Описание инновационного опыта
материал ( класс) по теме

Ровников Денис Николаевич
Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание инновационного опыта361.63 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/13/risunok1_1.jpg

   Ровников Денис Николаевич

учитель физической культуры

 Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

 

Тема инновационного опыта

«Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Название опыта

Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся

1

Автор опыта

Ровников Денис Николаевич, учитель физической культуры, первой квалификационной категории

2

Идея опыта

Для сдачи ГТО необходимо развитие физических способностей учащихся, например кондиции первого уровня, то есть общефизические качества (выносливость, гибкость, сила, скорость, ловкость). Как эффективно их развивать?

3

Цель

Развитие кондиционных способностей учащихся на уроках физической культуры на основе статодинамического метода.

4

Задачи деятельности

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике применения статодинамического метода.
  2. Выявить особенности  физических способностей учащихся ОУ.
  3. Разработать комплекс  упражнений для развития кондиционных способностей у учащихся на основе статодинамического метода.

5

Новизна

Новизна инновационного опыта заключается в том, что впервые представляется опыт  по преподаванию физической культуры в отдельно взятой сельской школе (НРМОБУ «Сингапайская СОШ») на основе статодинамического метода.

6

Актуальность

На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в стране, школьная физическая культура переживает серьезный кризис.  Уменьшение двигательной активности, увеличение учебных нагрузок, создающих психологическую и эмоциональную напряженность – отличительные черты современной школы. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности.  Актуальность данных проблем отмечаются и в Конституции РФ, и  в Законе об  образовании, и в Концепции развития науки и инноваций ХМАО-Югре на период до 2020 года,.

7

Педагогическая целесообразность

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования содержит определенные требования:  вместо классических двух академических часов (то есть двух уроков) в неделю вводится трехчасовая система преподавания физической культуры. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных обучающихся, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

8

Отличительная особенность деятельности

Инновационный  опыт:

- в выявлении особенностей статодинамического метода, направленного на развитие физических способностей учащихся.

- в разработке комплекса  упражнений для развития кондиционных способностей у учащихся на основе статодинамического метода и получении положительных результатов.

9

Развивающий потенциал

Исследования показывают, что, несмотря на отставание нынешних детей в уровне физического развития, имеются реальные возможности преодоления этого положения на основе статодинамического метода.

10

Тиражируемость

Результаты инновационного опыта могут быть использованы  на уровне основного общего, среднего общего образования (в том числе и  во внеурочной деятельности).

Актуальность педагогического опыта

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения.

Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта.

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.

Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.

Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека.

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Вместе с тем большую часть свободного времени дети проводят за компьютерами, возле телевизора. Ребёнок ведет малоподвижный образ жизни. А это отрицательно сказывается на физическом развитии, общем состоянии здоровья, уровне физической подготовленности. Статистические данные свидетельствуют о дефиците двигательной активности у школьников: в младших классах - 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85%. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Минобрнауки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главная причина, уверены специалисты, - именно дефицит движения (гиподинамия).

Вот почему жизненно необходимыми являются физическая культура и спорт, которые позволяют укреплять здоровье, целенаправленно воздействовать на весь организм, совершенствовать двигательную деятельность и формировать физические качества.

Данная проблема определила тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»

Методологическая база педагогического опыта

Различные аспекты поднимаемой проблемы достаточно широко обсуждались в научной и научно-методической литературе и исследовались многими учеными.

Плодотворные психолого-педагогические и психолого-физиологические теории - материалистическое учение о способностях человека, разработаны выдающимися психологами Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, их продолжателями и учениками (Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, И.В. Равич-Щербо, К.М. Гуревич, Т.И. Артемьева, В.М. Русалов и др.).

Используются при решении научно-исследовательских и учебно-методических проблем физического воспитания теория деятельности и культурное развитие высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция выдающихся советских физиологов Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.А. Маркосяна о многоуровневой системе управления движениями, о гетерохронном созревании, взаимодействии различных психофизиологических функций в онтогенезе, о надежности биологической системы; теории обучения, разработанные психологами П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным; теория физической культуры, разработанная известными советскими специалистами - Л.П. Матвеевым, А.Д. Новиковым и др.

 Так, социально-философской проблематикой, связанной со здоровым образом жизни, занимались И.В. Бестужев-Лада, В.Л. Еременко, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, Н.А. Ожеван, В.П. Петленко, А.В. Сахно, И.Н. Смирнов, В.А. Троянский, А.Г. Щедрина. Вопросу здровьесберегающих учебных дисциплин посвящены работы многих психологов, педагогов, методистов: П.К. Кулагина, Д.В. Колесова, Н.Т. Костюк А, Ю.И. Малеванного, В. М. Максимовой, Э. М. Мирского, С.В. Меньковой, С. Рашковой, В. Е. Рымаленко, П. Николова, М. Г. Чепикова, А.Д. Урсула.

В литературе встречаются отдельные специальные исследования И.Д. Зверева, Н.И. Калашниковой, И.В. Овчинниковой ориентированные на обеспечение взаимосвязи школьных предметов физической культуры, биологии и ОБЖ для формирования у учащихся элементарных навыков ведения здорового образа жизни.

 В сложившихся условиях возникает необходимость в переосмыслении проблемы физической подготовленности школьников, их здоровья и в переходе к новым формам физического воспитания.

Особый интерес на сегодняшний день в этом направлении представляют уроки, эффективно развивающие двигательные способности.

Двигательные способности можно разделить на две группы по признаку «доминанты процессуальный основы». Подобный подход был реализован в 1968 г. Грундлахом:

1.     Кондиционные способности.

2.     Координационные способности.

Благодаря трудам Грессер и Старишка (1998), «под кондиционными способностями в спорте мы понимаем сумму физических (двигательных) способностей: выносливости, силы, быстроты, гибкости - и ее реализацию посредством двигательных навыков и личностных свойств». Благодаря работам этих ученых сформулированы основные цели, задачи, определены структурные  компоненты     предложена классификация двигательных способностей.

Рядом исследований установлено, что объем двигательной активности значительно снижается с возрастом. (Роберт М. Малина, 2001г., О. Куц в соавторстве, 2003г.). Поэтому занятия физической культурой являются способом  развития кондиционных способностей личности и приводят к успешности учащегося во всех областях жизнедеятельности.

Основная педагогическая идея актуализируется и тем, что в новых условиях функционирования образовательной системы возникла главная цель образования  -  это  повышение качества по предмету.  

А эта проблема связана с решением целого ряда других:

во-первых, цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности;

во-вторых, отбор и структурирование нового содержания образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. Это является одним из важнейших направлений, внедряемых новых ФГОС.

И разрешить данную проблему возможно, лишь создав в образовательном учреждении специальные педагогические условия отбора форм и методов работы с учётом компетентностного и деятельностного подходов.

Принципы реализации компетентностного подхода:

Принцип гуманизма предполагает любовь к детям, отзывчивость к их проблемам, признание ценности ребенка как личности.

Принцип демократизма ориентирует на выбор учеником различных вариантов учебной деятельности, участие в них; активное взаимодействие в образовательном процессе.

Принципы реализации деятельностного подхода:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Идея, цель и задачи  педагогического опыта

Для сдачи ГТО тоже необходимо развитие физических способностей учащихся, например кондиции первого уровня, т.е. общефизические качества (выносливость, гибкость, сила, скорость, ловкость). Как эффективно их развивать?

Ведущая педагогическая  цель опыта: развитие кондиционных способностей учащихся на уроках физической культуры на основе статодинамического метода. 

 Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике применения статодинамического метода.
  2. Выявить особенности  физических способностей учащихся ОУ.
  3. Разработать комплекс  упражнений для развития кондиционных способностей у учащихся на основе статодинамического метода.

Технология  педагогического опыта

Обоснование выбора технологии педагогического опыта

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. У подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств.

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями.

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного (скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с 75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост выносливости.

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника.

Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е. возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества - гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников, строгой системы последовательности применения средств тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после скоростных и силовых упражнений.

Необходимо было найти методы, которые могут быть  основой решения задачи развития кондиционных способностей детей. Такой метод я нашел в исследованиях профессора  В.Н. Селуянова.

Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического, которые могут выражаться в самых различных количественных характеристиках. 

        Статодинамический метод эффективно помогает решать данные проблемы и не противоречит основным педагогическим технологиям по физической культуре, которые я использую в своей педагогической практике, например:

Технология дифференцированного физкультурного образования. Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

  1. Обучение двигательным действиям
  2. Развитие физических качеств
  3. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

  • выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности)
  • деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности
  • деление содержания программы

Перечень мероприятий

Мероприятие

Подготовительный этап

Изучение литературы на выбранную тему самообразования «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»

Разработка диагностик для выявления западающих физических способностей у учащихся

Проведение вводной диагностики  для  выявления западающих физических способностей у учащихся

Содержательно-практический этап

Разработка  комплекса упражнений  с использованием статодинамических упражнений

Разработка уроков  с внедрением комплекса упражнений по статодинамике.

Апробирование модели урока в образовательной деятельности

Проведение промежуточной диагностики  для  выявления западающих физических способностей у учащихся

Корректировка сценария урока с учетом выявившихся проблем в ходе анализа проведенных уроков

Внесение дополнительных упражнений по статодинамике в комплекс упражнений для развития западающих физических способностей

Участие в соревнованиях военно-прикладным видам спорта «Спартакиада допризывной молодежи», в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта «Штурм», соревнованиях среди военно-патриотических клубов Нефтеюганского района «Звезда Победы», в олимпиадах по физической культуре

Проведение итоговой диагностики по определению западающих физических способностей у учащихся

Подведение итогов работы. Корректировка деятельности. Планирование работы на следующий год

Рефлексивно - контрольный этап

Выступление в творческой группе педагогов

Выступление на методической конференции школы

Предъявление опыта работы в сети Internet и СМИ с целью получения  экспертной оценки

Реализация  педагогического опыта

        В свете новых задач в НРМОБУ «Сингапайская СОШ» на методической конференции были проанализированы особенности преподавания физической культуры в сельской школе в условиях реформирования современного образования за 2012-2013 учебный год, выявлены трудности, и, в соответствии с этим сформулированы задачи и направления организации физического воспитания.

Структура педагогического опыта с учётом компетентностного и деятельностного подхода как средство реализации современных целей образования в преподавании физической культуры были таковы:

1 направление – Работа по выявлению метода развития  кондиционных  способностей у учащихся.

2 направление – Диагностика уровня развития кондиционных способностей учащихся ОУ.

3 направление –  Применение статодинамического метода для развития кондиционных способностей учащихся

1 направление

Работа по выявлению метода развития  кондиционных  способностей у учащихся

Статодинамика связана с исследованиями  В.Н. Селуянова. Изучение научной литературы доказывает, что научные труды профессора В.Н. Селуянова сформировали практическое применение его исследований в современном мире в следующих формах:

1. статодинамический тренинг;

2. статодинамический практикум;

3. статодинамический метод.

Статодинамические тренинги и практикумы  повсеместно используются в профессиональном спорте и в современном спортивном досуге, в бодибилдинге, боксе, аэробике и т.д. Я считаю, что целесообразно использовать на уроках физической культуры статодинамический метод.

Статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц – изометрического и динамического, которые могут выражаться в самых различных количественных характеристиках.

Преимущества метода заключаются в следующем:

  • Увеличение  силовой выносливости мышц (больше функциональность)
  • Запуск анаболического синтеза в клетках за счет эффекта жжения (ионы водорода)
  • Минимизация давления (традиционная тренировка всегда опасно повышает его)
  • Оздоровительный эффект за счет  натуральной выработки своих гормонов в ответ на достаточный стресс в виде жжения (не избыточный, а достаточный).

Статодинамический метод развития силы мышц представляет собой последовательное сочетание в одном упражнении двух режимов деятельности мышц — изометрического и динамического (ауксотонического), которые могут выражаться самыми различными количественными характеристиками.

Для развития силовых способностей применяют 2–6-секундные изометрические напряжения с усилием 80–85% от максимального, с последующей динамической работой взрывного характера, со значительным снижением отягощения до 20–30% от максимального. Или в динамическом и изометрическом усилиях используется постоянное отягощение 70–80% от максимального.

2 направление

Диагностика уровня развития кондиционных способностей учащихся ОУ

Несмотря на усилия ученых, длящихся уже около столетия,  пока не создана общепринятая классификация двигательных способностей.

Наиболее распространенной является их систематизация на два больших класса (Рис. 1):

- класс кондиционных, или энергетических способностей в значительно большей мере зависит от морфологических факторов, биомеханических и гистологических (наука о тканях) перестроек в мышцах и организме в целом;

- комплекс координационных способностей преимущественно обусловлен центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают их на границе двух классов.

Следует различать кондиционные и координационные показатели двигательных способностей (Рис.1).

Двигательные способности можно разделить на две группы по признаку «доминанты процессуальный основы». Подобный подход был реализован в 1968 г. Грундлахом:

1.     Кондиционные способности.

2.     Координационные способности.

Грессер и Старишка (1998): «Под кондиционными способностями в спорте мы понимаем сумму физических (двигательных) способностей: выносливости, силы, быстроты, гибкости - и ее реализацию посредством двигательных навыков и личностных свойств».

Рядом исследований установлено, что объем двигательной активности значительно снижается с возрастом. (Роберт М. Малина, 2001г., О. Куц в соавторстве, 2003г.). Поэтому занятия физической культурой являются способом  развития кондиционных способностей личности и приводят к успешности учащегося во всех областях жизнедеятельности.

Мною разработана модель по  формированию кондиционных способностей личности на уроках физической культуры, определены уровни сформированности кондиционных способностей  для юношей и девушек и критерии по их определению.

Физические способности

Контрольные упражнения

Возраст

 

(количество лет)

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1.

Скоростные (быстрота)

Бег 30 м, сек

11

12

13

14

15

6,3 и выше

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,3-4,9

5,0 и ниже

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и выше

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3-5,7

6,2-5,5

6,0-5,4

5,9-5,4

5,8-5,3

5,1 и ниже

5,0

5,0

4,9

4,9

2.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11

12

13

14

15

140 и ниже

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195 и выше

200

205

210

220

130 и ниже

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185 и выше

190

200

200

205

3.

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900 и менее

950

1000

1050

1100

1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350

1300 и выше

1350

1400

1450

1500

700 и ниже

750

800

850

900

850-1000

900-1050

950-1100

1000-1150

1150-1200

1100 и выше

1150

1200

1250

4.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

11

12

13

14

15

2 и ниже

2

2

3

4

6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10 и выше

10

9

11

12

4 и ниже

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15  и выше

16

18

20

20

5.

Силовые

(сила)

Подтягивание

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6 и выше

7

8

9

10

4 и ниже

4

5

5

5

10-14

11-15

12-15

13-15

12-13

19 и выше

20

19

17

16

Результаты замеров кондиционных способностей у учащихся 9 класса

(2013-2014 учебный год)

Ф.И. ученика

Воз

раст

Физические способности

Быстрота

Скоростно-силовые

Выносливость

Гибкость

Сила

Бег 30 м

Прыжок в длину с места

6 – минутный бег

Наклоны сидя на полу

Подтягивание.

Сгибание /разгибание рук

рез.

уровень

рез.

уровень

рез.

уровень

рез.

уровень

рез.

уровень

1

Мамедова  Г.

15

6,2

Н

170

С

845

Н

13

С

5

Н

2

Гарбузов В.

15

5,9

Н

185

С

1250

С

8

С

9

В

3

Смирнова К.

15

6,1

Н

165

С

1100

С

12

С

17

В

4

Мамедова Э.

15

4,9

В

195

В

850

Н

20

В

14

С

5

Халиулина  А.

15

6,2

Н

145

Н

845

Н

14

С

5

Н

6

Базаров А.

16

4,7

В

210

В

1200

С

11

В

7

С

7

Брюхов А.

16

4,6

В

190

С

1300

С

3

Н

9

В

8

Захарова Л.

15

6,1

Н

145

Н

845

Н

7

Н

5

Н

9

Гаджиев М.

16

5,5

С

184

С

1450

В

3

Н

9

В

10

Кузьминых А.

15

6,3

Н

144

Н

850

Н

19

В

5

Н

11

Саббахова И.

15

6,3

Н

145

Н

835

Н

12

С

15

С

12

Скаредин С.

15

5,4

С

205

В

1245

С

8

С

6

С

13

Гамм А.

15

5,8

С

200

В

850

Н

20

В

15

С

14

Матвеев Е.

15

5,0

С

210

В

1450

В

11

В

9

В

15

Хамавов Э.

15

5,3

С

170

С

1100

С

20

В

5

Н

Из таблицы видно, что у учащихся, выполняющих комплекс упражнений в статодинамическом режиме, наблюдается значительный рост кондиционных (энергетических) способностей, которым было уделено особое внимание.

Замеры производились в 2013-2014 учебном году, когда учащиеся были в 9 классе. Через два года дети, учащиеся в 11 классе, все успешно сдают нормативы по физической культуре. Статодинамический метод успешно применялся и в других классах.

3 направление

Применение статодинамического метода для развития кондиционных способностей учащихся

Существующие проблемы поставили вопрос о поиске более рациональных средств физической подготовки учащихся 8-11 классов, а именно кондиционных способностей. В соответствии с теоретическими положениями и данными диагностических исследований таковыми могли стать статодинамические упражнения.

Мною был разработан комплекс упражнений для развития кондиционных способностей статодинамическим методом.

Наименование упражнения

Количество подходов

Время выполнения

Отжимание

3

30 секунд

Упражнение «Лодочка»

3

30 секунд

Приседание

3

30 секунд

Подъём на носки с опусканием пятки ниже горизонтали

3

30 секунд

Упражнение «Гиперэкстензия»

3

30 секунд

Подъём туловища

3

30 секунд

Субъекты  педагогического опыта

Субъектами педагогического опыта являются учащиеся 8-11 классов.

Данный педагогический опыт  формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 14-17 лет, связанных:

- с умениями по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировки проблемы и цели своей работы, определения  адекватных способов и методов решения задачи;

 - с умениями прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями по физической культуре;

- с рефлексивной деятельностью (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);

 - с  умениями  определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Материально-технические ресурсы

Стандартное оснащение спортивного зала, оборудованная пришкольная спортивная площадка, цифровая и видеотехника, выход в Интернет.  

Учебно-методические ресурсы

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Лях В.И., Зданевич А.А., - М. Просвещение. 2013 г.)

Учебники:

  •  Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И.Лях. М.: Просвещение, 2014.
  • Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.И.Лях. –  М. : Просвещение, 2014.
  • методические рекомендации. 8–9 классы (автор Лях В. И.)
  • методические рекомендации. 10-11 классы (автор Лях В.И.)

Результативные параметры педагогического опыта

В результате применения статодинамического метода и развития кондиционных способностей учащихся получили следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: качественные показатели умений учащихся: 2012-2013 уч.г. - 100%, 2013-2014 уч.г. - 100%, 2014-2015 уч.г. - 100%, абсолютная успеваемость - 100%.

Результатом работы являются достижения учащихся:

Олимпиада по физической культуре муниципальный этап: 2011 год - Морозенко Анастасия – 3 место, 2012 год - Верижников Евгений – 2 место, 2013 год  -  Фадеева Анна – 2 место, Долгова Анастасия  - 3 место, Зиганчин Рафаэль – 2 место, Терещенко Всеволод – 3 место, Верижников Евгений  - 3 место, 2014 год – 2 место, 2014 год  - Хамавов Эльдар – 2 место.

В командных зачетах: Лыжные гонки среди юношей Нефтеюганского района – 2 место, личное первенство - Зиганчин Рафаэль - 2 место 2015 год. Мини-футбол среди учащихся Нефтеюганского района 2015 год – 2 место, 2014 год - 2 место. Баскетбол среди учащихся Нефтеюганского района 2013год - 3 место, 2014 год 7-8 классы – 1 место, 2014 год 9-11 классы – 3 место. Волейбол среди учащихся Нефтеюганского района 2011 год – 2 место, 2012 год – 2 место, 2014 год – 2 место, 2015 год – 2 место. Окружные Президентские состязания 2013 год: мини-футбол – 3 место, многоборье – 3 место. Окружные Президентские состязания 2015 год: мини-футбол – 1 место, многоборье – 2 место, «Весёлые старты» – 2 место. Спартакиада учащихся Нефтеюганского района 2014 год – 3 место. Спартакиада допризывной молодежи Нефтеюганского района 2014 год – 3 место. Пожарно-военизированная эстафета Нефтеюганского района: 2010 год - 1 место, 2013 год – 3 место. Военизированный конкурс среди девушек Нефтеюганского района 2013 год – 2 место.

Результатами взаимодействия с социальными партнёрами стали:

 а) 1 место в соревнованиях по волейболу среди трудящихся в составе сборной команды п. Сингапай – 2010 год;

б) 3 место в соревнованиях по баскетболу  среди трудящихся в составе сборной команды п. Сингапай – 2012 год;

 в) 1 место в соревнованиях по волейболу среди трудящихся в составе сборной команды п. Сингапай – 2013 год;

г) победа в военно-патриотической игре "Армейский калейдоскоп" в составе сборной п. Сингапай;

д) участие в спортивном празднике "Однажды вечером" в составе сборной учителей Сингапайской СОШ;

е) участие в окружном фестивале "Стимул" в составе сборной команды п. Сингапай по пейнтболу.

Показатели, характеризующие эффективность опыта на протяжении нескольких лет:

-  Устойчивые положительные результаты;

- Отмечается положительная динамика уровня сформированности ключевых компетентностей;

- Ежегодно растет количество участников и победителей в  олимпиадах и конкурсах и т.д.

Мною также разработан комплекс упражнений для развития кондиционных способностей у учащихся на основе статодинамического метода.

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой  личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 8-11 классах по любой программе на разных этапах обучения, а также как форму контроля.

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть – ничто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта

В работе представлен передовой педагогический опыт по применению метода проектов и информационно - компьютерных технологий на уроках английского языка в условиях введения новых ФГОС....

Описание инновационного педагогического опыта учителя физики (Федоровой И.Ю.)

Тема моего инновационного педагогического опыта: развитие личности учащихся при обучении физике через использование интерактивных технологий и метапредметного обучения....

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Описание инновационного опыта по критериям

Описание инновационного опыта по критериям...

Описание инновационного опыта

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио. ...

Описание инновационного опыта

Описание инновационного педагогического опыта...