урок латинского языка "Per aspera ad astra"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Система образования в современных условиях способствует развитию основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Эту мысль, я думаю, никто не будет оспаривать. Именно школа готовит человека к активной деятельности в различных сферах экономической и политической жизни нашей страны. Мы видим, насколько гибко реагирует школа на запросы человеческого общества. Вводятся новые предметы, курсы, создаются все условия для эффективного обучения. Так, в последние годы, все чаще в олимпиадные задания разных уровней по правоведению, литературе, истории вводятся вопросы, связанные с лексическим значением и переводом латинских выражений. Это является одной из причин введения изучения латинского языка. Кроме того, знание крылатых выражений и афоризмов на латинском языке свидетельствует об интеллектуально развивающейся личности.
Курс « Основы латинского языка» разработан мной для учащихся профильных гуманитарных классов с учетом специфики учебной программы инновационного учреждения. Цель его - научить учащихся воспринимать латинский язык как основу современных романо-германских языков, видеть его значимость в правоведении, истории, философии, медицине.
Урок проводится в 10 классе в системе обучения грамматической теме: «Основные степени сравнения прилагательных» (3часа) и является заключительным на данном этапе. Урок построен в форме диспута-соревнования (учащиеся делятся на группы) и направлен на повторение, а также введение новых латинских пословиц и афоризмов. Некоторым учащимся было дано задание подготовить индивидуальные доклады по определенным темам: « Великие имена в римской истории и праве», «Жизненный путь Платона», «Латынь в медицине». Психолого-педагогические особенности учащихся данного возраста позволяют использовать выбранную форму и технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_latinskogo_yazyka.rar | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Per aspera ad astra
Цели:
Обучающие:
1. повысить учебную мотивацию изучения латинского в системе интеграции с другими предметами.
2. практиковать учащихся в чтении и переводе.
3. познакомить учащихся с образованием превосходной степени прилагательных и наречий в латинском языке.
Развивающие:
- развивать индивидуальные способности учащихся к общению.
- развивать интеллектуальные и познавательные способности.
Воспитательные:
1. формировать чувства уважения друг к другу, интереса к иноязычной культуре, духовность.
Задачи:
● расширять представление учащихся об окружающем мире и о языке как средстве познания и общения.
● учить детей использовать метод прямой и обратной задачи в практическом переводе, развивать способность аналитического мышления, память, воображение, быстроту реакции.
Оборудование урока: Компьютер, мультимедийный проектор и экран, портреты выдающихся деятелей Древнего Рима и Греции, мультимедиа – презентация (диск - прилагается), раздаточный материал (карточки: с лексическим материалом, со словами песни Ave Maria, со степенями сравнения).
Ход урока:
1. | Приветствие | 1 |
2. | Организационный момент | 3 |
3. | Речевая разминка | 2-3 |
4. | Rex est rex (Закон есть закон) Афоризмы в правоведении. | 5-7 |
5. | Объяснение нового грамматического материала: Превосходная степень прилагательных. Закрепление. | 9-10 |
6. | Философия мудрых. | 5-7 |
7. | Музыкальная пауза | 8-10 |
8. | Латынь в медицине | 5-7 |
9. | Подведение итогов | 2 |
10. | Домашнее задание | 2 |
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Организационный момент: Проверить готовность учащихся к уроку.
( Присутствие учащихся, наличие рефератов, докладов.)
Слово учителя: Тема нашего урока: «Per aspera ad astra». Сегодня мы вспомним и обобщим знания латинских пословиц и афоризмов. А наши экспертные группы приготовили много интересной информации, с которой спешат поделиться. Поприветствуем группу экспертов-историков и правоведов! Экспертов-философов! И экспертов в области медицины! Все три группы должны принимать активное участие в дискуссии. Команды оцениваются и получают бонусы.
Разминка: Ребята, как вы уже заметили, название темы нашего урока « Per aspera ad astra» - это латинская пословица. А кто назовет перевод этой пословицы? Правильно – «Через тернии к звездам »
Слова: эксперт и бонус - латинского происхождения, а какое исконное значение они имеют? ( Оцениваются участники групп, наиболее точно и быстро давшие ответы.)
Expertus- опытный, сведущий; Bonus ( добрый, справедливый)от bona –имущество, добро.
Проверка домашнего задания: Ребята! Сейчас вам предстоит прочитать и вспомнить окончание латинских пословиц. ( Работа со слайдом).
- Epistŭla non erubescit.
- Verbum movet, exemplum trahit.
- Lupus non mordet lupum.
- Mala herba cito crescit.
- Ignorantia non est аrgumentum.
Римское право называют ratio scripta - писаный разум, который является классическим элементом юридического образования. Большинство юридических терминов сформировано из латинских корней: "юстиция", "процесс", "прецедент", "адвокат", "презумпция", "казус", "прокуратура" и т.д.
Великим политиком, оратором и писателем был Марк Туллий Цицерон. Сейчас мы познакомимся с высказываниями замечательных деятелей истории Древнего Рима. ( Работа со слайдами. Ученики читают и записывают изречения).
Объяснение нового материала: (учащиеся записывают новый материал в тетради, учитель объясняет у доски).
Сегодня на уроке мы познакомимся с образованием превосходной степени имен прилагательных (Gradus superlativus). Основная группа прилагательных образует превосходную степень с помощью суффикса –issim-, который добавляется к основе слова и родовых окончаний-us, -a, -um
Супплетивные степени свойственны многим языкам.
Хороший- наилучший
Good- the best
Gut- am besten
Несомненно, Платон и Аристотель являются самыми знаменитыми философами Древней Греции, наследием которых являются не только многие произведения на латинском языке, но и мудрые изречения. ( Работа со слайдами). Однако на ряду с ними стоят имена других известных философов, которые творили на латинском языке: Декарт, Ломоносов, Коменский и многие другие.
Латинский язык многие века был языком религии европейских христиан католического вероисповедания. Только в XX веке почти везде богослужение было переведено на национальные языки. Многие литургические тексты на латинском языке послужили основой для музыкальных композиций. Например, “Аве, Мария”, воспринимается сейчас как светское сочинение.
Музыкальная пауза: Учащиеся прослушивают и исполняют “Аве, Мария ”
Знание латинского языка является важным в современной медицине. Наши учащиеся-эксперты убедили нас в этом. А сколько существует интересных афоризмов в данной области науки!
( Работа со слайдами)
Гиппократ, выдающийся древнегреческий врач, оставил огромное наследие современному поколению -58 сочинений, которые содержат учения различных медицинских школ.
( Работа со слайдами)
Подведение итогов: Отметить хорошую подготовленность гр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (латинский язык + информатика) по теме "Мы учимся не для школы, а для жизни"
Формирование информационной культуры учащихся, внимательности при работе с иноязычным текстом, аккуратности, усидчивости, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся....
Уроки латинского языка
Программа по латинскому языку; Программа элективного курса; Урок латинского языка; Урок латыни на конкурс Неделя иност.языка ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «PER ASPERA AD ASTRA!» (Через тернии к звёздам!) ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11-х КЛАССОВ
Преподавание латинского языка как общеобразовательной лингвистической дисциплины преследует комплексную реализацию общеобразовательных, развивающих, воспитательных и практических целей....
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"
Открытый урок с применением мультимедийной обучающей системы (МОС) дисциплины "Латинский язык" по теме "ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ и правила чтения"...
методический практикум " Per aspera ad astra"
Методический практикум направлен на составление идивидуального маршрута развития педагогических работников...
План-конспект урока "Латинская Америка в мире"
Подробный план урока географии по теме "Латинская Америка"...