Тактильная стимуляция
рабочая программа на тему
Рабочая программа по тактильной стимуляции 1 класса разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.
Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
· базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
· сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
· духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Коррекционно–развивающие занятия по тактильной стимуляции проходят в специально созданных условиях и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
· стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
· ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,
· стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;
· побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_no2.docx | 47.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа 1 класса обучения
Автор программы: педагог дополнительного образования
детского дома-интерната №1,
учитель специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы №439
г. Петергоф
2015- 2016 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по тактильной стимуляции 1 класса разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.
Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
- базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
- сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
- духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Коррекционно–развивающие занятия по тактильной стимуляции проходят в специально созданных условиях и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,
стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;
побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тактильная стимуляция 33 часа (1 час в неделю) | |||
Первое полугодие I четверть - ___9__часов | |||
№ | Тема | Кол-во часов | |
Диагностика тактильного восприятия | 2 | ||
| |||
1.1 | Стимуляция тактильных ощущений при общении с педагогом - как вербальном, так и не вербальном (держание за руку при общении с ребенком, пение педагогом духовных песнопений, чтение православных молитв, нежное поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной классической и духовной музыки). Игровое упражнение «Кто у нас хороший?», «Это я?». | 3 | |
1.2 | Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки (гусли). Игра Сорока ворона», «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?». | 2 | |
1.3 | Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией. Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание). Игра «Жили у бабуси два веселых гуся…», « Это я?». | 2 | |
Первое полугодие II четверть - ___7__часов | |||
2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами | |||
2.1 | Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый). Игровые упр. с металлическими колокольчиками, деревянными шариками, упражнения на поочередное вкладывание в руку игрушек (деревянные, пластмассовые, резиновые). | 2 | |
2.2 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки. | 1 | |
2.3 | Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости. Игра с ваткой, перышком. Игра « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки». | 2 | |
2.4 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки. | 2 | |
Второе полугодие III четверть - 9 часов | |||
2.5 | Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой и продолговатой формы (резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий, палочка деревянная длинная и др.). Игровые упражнения с использованием крема («Сорока-ворона» и др.) | 2 | |
2.6 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки. | 2 | |
2.7 | Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, мягкая вата, гусиное перо, гладкие и массажные мячики, ветка от дерева, гладкий камень). Игра «Коза рогатая». | 3 | |
2.8 | Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией. Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание). Игра «Маленькие ножки …», «Это я?» и др. | 2 | |
Второе полугодие IV четверть - 8 часов | |||
3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции | |||
3.1 | Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа. Игра « Море волнуется раз…» и др. | 1 | |
3.2 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки. | 2 | |
3.3 | Легкий вибромассаж рук, ног, спины с помощью вибромячиков. Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др. | 2 | |
3.4 | Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки. | 1 | |
Диагностика тактильного восприятия | 2 |
Содержание программы
Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.
В Программе предлагается следующий алгоритм развития тактильного восприятия в ходе обучения по предмету «Тактильная стимуляция»:
- Стимуляция развития тактильных ощущений обучающегося на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);
- Стимуляция развития тактильных ощущений при соприкосновении ребенка с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
- стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационного массажа;
- стимулирование развития умений узнавать и различать тактильно непохожие материалы и предметы.
Направления работы:
- Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания.
- Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами.
- Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции.
Педагогические ориентиры:
- стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
- побуждать формирование интереса ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
- развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
- знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
- знакомить обучающихся со способами распознавания и идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое – гладкое – пушистое, холодное – горячее, мягкое – твердое, мокрое – сухое);
- Приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
- стремиться формировать у обучающихся интегративные ощущения (зрительно-тактильные, слуходвигательные);
- побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.
Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных контактов:
- Массирование рук и ног;
- Поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
- Поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
- Разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
- Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;
- Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.
Совместные упражнения взрослого с обучающимся направленные на стимуляцию чувствительности тела:
- с использованием предметов округлой формы: воздушный шарик, теннисный, резиновый, пластмассовый, массажные мячи(как мохнатые, так и гладкие), валики и др.;
- игры и упражнения в «сухом» бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках,);
- укладывание обучающегося различные по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками»);
- опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;
- игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, щеткой-сметкой с волокнами и др.;
- игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам, ногам;
- ритмичное похлопывание с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.
- Упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на движение вибрации.
- Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.
- Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);
- Упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др.; игры и упражнения с водой (теплая и холодная).
- Совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ:
- влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и тд.);
- игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и.др.);
- упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный (прикосновение к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками, типа «Мякиши» и др.);
- заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой, льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;
- прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) и, для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).
- Стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными).
Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:
- стимуляция мышечных реакций стоп с помощью материалов разной фактуры;
- украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками;
- стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;
- массаж щек ребенка (приемы логопедического массажа).
Телесно-ориентированные упражнения, направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого:
брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая..», «Сорока-ворона…», «Шла большая черепаха..» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами и т.п.
- Обследование тактильной сферы
- Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания: игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей.
- Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами: игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется прикосновениями к разным частям тела природными материалами (вода, песок, веточки, пёрышки, шишки), игры и упражнения с песком и водой. Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и.т.д.; игры и упражнения в сухом бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках. игры и упражнения с прикосновениями к ребёнку тёплыми и холодными руками, прикосновения грелкой, направление холодной воздушной струи феном, заворачивание в одеяло и др
- Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции: игровые упражнения с применением массажа. Игровые упражнения на водном матраце.
- Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).
- Итоговый мониторинг усвоения программы.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы
Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
- Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
- Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
- Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
- Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.
Предметно-развивающая среда для психолого-педагогической работы с учеником
Примерный перечень оборудования.
- Деревянные и пластмассовые бусы.
- Игрушки из разных тканей.
- Игрушки мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт.
- Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.
- Игрушки-подвески.
- Интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна», напольный ковер(для занятий в темной сенсорной комнате).
- Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.).
- Маты: детские напольные и настенные, складные, сборные (высота 7-10 см, длина от 1-3 м) и др.
- Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.).
- Музыкальные игрушки самодельные (звучащие коробки, деревянные палочки и др.
- Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты.
- Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
- Разнообразные музыкальные игрушки.
- Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями: атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями; мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями; небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов; банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.
- Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.
Приложение
Игры и игровые упражнения на тактильную стимуляцию
- Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания
- Игра "Наша птичка"
Цель: Стимуляция головы шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший
Легко дотрагивайтесь до ножек ребенка, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка
Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.
1.2 Игра "Кто у нас хороший?"
Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.
Ребенок лежит на спине. Поглаживая голову, шею, руки ноги произносим стишок.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ильюшахороший!
Ильюшенька пригожий!
1.3. Игра "Это я?"
Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.
Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.
Малыш лежит на спине.
Скажите: "А где наши пальчики? …Вот они!".
Прикоснитесь к ним, погладьте, слегка сожмите своими пальцами его.
Также с носиком, ухом, плечом, ногой.
Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.
- Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами
2.1. Игровое упражнений «Игра с перышком»
Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений
Ребенок сидит или лежит так, чтобы вам обоим было удобно. Легко погладьте перышком тыльную сторону руки ребенка. Когда ребенок поймет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, каждого пальчика, между пальчиками. Поглаживайте быстрее или медленнее, надавливайте с разной силой. Поглаживайте другие части тела — ноги, ступни, спину и т. д.
Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.
2.2. Игровое упражнение «Наши ручки»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики
В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,
Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
2.3. Игровое упражнение «Круглый, круглый»
Цель: Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой формы
Педагог помещает ребенка на модуль; сам располагается рядом. Затем берет гладкий, колючий, шершавый мячик (поочередно), поглаживая ею руки и пальчики ребенка. Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка.
2.4. Игра "Щекотка"
Цель: Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.
Пощекочите перышком, кусочком ваты, шишкой, пером кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду!
Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот. В укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.
2.5. Игровое упражнение «Водичка, водичка»
Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды
Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
2.6. Игровое упражнений "Зеркало"
Цель: Стимулирование тактильного восприятия
Вам понадобится детский крем и гребенка.
Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:
Зеркало любит
Чистые лица,
Зеркало скажет:
- Надо умыться!
Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:
Зеркало охнет:
- Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка!? …
- Развитие духовной сферы личности
3.1 Чтение, пение педагогом православных молитв, духовных песнопений
- Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
- Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской, Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)
- Помазание ребенка Св. елеем, окроплением Св. водой.
- Использование педагогом на занятиях приемов пассивной музыкотерапии на основе духовной и классической музыки (как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу личности ребенка).
СD и аудио записи:
- духовных произведений в исполнении церковных хоров;
- колокольных звонов;
классической музыки в переложении для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тактильная стимуляция. Знакомство с температурными свойствами предметов.
Материал предназначен для занятий с детьми с глубокой умственной отсталостью и составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью" под ред. Л.Б. Б...
Конспект урока по тактильной стимуляции "Ласковое перышко"
Конспект урока для детей с умственной отсталостью и множественными нарушениями интеллекта "Ласковое перышко"...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Урок по тактильной стимуляции
Урок по тактильной стимуляции для детей с ТМНР...
Специальная индивидуальная программа развития по тактильной стимуляции
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и г...
Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.
В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы по развитию тактильного волсприя...
Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...