Программа "Правовая азбука"
рабочая программа по теме
Программа по формированию законопослушного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений детей с ОВЗ "Правовая азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravovaya_azbuka.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ СПЕЦАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЯГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНЕТРНАТ VIII ВИДА»
Согласовано Утверждаю
на методическом совете __________В.Г. Ильенкова
протокол №__________ «____»___________20___г.
от «___»____________20__г.
Программа
по формированию законопослушного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике и предупреждению безнадзорности
и правонарушений среди учащихся школы - интерната
«Правовая азбука»
Составила:
социальный педагог
Пальнова Л.В.
Нягань, 2013г.
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа по формированию законопослушного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений детей с ограниченными возможностями здоровья «Правовая азбука» |
Основания разработки Программы | 1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 2. Регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. |
Цели Программы | Правовое просвещение учащихся и воспитанников, формирование навыков законопослушного поведения, воспитание ответственного отношения детей с ограниченными возможностями здоровья к себе, своим поступкам. |
Задачи Программы | - формирование понятия о законопослушном поведении несовершеннолетних и поддержка привычки следования ему; - создание условий для принятия обучающимися ценностей гражданско-правовой культуры; - формирование у школьников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью за свои поступки; - оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-социально-педагогической помощи всем подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; - формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся и воспитанников школы – интерната. |
Основные исполнители Программы | Администрация школы, социальный педагог, психологи, классные руководители, воспитатели, медицинские работники, родители. Привлеченные исполнители: городские службы - ОДН ОМВД РФ по г. Нягани (отдел по делам несовершеннолетних отдела министерства внутренних дел по городу Нягани), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) и защите их прав, наркологическое отделение окружной больницы, управление опеки и попечительства администрации города, комплексный центр социального обслуживания населения «Катарсис», ММУ «Детская городская поликлиника». |
Сроки реализации Программы | ежегодно |
Ожидаемые результаты | - приобретение учащимися 1-4 классов первоначальных навыков социальных отношений со сверстниками и взрослыми; - снижение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних; - приобретение подростками (5-11 классы) навыков социально поддерживающего и развивающего поведения, регулирования отношений со сверстниками и взрослыми; - умение применять полученные правовые знания в жизни. |
Пояснительная записка
Данная программа реализуется для учащихся 1 – 11 классов, особый упор делается на работу с детьми начальных классов. В первый класс приходит много детей, до этого не посещавших дошкольные учреждения, и поэтому не имеющих достаточных навыков социального поведения. Максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств личности у детей с ограниченными возможностями здоровья – в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, поэтому легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к здоровому образу жизни, дисциплине, правильному поведению в обществе.
Одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения детей остаются социальные факторы: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания окружающих, вовлечение подростков в преступную деятельность, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с ними, отсюда – бродяжничество детей, неумение противостоять негативным причинам.
У детей, находящихся в такой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Провоцирует подростков на противоправные действия и широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие. Равнодушие, безответственность родителей ведет к росту числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением. Воспитанники с нарушениями психофизического развития, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями.
Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости правильно действовать. Уже в раннем возрасте необходимо прививать основы правовых знаний, формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанностях, ответственности. Задача взрослых — помочь детям научиться безопасному поведению в социуме.
Особого внимания требуют вопросы просвещения родителей об ответственности за воспитание и обучение детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.
Профилактика безнадзорности и правонарушений является одним из главных вопросов воспитательной и профилактической деятельности школы-интерната, так как на протяжении ряда лет остается проблема не посещаемости занятий учащимися. По-прежнему наблюдается у детей низкая учебная мотивация, слабый контроль со стороны родителей.
Программа предполагает взаимодействие с различными учреждениями города, работающими в этом направлении, что позволяет выстроить комплексную систему работы по поддержке детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении. Программа включает профилактические мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей, позволяющих развивать навыки правильного поведения.
Программа предназначена для учащихся начальной школы – интерната 1-4 классов и основной школы – интерната 5-11 классов.
Формы работы с детьми: лекции, беседы, классные часы, конкурсно – игровые программы, игровые программы, коррекционные занятия.
Режим занятий: - во второй половине дня, занятия проводятся в течение 20-30 минут
Формы подведения итогов реализации программы: проводится мониторинг занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время, мониторинг учащихся категории «группы риска», состоящих на различных видах учета городских служб.
Методическое обеспечение программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный Закон № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный Закон от 10 июня 2001 г. №87–ФЗ «Об ограничении курения табака»
- Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)"
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление территориальной комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Нягани № 4 от 16.02.2012 года «О регламенте межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Программа «Правовая азбука» разработана на основе следующих принципов:
- непрерывности;
- интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи и школы, административно-правовых структур и общественности;
- единства и взаимодополняемости психологических и педагогических методов;
- личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов учащихся, воспитанников с нарушениями психофизического развития, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества;
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
Содержание программы
Программа реализуется через организацию работы по направлениям:
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга правонарушений обучающихся.
Просветительская работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с учащимися с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Планы мероприятий по каждому блоку работы:
№ п/п | Содержание работы | Классы | Сроки | Ответственные |
| ||||
1.1. | Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с КДН, ОДН ОМВД РФ по г. Нягани, КЦСОН «Катарсис», НОБ наркологический кабинет | 1 -11 классы | Начало учебного года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
1.2 | Организация работы школьного Совета профилактики. | 1 -11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
1.3 | Педагогический всеобуч для родителей | 1 -11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, психологи |
1.4 | Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» | 1 -11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
1.5 | Составление социального паспорта классов, школы. | 1 -11 классы | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог |
1.6 | Составление индивидуальных планов работы с учащимися категории «группы риска» | «группа риска» | Сентябрь | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психолог |
1.7 | Участие в межведомственной оперативно – профилактической операции «Подросток», в рамках акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу). | 1 -11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
1.8 | Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки. | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
| ||||
2.1 | Анкетирование учащихся 6-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ. | 6 – 11 классы | октябрь | Социальный педагог. психолог |
2.2 | Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте | 1 -11 классы | В течение года | социальный педагог |
2.3 | Мониторинг правонарушений | «группа риска» | В течение года | социальный педагог |
2.4 | Составить и постоянно корректировать банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении и семьях, требующих повышенного внимания. | 1 -11 классы | В течение года | социальный педагог |
| ||||
3.1 | Выбор родительского комитета в классах | 1 -11 классы | Классные руководители, воспитатели | |
3.2 | Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели |
3.3 | Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий. | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели |
3.4 | Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль. | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
3.5 | Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление информации в профилактические органы города | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
3.6 | Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей. | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
3.7 | Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения. | 1 -11 классы | По необходимости | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
3.8 | Родительские собрания об ответственности за воспитание детей с участием инспекторов ОДН; индивидуальные беседы. | 1 -11 классы | По плану | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психологи |
Профилактическое направление
| ||||
4.1. | Проведение мероприятий совместно с ОДН ОМВД | 6 – 11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
4.2. | классные часы по пожарной безопасности | 1 -11 классы | По отдельному плану | Классные руководители, воспитатели |
4.3. | профориентационная работа | 8 -9 классы | В течение года | психолог |
4.4. | проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ | 8 – 11 классы | По отдельному плану | Специалисты наркологического кабинета |
4.5. | Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции | «группа риска» | В сентябре | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
4.6. | Оказание помощи в трудоустройстве в летний период | 8 – 11 классы | Апрель, май | Классные руководители, социальный педагог |
4.7. | выявление причин отклонений в поведении | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели, социальный педагог, психологи |
4.8. | беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком | 1 -11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
4.9. | приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений, самоотчеты | 1 -11 классы | По плану | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
4.10 | Контроль за посещаемостью уроков | 1 -11 классы | ежедневно | Классные руководители, социальный педагог |
4.11. | Беседы инспектора ОДН | 1 -11 классы | По плану | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
4.12. | Вовлечение учащихся в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции | 1 -11 классы | В течение года | Классные руководители, воспитатели |
4.13. | Направление ходатайств в КДН | 1 -11 классы | По ситуации | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
4.14. | Проведение коррекционных занятий с категорией детей «группы риска» | «группа риска» | По плану | психолог, социальный педагог |
4.15. | Организация правового всеобуча | 1 -11 классы | В течение года | Социальный педагог, воспитатели, классные руководители |
Организация правового всеобуча, проводимого социальным педагогом
Класс | Разделы | Кол-во часов | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
1 | Правила, которые нас окружают | 1 | - правила, которые нас окружают; - правила дома; - правила в школе; - правила поведения учащихся в школе и в классе; - простые правила дружбы; - понятие об ответственности; - правила поведения в школе; -права и обязанности школьника; - права учащихся в школе; - ответственность учащихся; - правила и нормы поведения учащихся. | - правильно вести себя за столом, на перемене, на уроке; - соблюдать правила в игре; - правильно вести себя в классе, в школе; - соблюдать правила дружбы; - правильно вести себя на перемене, на уроках; - уважительно относиться к старшим; - соблюдать безопасность на улице; - выполнять обязанности школьника |
Мой класс и мои друзья. | 1 | |||
2- 3 | Мои права и обязанности | 1 | ||
Устав школы – основной закон ее жизни | 1 | |||
4 | Правила и нормы поведения | 1 | ||
Защита прав ребенка в школе | 1 | |||
5 - 6 | Правила и нормы поведения | 1 | - правила и нормы поведения учащихся; - ответственность учащихся; - способы защиты прав ребенка государством; - способы поведения в критической ситуации - трудовое законодательство; - уголовное законодательство; | - уважительно относиться к старшим; - соблюдать безопасность на улице; - выполнять обязанности школьника; - правильно оценивать поступки людей; - защищать свои права; - соблюдать правопорядок в общественных местах. |
Что такое закон? | 1 | |||
Что такое конфликт и почему он возникает? | 1 | |||
7 | Правила и нормы поведения | 1 | ||
Что такое закон? | 1 | |||
Ответственность и ее виды. Уголовное законодательство. | 1 | |||
8 – 9 | Правила и нормы поведения | 1 | ||
Правонарушения подростков и их возможные последствия | 1 | |||
Трудовое право | 1 | |||
10 - 11 | Правонарушения подростков и их возможные последствия | 1 | ||
Трудовое право | 1 | |||
Семейное право | 1 |
Количество часов по разделам может меняться в зависимости от проблем, которые необходимо решать в детском коллективе.
Список литературы:
- Гончарова Н.М. «Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися», Волгоград: Учитель, 2007г.
- Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников», Волгоград: Учитель, 2007г.
- Об организации работы по реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (приказ от 20.03.03 № 1086), Вестник образования 10/2003.
4. Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №15 Еманжелинского муниципального района Челябинской области на 2010-2015 г.
5. Худенко Е.Д.. «Организация и планирование воспитательной работы в
специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме»: Пособие для
воспитателей и учителей.- М.:АРКТИ, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"
Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...
азбука профессий
игра-знакомство...
Азбука социально-педагогических технологий
Представленная работа – обобщение технологий работы с воспитанниками и их семьями. Данные технологии используются в практике деятельности Социально-реабилитационных центров для несовершенн...
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
1класс. Азбука, азбука каждому нужна
Конспект урока в 1 классе по программе Сергеева Критская...
«Составление глаголицы – первой славянской азбуки. Почему равноапостольные Мефодий и Кирилл решили составить азбуку для славян?»
Урок-лекция по Основам Православной Культуры для 6 класса....
2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»
Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...