Конспект занятия "Певческая установка"
план-конспект по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия: "Певческие голоса»
Цель: формирование у учащихся представления о певческих голосах.
Задачи:
- Познакомить с понятиями «тембр», «певческий голос»; многообразием певческих голосов; выдающимися представителями русской и зарубежной вокальных школ.
- Развивать тембровый слух, навыки хорового и сольного пения, умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
- Обогащать музыкально-слуховой опыт учащихся.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством; эстетический вкус.
Тип занятия: освоение новых знаний.
Основы музыкальных знаний: Тембр. Певческие голоса: тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, дискант, альт.
Музыкальный материал:
Фрагменты оперных партий, романсов и песен в исполнении выдающихся певцов: С. Лемешева, А. Градского, Л. Паваротти, Х. Каррераса, П. Доминго, А. Бочелли, А. Сафина, Ф. Шаляпина, П. Робсона, М. Магомаева, Д. Хворостовского, Г. Вишневской, А. Нетребко, М. Каллас, М. Кабалье, Р. Флеминг, М. А?ндерсон, К. Ферриер, И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Р. Лоретти.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.
Ход занятия:
1. Музыкальное приветствие
2. Повторение пройденного материала
– На прошлых занятиях вы познакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Какими? (Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.)
– Какие инструменты входят в состав этих групп? (Ответы детей.)
3. Знакомство с новым материалом
– Сегодня вы познакомитесь с самым древним и необыкновенным инструментом. Но его нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать. Что это за инструмент? Кто отгадает эту загадку? (Ответы детей.)
Слайд 2
– Человеческий голос является лучшим музыкальным инструментом. Он обладает самым запоминающимся звучанием. Можем ли мы перепутать голоса родных и друзей? (Нет.)
– Даже если они умышленно изменят свой голос, мы всё равно узнаем его. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам поиграть в игру. (Разучивается и исполняется песня-игра «Догадайся, кто поёт»: дети по очереди выходят, отворачиваются и угадывают по пению своих друзей. Для усложнения задачи, можно предложить обучащимся изменить свой голос.)
– В чем же загадка? Почему вы так легко определяли голоса друг друга, ведь вы не видели, кто поёт, а только слышали? (По голосу. У нас у всех разные голоса.)
– А как вы думаете, почему голоса у нас разные? (Потому, что мы все отличаемся друг от друга.)
– Действительно, все люди неповторимы. У всех нас разные черты лица, цвет волос и глаз, возраст, пол. Кроме того, у нас по-разному устроены голосовые связки. Благодаря их вибрациям звучит наш голос. Это легко можно ощутить, если положить во время пения пальцы на горло. Попробуйте это сделать. (Действия детей.)
– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.)
Слайд 3
– По какому признаку мы отличаем голоса родных и знакомых? (По тембру.)
– А сейчас мы проведём эксперимент. Послушаем фрагменты звучания разных певческих голосов, а вы, по тембру, определите, в каком из них звучал мужской, женский или детский голос. (Звучит запись песни «Санта Лючия» в исполнении женского, мужского и детского голосов.) (Ответы детей.)
– Правильно! А как вы отличали, ведь вы не видели исполнителей? (По тембру. У женщин и детей голоса высокие, тонкие, светлые. У мужчин – низкие, тёмные.)
Слайд 4
– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.
Слайд 5
– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.
Слайд 6
– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Повторите это слово. (Тенор.)
– А сейчас мы познакомимся с известными певцами и послушаем звучание их голосов.
Слайд 7
– Сергей Лемешев – великий русский оперный певец, режиссёр и педагог. В середине прошлого века не имел себе равных по мастерству и популярности. Он покорял слушателей неповторимым, задушевным тембром голоса. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 8
– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 9
– Лучано Паваротти – самый известный в мире итальянский оперный певец. Его прекрасный голос боготворит весь музыкальный мир. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 10
– Хосе Каррерас – известный всему миру испанский оперный певец – тенор. Сцены самых известных оперных театров всего мира готовы принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается бурными овациями. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 11
– Пласидо Доминго – всемирно известный испанский оперный певец. Его великолепный голос обладает мягким, сочным, полетным тембром. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 12
– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)
Слайд 13
– Андреа Бочелли – невероятно популярный во всем мире итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Слепой певец с необычным голосом. Во всем мире было продано 55 миллионов дисков этого исполнителя. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 14
– Алессандро Сафина – итальянский оперный и эстрадный певец, актёр. Обладает редким и красивым голосом, услышав раз который, забыть невозможно. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 15
– Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов. Повторите это слово. (Бас.)
Слайд 16
– Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 17
– Поль Робсон – американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 18
– Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. Повторите это слово. (Баритон.)
Слайд 19
– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 20
– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 21
– А теперь пришло время познакомиться с женскими голосами. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто.
Слайд 22
– Сопрано – самый высокий женский голос. Повторите это слово. (Сопрано.)
Слайд 23
– Галина Вишневская – известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 24
– Анна Нетребко – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты. Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 25
– Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная». (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 26
– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 27
– Рене Флеминг – это всемирно известная американская оперная певица, обладательница прекрасного, незабываемого голоса. (Звучит запись голоса певицы.)
Слайд 28.
– Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.
Слайд 29
– Мариан Андерсон – одна из наиболее выдающихся американских певиц 20 века. Она была первой негритянской певицей, выступавшей на оперной сцене. О ней говорили: «Такой голос слышишь раз в столетие». (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 30
– Кэтлин Ферриер – выдающаяся английская певица 20 столетия. Она обладала одним из красивейших голосов, настоящим контральто, который отличался особой теплотой и бархатистостью. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 31
– Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.
Слайд 32
– Ирина Архипова – выдающаяся российская оперная певица и педагог. Ее голос, мощный, богатый оттенками, обладал магической силой воздействия на слушателя. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 33
– Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись голоса певца.)
Слайд 34
– Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.
Слайд 35
– И, наконец, детские голоса. Существует два типа детских голосов: дискант и альт.
Слайд 36
– Дискант – это высокий детский певческий голос. Повторите это слово. (Дискант.)
Слайд 37
– Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)
Слайд 38
– Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)
4. Итог занятия:
– С каким необыкновенным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились? (С голосом.)
– Как называется та особенная, неповторимая «окраска» голоса, по которой мы узнаём голоса других людей? (Тембр.)
– Сегодня вы узнали, что существует большое разнообразие певческих голосов. Какие названия вы запомнили? (Ответы детей.)
– Теперь вам известны имена выдающихся артистов с мировой славой. Кто вам больше всех запомнился? (Ответы детей.)
– Чтобы профессионально научиться петь и достичь уровня выдающихся певцов, нужно много и упорно трудиться. Но, если у вас не хватает на это таланта и времени, знайте, что пение для себя сможет принести вам большое удовольствие и оно необычайно полезно для здоровья!
Вот и подошло наше занятие к концу. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по обувному делу "Установка заплат"
Данный урок проводтся в 8 классе коррекционного образовательного учреждения VIIIвида....
Конспект, презентация, приложения к уроку "УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА МАШИННОЙ ИГЛЫ"
УСТРОЙСТВО И УСТАНОВКА МАШИННОЙ ИГЛЫЦель урока: «Сформировать у учащихся умения по подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки её в машину, а также ознакомить с причинами возни...
План-конспект урока к УМК "FORWARD" 5 класс «На нефтяной установке» , Unit 4, №19, p.34-35.
Тип урока: УОНЗ (урок открытия новых знаний). ...
План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования."
План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования." Возраст учащихся - 6-7класс. Рассматриваются вопросы испо...
Социальная установка. Структура социальной установки.
Исследование социальных установок...
Конспект урока по технологии "Замки. Установка врезного замка"
Цели урока: Дать понятие о видах замков по назначению. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Воспитание мотивации к обучению....
Конспект занятия «Ударная установка. Название барабанов в ударной установке» (2-ой год обучения)
Конспект занятия«Ударная установка. Название барабанов в ударной установке»(2-ой год обучения)...