Наглядность по учебному предмету "Текстильная фантазия"
материал по теме
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная работа
Из всего многообразия видов декоративно-прикладного творчества текстиль является, одним из самых популярных. Он непосредственно связан с повседневным быта окружением человека и призван эстетически формировать, оформлять быт людей, среду их обитания. В особенности текстиль традиционно использовался у народов севера. Можно заметить, что текстиль вносит характерное преимущество в обстановке жилья, с их окружением непосредственно.
Текстиль – (от латинского ткань, тку) изделия, выработанные из волокон и нитей ткани, трикотаж, нетканые и дублированные материалы, валяльно-войлочные изделия, вата, сети, текстильная галантерея, крученые изделия – швейные нитки, канаты т.п.
С давних времен у народов севера ханты и манси создавалась огромная часть изделий в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, вышивали, создавали прекрасные изделия из бересты. За все эти годы культура северного народа собирала по крупицам опыт искусных мастериц, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, но ремесло до сих пор сохранило традиционное мастерство.
Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий художественным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становления его эмоционально-ценностного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения в социуме.
Искусство изготовления текстильных вещей – один из самых занимательных и интересных видов хантыйского художественного творчества. Такие изделия послужат украшением домашнего быта, к интерьеру современного детского уголка, развития эстетического вкуса.
Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления текстильных вещей, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления изделий. Мастерство стало более усовершенствованным и востребованным в художественных школах. Традиции и культура народов севера и сейчас продолжают жить и развиваться, современные изделия, куклы отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но сохраняется образность, добродушность, радость, которую они несут людям.
Характерным для хантыйского творчества является использование орнамента. Орнамент украшает и оживляет вещи, делает их более заметными, эстетичными и оригинальными. Он богат и многообразен. Орнамент имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык.
Обоснование необходимости программы
Учебная программа «Текстильная фантазия» направлена на развитие интеллектуальных способностей, практических умений и навыков. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как обучающиеся приобщаются к искусству народов севера. Процесс овладения практическими приемами и технологиями ручной работы соединяется с развитием фантазии, познавательного интереса, развитию вкуса.
Отличительные особенности программы.
У учащихся в процессе работы формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, к миру гармонии и красоты. Самодельные куклы и изделия не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой открываются таланты в области декора. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с профессиями, развивает творческий подход.
Цель программы:
Приобщение учащихся к культуре, традициям коренных народов севера через знакомство с традиционными видами рукоделия, изготовление предметов народного обихода ханты и манси. Учащиеся знакомятся с различными видами орнамента.
Занятия в детской художественной школе «Текстильная фантазия» способствуют воспитанию эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии, предоставляет возможность творческого развития каждого ребенка в соответствии с его данными. Раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать.
Познакомить учащихся с историей возникновения текстиля; обучить приемам работы с тканью, фетром и нитями; раскрыть потенциальные творческие способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками интересные работы.
В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:
Обучающие:
Научить основам художественной грамотности;
Научить приемам безопасной работы;
Ознакомление обучающихся с историей и традициями народов севера;
Обучение детей основным принципам построения декоративной композиции;
Научить правилам работы с выкройками и шаблонами переводить на изделие;
Научить практическим навыкам работы с тканью, фетром и нитями;
Научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.
Воспитательно - развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
создавать в классе соответствующую эстетическую среду;
Приобщение к культурным традициям народов севера, уважения к их традициям и обычаям;
Воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
развитие у детей художественно-образного видения мира (в том числе: чувственно-эмоциональных проявлений, внимания, памяти, фантазии, воображения);
Формирование у обучающихся организационно-управленческих умений и навыков;
Планировать свою деятельность и добиваться результата;
Содержать в порядке своё рабочее место;
Воспитание терпения, воли, трудолюбия, упорства в достижении цели;
воспитание аккуратности;
Формирование потребности в творческом росте, саморазвитии
Основное содержание программы
В данной программе отражено знакомство с историей происхождения хантыйских изделий народов севера и овладение технологическими приёмами их изготовления.
Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работа с фетром, тканью и нитями, изготовление кукол и других различных текстильных изделий. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках текстильной фантазии.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Программа предусматривает включение различных видов деятельности: выставки, экскурсии, выполнение индивидуальных творческих проектов, исследовательских работ.
Срок реализации данной программы на 1 год 2014-2015год.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 9-10 лет. Программа рассчитана на 34 часа в один учебный год. Данная группа занимается по 1 часу в неделю. Наполняемость групп в среднем 8 человек.
Учитывая возрастные особенности учащихся (9-10 лет), на занятиях данного предмета решается основная задача - развитие художественно-образного мышления, так важного для развития художественно-творческих способностей. От того, насколько эффективно она будет решаться в этот период, будет зависеть вся учебно-творческая деятельность обучающегося в художественной школе, а так же фундамент дальнейшей его самостоятельной работы.
Программой предусмотрена самостоятельная работа, которая распределяется согласно программе с уровнем реализации по годам и классам с недельной нагрузкой в часах. Для учащихся данного возраста самостоятельная работа составляет 1 час в неделю.
Самостоятельная работа. Учитывая возрастные особенности учащихся (9-10 лет), на занятиях данного предмета решается основная задача - развитие художественно-образного мышления, так важного для развития художественно-творческих способностей. От того, насколько эффективно она будет решаться в этот период, будет зависеть вся учебно-творческая деятельность обучающегося в художественной школе, а так же фундамент дальнейшего самостоятельной работы. Программой предусмотрена самостоятельная работа, которая распределяется согласно программе с уровнем реализации по годам и классам с недельной нагрузкой в часах. Для учащихся данного возраста самостоятельная работа составляет 1 час в неделю.
Условия реализации программы. Ресурсы.
Создание благоприятной атмосферы;
Последовательная, целенаправленная работа с обучающимися;
Сотрудничество;
Поддержка обучающихся.
Создание оптимальных условий для максимального раскрытия творческого потенциала обучающихся, успешного формирования ключевых компетенций, Умений и навыков в области текстильной фантазии;
Материально-техническое оснащение:
Учебная программа;
Экран;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Магнитофон (музыкальный центр).
Наглядное обеспечение:
Учебно-методические таблицы и схемы по плетению;
Изделия выполненные преподавателем;
Шаблоны для изделий;
Репродукции и работы художников;
Работы учащихся и педагога;
Инструменты и материалы для работы;
Кабинет (рабочее место, удобства для работы);
Материалы для обучающихся:
Фурнитура для материалов.
Нити (шерстяные, синтетические, хлопковые), крючок № 2.5 - 3.5;
Фетр разного цвета, вата, поролон, фантики;
Ножницы, игла, пуговицы;
Клей ПВА, кисть №1,2, цветная бумага, картон;
Бисер, бусины (для украшения и декорирования работ);
Лоскутки ткани, тесьма;
Простые карандаши ТМ, ластик, фломастеры, маркеры, линейка;
Пластиковые или жестяные баночки, бутылочки.
Дополнительное кадровое оснащение:
Методист;
Специалист по ИКТ;
Руководитель школьного музея «Северные звёздочки»;
Библиотекарь.
Партнеры:
Преподаватели МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Мегиона;
Заведующая музеем детского творчества «Северные звёздочки».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности.
2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
3. Бережное отношение к труду, к получению своего результата.
4. Проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
У обучающихся формируются личностные качества:
Усидчивость, терпение, аккуратность;
Самокритичность, самоконтроль;
Планировать свою деятельность и грамотно воплощать замысел в материале;
Создавать авторские изделия, подчёркивая индивидуальный стиль;
Уважительное отношение к хантыйскому искусству;
Трудолюбие, упорство в достижении цели.
Формы и методы контроля, система оценок
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, составление композиций и аппликативных работ, моделей игрушек и выполнение изделия.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как текущая оценка достигнутого самим ребенком, оценка законченной работы, участие в выставках, конкурсах и т.д.
реализация творческих идей.
Ожидаемые результаты обучения:
Работа в творческой группе класса имеет большое воспитательное значение
для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности и фантазии учащихся.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
Высокий, средний, низкий.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.
Критерии оценивания работ:
Общая художественная выразительность;
Самостоятельность и оригинальность замысла;
Содержательность сюжета;
Проявление наблюдательности, воображения;
Степень выполнения учебной задачи (способ передачи фактуры, техники, цвета.)
Владение художественной техникой и материалами;
Соответствие материала основной идее урока;
Высокий художественный уровень работ.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
формирование художественно-эстетического вкуса;
участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Критерии оценивания успеваемости по предметам
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует владение материалом;
- выполнение поставленных задач без ошибок;
- аккуратность в работе;
- уровень развития ребенка соответствует его возрасту;
- уровень художественной грамотности, умений и навыков соответствует этапу обучения.
«4» (хорошо) – учащийся демонстрирует владение материалом;
- выполнение поставленных задач с незначительными ошибками;
- аккуратность в работе;
- уровень развития ребенка соответствует возрасту.
«3» (удовлетворительно) – учащийся плохо владеет материалом;
- выполнение поставленных задач со значительными ошибками;
- уровень развития умений и навыков не в полной мере соответствует этапу обучения;
- работа выполнена не полностью.
II. Учебно-тематический план
№ п\п |
Наименование темы | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||||
Общее кол-во часов | Теорет. занятия | Практ. занятия | |||||
1 | Вводное занятие. История возникновения хантыйского орнамента и ее виды | 2 | 1 | 3 | 2 | ||
2 | Текстильный материал – «Украшаем варежки» с использованием хантыйского орнамента | 4 | 1 | 4 | 5 | ||
3 | Текстильный материал – «Чехол из фетра» с использованием хантыйского орнамента. | 4 | 1 | 4 | 4 | ||
5 | Контрольный урок | 1 | - | 1 | 1 | ||
6 | Изготовление куклы «Акань» | 4 | 0.5 | 3.5 | 4 | ||
7 | Хантыйский мотив «салфетка под чайник» | 5 | 0.5 | 2.5 | 5 | ||
8 | Хантыйский мотив «Декоративная вазочка» | 5 | - | 3 | 5 | ||
9 | Изготовление «хантыйской сумочки» | 9 | 1 | 6 | 9 | ||
11 | Контрольный урок | 1 | - | 1 | 1 | ||
12 | Зачет в виде просмотра | 1 | - | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 5 | 29 | 34 | |||
III. Содержание курса
1Вводное занятие. История возникновения хантыйского орнамента и ее виды. (2ч.)
Цель: знакомство с данной темой и проведение по ТБ.
Орнамент, как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики.
Задача: Научить видеть и различать орнаменты, их значение и использование.
Развить чувства динамики, сосредоточенность;
Развить отличие между растительным и геометрическим орнаментами и другими видами;
Формирование умений и навыков в использование изделий.
Материал: альбом, карандаш, цветная бумага, клей.
Самостоятельная работа: выполнить задание на составление хантыйского орнамента.
2.Текстильный материал – «Украшаем варежки» с использованием хантыйского орнамента (4ч.)
Цель: научить вырезать по шаблону и соединять детали.
Научить делать наметки иглой и ниткой.
Подготовить шаблон орнамента (рисунок медведя, глухаря, лягушки) по размеру изделия;
Декорируем и украшаем варежку орнаментом, бусинами и другими мелкими деталями.
Задача: развить трудолюбие и аккуратность в работе.
Привить чувство ответственности к работе.
Материал: фетр разного цвета, иголка, нитка, клей, бисер, бусины, атласные ленточки.
Самостоятельная работа: пришиваем и декорируем изделие.
3.Текстильный материал – «Чехол из фетра» с использованием хантыйского орнамента (4ч.)
Цель: научить составлять выкройки для чехла любой формы, учитывая
одинаковые размеры для соединения деталей.
Подготовить шаблон орнамента (рисунок медведя, глухаря, лягушки) по размеру изделия;
Научить делать наметки и декорировать.
Задача: проявить трудолюбие и терпение.
Развить знания умения и навыки в работе.
Материал: фетр, игла, нить, бусины, клей, атласные ленточки, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение наметки на ткани, учимся пришивать и соединять мелкие детали.
4. Контрольный урок в виде просмотра-(1ч.)
Самостоятельная работа: подготовить работы к выставке.
5. Изготовление куклы «Акань» (4ч.)
Цель: Познакомить с правилами безопасной работы с иголкой.
Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке.
Задача: Развивать чувство национального самосознания.
Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяснить, как подбирают цвета ткани. Воспитывать у детей чувство прекрасного, трудолюбие.
Развивать мелкую моторику рук.
6. Хантыйский мотив «салфетка под чайник» (5ч.)
Цель: научить составлять предварительный эскиз для салфетки,
выделять основной центр в круглой композиции для орнамента.
научить вырезать и составлять детали в целую композицию.
Задача: развить фантазию и творческое воображение.
Проявить в работе аккуратность и внимательность в последовательности работы.
Материал: лоскутки ткани, фетр, нити, игла, нитки, ножницы, клей, бусины и бисер,
Самостоятельная работа: составить детали в общую композицию и пришить.
7. Хантыйский мотив «Декоративная вазочка» (5ч.)
Цель: объяснить и показать метод выполнения вазочки.
Научить вырезать и склевать на основу.
Декорируем мелкими деталями.
Приклеить готовый вырезанный орнамент на изделие.
Задача: развить творческое воображение.
Воспитать аккуратность терпение в труде.
Материал: жестяная или пластиковая банка для вазочки, ткань, фетр, кусочки
кожи, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: выполнить задание завершив декорированием.
8. Изготовление «Декоративной сумочки» (9ч.)
Цель: Научить вязанию крючком изделие сумочки с использованием орнамента.
Показать изготовление хантыйской сумочки на основе наглядности.
На выбор учащимся предлагается любой орнамент для сумочки
Задача: Научить правильно и последовательно выполнять.
Развить самостоятельность и умелость в работе.
Воспитать аккуратность и терпение в работе.
Материал: Нити разных цветов, фетр, нитки, игла, ножницы, лекало, шаблоны. Самостоятельная работа: пришивание мелких деталей на сумку, придерживаясь предварительного эскиза.
9. Контрольный урок. Проверить знания умения и навыки по учебному предмету. (1ч) Самостоятельная работа: подготовить работы к просмотру.
10. Зачет. Определить уровень практической подготовки обучающегося за полугодие по учебному предмету. Подготовка к выставке. (1ч.)
IV. Перечень учебно-методического обеспечения
Для преподавателя:
Учебные программы; учебно-методические таблицы и схемы по плетению;
Шаблоны для изделий; работы учащихся и педагога; инструменты и материалы для работы; кабинет (рабочее место, удобства для работы);
Технические средства обучения
Экран, компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон (музыкальный центр)
Для учащихся:
Нити (шерстяные, синтетические, хлопковые), крючок № 2.5 -3.5; фетр разного цвета, вата, поролон; ножницы, игла, пуговицы; клей ПВА, кисть №1,2, цветная бумага, картон; бисер, бусины (для украшения и декорирования работ); лоскутки ткани, тесьма; простые карандаши ТМ, ластик, фломастеры, маркеры, линейка; пластиковые или жестяные баночки, бутылочки.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса:
Знать: историю возникновения декоративно - прикладного искусства народов севера; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами; орнамент народов ханты и манси, его происхождение; способы орнаментации изделий народных ремёсел; технологию обработки природных материалов; изделия и игрушки народов ханты и манси; историю развития текстиля у народа севера; начальные сведения о свойствах фетра, ткани, крючках; сведения о применяемых материалах в изделиях; технологию изготовления изделий; правила техники безопасности при работе с острыми материалами;
Уметь: рационально организовать своё рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; применяя приобретённые навыки на практике; выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные при обучении; орнаментировать бисером бусинами изделия из фетра, сукна, ткани; оформлять выставки декоративно - прикладного искусства.
Использовать: приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия, развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности контроля качества выполняемых работ; оформлять выставки творческих работ; владеть приемами работы с тканью фетром и нитями; совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белявская Е.А., Белявская И.Б. Нестандартное плетение бисером.
2.Вадичупова Т.С. Учимся мастерить изделия обско-угорских народов. Методическое пособие для родителей и педагогов.
3. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов.
4. Кудрявцев В.Т., Решетников Р.В. Ребёнок и декоративно - прикладное искусство обских угров.
5. Лукина Н.В. Орнамент народов Западной Сибири.
6. Николаева Т.Г., Егорова Г.И., Лыткина У.А. Методическое пособие "Технология сбора природного материала".
7. Сязи А.М. Декоративно- прикладное искусство хантов нижней Оби.
8. Узор Северного сияния. Финно-угорские народы. 1 том., СПб "Артвидео". 13. Шешкин П.Е, Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты.
9. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г. 10. Нешумова Б.В. и Щедрина Е.Д. «Основы декоративного искусства» Москва. 1981г.
10. Нешумова Б.В. и Щедрина Е.Д. «Основы декоративного искусства» Москва. 1981г.
11. Научно-популярный иллюстрированный журнал. «Народное творчество» №3 1998г. Отдел Гобелен.
Конспект программы размещен на сайте
http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/04/27/rabochie-programmy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕРНИЗАЦИЯ СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)
Необходимость в повышении наглядности материала - самая веская причина создания призентаций. Презентация может быть отличным опорным конспектом урока. Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жи...
Презентация учебно-наглядного пособия "Прихватка и фартук", 6 класс
В основу данной презентации лег мастер-класс по выполнению прихватки из гладкокрашеной ткани с использованием аппликации. Может использоваться в различных учебных ситуациях, например, при закреплении ...
Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...
Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии
Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....
Сценарий праздника, посвященного окончанию учебного года в студии «Природа и фантазия».
Сценарий праздника-презентации успехов и достижений воспитанников студии родителям. Одна из форм отчета о проделанной работе за учебный год. Материал будет интересен педагогам дополнительного образова...
Программа по учебному предмету по выбору "Текстильная фантазия"
Представлены наглядности по учебному предмету "Текстильная фантазия"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10119964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"48...