Программа "Правовая азбука"
рабочая программа по теме

Программа по формированию законопослушного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений детей с ОВЗ "Правовая азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pravovaya_azbuka.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ СПЕЦАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА  - ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НЯГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНЕТРНАТ VIII ВИДА»

Согласовано                                                                                       Утверждаю

на методическом совете                                                                  __________В.Г. Ильенкова

протокол №__________                                                                   «____»___________20___г.

от «___»____________20__г.

Программа

по формированию законопослушного поведения  детей  с ограниченными возможностями здоровья, профилактике и предупреждению безнадзорности

и правонарушений среди учащихся школы - интерната

«Правовая азбука»

                                                                                                    Составила:

                                                                                                    социальный педагог

                                                                                                    Пальнова Л.В.

                                                    Нягань, 2013г.

 Паспорт программы

Наименование Программы

Программа по формированию законопослушного поведения  детей  с ограниченными возможностями здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений  детей с ограниченными возможностями здоровья  «Правовая азбука»

Основания разработки Программы

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2. Регламент межведомственного взаимодействия органов  и учреждений системы профилактики.

Цели Программы

Правовое просвещение учащихся и воспитанников,  формирование навыков законопослушного поведения,  воспитание ответственного отношения детей с ограниченными возможностями здоровья к себе, своим поступкам.

Задачи Программы

- формирование понятия о законопослушном поведении несовершеннолетних и поддержка привычки следования ему;

- создание условий для принятия обучающимися  ценностей гражданско-правовой культуры;

- формирование у школьников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью за свои поступки;

- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-социально-педагогической помощи всем подросткам,  оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

- формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся и воспитанников школы – интерната.

Основные исполнители Программы

Администрация школы, социальный педагог, психологи, классные руководители, воспитатели, медицинские работники, родители.   Привлеченные исполнители: городские службы - ОДН ОМВД РФ по г. Нягани (отдел по делам несовершеннолетних отдела министерства   внутренних дел по городу Нягани), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) и защите их прав, наркологическое отделение окружной больницы, управление опеки и попечительства администрации города, комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис», ММУ «Детская городская поликлиника».

Сроки реализации Программы

ежегодно

Ожидаемые результаты

- приобретение учащимися 1-4 классов первоначальных навыков социальных отношений со сверстниками и взрослыми;

- снижение  факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

 - приобретение подростками (5-11 классы) навыков социально поддерживающего и развивающего поведения,   регулирования отношений со сверстниками и взрослыми;

- умение применять полученные правовые знания  в жизни.

Пояснительная записка

         Данная программа реализуется для учащихся 1 – 11 классов, особый упор делается на работу с детьми   начальных классов. В  первый класс приходит много детей, до этого не посещавших дошкольные учреждения, и поэтому не имеющих достаточных навыков социального поведения.  Максимально благоприятные  возможности для формирования нравственных и социальных качеств личности   у детей  с ограниченными возможностями здоровья – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, поэтому   легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к здоровому образу жизни, дисциплине, правильному поведению в обществе.

Одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения детей остаются социальные факторы:  семейное неблагополучие, алкоголизм,  наркомания окружающих, вовлечение подростков в преступную деятельность, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с ними, отсюда – бродяжничество детей, неумение противостоять негативным причинам.

У детей, находящихся в такой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Провоцирует подростков на противоправные действия и широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие. Равнодушие, безответственность родителей ведет к росту числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением. Воспитанники с нарушениями психофизического развития, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями.

 Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости правильно действовать. Уже в раннем возрасте необходимо прививать основы правовых знаний, формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Задача взрослых — помочь детям научиться безопасному поведению в социуме.

Особого внимания требуют вопросы просвещения родителей об ответственности за воспитание и обучение детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

Профилактика безнадзорности и правонарушений является одним из главных вопросов воспитательной и профилактической деятельности школы-интерната, так как   на протяжении ряда лет остается проблема не посещаемости занятий учащимися.   По-прежнему наблюдается у детей   низкая учебная мотивация, слабый контроль со стороны родителей.  

Программа предполагает взаимодействие с различными учреждениями  города, работающими в этом направлении, что позволяет выстроить комплексную систему работы по поддержке детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Программа включает  профилактические мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, позволяющих развивать навыки правильного поведения.

Программа предназначена для учащихся начальной школы – интерната  1-4 классов и основной школы – интерната  5-11 классов.

Формы работы с детьми: лекции, беседы, классные часы, конкурсно – игровые программы, игровые программы, коррекционные занятия.

Режим занятий: - во второй половине дня, занятия проводятся в течение 20-30 минут

Формы подведения итогов реализации программы: проводится мониторинг занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время,   мониторинг учащихся категории «группы риска», состоящих на различных видах учета городских служб.

Методическое обеспечение программы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Уголовный  кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Федеральный Закон от 10 июня 2001 г. №87–ФЗ  «Об ограничении курения табака»
  • Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629  "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)"
  • Федеральный закон  от 29 декабря  2012 г. №  273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Постановление территориальной комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Нягани № 4 от 16.02.2012 года «О регламенте межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Программа «Правовая азбука» разработана на основе следующих принципов:

        - непрерывности;

- интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи и школы, административно-правовых структур и общественности;

        - единства и взаимодополняемости психологических и педагогических методов;

        - личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов  учащихся, воспитанников с нарушениями психофизического развития,  упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества;

        - комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

 

 

Содержание программы

Программа реализуется через организацию работы по направлениям:  

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга правонарушений  обучающихся.

         Просветительская работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.

 Профилактическая работа со школьниками  включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с учащимися  с девиантным поведением и детьми «группы риска».  Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Планы мероприятий по каждому блоку работы:

№ п/п

Содержание работы

Классы

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа:

1.1.

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с КДН, ОДН ОМВД РФ по г. Нягани, КЦСОН «Катарсис», НОБ наркологический кабинет 

1 -11 классы

Начало учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

1.2

Организация работы школьного Совета профилактики.

1 -11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

1.3

  Педагогический всеобуч для  родителей

1 -11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психологи

1.4

Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»

1 -11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

1.5

Составление социального паспорта классов, школы.

1 -11 классы

Сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

1.6

Составление индивидуальных планов работы с учащимися категории «группы риска»

«группа риска»

Сентябрь

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психолог

1.7

Участие в   межведомственной оперативно – профилактической операции «Подросток», в рамках

акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).

1 -11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

1.8

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

  1. Диагностическая работа:

2.1

Анкетирование учащихся  6-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

6 – 11 классы

октябрь

Социальный педагог. психолог

2.2

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте

1 -11 классы

В течение года

социальный педагог

2.3

Мониторинг правонарушений

«группа риска»

В течение года

социальный педагог

2.4

Составить и постоянно  корректировать банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях, требующих повышенного внимания.

1 -11 классы

В течение года

социальный педагог

  1. Просветительская работа с родителями:

3.1

Выбор родительского комитета в классах

1 -11 классы

Классные руководители, воспитатели

3.2

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели

3.3

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели

3.4

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

3.5

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление информации в профилактические органы города

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители,  воспитатели, социальный педагог

3.6

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители,  воспитатели, социальный педагог

3.7

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

1 -11 классы

По необходимости

Классные руководители,  воспитатели, социальный педагог

3.8

Родительские собрания об ответственности за воспитание детей с участием инспекторов ОДН;

индивидуальные беседы.

1 -11 классы

По плану

Классные руководители,  воспитатели, социальный педагог, психологи

Профилактическое направление

  1. Профилактическая работа со школьниками:

4.1.

Проведение мероприятий совместно с ОДН ОМВД

6 – 11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

4.2.

классные часы по пожарной безопасности

1 -11 классы

По отдельному плану

Классные руководители, воспитатели

4.3.

профориентационная работа

8 -9 классы

В течение года

психолог

4.4.

проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ

8 – 11 классы

По отдельному плану

Специалисты наркологического кабинета

4.5.

Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции

«группа риска»

В сентябре

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог

4.6.

Оказание помощи в трудоустройстве в летний период  

8 – 11 классы

Апрель, май

Классные руководители, социальный педагог

4.7.

выявление причин отклонений в поведении

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психологи

4.8.

беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком

1 -11 классы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

4.9.

приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений, самоотчеты

1 -11 классы

По плану

Зам. директора по ВР, социальный педагог

4.10

Контроль за посещаемостью уроков

1 -11 классы

ежедневно

Классные руководители, социальный педагог

4.11.

Беседы инспектора ОДН

1 -11 классы

По плану

Зам. директора по ВР, социальный педагог

4.12.

Вовлечение учащихся в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции

1 -11 классы

В течение года

Классные руководители, воспитатели

4.13.

Направление ходатайств в КДН

1 -11 классы

По ситуации

Зам. директора по ВР, социальный педагог

4.14.

Проведение коррекционных занятий с категорией детей «группы риска»

«группа риска»

По плану

психолог, социальный педагог

4.15.

Организация правового всеобуча

1 -11 классы

В течение года

Социальный педагог, воспитатели, классные руководители

Организация правового всеобуча, проводимого социальным педагогом

Класс

Разделы

Кол-во часов

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

1

Правила, которые нас окружают

1

- правила, которые нас окружают;

- правила дома;

- правила в школе;

- правила поведения учащихся в школе и в классе;

- простые правила дружбы;

- понятие об ответственности;

- правила поведения в школе;

-права и обязанности школьника;

- права учащихся в школе;

- ответственность учащихся;

- правила и нормы поведения учащихся.

- правильно вести себя за столом, на перемене, на уроке;

- соблюдать правила в игре;

- правильно вести себя в классе, в школе;

- соблюдать правила дружбы;

- правильно вести себя на перемене, на уроках;

- уважительно относиться к старшим;

- соблюдать безопасность на улице;

- выполнять обязанности школьника

Мой класс и мои друзья.

1

2- 3

Мои права  и обязанности

1

Устав школы – основной закон ее жизни

1

4

Правила и нормы поведения

1

Защита прав ребенка в школе

1

5 - 6

Правила и нормы поведения

1

- правила и нормы поведения учащихся;

- ответственность учащихся;

- способы защиты прав ребенка государством;

- способы поведения в критической ситуации

- трудовое законодательство;

- уголовное законодательство;

- уважительно относиться к старшим;

- соблюдать безопасность на улице;

- выполнять обязанности школьника;

- правильно оценивать поступки людей;

- защищать свои права;

- соблюдать правопорядок в общественных местах.

Что такое закон?

1

Что такое конфликт и почему он возникает?

1

7

Правила и нормы поведения

1

Что такое закон?

1

Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство.

1

8 – 9

Правила и нормы поведения

1

Правонарушения подростков и их возможные последствия

1

Трудовое право

1

10 - 11

Правонарушения подростков и их возможные последствия

1

Трудовое право

1

Семейное право

1

Количество часов по разделам может меняться в зависимости от проблем, которые необходимо решать в детском коллективе.

Список литературы:

  1. Гончарова Н.М. «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися», Волгоград: Учитель, 2007г.
  2. Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников», Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Об организации работы по реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (приказ от 20.03.03 № 1086), Вестник образования 10/2003.

       4. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушения    несовершеннолетних» муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №15 Еманжелинского муниципального района Челябинской области на 2010-2015 г.

      5. Худенко Е.Д.. «Организация и планирование воспитательной работы в    

          специальной    (коррекционной) школе – интернате, детском доме»: Пособие для  

          воспитателей и    учителей.- М.:АРКТИ, 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"

  Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя  теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...

азбука профессий

игра-знакомство...

Азбука социально-педагогических технологий

Представленная работа – обобщение технологий работы с воспитанниками и их семьями. Данные технологии используются  в практике деятельности Социально-реабилитационных центров для несовершенн...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

1класс. Азбука, азбука каждому нужна

Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...

2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»

Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...