Описание инновационного опыта работы
опыты и эксперименты на тему

Цуцкиридзе Варвара Владимировна

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_innovatsionnogo_opyta_raboty_byvshevoy_v.v.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного опыта работы

учителя математики и информатики

МБОУ средней общеобразовательной школы № 99

Бывшевой Варвары Владимировны

  1. Наименование опыта.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.

II. Концепция, цели. Условия возникновения и становления опыта.

В условиях обновления системы экзаменации выпускников общеобразовательных учреждений (с введением тестовой системы ЕГЭ, новой структуры итоговых работ), оценивания (в баллах), проектирования подачи теоретического материала в постоянном сочетании с различными видами практической деятельности) как никогда возрастает роль информационных технологий на уроках математики.

При разработке данной методической идеи были поставлены следующие цели:
- реализация инновационного педагогического опыта в рамках
инициативы «Наша новая школа»;
- внесение вклада в развитие муниципальной системы образования;
- передача индивидуального опыта, нацеленного на достижение более высоких результатов ЕГЭ, который можно эффективно использовать в образовательном пространстве образовательного учреждения;

- самореализация и саморазвитие личности ученика, активизация его творческого потенциала.

Ценности:

- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы, расширение объёма предъявляемой учебной информации);

- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью, повышение эффективности обучения, развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

 - поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс.

III. Актуальность.

Процесс информатизации, охватил сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования.

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление станут жизненной необходимостью. Такое  влияние на цели обучения опирается на возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Для чего же нужны информационно-коммуникационные технологии на уроках математики? Их роль очень велика. Они позволяют моделировать изучаемые объекты и явления, автоматизируют различные расчеты, позволяют производить эксперименты, представляют объект реальности, визуализируют изучаемые объекты, сообщают сведения, формируют умения и навыки, позволяют отработать различные умения и навыки и т.д.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. общеобразовательная школа должна была формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, включая опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

В связи с разработкой и внедрением новых образовательных технологий образовательная задача школы состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Важно:

  • создать условия для самовыражения каждого ученика,
  • для проявления его избирательности к учебному материалу, способу и форме репрезентации этого материала.
  • иное структурирование содержания и организации образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке математики позволяет учащимся приобрести  универсальные учебные умения в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.

IV.  Новизна опыта (своеобразие).

На  современном этапе развития отечественной школы моделировать урок целесообразнее с применением информационно-коммуникационных технологий .

Опираясь на собственный опыт, считаю эффективной организацию уроков математики с использованием ИКТ. В процессе данного вида деятельности могут быть выявлены и ликвидированы индивидуальные пробелы в знаниях учащихся.  Приобретенные навыки при работе с ИКТ реализуются и дома при подготовке домашнего задания, оно будет выполняться качественнее, регулярнее. Во время урока активен не только учитель, но и в большей степени ученик.

 V. Описание методики

Цели и задачи: 

  1. Выявить возможности и особенности использования средств современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках.
  2. Выделить основные направления использования средств информационных технологий при изучении математики.
  3. Выявить степень повышения познавательной активности учащихся через внедрение в процесс обучение математики современных информационных технологий.

Основные задачи использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики заключаются в следующем:

- научить учащихся  находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, делать выводы, находить рациональные пути выполнения задания;

- повысить интерес учащихся к математике;

- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;

- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);

- развивать у учащихся  мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение и сопоставление фактов и явлений;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;

- развивать межпредметные связи.

        Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей: 

- представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря презентациям, анимации и др);

- повысить мотивацию обучения (в связи с тем, что мы живем в информационном веке);

- использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока (работа с презентацией, индивидуальные и групповые занятия на компьютерах и т.п.);

-  вовлечение учащихся в сознательную деятельность;

- использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.

Описание методики

Наиболее эффективно использование компьютера при:

- мотивации введения понятия

ПРИМЕР: Для того чтобы заинтересовать учащихся математику нужно сделать наглядной и показать ее практическое применение. Для этого, например, в начале урока полезно давать историческую справку по изучаемой теме.

- обучении (подаче материала)

ПРИМЕР: при изучении геометрии, для большей наглядности, без презентаций не обойтись.

- моделировании

ПРИМЕР: Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов, происходящих в природе и обществе.

Задача: Рассчитайте, какова будет численность оленей через1, 3, 5 и 10 лет при полном отсутствии хищников. Отобразите изменения численности оленей в течении данного периода графически. Для того, чтобы построить требуемую информационную модель, необходимо определить, каким формальным языком удобнее описать эту модель. Так, как известны исходные числовые данные; требуется рассчитать численность оленей за определенные временные отрезки, удобнее описать модель с помощью языка математики и для расчетов использовать знакомую нам среду электронных таблиц.

- отработке определенных навыков и умений

ПРИМЕР: Применение интерактивных тренажеров к учебнику математики для 6 класса сост. Н.Я. Виленкин и др.

- контроле знаний

ПРИМЕР: Решение задач с интерактивным выбором ответа. Например с использованием сайта http://urokimatematiki.ru

- организации исследовательской деятельности учащихся;

ПРИМЕР: При изучении функций на уроках алгебры учащиеся могут выступать в роле исследователей, в этом может помочь программа «Advanced Grapher». Можно предложить учащимся выполнить следующие задания: проанализировать представленные графики, отметить графики линейных функций, составить уравнения графиков линейных функций, определить в каких четвертях расположены графики линейных функций при положительных значениях коэффициента пропорциональности при отрицательных значениях коэффициента пропорциональности.

Задание: Построить графики функций , , ,,. Учащиеся строят в программе графики данных функций:

После чего могут сделать вывод: чтобы построить график функции   по известному графику функции , можно произвести параллельный перенос графика на  единиц вдоль оси ординат.

- игровое обучение

ПРИМЕР: В начале урока можно предложить ребятам разгадав кроссворд или ребус  самим назвать тему занятия.

- интегрировании предметов естественно-математического цикла.

ПРИМЕР: Интегрированный урок по математике и физике «Функции и их графики».

Сначала учащиеся вспоминают теоретические сведение на тему «Функции и их графики». Отвечают на вопросы:   Так что же показывает график функции?   Какую величину называем зависимой?   Что такое независимая переменная?   Приведите примеры зависимости одной величины от другой.  Объясните, какие из них используются в физике и математике?  Так что же такое функциональная зависимость? Сформулируйте определение линейной функции (у = kx + b). Приведите примеры.   Как называется зависимость у = kx? k – это…   Выразите k из у = kx.

Далее учащиеся выполняют опыт по физике. Экспериментально установить зависимость силы тяжести от массы. Определить связь между силой трения и силой нормального давления. Определить связь между силой упругости и удлинением пружины. Определить связь между массой и объемом тела.

Полученные данные заносятся в электронные таблицы, строятся графики.

VI. Результативность и мониторинг.

Мною был проведен опрос учащихся, который показал какой вид работ на уроке наиболее интересен учащимся. Данные приведены в таблице:

5 класс

6 класс

7 класс

1. Какой вид организации урока больше нравится ?

Обычный урок.

7%

5%

3%

Урок с компьютерной поддержкой

93%

95%

97%

2. Какой вид работы предпочитаете?

Работать с учителем.

47%

38%

40%

Работать в группе.

35%

17%

12%

Самостоятельно работать с программой.

18%

45%

48%

Я провела сравнительный анализ усвоения тем в 5,6,7 классах, между учащимися при обучении которых использовались и не использовались информационно-коммуникационные технологии. Данные отражены в диаграммах:

Управление обучением с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся,      повышению качества математической подготовки обучающихся, положительной динамике уровня обученности по алгебре и геометрии, росту активности обучающихся на уроках и во внеурочной познавательной деятельности.

Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий.

VII. Адресная направленность.

Этот опыт может пригодится при подготовке к ЕГЭ по математике, а также по другим предметам.

Механизм тиражирования – публикации, выступления на педагогических советах, публикация на сайте.

Список литературы

  1. Богомолова О. Роль информационно-коммуникационных технологий на уроках математики // Математика. 2010 – № 22. –с.5-8.
  2. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  4. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. - М.: 1999.
  5. Источники Интернет
  6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 272 с.
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы опыта работы с приложениями .

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Описание системы опыта работы

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАОписание опыта работы  учителя английского и немецкого языков МБОУ СОШ №39 города ТулыМайер Виктории Александровны...

Описание инновационного опыта по критериям

Описание инновационного опыта по критериям...

Описание инновационного опыта

Представление  инновационного опыта  на тему: «Статодинамический метод на уроках физической культуры как средство развития кондиционных способностей учащихся»...

Описание инновационного опыта

http://yadi.sk/d/ouAS8BXW3GEmqE   Уважаемые посетители моего сайта, пройдя по этой ссылке, вы попадёте на Яндекс Диск, где сможете познакомиться с моим портфолио. ...

Описание инновационного опыта

Описание инновационного педагогического опыта...