Программа «Правовая азбука» МБОУ СОШ №5 г.Анапа на 2015-2017 годы
материал ( класс) на тему

Тищенко Лина Алексеевна

Программа «Правовая азбука»

МБОУ СОШ №5 г.Анапа

на 2015-2017 годы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_pravovaya_azbuka.docx52.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Утверждаю

                                                                                           Директор МБОУ СОШ №5

                                                                                            ____________ О.П. Дикая

                                                                     ___________________

Программа «Правовая азбука»

МБОУ СОШ №5 г.Анапа

на 2015-2017 годы

(разработаа на основе ПЛАНА мероприятий по реализации Программы управления воспитанием и социализацией обучающихся образовательных организаций

города-курорта Анапа на 2015 – 2017года)

Паспорт программы

Наименование программы

программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

социально - психологическая  служба

МБОУ СОШ №5

Цели программы

  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  создать   условия   для   эффективного  функционирования   системы  профилактики   безнадзорности    и правонарушений в образовательном учреждении

.

Объекты программы

учащиеся и родители, особое внимание уделяется  семьям и детям группы риска

Сроки реализации программы

2015-2017 годы

Исполнители программы

социально-психологическая  служба МБОУ СОШ №5

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

             рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

          рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

            омоложение преступности;

            увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №5. 

Правовая основа программы 

       Правовую основу программы профилактики безнадзорности и  правонарушений составляют:

            Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

            Конституция Российской Федерации;

               Закон Российской Федерации №124-ФЗ от 24 августа 1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

            Закон Российской Федерации №120-ФЗ от 24 июня 1999  «Об основа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

               Закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2014 «Об образовании в Российской Федерации»;

             Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

             Закон Краснодарского края  от 21 июля 2008 года №1539-КЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»;

                Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04 апреля 2008 года №258 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении»

Цели программы:

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Задачи программы:

 повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;

 защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

 раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

 создание условий для психолого-педагогической поддержки обучающихся;

 осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

 осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических  работников, родителей.

 развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками  включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска»

Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

 

Этап

 

Содержание 

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

         

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ, библиотекарь, руководитель школьного спортивного клуба.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

                 Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений.

                 Организация работы школьного Совета профилактики.

                 Проведение тематических педагогических советов.

                 Педагогический всеобуч для  родителей

                Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»

                   Составление социального паспорта классов, школы.

                 Ведение личных дел  учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте.

                Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, непосещающих школу).

                 Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

          Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

        Участие учащихся 9-11 классов в анонимном добровольном тестировании на употребление наркотических и психоактивных веществ.

Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Профилактическая работа со школьниками:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

реализация системы  воспитательной работы школы;

проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;

классные часы по пожарной безопасности;

организация правового всеобуча;

профориентационная работа;

проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

выявление причин отклонений в поведении;

беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;

приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;

беседы инспектора ОПДН;

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

направление ходатайств в КДН, ОПДН, УО;

проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

выбор родительского комитета в классах;

выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений;

привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;

привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;

выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, информирование служб системы профилактики;

проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

 

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

 

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений

 

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

 

 

организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей;

         организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

         разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»;

сформировать социальный паспорт школы;

 получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;

 получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;

 сформировать у учащихся образ жизни;

сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека; 

сформировать жизненную позицию ребёнка;

создание приоритетного родительского воспитания;

организация педагогического просвещения родителей;

построение демократической системы отношений детей и взрослых.

  


План  мероприятий направленных на  реализацию программы «Правовая Азбука»

п\п

Содержание работы

Классы

Сроки

Ответственные

 

1. Организационные мероприятия

 

1.

Выявление детей  и семей "группы риска

1-11

 

постоянно

 

классные руководители,

зам. директора по СР

 

2.

Формирование  социальных паспортов классов

 

1-11

 

сентябрь

 

классные руководители

 

3.

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

1-11

 

до 15 октября

 

зам. директора по СР 

 

4.

Анализ состояния преступности и безнадзорности

 уч-сяшколы 

1-11

 

январь

июнь 

зам. директора по СР 

 

5.

Планирование и корректирование работы по профилактике

правонарушений уч-ся школы совместно с  ОПДН ОМВД

1-11

 в течение года

зам. директора по СР

 

6.

Организация работы Совета профилактики 

1-11

 

постоянно

 

зам. директора по СР 

 

7.

Участие  в  акциях, профилактических мероприятиях по линии  Управления образования , КДНиЗП, ОПДН ОМВД., в том числе родительские рейды

1-11

 

в течение  года

администрация школы

 

8.

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности  к асоциализации

5-11

 

октябрь

 

педагог-психолог,

классные руководители 

 

9.

Вовлечение уч-ся, состоящих на ВПУ  в работу кружков и секций.

 

2-11

 

сент. окт.

 

классные руководители, вожатая 

 

10.

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

 а) индивидуальные беседы;

б)приглашение на Совет профилактики школы.

1-11

По мере

необходимости

Педагог-психолог, зам. директора по СР,

классные руководители

 

11.

Сверка документации школы и ПДН ГОВД по уч-ся, стоящимна учете в ПДН. 

1-11 

1 раз в квартал

зам. директора по СР

 

12.

Изучение федеральных, региональных и локальныхнормативно-правовых документов, необходимых дляпрофилактики правонарушений несовершеннолетних

постоянно

администрация школы

2. Работа с учащимися.

1.

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:

 урок  правовых знаний ;

 работа   электронного ящика  доверия;

информационные стенды

1-11

 

 в течение года

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог

2.

Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации 

в новом классном коллектив

1-11

 

по мере

необходимости

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог

3.

Оказание помощи учащимся в прохождении

 адаптационного периода

1, 5, 10

 

сентябрь-октябрь

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог 

4.

Оказание помощи учащимся, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации.

Работа с детьми и семьями в соответствии с планами индивидуально-профилактических мероприятий

1-11

 

постоянно

 

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог

5.

Организация досуга учащихся

(по плану воспитательной  работы школы)

1-11

 

постоянно

 

зам. директора. ВР, 

классные руководители,

вожатая

6.

Посещение по месту жительства детей, состоящих на ВПУ

8-9

 

в течение  года

 

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог

7.

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

Школьную службу примирения

7-11

 

в течение года

зам. директора по СР,

педагог-психолог

8.

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы

риска" в каникулярное время 

1-11

 январь

март

июнь-август

 зам. директора по ВР,

зам. директора СР,

классные руководители

9.

Контроль за посещаемостью уроков,

 поведением детей "группы риска". -

1-11

 

постоянно

администрация школы,

классные руководители

10.

Рассмотрение на заседаниях Совета профилактики и Штаба воспитательной работы результатов работы с детьми и семьями, состоящими на ВПУ

1-11

|

 

о мере

необходимости

 

 зам. директора СР

11.

Проведение бесед,  классных  часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

1-11

в течение года

классные руководители,

зам. директора по СР,

педагог-психолог

12.

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов служб системы профилактики

1-11

в течение года

классные руководители,

зам. директора по СР

13.

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей  к вредным привычкам

7-11

по отдельному графику

зам. директора по СР,

педагог-психолог

14.

Занятия по пролфориентации

9-11

По отдельному графику

Педагог-психолог

3. Работа с семьей

1.

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий

1-11

 

сентябрь

 

классные руководители,

зам. Директора по СР

2.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей , неблагополучных семей.

1-11

 

 в течение года

 

классные руководители,

зам. Директора по СР

3.

Работа родительского всеобуча ( по отдельному плану )

1-11

 

1 раз в четверть

 

Администрация ,

классные  руководители

 

4.

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися, проведению совместных мероприятий

1-11

 

в течение года

 

классные руководители,

зам. Директора по ВР

 

5.

Консультирование родителей  педагогами  школы,

соц.педагогом, медработником, педагогом-психологом

1-11

по мере

 необходимости

администрация , педагоги, педагог-психолог

 

6.

Оранизация тематической встречи родителей с представителями правоохранительных органов,  органов здравоохранении

1-11

сентябрь

май

администрация школы

 

7.

Посещение по месту жительства семей, состоящих на ВПУ

1-11

в течение года

классные руководители,

зам. Директора по СР,

педагог-психолог

8.

Работа общешкольного родительского комитета

1-11

в течение года

зам. Директора по ВР

9.

Чествование родителей за помощь в организации воспитательного процесса

1-11

Май, июнь

зам. Директора по ВР

Критерии отслеживания эффективности программы

 

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБОУ СОШ № 7 г.Анапа

информация для родителей...

МБОУ СОШ № 7 г.Анапа

информация для родителей...

Программа "Правовая азбука"

Программа по формированию законопослушного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений детей с ОВЗ "Правовая азбука"...

ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха» 2015-2017 учебный год

ПРОГРАММАработы с детьми асоциального поведения «Все грани успеха»2015-2017 учебный год...

Анализ воспитательной работы МБОУ "школа-гимназия" г.Ярцева Смоленской области за 2015-2017 уч.гг.

Анализ воспитательной работы МБОУ "школа-гимназия" г.Ярцева Смоленской области за 2015-2017 уч.гг....

Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...