Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.
статья по музыке на тему
Обучение детей тгре на детских муыкальных инструментах. Содание условий для творчества. Этапы работы. Основные положения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_igre_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обучение игре на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста.
Нас всех с вами в жизни сопровождает удивительное явление- имя которому Музыка. Она в звуке дождя и в шелесте листвы, она в неторопливом движении стрелок часов и разговоре людей, она внутри нас и вокруг нас…
Великий философ Платон сказал: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного»
Музыка и дети... На мой взгляд, именно в таком сочетании в полной мере способны раскрыться одаренность и индивидуальность каждого ребенка в процессе музыкального воспитания.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми, поиском тех форм работы, в которых наиболее полно могли бы раскрыться музыкальные способности ребенка. Изучив методики приоритетным направлением в своей работе выбрала обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Что дает мне этот приоритет?
Во – первых, высокий уровень заинтересованности детей, так как этот вид детской исполнительской деятельности очень привлекает дошкольников.
Во – вторых, комплексное решение задач музыкального воспитания: игра в оркестре формирует чувство лада, ритма, ансамбля, обогащает музыкальное восприятие, развивает слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов.
И, в - третьих, - это эффективное решение проблемы недостаточно высокого уровня развития у детей чувства ритма, так как эта способность ( по наблюдению) не у всех детей проявляется рано. (мнение музыканта – психолог Бориса Теплова).
Сегодня мир вступил в эпоху инноваций, которые дают возможность более прогрессивному развитию личности. Для меня, инновации в моем направлении работы, - это использование таких приемов музыкального воспитания по развитию у детей чувства ритма, которые будут способствовать мобилизации внутренних творческих ресурсов ребенка. Дадут ему возможность экспериментировать , познавать и развиваться…
Это и есть цель моей деятельности, для реализации которой я решала следующие задачи:
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Определение эффективной системы работы , направленной на развитие у детей чувства ритма.
Содействие развитию коллективного исполнительского творчества (оркестровой деятельности) с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей.
Вопросами развития у детей чувства ритма и обучения игре на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте занимались многие ученые и педагоги: Борис Асафьев, Николай Метлов , Б.Л. Яворский. Разработаны педагогические системы Карла Орфа, Пьера Ван Хуве, Судзуки, М. Трубниковой. Профессиональный интерес у меня вызвала методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой по развитию элементарного музицирования с дошкольниками. Эта методика составила научную основу моей системы работы.
Углубленно данной работой я занимаюсь с детским оркестром. Это кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
В центр своей деятельности я ставлю ребенка, его интересы, желания и возможности. Личностно – ориентированный подход закладывает основы сотрудничества, что повышает самооценку ребенка и способствует его успешности.
Активные формы музыкальной деятельности являются основными в работе с детьми. Это: пение, игра на музыкальных и шумовых инструментах, речевые упражнения и движения.
«Творческая импровизационная деятельность» - это понятие определяет мой методический подход и проходит через все формы работы с детьми.
Дети овладевают способностью придумывать, и, импровизационно, спонтанно обращаться с музыкальным материалом. Это игры со звуками, тембрами, ритмами, движениями, сочинение простейших ритмических аккомпанементов с помощью «звучащих жестов», шумовых инструментов.
Вся работа с детьми в оркестре строиться в четырех взаимосвязанных направлениях, которые взаимообогащают друг друга:
- Экспериментирование со звуками
- Творческое музицирование и импровизация
- Освоение дидактических игр
- Игра в шумовом оркестре.
Содержание работы по каждому направлению :
Экспериментирование со звуками
Это творческое исследование в процессе которого у детей приобретается опыт звуковых ощущений :
- изучают звуковые свойства музыкальных инструментов, а также различных материалов и предметов из них ( бумажных, стеклянных, деревянных, металических)
- исследуют разные способы получения звука , (тем самым приобретают опыт игры на инструментах)
Игра со звуками - самый простым путь к импровизации. Важным условием является то, что я не даю детям прямые эталоны звучания - ребенок сам находит способы самовыражения в игре на инструменте или звучащем предмете.
Методика игры со звуками основывается на принципах элементарной импровизации. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь» запускает механизм творческого музицирования. Последовательность моих действий следующая:
Определяю для детей тему музицирования , это может быть стихотворение , фраза, наглядность.
Прошу каждого ребенка выбрать музыкальный инструмент, поиграть на нем ,изучить, какие в нем живут звуки и найти способ озвучивания предложенной мною темы. Этот музыкальный полилог является очень важным этапом работы. В процессе него я осуществляю индивидуальный подход, стараюсь услышать каждую импровизацию, «голос» каждого инструмента, чтобы потом объединить их в единое звучание. Затем предлагаю детям озвучить стихотворение. используя метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на поэтический текст.
Всю работу начинаю с простых звукоподражаний, например «кап-кап», «тик-так» и постепенно увеличиваю степень ассоциативных связей ( музыка дождя, песня ветра, радостная мысль). К игре со звуками отношу и игру с голосом, т.к. голос и артикуляционный аппарат могут рассматриватся как целое собрание инструментальных тембров ( свит, шипение, цокание языком, вдохи, выдохи и т.д.)
Следующее направление - это творческое музицирование и импровизация.
Элементарная импровизация начинается с одного единственного звука и проходит следующие этапы:
1 этап - исследование и изучение свободного изучения звукового пространства, вне музыкального звукоряда, метра и ритма.
Инструментами на этом этапе являются звучащие жесты (это хлопки, шлепки , щелчки, притопы) и шумовые инструменты (как музыкальные , так и бытовые предметы: посуда, строительные, слесарные инструменты)
Таким образом, первым продуктом музыкальной деятельности становятся темброво-динамические и темброво-регистровые импровизации.
2 этап - инструментальные внеладовые импровизации на ксилофоне, металлофоне, блок-флейте. Детям предлагаю сыграть любые звуки ( это «звуковое» письмо, «писать» его можно рукой, кистью, на морозном стекле, мокром песке, подключая т.о. новые ассоциативные связи).
3 этап - импровизации в пентатонике ( т.е. ладовая импровизация), которая проводится по аналогии с внеладовой импровизацией . Пентатоника дает преимущеста в импровизировании мелодий, в выстраивании вертикальных соединений, когда я аккомпанементом поддерживаю импровизацию детей.
4 этап - «Сыграем вместе» - это когда дети свободно импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной игре музыкального руководителя на фортепиано.
При обучение детей игре на детских музыкальных инструментах , большое значение имеет использование и музыкально-дидактических игр.
Это третье направление работы
Музыкально-дидактические игры включаю во все занятия детского оркестра, а по мере усвоения переношу их в свободное от занятий время, использую игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх, различные пособия: ложки, кубики, палочки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Я создала коллекцию игр на развитие чувства ритма, которая включает в себя музыкально – дидактические игры, пальчиковые, игры с движениями. (См.приложение №3).
Развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание хорошо знакомых музыкальных инструментов помогают музыкально-дидактические игры «Слушаем внимательно», «Лото» , «Угадай инструмент» и т.д.
Игры, которые я использую в работе развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новым музыкальным материалом.
4 направление - игра в шумовом оркестре
Это систематическая форма обучения, которая проводится в коллективе.
Я стараюсь сделать ее легкой и интересной для детей.
В обучения игре на инструментах устанавливаю последовательность выполнения различных музыкальных заданий, стараюсь выразительно исполнить произведение, которое предлагаю детям, показываю приемы, способы звукоизвлечения и даю доступные пояснения.
При разучивании попевок, песен и отдельных произведений руководствуюсь классической методикой музыкального воспитания Ветлугиной, особенность которой заключается в освоении технических приемов игры и разучивание произведений.
С целью расширения возможностей музицирования знакомлю детей с нотной грамотой, мы изучаем «словарь» музыкального языка ( где даются такие понятия как акцент, размер, гамма, тоника, трезвучие, октава, канон , пауза, лад, темпы, крещендо, диминуэндо, форте, пиано и т.д.). При освоении нотной грамоты создаю условия и ситуации для творчества , обучаю спонтанному использованию ритмических эталонов и мелодических комбинации в пределах звукоряда для составления аккомпанементов, мелодизации текстов. Мы озвучиваем стихи, сказки, составляем звуковые композиции и придумываем графические записи к ним. Дети на занятиях проявляют изобретательность, выдумку, юмор. У них развивается умение экспромтом принять участие в бытовом музицировании.
Эффективность своей работы оцениваю по результатам диагностики, которую провожу, используя метод наблюдения, беседы, предлагая детям игровые музыкальные задания. Использую два параметра оценки: справился - не справился. Диагностику разработала исходя из задач, которые поставила в работе с детским оркестром. Результаты диагностики показывают динамику развития музыкальных способностей детей, играющих в оркестре, особенно в разделе музыкально ритмическое чувство (См. приложение №4). С целью выявления отношения к занятиям был проведен опрос детей, занимающихся в кружке. Им предлагалось ответить: «Чем тебе нравятся занятия в оркестре?». Большинство детей отметили, что им нравиться играть в оркестре, знакомится с новыми инструментами, они рады встрече с друзьями из других групп и с нетерпением ждут каждого занятия. Данный опрос еще больше обязывает меня к развитию личной культуры и более внимательному отношению к индивидуальным особенностям детей.
Вся проводимая мной работа имеет достаточное методическое обеспечение: методическая литература, тематическое и перспективное планирование работы с оркестром, картотеки, пособия, дидактические игры, музыкальные и шумовые инструменты .
Важной для меня является и оценка моей работы воспитателями. Я признаю их более глубокое знание индивидуальных особенностей воспитанников, прислушиваюсь к их советам и рекомендациям. Это анкетирование , опросы , беседы «Как создать шумовой оркестр», «Ритмические игры в самостоятельной деятельности детей», «Музыкальность, что это » (см. приложение №5) . Выявлять мнение коллег о моей работе мне помогает анкетирование , которое я использую в работе уже второй год (см. приложение №6). Анализ анкет в конце учебного года позволил мне внести в коррективы в работу на современном этапе. Воспитатели отрицательно относятся к внеплановым консультациям и репетициям, что нарушает их ритм работы; рекомендуют поднимать самооценку неуверенных и недостаточно успешных детей на занятиях музыкой; советуют больше лично взаимодействовать с родителями по вопросам музыкального воспитания. Они высоко оценивают качество проводимых мной занятий, отмечают позитивные изменения в развитии детей.
Работу с родителями строю в двух направлениях: педагогическое просвещение в вопросах музыкального воспитания и вовлечение родителей в педагогический процесс. Одно из направлений работы – это установление обратной связи.
В конце года проведен опрос по следующим вопросам: «Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка? Как ребенок относится к музыкальному репертуару детского сада? Как вы приобщаете ребенка к музыке?» и т.д (см. приложение №7). В опросе участвовали 60 родителей, т. о. определено, что работа ведется в правильном направлении и удовлетворяет всем требованиям и запросам социума. Большой интерес также вызывает изучение и семейного опыта. Так например, родителям я предложила поделится своим опытом на тему «Любимые песни нашей семьи» (см. приложение №8). В результате приятно было отметить, что во многих семьях поддерживаются традиции народной, патриотической песни.
Т.О. можно сделать вывод, что дети приобрели определенные навыки и умения. А именно…
В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах дети действительно открыли для себя удивительный мир загадочных звуков и их красоту. Расширили свой кругозор и познакомились с историей происхождения музыкальных инструментов. У детей улучшилось качество интонирования, выполнение музыкально- ритмических движений, повысился интерес к музыкальным занятиям. Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.
Считаю достижением в своей педагогической деятельности:
- создание хорошего психологического климата при организации взаимодействия с детьми;
- умение эксперементировать и варьировать музыкальный материал в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и способностей детей ;
- умение работать командой, объединяя усилия заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя и всех воспитателей и родителей в единую творческую команду;
- умение быстро реагировать на изменяющиеся условия .
Проблемы: Расширение социально-культурного пространства детей происходит в процессе участия в городских и республиканских мероприятиях. Считаю, что данное направление может быть реализовано более эффективно. Поэтому требуется анализ причин недостаточно высокой активности и разработка форм саморекламы. Также неумение и нежелание детей порой слушать и слышать музыку, недостаточный словарный запас создает много сложных ситуаций в моей работе. Всё это ставит передо мной задачу поиска новых методических решений, нового материала для слушания музыки.
Время предъявляет сегодня новые требования к музыкальному воспитанию : важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на детей ( психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного и познавательного. Эффективность музыкальных занятий зависит не только от программы и методик, но и от особенностей личности педагога. Поэтому основная перспектива моей деятельности – это творческий рост, повышение профессиональных знаний и педагогического мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Приключение с Сороконожкой».
Полезен педагогам дополнительного образования детей, музыкальным воспитателям, занимающимся с детьми 5-6 лет.Применяю на занятиях с детьми по образовательной программе "Музыкальный час". ...
План-программа обучения музицированию на детских музыкальных инструментах детей старшего дошкольного возраста "Музыкальный калейдоскоп".
Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складываются у ...
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Самообразовательная работа....
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях подготовительного класса ДМШ
Материал будет интересен педагогам, родителям...
Создание развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа...
Консультация для родителей ( из опыта работы) «Развитие творчества детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»
Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами муз. деятельности, как пение, муз. – ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу; « Учить детей играть на различных муз...
Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста Зимние узоры.
Музыкально- дидактические игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возрастаЗимние узоры.Задачи: 1. Совершенствовать слуховое внимание детей и чувство ритма.2. Развивать тво...