Проектная деятельность
методическая разработка ( класс) на тему

Прошин Вячеслав Михайлович

Пакет методических документов по проектной деятельности ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar109.48 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педсовете                                                           Утверждаю:

«___» ________ 2015 г.                                                         Директор школы

протокол № ________                                                            ___ Сергеев М. Т.

от _________ 2015 г.                                       Приказ № __ от _______ 2015 г.

Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся

МКОУ «Кадновская СШ»

  1. Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано на основе федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кадновская СШ», Устава школы.

1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
1.4.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.

1.5. Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

1.6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

2. Цели итогового индивидуального проекта

2.1. Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

2.2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.3. Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

2.4. Оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

2.5. Определить уровень сформированности у выпускника способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

  1. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта

  1. Все учителя – предметники в течение первой недели учебного года представляют администрации школы 3-5 тем по своим предметам для итоговых индивидуальных проектов обучающихся.
  2. Старший вожатый представляет темы социальной направленности.
  3. После экспертизы представленных тем методическим советом, темы выносятся на ознакомление обучающимся.
  4. Обучающиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
  5. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
  6. Выбранные темы  проектов  утверждаются директором школы.
  7. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта.
  8. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
  9. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
  10. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
  11. Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
  12. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.

4. Требования к содержанию и направленности проекта


4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

V. Требования к проектной деятельности

5.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

5.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении № 3

5.3. Введение включает в себя ряд следующих положений.

5.3.1. Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована гипотеза.

5.3.2. Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом.

5.3.3. Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.

5.3.4. Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.

5.3.5. Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

5.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

5.5. В заключение формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

5.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах стандарта  А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Номер страницы ставится в верхнем правом углу.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (главы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы в приложении.

5.7 Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

5.8. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

5.9 Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

5.10. К защите проекта должны быть представлены: продукт (проект), пояснительная записка, отзыв руководителя

5.11. Подготовленная обучающимся пояснительная записка должна быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка

использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.

5.12. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

в) исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.13. Обучающийся должен вести дневник (тетрадь) проектной деятельности, где фиксирует ход работы над проектом, его этапами. Руководитель вносит свои замечания, предложения, предварительные оценки.

6. Требования к защите проекта

6.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется на школьной конференции.

6.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией (создается приказом директора школы) представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

6.3. На защите могут присутствовать родители, представители общественности и другие приглашенные лица.


7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта

7.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

  •  способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
  •  сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
  •  сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  •  сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

7.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности:                                                                                                                                                                                 

Таблица оценки


Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятив

ные

действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуника

ция

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

7.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

  • такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий); сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
  • ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.

7.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы
все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.

7.5. При осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7–9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10–12 первичных баллов (отметка «отлично»).

8. Документация

8.1. Для учащихся

  •  Индивидуальный план выполнения проекта.

 

Этапы


Виды деятельности

Планиру

емая дата исполнения

Дата
факти

чески

Подпись руково

дителя

Подготовка

Выбор темы  учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

Процесс проектирования

Самостоятельная работа

Оформления записки, плакатов и др.

Итог

Достигнутый результат

Оформление

Защита

8.2. Для руководителя проекта

  • Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
  • Общие сведения;

 

№п/п

ФИО ученика

Тема проекта

Итоговая оценка руководителя проекта

Подпись

1.

  • Рецензия по каждому индивидуальному проекту.

 Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.

8.3. Для классного руководителя

  • Лист ознакомления родителей;

№п/п

ФИО ученика

Тема проекта

Дата выполнения проекта

Дата защиты

Подпись

родителей

1.

2.

… и т.д.

9. Права и ответственность сторон

 

9.1. Руководитель индивидуального проекта должен:

  • Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
  • Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
  • Мотивировать обучающего на  выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
  • Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
  • Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

 

9.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:

  • Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
  • Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
  • Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.

 

9.3. Обучающийся должен:

  • Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
  • Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
  • Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта:
  • Подготовить публичный отчет о проделанной работе.

 

 9.4. Обучающийся имеет право:

  • На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного  проекта;

Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы

 

9.5.  Директору школы предусмотреть материальное поощрение руководителю проекта, если проект выполнен в   соответствие с настоящим положением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...