Конспект итоговой НОД по обучению грамоте на тему: "Друзья Букваря" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия ( класс) на тему

Дербердеева Гульнара Хакимовна

Подвести итоги пройденного материала по обучению грамоте за прошедший период обучения, подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребенка. Дать возможность родителям увидеть достижения своих детей. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений. Формировать навык чтения и элементарных графических умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД

по обучению грамоте на тему: «Друзья Букваря»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Подвести итоги пройденного материала по обучению грамоте за прошедший период обучения, подчеркнуть значимость занятий для общего развития ребенка. Дать возможность родителям увидеть достижения своих детей.

Задачи:

Образовательные. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений. Формировать навык чтения и элементарных графических умений.

Развивающие. Развивать мышление и речь детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать быстроту, сообразительность

Воспитательные. Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в свои силы. Совершенствовать навыки коммуникативного общения.   Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Вызвать у родителей интерес и желание активно участвовать в работе по обучению чтению и грамоте своего ребенка.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Словарь:  гласные,  согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука  в слове, буквы, слоги, слова, предложения  простые, вопросительные, восклицательные.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Оборудование:  солнце  с  отрывными лучами;  картинки Маши и Медведя, буквы большого формата;  корзина;  бусинки  красного  и  синего цвета  с буквами на обратной стороне для составления и чтения слогов; по два листочка разных деревьев  со слогами на обратной стороне для составления и чтения слов;  картинка из мультфильма «Маша и Медведь» для составления предложений с разной интонацией.

Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы 1.«Определи место звука в слове и закрась нужный квадрат». 2. «Соедини предметы, названия которых начинаются на один и тот же звук».

Ход НОД.

Организационный момент.

 Воспитатель: 1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять!

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

– Доброе утро солнцу и птицам!

– Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте улыбнемся друг другу и гостям – вашим родителям -  и  начнем  заниматься.

- Ребята, наступил новый день. Выглянуло солнышко,  чтобы оно веселее грело, мы добавим ему лучиков – наши правильные ответы.

- Из чего состоит наша речь (Из предложений)

- А предложения состоят из (Слов)

- Слова состоят из (Звуков)

- Звуки бывают (Гласные и согласные)

- Звуки, которые можно петь, тянуть и во рту ничего не мешает, ни язык, ни губы, ни зубы, такие звуки называются (Гласные).

- Каким цветом мы их обозначим (Красным)

- Звуки, которые нельзя петь, тянуть или мешают губы, язык, зубы, такие звуки называются (Согласные).

- Каким цветом мы обозначим согласные (Синим)

- Когда соединяется гласный и согласный звук, получается… (Слог)(При каждом правильном ответе детей к солнцу добавляется один луч)

- Солнце засияло, мы можем отправиться в путешествие в лес, где живут ваши любимые герои. Но туда могут попасть только те дети, кто дружит с букварем, кто старается быстрее научиться читать.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и почитать.

- Дети, скажите, что находится на столе?  (Буквы). Выберете любую букву, назовите её, и придумайте слова, которые начинаются на эту букву.

- С заданием вы справились, значит, можем отправляться  в гости. А к кому, вы увидите на доске (Изображения Маши и Медведя).

- На какой звук  начинаются эти имена?  Какой это звук?  (Согласный)

- Кого или что мы можем встретить в лесу на звук  М? (Муравья, мышку,  малину,  мед, мухоморов, мух, медведя)

Физкультминутка:

 «Эй, веселый народ!

Отправляемся в поход!  (Идем друг за другом, след в след)

На носочках мы пойдем,

На тот берег попадем. ( Идем тихо, не спеша, осторожно, чтобы травку не     помять, чтобы птицу не спугнуть)

         Мы к лесной полянке вышли,

Поднимайте ноги выше,

 Через кустики и кочки,

 Через ветки и пенёчки.

Мы попали в край чудес!

Здравствуй, лес – любимый лес! (дети садятся)

- Вот, мы с вами в лесу. Какая красота! Какой чистый воздух!

( Выставляется  пустая корзина).

 – Корзина со звуками! Нам её Маша оставила. А где же звуки (Мы их не видим, а только слышим и произносим). Попробуйте догадаться по моим губам, какой же звук я произношу беззвучно.

Игра «Немые звуки».

 (широко открываю  рот  -  А,  губы  округляю – О,  губы  «трубочкой» - У, губы улыбаются – И). Как  одним словом можно назвать все эти звуки? (Гласные). То, что я вам показывала, а вы за мной повторяли, называется артикуляцией. Давайте повторим это сложное слово.

Игра «Живые слоги»

Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть. Маша рассыпала все свои бусинки. На обратной стороне каждой бусинки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги.

- Вокруг себя обернись, в живую букву превратись. (Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.

Формирование навыков деления слов на слоги.  Игра «Найди домик»

На доске три домика для слов разного слогового состава. На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка. На первом домике одна короткая полоска, на втором – полоска разделена на две части, а на третьем — полоска разделена на три части.

- Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.

 (Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя,  крепят картинки в нужный домик). Примерные ответы детей:

Жук, (шмель)– В этом слове 1 слог, он живет в домике с одной полоской Муха, (паук) – 2 слога, живет в домике с двумя полосками.

Муравей,  (бабочка) – в слове  3 слога, живет в домике с тремя полосками.)

Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики считаем –  насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы).

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца).

Это кто же тут жужжит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!

(Пальцы сжимаются в кулак).

Игра «Составь слово» На столе лежат по два листочка разных деревьев, на обратной стороне написаны слоги.  Задание: найти два одинаковых  листочка,  прочесть слоги, из двух слогов  составить слово (Ма-ша, му-ха, ро-са, но-ра, ка-ша)

        Чтение слогов и составление слов по слоговой таблице

МА

СУ

ТА

МЫ

РЫ

ПА

ША

РО

КА

МИ

РА

КО

ЛО

ТЫ

СА

НО

Маша,  Миша,  Рома,  Паша,  Саша,  каша,  лопата,  кора,  Тамара,  суша,  сало,  мыло,  ноша.

Индивидуальная работа в карточках. Игра «Найди звук»

1 задание: определить место звука в словах (в начале, в середине или в конце), закрасить нужный квадрат.

2 задание: соединить картинки, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Зрительная гимнастика.

Как прекрасен этот лес!

Полон  разных  он  чудес:

Светит солнце в вышине,

(дети смотрят вверх).

Вот грибок растет на пне,

(смотрят вниз).

Дрозд на веточке сидит,

(смотрят вверх).

Ежик под кустом шуршит.

(смотрят вниз).

Слева ель растет – старушка,

(смотрят влево).

Справа сосенки подружки,

(смотрят вправо).

Где вы, ягодки, ау!

(«хлопают» глазками).

Все равно я вас найду!

Работа с предложением

- Скажите, а что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). Игра «Составь предложение про Машу»  (Предлагается картинка- распечатка из мультфильма). Дети составляют простые, вопросительные, восклицательные предложения про Машу.

Рефлексия. Где мы побывали сегодня? Какие задания мы с вами выполняли. Чем вам больше всего понравилось заниматься?

В лесу довольна ежиха своими ежатами,

Зайчиха довольна своими зайчатами.

Белка довольна своими бельчатами

Волчица довольна своими волчатами

А я довольна своими ребятами. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие к Лунтику».

Направление: Коммуникация, Познание, Художественное творчество: лепка из пластилина.Форма организации: совместная деятельностьс подгруппой детей 5-6 лет, путешествие.Цель: Формирование  коммуника...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.

Обучение детей тгре на детских муыкальных инструментах. Содание условий для творчества. Этапы работы. Основные положения....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...