записывать римские цифры и числа от 1 до 20 | ||
5. | «Умножение многозначных чисел на однозначное число»» | 5 | Умножение, многозначные числа, однозначные числа, | -с помощью учителя выполнять умножение разрядных единиц на однозначное число в пределах 1000 -выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000 -осуществлять проверку арифметических действий с помощью калькулятора | ||
6. | «Умножение многозначных чисел на 10» | 6 | Умножение, многозначные числа, однозначные числа, десять | -с помощью учителя выполнять умножение разрядных единиц на 10 в пределах 1000 -закреплять приемы увеличения чисел в 10 раз в пределах 1000 | ||
7. | «Умножение многозначных чисел на круглые десятки» | 6 | Умножение, многозначные числа, однозначные числа, круглые десятки | -выполнять умножение разрядных единиц на круглые десятки в пределах 1000 -закреплять приемы умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся 0 | ||
8. | «Умножение многозначных чисел на 100» | 6 | Умножение, многозначные числа, однозначные числа, сто | -выполнять умножение разрядных единиц на 100 в пределах 1000 -закреплять приемы увеличения чисел в 100 раз в пределах 1000 | ||
9. | «Умножение круглых десятков на однозначное число» | 6 | Умножение, многозначные числа, однозначные числа, круглые десятки | -закреплять приемы умножения на однозначное число чисел, заканчивающихся 0 -развивать мышление | ||
10. | «Умножение сотен на однозначное число» | 6 | Умножение, однозначные числа, сотни | -закреплять приемы умножения на однозначное число чисел, заканчивающихся 0 | ||
11. | «Деление круглых десятков на однозначное число» | 6 | Деление, круглые десятки, однозначные числа | - закреплять приемы деления на однозначное число чисел, заканчивающихся 0 | ||
12. | «Деление сотен на однозначное число» | 6 | Многозначные числа, сотня, однозначные числа, деление | -закреплять приемы деления на однозначное число чисел, заканчивающихся 0 | ||
13. | «Деление целых чисел на однозначное число» | 6 | Многозначные числа, однозначные числа, деление | -закреплять умение делить многозначные числа на однозначное число -решать примеры и задачи -развивать мышление | ||
14. | «Деление многозначных чисел на круглые десятки. Решение примеров, задач» | 6 | Многозначные числа, однозначные числа, круглые десятки, деление | -закреплять умение делить многозначные числа на однозначное число -решать примеры и задачи -развивать мышление | ||
15. | «Скорость,время, расстояние (путь)» | 6 | Скорость, время, расстояние. | -решать задачи на зависимость между временем, скоростью и расстоянием | ||
16. | Геометрический материал | 3 | Линии, отрезки Перпендикулярные, параллельные прямые | -различать между собой взаимно перпендикулярные и параллельные прямые -с помощью и самостоятельно строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, используя знаки | ||
17. | Геометрический материал (куб, брус ,шар) | 3 | Куб, брус –прямой параллелепипед шар Грани, ребра, вершины | -называть элементы куба, бруса (прямой параллелепипед) -выделять, показывать на геометрическом материале грани, ребра, вершины этих тел -выполнять с помощью и самостоятельно начертание тел в тетради и на доске | ||
18. | Масштаб | 5 | Масштаб | -практически пользоваться масштабом 2:1, 10:1, 100:1 | ||
19. | Контрольная работа | 1 | -самостоятельно выполнять предъявленные задания | |||
20. | Работа над ошибками | 2 | - проверять выполненные задания -выполнять аналогичные задания , после разбора |
5.Описание учебно–методического обеспечения коррекционно- развивающего процесса
№п/п | Название | Автор | Выходные данные |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы | А.К.Аксенова, А.П.Антропов, И.М. Бгажнокова | Москва, «Просвещение», 2010 г. | |
Программа для детских домов – интернатов для умственно – отсталых детей «Воспитание, обучение и социализация детей – инвалидов» под редакцией | Е. Д. Худенко | Москва, АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007 | |
Программа обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью | НИИ Дефектологии АПН СССР | Москва, Мин. соц. обеспечения РСФСР, НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984 | |
«Математика» учебник для 2 класса вспомогательной школы | А.А. Хилько Б. Л. Мершон | Москва «Просвещение» 1975 | |
«Математика»учебник для 3 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида | ВВ.В.Эк | «Просвещение» АО «Московские учебники» Москва 2002 | |
«Математика» учебник для 4 класса специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8 вида | М.Н.Перова | Москва, «Просвещение»,2002 | |
«Математика» учебник для 5 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида | М.Н.Перова Г.М.Капустина | Москва, «Просвещение», 2002 | |
«Математика» учебник для 6 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида | Г.М.Капустина М.Н.Перова | Москва, «Просвещение», 2006 | |
«Математика» учебник для 7 класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида | Т.В.Алышева | Москва, «Просвещение», 2006 | |
Поурочные разработки по математике 3 класс | Т. Ю. Целоусова, О.В.Казакова | Москва, «ВАКО» 2004 | |
Начальная школа: математика: нестандартные задания.1-4 классы | О.Д.Горшкова | Москва, «Первое сентября», 2005 | |
Математика. 2 класс: Тесты. Дидактические материалы | М.Г.Ракитина | Москва, «АЙРИС ПРЕСС», 2008 | |
Математика.5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия | С.Е.Степурина | Волгоград, «Учитель»,2007 | |
Сборник упражнений и проверочных работ по математике.1-3 класс. Пособие для учителя | Н.Г.Уткина А. М. Пышкало | Москва, «Просвещение», 1973 | |
15. | 5000 игр и головоломок для школьников | Н.К.Винокурова Раздел «Математика» | Москва, «АСТАстрель» 2006 |
6.Описание материально-технического обеспечения
коррекционно - развивающего процесса.
1.Демонстрационные таблицы по темам
2.Учебный дидактический материал (индивидуальные раздаточные
задания, карточки, перфокарты, учебники и т. д.)
3.Различные виды счетного материала
4.Раздаточный материал.
5.Макет часов.
6.Калькуляторы.
7.Циркули,транспортиры,треугольники.
8.Копии денежных купюр, монет.
9. Телефонный справочник.
10. Формы бланков и квитанций.
11. Видео-фильмы, презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
по математике для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
рабочая программа по математике для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составлена для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
по письму для учащихся 8-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составлена для учащихся восьмого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
по письму для учащихся класса послешкольного образования с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа по математике составлена для учащихся класса послешкольного образования (17-18 лет) с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
по письму для учащихся 9-го класса с умеренной степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа составленна для учащихся девятого класса с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...