ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
статья по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Кризис мультикультурного общества в XXI веке напрямую связан с кризисом западных ценностей, не воспринимаемых и отвергаемых мигрантами, имеющими собственные традиционные ценности. Процесс глобализации мирового пространства приводит к массовым миграциям сопоставимым с раннесредневековой миграцией более известной, как Великое переселение народов. Аналогия напрашивается сама собой – столкновение конфессий, межнациональные и межрасовые конфликты, «варваризация» территории цивилизации, экономический и социальный кризис, потеря централизации управления, частая смена управляющей элиты, потеря элитой национальной составляющей и пропаганда идеологии имеющей антинациональный характер. Ярким примером являются события в Украине, Европейском Союзе и США. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_aksyonov_v.v.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аксёнов В.В.

ФГБНУ ИПП ПО РАО, к.и.н. aksenov1660@mail.ru

Кризис мультикультурного общества в XXI веке напрямую связан с кризисом западных ценностей, не воспринимаемых и отвергаемых мигрантами, имеющими собственные традиционные ценности. Процесс глобализации мирового пространства приводит к массовым миграциям сопоставимым с раннесредневековой миграцией более известной, как Великое переселение народов. Аналогия напрашивается сама собой – столкновение конфессий, межнациональные и межрасовые конфликты, «варваризация» территории цивилизации, экономический и социальный кризис, потеря централизации управления, частая смена управляющей элиты, потеря элитой национальной составляющей и пропаганда идеологии имеющей антинациональный характер. Ярким примером являются события в Украине, Европейском Союзе и США.

Основу любой цивилизации составляет цивилизационное ядро, состоящее из нескольких крепко спаянных между собой этносов. Словно снежный ком в процессе развития ядро обрастает другими народами населяющими территорию расширяемого государства. Прародиной всех арийских народов являлась страна Ариан (Иран). Отсюда шли широкие миграционные потоки в Индию и Европу. Огромный анклав арийцев получает название в исторической литературе индоевропейцы. Заселение Европы индоевропейцами-арийцами проходило тремя потоками, различающимися по времени. Первый поток сформировал античную цивилизацию. Второй поток образовал германские варварские государства. Третий поток славянский населяет Центральную Европу от Балтийского моря (Венедского залива) до Адриатического моря. Славяне венеды отличались своей многочисленностью и способностью использовать ландшафт для маскировки. Поэтому византийцы часто использовали славян для захвата «языка» [7, с.]. Расколу венедского этнического массива способствовала миграция германцев готов из Дании (Скандзы) в Причерноморье. Славянство распалось на венедов, проживавших в Карпатах, склавинов населявших пространства от озера Балатон (Мурсианское) до Днестра и антов, расположившихся от Днестра до Днепра [6,]. Готам удалось создать в Причерноморье первое германское варварское королевство, расколовшееся на вестготов (западных) и остготов (восточных).

В это время из степей Монголии вытесняются китайской армией непокорные кочевые племена гуннов, которые устремляются на запад. Основным оружием гуннов были лук и стрелы с костяными наконечниками и аркан. Сложившаяся система патриархата требовала мужественности от мужчин, и они оплакивали погибших собратьев кровью, а не слезами обезображивая свое лицо наносимыми ранами. В 375 году преследуя убегающую лань, гунны обнаруживают место переправы через Керченский пролив. Они вторгаются в подбрюшье готского варварского королевства. Началась германская миграция, окончательно разрушившая Западную римскую империю. В отличие от Восточной римской империи, сохранившей цивилизационное ядро, Западная римская империя подвергалась «варваризации» до такой степени, что патрициями при императоре были вожди германских племен. Если Византийская империя сохраняла свой центр в Константинополе (по-славянски Царьград), то в Западной римской империи центр перемещается из Рима в Равенну, базу римского флота []. На основании геополитического опыта полученного путем исторического анализа истории римской цивилизации можно сделать вывод о необходимости для сохранения цивилизации поддерживать цивилизационное национальное ядро.

Гуннское нашествие способствовало движению германских народов на запад и продвижению славянских народов до реки Эльбы (германизированное Ладо). Ладо и Лада были языческие боги любви у древних славян. Отсюда русское блюдо «о-ладушки» и выражение «ладком да мирком», т.е. с любовью и общим советом. «Мир» - это название общины у северных славян. На территории Восточной Германии сохранились названия славянских городов Дрезден (от слав. племени дреждан), Росток (слав. «развилка дорог»), Берлин (от слав. «берлога») [4,].  

Миграции славянства из Центральной Европы в восточные области на территории современной России, Белоруссии и Украины способствовало нашествие новых кочевников аваров. Победам этого народа способствовало изобретение стремян, позволявшее крепко держаться в седле и послужившее основой для создания рыцарского войска. Авары в славянском анклаве представляли значительное меньшинство и после первых поражений от Византии и франкского государства развязали против славян геноцид, опасаясь широкомасштабного восстания. Это привело к трем потокам миграции через северо-бугский коридор на Волхов и Днепр. В русском языке основное значение имеет суффикс. Первый поток славянской миграции имел суффикс «ян», «ан» - отсюда названия племен: слав-ян^-е ильменские, полоч-ан^-е, пол-ян^-е, древл-ян^-е, север-ян^-е. Этим славянским потоком были по всей видимости основаны города: на озере Ново (Ильмень) – Новгород, Полоцк (Полотеск – от производства полотна), Смоленск (смола). Второй славянский поток имел суффикс «ич» - это племена крив-ич^-ей, дрегов-ич^-ей, радим-ич^-ей, вят-ич^-ей, ул-ич^-ей, тивер-ич^-ей. Второй поток миграции расколол первоначальные восточные славянские племена на два анклава с центрами в Новгороде и Киеве. Третий поток миграции шел с юга и существенного влияния на складывание территориальной общности восточные славяне не имел. Это славянские племена имеющие суффикс «ат» - белые и черные хорв-ат^-ы [2, с.]. Таким образом, территориальная общность восточные славяне сложилась из трех миграционных потоков.          

Ядром русской цивилизации первоначально были славянские и финно-угорские этносы, сформировавшие антропологический расовый тип восточных славян, отличающийся от западноевропейского славянства своей курносостью []. В северной части территориального расселения восточного славянства на цивилизационное ядро оказывают влияние варяги, а с юга – кочевники тюрки Хазарского каганата. Формируется элита, отвечающая на вызовы. Первая элита состояла из представителей русского этноса, что отражено в Повести временных лет русских летописей XIII – XVII веков именами первых князей Рюрик, Олег, Игорь (Ингвар), Аскольд и Дир. В Х веке с княгини Ольги (Елены, Алены) происходит славянизация элиты и князьями становятся Святослав, Ярополк, Владимир, Ярослав, Мстислав и др. Гражданская идентичность ассоциируется с древнерусским государством с центром в городе Киев. Военная демократия четко подразделяет население на свободных, полусвободных и рабов. Свободные – это люди имевшие право голоса на народном собрании – вече. К ним относились князья и бояре, имевшие частную собственность - вотчины, а также крестьяне-общинники называвшиеся – на севере «мир», на юге «вервь». Решить дело миром – значило решить дело внутри общины, не вынося дело на княжеский суд, за который нужно было платить. К полусвободным относились люди подписавшие договор – это гражданские чиновники тиуны и военные - дружинники, а со стороны крестьянства закупы (должники), половинники (работавшие за половину урожая), изгои (ремесленники, проживавшие вне общины и создававшие профессиональные объединения - десятки, сотни, концы). Если человек приступал к службе, не подписав договора, он становился рабом. К рабам относились холопы (за действия которых отвечали хозяева) и челядь (слуги) [2, с.]. Происходит формирование древнерусской идентичности славянской по сущности и русской по названию.

В период до монгольского нашествия начинается постепенное вливание в цивилизационное ядро тюркского этноса. Потерявшие суверенитет тюркские кочевые народы, выбирали под эгидой какого государства им оставаться. На протяжении столетия сохранялась родоплеменная система, перераставшая затем в территориальную систему с изменением названия народов. Первый русский историк В.Н. Татищев выделял: Великую Русь (Новгородская земля); Белую Русь (Владимиро-Суздальская земля); Малую Русь (Киевская земля); Черную Русь (Галицко-Волынская земля) и Червонную Русь (пограничные с Польшей земли Белоруссии и Украины) [8, с.]. В период древнерусского государства образуется на границе государство в государстве имевшее собственные столицы Канев (печенеги = кангары) и Торшин (торки – огузы) [1, с.]. В 1146 году образуется объединение Черные Клобуки или Черкасы. Однако родовые связи между оседлыми тюрками и русскими князьями летописями не отмечаются. Противостояние удельных русских княжеств и тюркского половецкого (кипчакского) государства Дешт-и-Кипчак заканчивается элитными брачными связями русских княжеских родов Изяславичей (Киевских), Олеговичей (Святославичей) и Мономаховичей (Всеволодовичей) с ханскими половецкими родами Осеневичей, Тугоркановичей и Гиргеневичей [3, с.]. Происходит русификация южнорусских степей, когда половецкие ханы имеют русские имена Юрий Кончакович и Данило Кобякович. Единый древнерусский этнос начинает распадаться на субэтносы. Происходит формирование гражданской идентичности по элитарному родовому принципу. Нечто подобное до сих пор наблюдается на Кавказе в форме «куначества» - друг моего друга мой друг, враг моего друга мой враг. Здесь многое определяется личным авторитетом. Ярким примером современного времени является глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

В период монгольского нашествия Русь подвергается на 200 лет неслыханному грабежу и насилию. Вероятно, именно в период монгольского господства население из Белой Руси мигрирует на запад под эгиду Литовского государства, сохранявшего до XV века православие в качестве государственной религии, что влияет на появление Белоруссии. Несмотря на опустошительное монгольское нашествие, Великой Руси удается отбить нашествие шведов (свеев) и крестоносцев (немцев). В этих условиях выковывается русское национальное самосознание в стремлении к централизации и сохранению православия. Измена православию рассматривалась как измена русскому национальному духу. В покоренной монголами Руси образуется несколько объединительных центров соперничающих между собой. Перенос митрополии из Малороссии Киева во Владимир (митрополит Максим 1299 год), а затем в Москву (митрополит Петр 1310 год, а затем митрополит Феогност 1326 год) способствовал становлению духовного центра русского государства. Второй московский князь Юрий Даниилович решил вернуться к политике своих предков и женился на сестре золотоордынского хана Узбека Кончаке (в крещении Агафья), которая в результате сражения была захвачена тверским князем Михаилом Ярославичем (двоюродным дядей Юрия) и скончалась в плену. Вероятно, в качестве свадебного подарка, Юрий Даниилович получил шитую золотом тюбетейку, которую впоследствии опушили мехом, а наверх водрузили крестик и, она стала называться «шапка Мономаха». В 1336 году после смерти галицкого князя Юрия II из-под власти Золотой орды Малая Русь переходит под власть литовского князя Болеслава Тройденовича, а после его смерти в 1349 году Галич и Львов захватывает свояк Болеслава польский король Казимир. В 1386 году по Кревской унии Польша и Литва объединяются в борьбе за Малую Русь. Соперничество Твери и Москвы было прекращено только в XV веке, когда Иван III Васильевич женился первым браком на Марии Тверской. В 1472 году вторым браком, после смерти Марии Тверской, он женится на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI погибшего при взятии Константинополя турками. Московская Русь становится царством, и гражданская идентичность связывается с русским самодержавием. Многовековой период был сформулирован графом Уваровым в XIX веке, как «Самодержавие - Православие - Народность».      

Особенностью России являлось сохранение общины вплоть до реформы П.А. Столыпина 1906-1910 годов. В крестьянской общине народники видели ячейку будущего социального общества. Они не понимали единства самодержавия и общины. Поэтому цареубийство вызывало в народе не протест существующими порядками, а народный гнев против убийц. Террор не в характере русского человека. Только вопиющая несправедливость может подвигнуть его на ответные действия – на бунт бессмысленный и беспощадный. Поэтому с русскими людьми лучше договариваться и искать компромисса, а не действовать с помощью санкций и угроз.

Прозападник П.А. Столыпин решил реформировать Россию по европейскому капиталистическому образцу. В этом была огромная для русской нации ошибка. Пропало чувство товарищества и взаимовыручки, т.к. община раскололась на богатых и бедных, на антагонизм классов. Перед лицом других народов русская нация оказалась расколотой и не способной к сопротивлению. Потери в первой мировой войне усугубили ситуацию и привели к гражданской войне. Гражданская идентичность приобретает классовый характер. Меняется национальный состав управляющей элиты, что стимулирует кровавую бойню. Русская нация терпит поражение и уступает место национальным элитам. Закономерно происходит становление авторитарного режима. Репрессии служат действенным инструментом по сохранению централизации государственного управления. Место национальной элиты занимает партийная интернациональная элита. Предпринимается попытка формирования нового типа человека вненационального и нерелигиозного. Отрезвляюще на советскую идеологию повлияла Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов, когда российский народ простил своему тирану И.В. Сталину все, ради защиты собственного Отечества. Русский народ вынес основную тяжесть войны, остановив и опрокинув противника под Москвой и Сталинградом. Победа далась тяжелыми численными потерями. Поэтому в 1944 – 1945 годах потребовался весь полководческий талант, чтобы немцы не смогли переломить ситуацию. Гражданская идентичность приобретает российский характер с господством русского языка в межэтническом общении. Русским начинает считаться тот, кто воспринимает язык и культуру русской нации, как свою собственную культуру.

Конец ХХ начало XXI века ознаменовали переход от биполярного к полиполярному миру. Болезненный переход, к сожалению, сопровождается обострением экономических, социальных, национальных и конфессиональных интересов. Потребительское общество начинает резко сокращать ресурсную базу ради удовлетворения своих прихотей. Добыча необходимых для потребления ресурсов приводит к негативной экологической ситуации угрожающей всему человечеству. Человек – дитя природы и разрушая её, он разрушает условия своего существования. Изменения климата может существенным образом глобально повлиять на жизнь целых континентов. В социальном плане увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Бедность объединяет, богатство разъединяет. Опасность заключается в размывании государственной нации, когда «варвары» воспринимаются как освободители от гнета национальной элиты. Происходит изменение элиты. Цивилизация движется к своему концу. Нечто подобное наблюдается сейчас в Европе. Здоровая часть общества стремится сохранить цивилизацию и против нее используется ее же оружие – демократия. Обвиняя её в национализме и ксенофобии, они ограничивают развитие здоровых цивилизационных сил. В результате общество пожинает переход молодого поколения к другим чуждым ценностям и морали. Неограниченная демократия опаснее для общества, чем авторитаризм и тоталитаризм. Любой садовник знает, что у дерева появляются внизу ветки, которые высасывают все соки из дерева  и не дают развиваться плодам. Такие ветки называют «волками». Поэтому такие ветки неизбежно удаляются. Любое общество, стремящееся к сохранению цивилизации, неизбежно должно бороться с такими явлениями.

20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция общественной безопасности, определявшая уровень угроз национальной безопасности России. Важнейшей угрозой определен международный терроризм, переросший рамки национальной государственности и раскинувший свои щупальца по всему миру. Заигрывание с террористами и попытками их использования в собственных целях чревато серьезными угрозами всему мировому сообществу. Основная борьба с терроризмом начинается с процесса воспитания в семье, школе, профессиональном учебном заведении. Ответственность несет в первую очередь семья. Поэтому действия Рамзана Кадырова по выселению семей террористов со своей территории носят радикальный характер и возможно, способствуют их изоляции в иноэтническом окружении. Подобное в российской истории совершал Иван III Васильевич при присоединении Новгорода к Московской Руси – когда московское оппозиционное боярство переселялось в Новгород, а новгородское боярство в Москву.  

Второй угрозой непосредственно связанной с терроризмом является экстремизм. Экстремизм можно подразделить на правый, левый и вынужденный. Правый и левый носят радикальные формы и могут выражаться в националистической, религиозной и социальной пропаганде своих идей [3, с.132-140]. Националистическая идеология возникает там и тогда, где нация ощущает свою ущербность по сравнению с другими нациями. Религиозная идеология получает популярность при нестабильной ситуации. Чем проще религиозные постулаты, тем более они усвояемы. Социальная идеология имеет как радикальные, так и умеренные формы. Радикальная социальная идеология требует революций и коренного обновления общества. Умеренная социальная идеология стремится примирить, найти компромисс, между существующими системами миропорядка. Так появляются понятия социального государства стремящегося примирить капитализм и социализм, религию и светское государство.

Третьей угрозой национальной безопасности является незаконный оборот наркотических и психотропных веществ. Они могут быть отнесены к консциентальному оружию, влияющему на изменение сознания людей. Одурманенный наркотиками человек может быть направляемым и совершать необдуманные поступки, т.к. сознание и совесть практически отключены.  

Четвертой угрозой является незаконная миграция из стран со сложной экономической, социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией. Количество мигрантов с чуждым коренной нации языком, религией и культурой не должен превышать 25-30%, иначе неизбежны межнациональные и межконфессиональные конфликты. Ярким примером являются события в Кондаге.  

Пятой угрозой является коррупция. Коррупция разлагает государство, как гниль разлагает плод. Взятки способствуют лоббированию государственных интересов и извращают суть государственной социальной политики. В результате возрастает социальная напряженность, используемая радикалистами требующими государственного переустройства. Подобное наблюдается сейчас на Украине. Действенными методами борьбы с коррупцией является контроль над действиями государственных чиновников со стороны правоохранительных органов; электронный оборот документов, исключающий прямой контакт чиновника и гражданина; открытость информации; исключение бюрократизма и волокиты.  

Источники

  1. Аксёнов В.В. Великая степь и Земля Половецкая. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Казань., 2002. – Часть 1. - - Часть 2. -
  2. Аксёнов В.В. Геополитика Киевской Руси: Монография. - Казань.: Центр инновационных технологий, 2007. – 172 с.
  3. Аксенов В.В. Исторические истоки современного экстремизма//М34 Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы Международной научно-практической конференции (23-24 мая 2014 г.). В 2-х ч. Часть I. – М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 526 с.
  4. Введение в германскую филологию
  5.   Иордан. О происхождении и деяниях готов. Getica.
  6. Концепция общественной безопасности 2013-2020 годы. http://vmdaily.ru/news/2013/11/20/prezident-rossii-vladimir-putin-utverdil-kontseptsiyu-obshchestvennoj-bezopasnosti-223506.html
  7. Прокопий из Кесарии. Война с готами.
  8. Татищев В.Н. История Российская 3 Т.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЖ_10класс_18-20_Роль гос-ва в обеспечении национальной безопасности_Формирование антитеррористического поведения

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства. ЧС – социального характера.

Представлено учебное занятие, которое рассматривается в разделе "Основы безопасности личности, общества, государства", где используются различные приемы, формы и методы....

ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ...

Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях, как средство обеспечения национальной безопасности России.

«Заслужить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувством удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных! Вот благодарная ц...

«Политологические аспекты системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации»

Реализация требований к системе обеспечения военной безопасности Российской Федерации должна позволить:иметь в стране систему военного и патриотического воспитания, способную формировать в населении п...

План – конспект на тему: «Система обеспечения национальной безопасности России»

План – конспект на  тему: «Система обеспечения национальной безопасности России»...

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны

Задачи урокаОбразовательные:формирование навыков выделять главное в изучаемом объекте, адаптировать полученные знания на практике. Развитие наблюдательности и внимания;систематизация изученного матери...