Тактильная стимуляция
рабочая программа на тему

Коростылёва Елена Сергеевна

Рабочая программа по тактильной стимуляции 1 класса разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году).

     При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт  с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.

       Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.

      Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

      Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

·         базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);

·         сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;

·         духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

        Коррекционно–развивающие занятия по тактильной стимуляции проходят в специально созданных условиях  и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

 

Предполагаемые результаты освоения программы:

·         стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;

·         ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,

·         стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;

·          побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_no2.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа 1 класса обучения

Автор программы:       педагог дополнительного образования

детского дома-интерната №1,

учитель специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы №439

г. Петергоф

2015- 2016 г.г.

Пояснительная записка

      Рабочая программа по тактильной стимуляции 1 класса разработана  на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с. Рабочая программа в соответствии с  учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год рассчитана на 33 часа (исходя из 33 учебных недель в году).

     При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности учащейся с глубокой умственной отсталостью (F-73.18). Речи и ее понимания нет. Не сидит, не стоит, не может самостоятельно изменить положение тела. Кормится через зонд. Установить контакт  с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении с голосом.

       Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.

      Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией (F-73) с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

      Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

  • базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
  • сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
  • духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

        Коррекционно–развивающие занятия по тактильной стимуляции проходят в специально созданных условиях  и строятся на основе предметно-практической деятельности ребенка с помощью специальных упражнений с большим количеством игровых и занимательных моментов.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;

  • ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,

  • стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;

  •  побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Годы обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрительно-слуховая стимуляция

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Тактильная стимуляция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Стимуляция обонятельной чувствительности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коммуникативная стимуляция

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимально допустимое количество часов  (в течение недели)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тактильная стимуляция 33 часа

 (1 час в неделю)

Первое  полугодие

I четверть - ___9__часов

Тема

Кол-во часов

Диагностика тактильного восприятия

2

  1. Стимулирование положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания при общении с педагогом (напевание молитв, спокойная речь, проговаривание потешек, слушания в записи классической и духовной  музыки, как  релаксирующего фона).

1.1

Стимуляция тактильных ощущений при общении с педагогом - как вербальном, так и не вербальном (держание за руку при общении с ребенком, пение педагогом духовных песнопений, чтение православных молитв,  нежное поглаживание ребенка по голове, лицу и руке во время звучания приятной классической и духовной музыки).

Игровое упражнение «Кто у нас хороший?», «Это я?».

3

1.2

Поглаживание головы шеи, рук, ног, легкий вибромассаж во время звучания приятной расслабляющей музыки (гусли).

Игра Сорока ворона», «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?».

2

1.3

Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

 Игра «Жили у бабуси два веселых гуся…», « Это я?».

2

Первое  полугодие

II четверть - ___7__часов

2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами

2.1

Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении

с материалами различной температуры (холодный, тёплый).

 Игровые упр. с металлическими колокольчиками, деревянными шариками,  упражнения на поочередное вкладывание в руку   игрушек (деревянные, пластмассовые, резиновые).

2

2.2

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

1

2.3

Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости.

 Игра с  ваткой, перышком.

Игра « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

2

2.4

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

Второе полугодие

III четверть -   9  часов

2.5

Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой и продолговатой формы

(резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий, палочка деревянная длинная и др.).

 Игровые упражнения с использованием крема («Сорока-ворона» и др.)

2

2.6

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

2.7

Стимулирование чувствительности тела  предметами с различными поверхностями

 (деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, мягкая вата, гусиное перо,  гладкие и массажные мячики, ветка от дерева, гладкий камень).

 Игра «Коза рогатая».

3

2.8

Повторение пройденного материала в сочетании с музыкотерапией.

Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игра «Маленькие ножки …», «Это я?» и др.

2

Второе полугодие

IV четверть -   8  часов

3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции

3.1

Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры

Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа.

 Игра « Море волнуется раз…» и др.

1

3.2

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

2

3.3

Легкий вибромассаж рук, ног, спины с помощью вибромячиков.

 Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др.

2

3.4

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии на основе некоторых образцов классической и духовной музыки.

1

Диагностика тактильного восприятия

2

Содержание программы

Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

В Программе предлагается следующий алгоритм развития тактильного восприятия в ходе обучения по предмету «Тактильная стимуляция»:

  • Стимуляция развития тактильных ощущений обучающегося на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);
  • Стимуляция развития тактильных ощущений при соприкосновении ребенка с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационного массажа;
  • стимулирование развития умений узнавать и различать тактильно непохожие материалы и предметы.

Направления работы:

  1. Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания.
  2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами.
  3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции.

Педагогические ориентиры:        

  • стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • побуждать формирование интереса  ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
  • развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
  • знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
  • знакомить обучающихся со способами распознавания и  идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое – гладкое – пушистое, холодное – горячее, мягкое – твердое, мокрое – сухое);
  • Приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стремиться формировать у обучающихся  интегративные ощущения  (зрительно-тактильные, слуходвигательные);
  • побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.

Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных контактов:

  1. Массирование рук и ног;
  2. Поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
  3. Поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
  4. Разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
  5. Массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;
  6. Массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Совместные упражнения взрослого с обучающимся направленные на стимуляцию чувствительности тела:

  • с использованием  предметов округлой формы: воздушный шарик, теннисный, резиновый, пластмассовый, массажные мячи(как мохнатые, так и гладкие), валики и др.;
  • игры и упражнения в «сухом»  бассейне (погружение в шарики,  «купание» в шариках,);
  •  укладывание обучающегося различные  по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками»);
  • опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;
  • игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, щеткой-сметкой с волокнами и др.;
  • игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам,  ногам;
  • ритмичное похлопывание с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.
  • Упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на  движение вибрации.
  • Вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.
  • Игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);
  • Упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др.; игры и упражнения с водой (теплая и холодная).
  • Совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ:
  • влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и тд.);
  • игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и.др.);
  • упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный  (прикосновение  к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками,  типа «Мякиши» и др.);
  • заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой,  льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;
  • прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) и, для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).
  • Стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными).

Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:

  • стимуляция мышечных реакций стоп с помощью материалов разной фактуры;
  • украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками;
  • стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;
  • массаж щек ребенка (приемы логопедического массажа).

Телесно-ориентированные упражнения, направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого:

брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая..», «Сорока-ворона…», «Шла большая черепаха..» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами  и т.п.

  • Обследование тактильной сферы
  • Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания: игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей.
  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами: игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется прикосновениями к разным частям тела природными материалами (вода, песок, веточки, пёрышки, шишки), игры и упражнения с песком и водой.  Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и.т.д.; игры и упражнения в сухом бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках. игры и упражнения с прикосновениями к ребёнку тёплыми и холодными руками, прикосновения грелкой, направление холодной воздушной струи феном, заворачивание в одеяло и др
  • Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции: игровые упражнения с применением массажа. Игровые упражнения на водном матраце.
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговый мониторинг усвоения программы.

Учебно-методические средства обучения

Список литературы

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.

  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
  3. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
  4. Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
  5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
  6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000
  7. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб-метод. пособие / М.Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009
  8. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М.Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПБ.
  9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажнокововй. – М.: ВЛАДОС, 2010
  10. Сенсорная комната – Волшебный мир здоровья / под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. – СПб.: ХОКА, 2007
  11. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007.
  12. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализации детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005
  13. Штрасмйер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем. / под ред. Н.М. Назарововй. М.: «Академия», 2002.

Предметно-развивающая среда для психолого-педагогической работы с учеником

Примерный перечень оборудования.

  • Деревянные и пластмассовые бусы.
  • Игрушки из разных тканей.
  • Игрушки мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт.
  • Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.
  • Игрушки-подвески.
  • Интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна», напольный ковер(для занятий в темной сенсорной комнате).
  • Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.).
  • Маты: детские напольные и настенные, складные, сборные (высота 7-10 см, длина от 1-3 м) и др.
  • Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.).
  • Музыкальные игрушки самодельные (звучащие коробки, деревянные палочки и др.
  • Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты.
  • Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
  • Разнообразные музыкальные игрушки.
  • Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями: атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями; мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями; небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов; банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.
  • Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.

Приложение

Игры и игровые упражнения на тактильную стимуляцию

  1. Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания
  1. Игра "Наша птичка"

Цель: Стимуляция головы шеи, рук, ног с проговариванием потешек, детских четверостиший

Легко дотрагивайтесь до ножек ребенка, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

1.2 Игра "Кто у нас хороший?"

Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

Ребенок лежит на спине. Поглаживая  голову, шею, руки ноги произносим стишок.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ильюшахороший!
Ильюшенька пригожий!

1.3.  Игра "Это я?"

Цель: Стимуляция различных мест тела, с целью распознавания эмоциональных реакций ребенка.

Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

Малыш лежит на спине.

 Скажите: "А где наши пальчики? …Вот они!".

Прикоснитесь к ним, погладьте, слегка сожмите своими пальцами  его.

Также с носиком, ухом, плечом, ногой.

Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

  1. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами

2.1. Игровое упражнений «Игра с перышком»

Цель: Стимуляция и обогащение тактильных ощущений

Ребенок сидит или лежит так, чтобы вам обоим было удобно. Легко погладьте перышком тыльную сторону руки ребенка. Когда ребенок поймет, что это не страшно, переходите к поглаживанию ладони, каждого пальчика, между пальчиками. Поглаживайте быстрее или медленнее, надавливайте с разной силой. Поглаживайте другие части тела — ноги, ступни, спину и т. д.

Похожие упражнения можно выполнять, используя различные предметы: кусочки кожи, колючие мячики, ватные шарики, кисточки и т. д.

2.2. Игровое упражнение «Наши ручки»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

         2.3. Игровое упражнение «Круглый, круглый»

Цель: Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой формы

Педагог помещает ребенка на модуль; сам располагается рядом. Затем берет гладкий, колючий, шершавый мячик (поочередно), поглаживая ею руки и пальчики ребенка. Затем вкладывает мячик в ладошку ребенка. Он начинает ощупывать различные по фактуре мячики. Затем каждым мячиком педагог катает по разным частям тела ребенка.

       2.4. Игра "Щекотка"

Цель: Стимулирование чувствительности тела предметами с различными поверхностями.

Пощекочите перышком, кусочком ваты, шишкой, пером кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду!

Возможно, некоторые дети с двигательными нарушениями нуждаются, наоборот. В укреплении нервно-мышечного тонуса рук. Тогда, используя потешку, выполните упражнения укрепляющего массажа, а затем начинайте стимулировать хватательный рефлекс, вкладывая в ладошку ребенка перышко или кисточку.

          2.5. Игровое упражнение «Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

2.6. Игровое упражнений "Зеркало"

Цель: Стимулирование тактильного восприятия

Вам понадобится детский крем и гребенка.

Выдавите немного крема на носик, щечки, лобик и подбородок малыша. Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит

Чистые лица,

Зеркало скажет:

- Надо умыться!

Возьмите расческу, причесывайте малыша, рассказывайте дальше:

Зеркало охнет:

- Где же гребенка?

Что же она

Не причешет ребенка!? …

  1. Развитие духовной сферы  личности

3.1  Чтение, пение педагогом православных молитв, духовных песнопений

  • Молитва Господня «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», « Царю Небесный» и др.
  • Чтение и пение акафиста святым угодникам Божиим (Св. блж. Ксении Петербургской, Свт. Николаю Чудотворцу, Божией Матери и др.)
  • Помазание ребенка Св. елеем, окроплением Св. водой.
  1. Использование педагогом  на занятиях приемов  пассивной музыкотерапии на основе духовной и          классической музыки (как фон, действующий на подсознание и духовно-эмоциональную сферу  личности ребенка).

    СD  и аудио записи:

  • духовных произведений в исполнении церковных хоров;
  • колокольных звонов;

классической музыки в переложении для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактильная стимуляция. Знакомство с температурными свойствами предметов.

Материал предназначен для занятий с детьми с глубокой умственной отсталостью и составлен на основе программы "Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью" под ред. Л.Б. Б...

Конспект урока по тактильной стимуляции "Ласковое перышко"

Конспект урока для детей с  умственной отсталостью и множественными нарушениями интеллекта "Ласковое перышко"...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Урок по тактильной стимуляции

Урок  по тактильной стимуляции для детей с ТМНР...

Специальная индивидуальная программа развития по тактильной стимуляции

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)  разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжёлой и г...

Игры и упражнения на развитие тактильной стимуляции с использованием методов и средств альтернативной коммуникации.

В данном сообщение описаны особенности тактильного восприятия  детей имеющих диагноз "глубокая умственная отсталость". Чётко раскрыты этапы работы  по развитию тактильного волсприя...

Рабочая программа "Тактильная стимуляция"

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...