Выступление на педагогическом совете
материал (5 класс) на тему
Переход в 5 класс - важный и сложный период в жизни детей. Детям нужна помощь и учитель должен помочь в этом переходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на пед. совете | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад выступления на педагогическом совете филиала МБОУ «Стрелецская СОШ»
Сутуловой Татьяны Николаевны, учителя русского языка и литературы, классного руководителя 5 класса
«Школа – это мастерская человечности».
Ж.Ж. Руссо
Адаптация пятиклассников в школе
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся - так как детям в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних, и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов, привыкание к новым «пространствам» учреждения).
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. И эта резкая перемена вызывает стресс. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов и родителей.
Как преодолеть трудности периода адаптации.
Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.
Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил.
Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
Период эйфории длится первые две недели сентября. А следующие 2-3 недели позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.
Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель-предметник уже представляет, какой у него класс. В период адаптации не нужно требовать по максимуму, но и не позволять совершенно расслабиться.
Обычно адаптационный период длится 2-3 месяца. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.
Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность. Таким ученикам нужно прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.
Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.
Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе...
Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме.
Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни. Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы.
Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Для успеха необходимы скоординированность и согласованность действий различных школьных служб. Если с этим затянуть, у детей вырабатываются механизмы приспособления к хаосу.
Но, школьным администраторам надо помнить, что учителя тоже проходят период адаптации. Есть смысл также выделить различные группы учителей. Например, учитель уже несколько лет работал только со старшеклассниками, а теперь на него «свалились» совсем маленькие. И какой бы он ни был опытный, все равно человек чувствует себя не очень уверенно. Точно такая же проблема встает перед учителями, выпустившими четвертый и берущими первый класс. Специфические сложности присущи не только начинающим, но и опытным учителям.
Результаты успеваемости в 1 четверти (5 класс)
Учащихся – 12 чел.
Успеваемость – 100 %
Качество знаний – 42 %
1 – отличник (Баев В.)
4 - ударника (Козолуп Е., Попов А., Саблина В., Овчинникова Е.)
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Основными задачами этого направления является содействие:
· культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи,
· духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников;
· возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщение к духовным ценностям.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
· Не запрещать, а направлять;
· Не управлять, а соуправлять;
· Не принуждать, а убеждать;
· Не командовать, а организовывать;
· Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Мир моих увлечений», «День рожденье 5 класса», тематический классный час «Внимание! Пожар!», «Движение учащихся в группах и в колоннах» и др.);, диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки.
Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях ВСЕХ учащихся класса.
Осознавая, что здоровье школьников это главная задача современной школы, уделяю большое внимание формированию у ребят культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это и физкультминутки, которые позволяют детям отдохнуть и подвигаться на уроке, и предметные праздники, посвященные охране здоровья. И главное, конечно, это большое количество спортивных эстафет, соревнований, турниров, которые проводятся как в помещении, так и на спортивной площадке школы.
В настоящем учебном году все дети класса охвачены досуговой деятельностью (4 девочки посещают кружок «Танцевальный» при ДК, все занимаются в спортивной секции, посещают все кружок «Занимательная грамматика»). С целью изучения взаимоотношений «учитель-ученик-родитель» посещаю уроки учителей – предметников в своем классе, посещаю семьи учащихся на дому, провожу индивидуальные беседы с родителями.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе
Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются: интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «Золотая осень», и др.); тематические классные часы и беседы, родительские собрания («Синдром «понедельника» у пятиклассника и как его избежать») и др.
Для формирования у учащихся духовно-нравственных ценностей организую для детей познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями городов Тамбова, посещаем музеи, выставки, а также встречаемся с интересными людьми.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями («Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе» и др.), делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
Работа с родителями учащихся
Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций. Связующим звеном между школой и всеми родителями класса является родительский актив, который активно помогает мне в организации досуга детей, в ремонте, участвуют во всех организационных вопросах.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.
Так как мой 5 класс небольшой – 12 человек, то после избрания командира класса, выбираются ответственные за классные сектора (учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, сектор досуга). Строго распределяются обязанности.
Функции совета класса:
· Подготовка и проведение классных собраний
· Анализ деятельности своих членов
· Подготовка, составление плана воспитательной работы класса
· Подготовка информации – отчета и предложений в вышестоящие органы.
Функции собрания класса:
· Заслушивание информации о решениях совета учащихся класса;
· Принятие решений по вопросам деятельности класса
Учебный сектор:
· Контроль учебной деятельности;
· Контроль выполнение домашнего задания;
· Оказание помощи слабоуспевающим ученикам.
Спортивный сектор:
· Организация спортивно-оздоровительных мероприятий.
· Дни здоровья
· Прогулки лес, походы
· Устные журналы « Экология и мы»
· Беседы о здоровом образе жизни
· Школьная спартакиада
Трудовой сектор:
· Дежурство по школе и в классе
· Операция «Сохрани книги»
Сектор досуга:
· Проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий.
· Организация традиционных праздников (День Учителя, и др.)
· Коллективно - творческие дела
· Турнир знаков
В конце каждой четверти, учащиеся, ответственные за сектора, отчитываются за свою работу, так как при реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать ее результаты.
Хотелось бы отметить, что являясь посредником между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей коллективно - творческие дела очень сплачивают детский коллектив.
Работа с учителями-предметниками
Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребенка является его успешность в учебе. Воспитательную работу нельзя отрывать от учебной. Ребенок един, целостно его становление. Поэтому важным направлением деятельности классного руководителя является его сотрудничество с учителями-предметниками.
Сделать детей эрудированнее, свободнее в суждениях, раскованнее в общении, увереннее в себе позволяет личностно-ориентированный подход в обучении. Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы, который осуществляется в совместной деятельности классного руководителя и учителей-предметников. Эта работа включает совместную разработку общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.
В самом начале учебного года я обращаю внимание учителей – предметников на учеников, у которых есть проблемы, связанные с поведением и здоровьем. Мы вместе решаем, как помочь ребенку. Иногда использую анкетирование, которое помогает выявить отношение ученика к предмету, причины его неуспеха в изучении данного предмета, способствует развитию сотруднических отношений между учителем – предметником и учащимся.
Заключение.
Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами...». И до тех пор, пока у педагога есть желание, и учить, и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установили для него время и общество.
Не все порой удается в работе, но считаю, каким в будущем человеком станет ученик, в большей степени зависит от того, каким был его учитель.
И моя цель – воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного, отзывчивого. Для этого надо знать ребенка, его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность.
«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»
Думается мне, что нам, учителям, надо чаще вспоминать эту заповедь, чтобы не устать раньше срока от нашего нелегкого труда, чтобы не изнемогла душа в ежедневной нелегкой работе. Уверена, любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Нужен нелегкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...